«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством цифровой лаборатории «Наураша»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», позволяет опытным путём подтвердить или опровергнуть предположения относительно различных природных процессов или явлений.
Занятия с использованием цифровой лаборатории способствуют развитию познавательного интереса дошкольников, развитию таких качеств как внимание, аккуратность, наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
образовательная область Познание | 45.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №54 «Аленький цветочек»
Методическая разработка
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством цифровой лаборатории «Наураша»
Автор-составитель: Захарова М.Н., воспитатель
г. Тамбов
2023
Аннотация.
Мир наш стремительно меняется. Меняется техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Поскольку меняется время, ему должны соответствовать и люди. Они должны быть с новым мышлением, с новой мотивацией и стилем поведения. И если еще недавно многие думали, что можно продолжать жить по-прежнему, то сейчас все понимают необходимость качественно нового образования. В его основе будет стоять задача воспитания человека творческого, высоко образованного, духовно-нравственного, спортивного, здорового, а также самостоятельного, инициативного, любознательного.
В век стремительного изменения окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, дошкольное образование не может обойтись без использования компьютерных технологий. Современные дети рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают ее как интересного игрового партнера.
А каким же образом в наше время рассказать ребёнку о таких вопросах, как температура, звук, свет, магнитное поле, электрический ток, чтобы это было увлекательно, познавательно и грамотно с научной точки зрения. На все эти и многие другие вопросы об окружающем нас мире поможет ответить ученый-исследователь Наураша из детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Данная методическая разработка может быть рекомендована к применению в рамках педагогической деятельности воспитателей при реализации образовательной области познавательное развитие для детей возраста 5-7 лет.
Введение.
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», позволяет опытным путём подтвердить или опровергнуть предположения относительно различных природных процессов или явлений. Так как дети обожают совершать самостоятельные открытия и проводить настоящие научные эксперименты, детская цифровая лаборатория помогает развивать эту заложенную природой познавательно-исследовательскую деятельность.
Занятия с использованием цифровой лаборатории способствуют развитию познавательного интереса дошкольников, развитию таких качеств как внимание, аккуратность, наблюдательность.
Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной познавательной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущей пути и способы их достижения. Изучение и анализ идей исследователей: Е.В. Коротаева, Б.Ц. Бадмаева, С.С. Кашлева позволяют характеризовать сущность интерактивно-мультипликационной обучения следующим образом: «Это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают»
Целеполагание: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели определен ряд задач:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями: развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, свет, температура, электричество, пульс, сила);
2. Формирование интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования.
3. Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение, умозаключения; способов познания путем сенсорного анализа.
4. Формирование навыков безопасного поведения во взаимодействии с окружающим миром.
5. Развитие ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности, совершенствование самостоятельности, наблюдательности, развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится исходя из следующих принципов:
1. Принцип научности и доступности - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками, построение процесса обучения дошкольников в игровой форме, решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
2. Принцип систематичности и последовательности - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач в опытно – экспериментальной деятельности дошкольников, формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
3. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
4. Принцип активного обучения - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
5. Принцип креативности - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
6. Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Новизна. Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии» является новым методом обучения и развития познавательной активности дошкольников.
Основная часть
Выбор данной интерактивно-мультипликационной технологии обусловлен рядом факторов:
- Актуальность продукта: полное соответствие продукта новому государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):
- формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
2. Поразительность открытий - возможность наглядно объяснить детям свойства и явления природы.
3. Уникальность продукта - получение бесценного опыта для дошкольника: умение ставить перед собой цель и достигать ее.
4. Занимательность обучения - возможность проведения опытов в восьми различных тематических лабораториях.
При использовании лаборатории необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
∙ первое условие - необходимо учитывать содержание и формы, проектирующие определенный тип сознания и мышления дошкольников;
∙ второе условие - исследуемый материал должен представлять нечто новое, необычное, контрастное, входить в противоречие с какими-то представлениями старших дошкольников, то, что дети уже знают, легко теряет для них интерес;
∙ третье условие - необходимо использовать смену разновидностей данной деятельности (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование), разнообразные интерактивные формы организации деятельности, механизмы индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей;
∙ четвертое условие - ведущая роль педагога должна сохраняется, но у детей должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно;
∙ пятое условие - наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление существующих взаимосвязей помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Цифровая лаборатория состоит из восьми образовательно-игровых модулей.
Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика. Внутри каждой темы содержится набор экспериментов. При этом тема и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.
Возможности настроек предусматривают:
∙ последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми тем;
∙ переключение между темами;
∙ ручную настройку выбора заданий;
∙ свободный режим;
∙ повторение заданий.
Изучение предложенных тем можно проводить в любом порядке, учитывая особенности основной образовательной программы детского сада, склонности, интересы и уровень подготовки детей каждой группы. Но все же лучше начинать с наиболее знакомых детям физических величин: температура, свет, звук и т. д.
Лаборатория «температура»
Задачи:
- познакомить с понятиями «температура», «градус», «ноль градусов», «температура тела человека», «комфортная температура», «кипение и замерзание воды»
- обучать ребенка измерять температуру различных объектов
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Лаборатория «свет»
Задачи:
- познакомить с понятиями «свет», «скорость света», «освещенность»
- учить сравнивать освещенность различных объектов
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
- объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов
Лаборатория «электричество»
Задачи:
- дать общее представление об электричестве
- познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение»
- познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством
- учить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
Лаборатория «кислотность»
Задачи:
- познакомить с понятием «кислотность»
- научить измерять кислотность разных продуктов
- познакомить с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
Лаборатория «звук»
Задачи:
- познакомить с органом слуха
- дать первичные знания о звуке как о физическом явлении
- познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и тихие звуки»
- объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
Лаборатория «магнитное поле»
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «магнитное поле», «магнитное поле земли», «магнитные и немагнитные материалы», «кольцевой и плоский магниты»
- учить измерять поле различных магнитов
- показать на примерах взаимодействие магнитов
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам
Лаборатория «пульс»
Задачи:
- обогащать и уточнять представления детей об устройстве и работе человеческого организма;
-знакомить с органами кровообращения;
-учить измерять пульс человека;
-формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни;
-способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Лаборатория «сила»
Задачи:
-познакомить детей с понятием силы как физической величины;
-познакомить детей с понятием «вес предмета»;
-учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора;
-способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Окно лаборатории (модуля) в режиме заданий обеспечивает следующие функции:
- выдача обучающей информации через анимационные действия главного героя, сопровождающиеся озвученными репликами и субтитрами; анимированное сопровождение проведения эксперимента и отображение результата проведения эксперимента в виде шкалы и при помощи анимированных объектов;
- оценка правильности выполнения учащимся эксперимента путем демонстрации анимированной и озвученной реакции главного героя и объектов-индикаторов, созданных для наглядной демонстрации результатов выполнения задания;
- возможность изменять настройки внутри сцены, делая выборку заданий как самостоятельно, так и при помощи фильтра, сортирующего задания по группам.
Настройки предусматривают возможность повторения каждого задания несколько раз.
При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проверка гипотез, предположений;
- обсуждение увиденных полученных результатов;
- формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.
Основная форма организации работы – занятие в лаборатории, которое включает последовательную смену разных видов деятельности детей и использования цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Работа в каждой лаборатории состоит из 3-4 занятий, одно их которых является итоговым. На итоговом занятии дети в игровой форме закрепляют пройденную тему.
В конце учебного года рекомендуется провести интеллектуальный досуг «Наураша в гостях у ребят» по итогам занятий в электронной лаборатории. Это может быть презентация детско-взрослых проектов, демонстрация интересных опытов, интеллектуальная игра и др.
Занятия в лабораториях могут быть организованы как в первую, так и во вторую половину дня с подгруппой детей или индивидуально. Для выполнения отдельных экспериментов дети могут объединяться парами. Для педагога структура занятия в лаборатории предлагается в форме технологической карты, в которой предусмотрена смена детской деятельности и работа за компьютером в цифровой лаборатории. Технологическая карта поможет педагогу подготовить к занятию необходимый материал и оптимально спланировать деятельность детей.
Для детей можно разработать макет «Научного журнала», в который под руководством взрослого вносятся результаты опыта, наблюдений, измерений в виде рисунка, схемы, аппликации, фотографии и т.п. В «Научном журнале» предусмотреть место для фотографии ребенка-исследователя и его помощника, которым может быть любой член его семьи; место для фиксации выполнения домашних рекомендаций и творческую страничка.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:
- побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
- направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
- способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
- приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.
Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на данном возрастном этапе.
Заключение
Используя детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» в работе с детьми, можно сделать вывод, что дети с удовольствием занимаются с цифровой лабораторией, с нетерпением ждут новой встречи с мальчиком Наурашей.
Им нравится данная форма проведения занятий. Дети активно выдвигают свои предположения относительно того или иного явления, процесса, участвуют в проведении опытов, в обсуждении результатов. А полученные в результате знания являются прочными и осознанными. Как справедливо гласит китайская мудрость: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму!»
Однако, необходимо отметить, что рассчитана программа на более любознательных и более развитых в интеллектуальном плане детей.
Есть недоработки и в самой программе, например, отсутствие возможности вернуться назад к предыдущему исследованию. Для этого нужно выйти и зайти в лабораторию снова. Ответы мальчика Наураши не всегда совпадают с результатами опытов и т. д.
Тем не менее, я считаю, что применение данной цифровой лаборатории в нашем ДОУ оправдано и служит наглядным показателем работы в этом направлении.
Формирование познавательной активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия.
Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами современных технологий с использованием цифровой лаборатории Наураша опубликована на образовательном интернет портале nsportal.
Список использованных источников.
1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
3. Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации – M.: MODДЭК, 2004;
4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
5. Шутяева, Е. А. «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов» / Е. А. Шутяева. –М. : издательство «Ювента», 2015.
Приложение
Технологическая карта для педагога
по организации работы в «Лаборатории температуры»
Занятие №1
«Что такое температура?»
Программное содержание: |
|
Дополнительные материалы: |
|
Вводная часть |
Вступительное слово педагога: обозначение темы занятия, мотивация на работу, повторение правил работы в лаборатории |
Работа с цифровой лабораторией (продолжительность не более 7 минут): |
«лаборатория»--«загрузка»--«температура»--«настройки»--«урок 1»--«пуск» |
а) что такое температура? б) что такое градус? в) измерение t0 в комнате; г) измерить t0 за окном; д) измерить t0 своего тела |
После измерения t0 тела нажать на ---«паузу»--- и выключить игру. |
Физкультминутка |
Фиксация результатов в «Научном журнале» |
Результаты опыта, наблюдений, измерений вносятся ребенком в «Научный журнал» в виде рисунка, схемы, аппликации, диаграммы, фотографии и т.п. |
Подведение итогов занятия |
Вывод: разные объекты имеют разную температуру, которая может меняться, если меняются условия |
Вместе с помощником (домашние рекомендации) |
Измерить t0 в комнате, на кухне, где t0 выше, почему? Измерить t0 воды в аквариуме при включённом свете и при выключенном подогреве: всегда ли t0 воды одинаковая? Что влияет на изменение t0 воды в аквариуме? Занеси свои наблюдения в «Научный журнал» любым удобным для тебя способом. |
Что можно посетить (рекомендации посещения музеев, выставок и пр.) |
Дополнительный материал для педагога
к занятию №1 «Что такое температура?»
Словарь: | |
Температура – мера нагретости тела. Градус – единица измерения температуры | |
Обучающая информация[1] | |
Что такое температура | Взрослый должен объяснить детям, что температуру измеряют термометром. Термометры бывают разные, ими измеряют температуру воздуха и воды (показать картинки с изображениями комнатного, уличного и водного термометров или сами термометры). |
Что такое градус | Обратить внимание детей, что на каждом из показанных термометров есть шкала. Одно деление — один градус. Найти в компьютерной сцене термометр и объяснить, что на нем температура обозначена цифрами. Столбик термометра при температуре ниже нуля становится синим, а выше - красным. |
Температура тела человека | Необходимо объяснить детям, что нормальная температура тела человека — до 37 градусов. Температура повышается, когда человек заболевает. Так организм борется с болезнью. При очень высокой температуре надо вызвать врача. |
Задания на измерения | |
Измерить температуру в комнате | Необходимо проследить, чтобы датчик свободно лежал на столе и не был зажат в руке ребенка. Педагог может дать задание нескольким детям положить датчик на подоконник, а другим — оставить его на столе. При этом дети увидят разницу температур в разных местах комнаты. |
Измерить температуру за окном | При работе в парах, группах детей педагог может выбрать нескольких человек для измерения температуры за окном. В случае неудобства измерения температуры или при слишком холодной погоде взрослый может измерить температуру сам и дать детям сравнить ее с данными датчика на подоконнике. Детям будет интересно увидеть разницу температур и убедиться, что окно задерживает холод (жару). |
Измерить температуру своего тела | При работе в парах или с группой детей педагог объясняет им правила гигиены и дает задание после измерения температуры одним ребенком протереть датчик антимикробной жидкостью. |
[1] Методическое пособие «Наураша в стране Наурандиитм. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе» (автор Е.Шутяева).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...
Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Для детей старшего дошкольного возраста...
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Прэкт по теме" Эксперементирование" План работы на год...
Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...
Методические рекомендации "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий"
Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную актив...