«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством цифровой лаборатории «Наураша»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», позволяет опытным путём подтвердить или опровергнуть предположения относительно различных природных процессов или явлений.
Занятия с использованием цифровой лаборатории способствуют развитию познавательного интереса дошкольников, развитию таких качеств как внимание, аккуратность, наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №54 «Аленький цветочек»
Методическая разработка
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством цифровой лаборатории «Наураша»
Автор-составитель: Захарова М.Н., воспитатель
г. Тамбов
2023
Аннотация.
Мир наш стремительно меняется. Меняется техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Поскольку меняется время, ему должны соответствовать и люди. Они должны быть с новым мышлением, с новой мотивацией и стилем поведения. И если еще недавно многие думали, что можно продолжать жить по-прежнему, то сейчас все понимают необходимость качественно нового образования. В его основе будет стоять задача воспитания человека творческого, высоко образованного, духовно-нравственного, спортивного, здорового, а также самостоятельного, инициативного, любознательного.
В век стремительного изменения окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, дошкольное образование не может обойтись без использования компьютерных технологий. Современные дети рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают ее как интересного игрового партнера.
А каким же образом в наше время рассказать ребёнку о таких вопросах, как температура, звук, свет, магнитное поле, электрический ток, чтобы это было увлекательно, познавательно и грамотно с научной точки зрения. На все эти и многие другие вопросы об окружающем нас мире поможет ответить ученый-исследователь Наураша из детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Данная методическая разработка может быть рекомендована к применению в рамках педагогической деятельности воспитателей при реализации образовательной области познавательное развитие для детей возраста 5-7 лет.
Введение.
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», позволяет опытным путём подтвердить или опровергнуть предположения относительно различных природных процессов или явлений. Так как дети обожают совершать самостоятельные открытия и проводить настоящие научные эксперименты, детская цифровая лаборатория помогает развивать эту заложенную природой познавательно-исследовательскую деятельность.
Занятия с использованием цифровой лаборатории способствуют развитию познавательного интереса дошкольников, развитию таких качеств как внимание, аккуратность, наблюдательность.
Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной познавательной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущей пути и способы их достижения. Изучение и анализ идей исследователей: Е.В. Коротаева, Б.Ц. Бадмаева, С.С. Кашлева позволяют характеризовать сущность интерактивно-мультипликационной обучения следующим образом: «Это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают»
Целеполагание: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями: развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, свет, температура, электричество, пульс, сила);
2. Формирование интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования.
3. Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение, умозаключения; способов познания путем сенсорного анализа.
4. Формирование навыков безопасного поведения во взаимодействии с окружающим миром.
5. Развитие ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности, совершенствование самостоятельности, наблюдательности, развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится исходя из следующих принципов:
1. Принцип научности и доступности - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками, построение процесса обучения дошкольников в игровой форме, решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
2. Принцип систематичности и последовательности - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач в опытно – экспериментальной деятельности дошкольников, формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
3. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
4. Принцип активного обучения - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
5. Принцип креативности - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
6. Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Новизна. Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии» является новым методом обучения и развития познавательной активности дошкольников.
Основная часть
Выбор данной интерактивно-мультипликационной технологии обусловлен рядом факторов:
- Актуальность продукта: полное соответствие продукта новому государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):
- формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
2. Поразительность открытий - возможность наглядно объяснить детям свойства и явления природы.
3. Уникальность продукта - получение бесценного опыта для дошкольника: умение ставить перед собой цель и достигать ее.
4. Занимательность обучения - возможность проведения опытов в восьми различных тематических лабораториях.
При использовании лаборатории необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
∙ первое условие - необходимо учитывать содержание и формы, проектирующие определенный тип сознания и мышления дошкольников;
∙ второе условие - исследуемый материал должен представлять нечто новое, необычное, контрастное, входить в противоречие с какими-то представлениями старших дошкольников, то, что дети уже знают, легко теряет для них интерес;
∙ третье условие - необходимо использовать смену разновидностей данной деятельности (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование), разнообразные интерактивные формы организации деятельности, механизмы индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей;
∙ четвертое условие - ведущая роль педагога должна сохраняется, но у детей должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно;
∙ пятое условие - наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление существующих взаимосвязей помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Цифровая лаборатория состоит из восьми образовательно-игровых модулей.
Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика. Внутри каждой темы содержится набор экспериментов. При этом тема и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
Возможности настроек предусматривают:
∙ последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми тем;
∙ переключение между темами;
∙ ручную настройку выбора заданий;
∙ свободный режим;
∙ повторение заданий.
Изучение предложенных тем можно проводить в любом порядке, учитывая особенности основной образовательной программы детского сада, склонности, интересы и уровень подготовки детей каждой группы. Но все же лучше начинать с наиболее знакомых детям физических величин: температура, свет, звук и т. д.
Лаборатория «температура»
Задачи:
- познакомить с понятиями «температура», «градус», «ноль градусов», «температура тела человека», «комфортная температура», «кипение и замерзание воды»
- обучать ребенка измерять температуру различных объектов
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Лаборатория «свет»
Задачи:
- познакомить с понятиями «свет», «скорость света», «освещенность»
- учить сравнивать освещенность различных объектов
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
- объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов
Лаборатория «электричество»
Задачи:
- дать общее представление об электричестве
- познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение»
- познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством
- учить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
Лаборатория «кислотность»
Задачи:
- познакомить с понятием «кислотность»
- научить измерять кислотность разных продуктов
- познакомить с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
Лаборатория «звук»
Задачи:
- познакомить с органом слуха
- дать первичные знания о звуке как о физическом явлении
- познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки»
- объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
Лаборатория «магнитное поле»
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «магнитное поле», «магнитное поле земли», «магнитные и немагнитные материалы», «кольцевой и плоский магниты»
- учить измерять поле различных магнитов
- показать на примерах взаимодействие магнитов
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
Лаборатория «пульс»
Задачи:
- обогащать и уточнять представления детей об устройстве и работе человеческого организма;
-знакомить с органами кровообращения;
-учить измерять пульс человека;
-формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни;
-способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Лаборатория «сила»
Задачи:
-познакомить детей с понятием силы как физической величины;
-познакомить детей с понятием «вес предмета»;
-учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора;
-способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Окно лаборатории (модуля) в режиме заданий обеспечивает следующие функции:
- выдача обучающей информации через анимационные действия главного героя, сопровождающиеся озвученными репликами и субтитрами; анимированное сопровождение проведения эксперимента и отображение результата проведения эксперимента в виде шкалы и при помощи анимированных объектов;
- оценка правильности выполнения учащимся эксперимента путем демонстрации анимированной и озвученной реакции главного героя и объектов-индикаторов, созданных для наглядной демонстрации результатов выполнения задания;
- возможность изменять настройки внутри сцены, делая выборку заданий как самостоятельно, так и при помощи фильтра, сортирующего задания по группам.
Настройки предусматривают возможность повторения каждого задания несколько раз.
При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проверка гипотез, предположений;
- обсуждение увиденных полученных результатов;
- формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.
Основная форма организации работы – занятие в лаборатории, которое включает последовательную смену разных видов деятельности детей и использования цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Работа в каждой лаборатории состоит из 3-4 занятий, одно их которых является итоговым. На итоговом занятии дети в игровой форме закрепляют пройденную тему.
В конце учебного года рекомендуется провести интеллектуальный досуг «Наураша в гостях у ребят» по итогам занятий в электронной лаборатории. Это может быть презентация детско-взрослых проектов, демонстрация интересных опытов, интеллектуальная игра и др.
Занятия в лабораториях могут быть организованы как в первую, так и во вторую половину дня с подгруппой детей или индивидуально. Для выполнения отдельных экспериментов дети могут объединяться парами. Для педагога структура занятия в лаборатории предлагается в форме технологической карты, в которой предусмотрена смена детской деятельности и работа за компьютером в цифровой лаборатории. Технологическая карта поможет педагогу подготовить к занятию необходимый материал и оптимально спланировать деятельность детей.
Для детей можно разработать макет «Научного журнала», в который под руководством взрослого вносятся результаты опыта, наблюдений, измерений в виде рисунка, схемы, аппликации, фотографии и т.п. В «Научном журнале» предусмотреть место для фотографии ребенка-исследователя и его помощника, которым может быть любой член его семьи; место для фиксации выполнения домашних рекомендаций и творческую страничка.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
- побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
- направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
- способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
- приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на данном возрастном этапе.
Заключение
Используя детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» в работе с детьми, можно сделать вывод, что дети с удовольствием занимаются с цифровой лабораторией, с нетерпением ждут новой встречи с мальчиком Наурашей.
Им нравится данная форма проведения занятий. Дети активно выдвигают свои предположения относительно того или иного явления, процесса, участвуют в проведении опытов, в обсуждении результатов. А полученные в результате знания являются прочными и осознанными. Как справедливо гласит китайская мудрость: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму!»
Однако, необходимо отметить, что рассчитана программа на более любознательных и более развитых в интеллектуальном плане детей.
Есть недоработки и в самой программе, например, отсутствие возможности вернуться назад к предыдущему исследованию. Для этого нужно выйти и зайти в лабораторию снова. Ответы мальчика Наураши не всегда совпадают с результатами опытов и т. д.
Тем не менее, я считаю, что применение данной цифровой лаборатории в нашем ДОУ оправдано и служит наглядным показателем работы в этом направлении.
Формирование познавательной активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия.
Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами современных технологий с использованием цифровой лаборатории Наураша опубликована на образовательном интернет портале nsportal.
Список использованных источников.
1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
3. Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации – M.: MODДЭК, 2004;
4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
5. Шутяева, Е. А. «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов» / Е. А. Шутяева. –М. : издательство «Ювента», 2015.
Приложение
Технологическая карта для педагога
по организации работы в «Лаборатории температуры»
Занятие №1
«Что такое температура?»
Программное содержание: |
|
Дополнительные материалы: |
|
Вводная часть |
Вступительное слово педагога: обозначение темы занятия, мотивация на работу, повторение правил работы в лаборатории |
Работа с цифровой лабораторией (продолжительность не более 7 минут): |
«лаборатория»--«загрузка»--«температура»--«настройки»--«урок 1»--«пуск» |
а) что такое температура? б) что такое градус? в) измерение t0 в комнате; г) измерить t0 за окном; д) измерить t0 своего тела |
После измерения t0 тела нажать на ---«паузу»--- и выключить игру. |
Физкультминутка |
Фиксация результатов в «Научном журнале» |
Результаты опыта, наблюдений, измерений вносятся ребенком в «Научный журнал» в виде рисунка, схемы, аппликации, диаграммы, фотографии и т.п. |
Подведение итогов занятия |
Вывод: разные объекты имеют разную температуру, которая может меняться, если меняются условия |
Вместе с помощником (домашние рекомендации) |
Измерить t0 в комнате, на кухне, где t0 выше, почему? Измерить t0 воды в аквариуме при включённом свете и при выключенном подогреве: всегда ли t0 воды одинаковая? Что влияет на изменение t0 воды в аквариуме? Занеси свои наблюдения в «Научный журнал» любым удобным для тебя способом. |
Что можно посетить (рекомендации посещения музеев, выставок и пр.) |
Дополнительный материал для педагога
к занятию №1 «Что такое температура?»
Словарь: | |
Температура – мера нагретости тела. Градус – единица измерения температуры | |
Обучающая информация[1] | |
Что такое температура | Взрослый должен объяснить детям, что температуру измеряют термометром. Термометры бывают разные, ими измеряют температуру воздуха и воды (показать картинки с изображениями комнатного, уличного и водного термометров или сами термометры). |
Что такое градус | Обратить внимание детей, что на каждом из показанных термометров есть шкала. Одно деление — один градус. Найти в компьютерной сцене термометр и объяснить, что на нем температура обозначена цифрами. Столбик термометра при температуре ниже нуля становится синим, а выше - красным. |
Температура тела человека | Необходимо объяснить детям, что нормальная температура тела человека — до 37 градусов. Температура повышается, когда человек заболевает. Так организм борется с болезнью. При очень высокой температуре надо вызвать врача. |
Задания на измерения | |
Измерить температуру в комнате | Необходимо проследить, чтобы датчик свободно лежал на столе и не был зажат в руке ребенка. Педагог может дать задание нескольким детям положить датчик на подоконник, а другим — оставить его на столе. При этом дети увидят разницу температур в разных местах комнаты. |
Измерить температуру за окном | При работе в парах, группах детей педагог может выбрать нескольких человек для измерения температуры за окном. В случае неудобства измерения температуры или при слишком холодной погоде взрослый может измерить температуру сам и дать детям сравнить ее с данными датчика на подоконнике. Детям будет интересно увидеть разницу температур и убедиться, что окно задерживает холод (жару). |
Измерить температуру своего тела | При работе в парах или с группой детей педагог объясняет им правила гигиены и дает задание после измерения температуры одним ребенком протереть датчик антимикробной жидкостью. |
[1] Методическое пособие «Наураша в стране Наурандиитм. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе» (автор Е.Шутяева).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-199943-1360951364.jpg)
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...
Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/13/picture-725140-1460527376.jpg)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Для детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Прэкт по теме" Эксперементирование" План работы на год...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-277992-1422294783.jpg)
Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-10468-1579707784.jpg)
Методические рекомендации "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий"
Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную актив...