«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством цифровой лаборатории «Наураша»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Марина Николаевна Захарова

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», позволяет опытным путём подтвердить или опровергнуть предположения относительно различных природных процессов или явлений.

Занятия с использованием цифровой лаборатории способствуют развитию познавательного интереса дошкольников, развитию таких качеств как внимание, аккуратность, наблюдательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №54 «Аленький цветочек»

Методическая разработка

«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством цифровой лаборатории «Наураша»

Автор-составитель: Захарова М.Н., воспитатель

г. Тамбов

2023

Аннотация.

Мир наш стремительно меняется. Меняется техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Поскольку меняется время, ему должны соответствовать и люди. Они должны быть с новым мышлением, с новой мотивацией и стилем поведения. И если еще недавно многие думали, что можно продолжать жить по-прежнему, то сейчас все понимают необходимость качественно нового образования. В его основе будет стоять задача воспитания человека творческого, высоко образованного, духовно-нравственного, спортивного, здорового, а также самостоятельного, инициативного, любознательного.

В век стремительного изменения окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, дошкольное образование не может обойтись без использования компьютерных технологий. Современные дети рано приобщаются к компьютерной технике и совершенно естественно воспринимают ее как интересного игрового партнера.

А каким же образом в наше время рассказать ребёнку о таких вопросах, как температура, звук, свет, магнитное поле, электрический ток, чтобы это было увлекательно, познавательно и грамотно с научной точки зрения. На все эти и многие другие вопросы об окружающем нас мире поможет ответить ученый-исследователь Наураша из детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

     Данная методическая разработка может быть рекомендована к применению в рамках педагогической деятельности воспитателей при реализации образовательной области познавательное развитие для детей возраста 5-7 лет.  

Введение.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», позволяет опытным путём подтвердить или опровергнуть предположения относительно различных природных процессов или явлений. Так как дети обожают совершать самостоятельные открытия и проводить настоящие научные эксперименты, детская цифровая лаборатория помогает развивать эту заложенную природой познавательно-исследовательскую деятельность.

Занятия с использованием цифровой лаборатории способствуют развитию познавательного интереса дошкольников, развитию таких качеств как внимание, аккуратность, наблюдательность.

Д.Б. Эльконин, М.И. Лисин, Е.Е. Кравцова в своих работах отмечали важность собственной познавательной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущей пути и способы их достижения. Изучение и анализ идей исследователей: Е.В. Коротаева, Б.Ц. Бадмаева, С.С. Кашлева позволяют характеризовать сущность интерактивно-мультипликационной обучения следующим образом: «Это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают»

       Целеполагание: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

      Для достижения поставленной цели определен ряд задач: 

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями: развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, свет, температура, электричество, пульс, сила);

2.  Формирование интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования.

3.   Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение, умозаключения; способов познания путем сенсорного анализа.

4. Формирование навыков безопасного поведения во взаимодействии с окружающим миром.

5. Развитие ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности, совершенствование самостоятельности, наблюдательности, развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

       Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится исходя из следующих принципов: 

1. Принцип научности и доступности - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками, построение процесса обучения дошкольников в игровой форме, решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

2. Принцип систематичности и последовательности - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач в опытно – экспериментальной деятельности дошкольников, формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

3. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

4. Принцип активного обучения - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.

5. Принцип креативности - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

6. Принцип результативности - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Новизна. Работа с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии» является новым методом обучения и развития познавательной активности дошкольников.

Основная часть

Выбор данной интерактивно-мультипликационной технологии обусловлен рядом факторов:

  1. Актуальность продукта: полное соответствие продукта новому государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):
  • формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

2. Поразительность открытий - возможность наглядно объяснить детям свойства и явления природы.

3. Уникальность продукта - получение бесценного опыта для дошкольника: умение ставить перед собой цель и достигать ее.

4. Занимательность обучения - возможность проведения опытов в восьми различных тематических лабораториях.

При использовании лаборатории необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

 первое условие - необходимо учитывать содержание и формы, проектирующие определенный тип сознания и мышления дошкольников;

 второе условие - исследуемый материал должен представлять нечто новое, необычное, контрастное, входить в противоречие с какими-то представлениями старших дошкольников, то, что дети уже знают, легко теряет для них интерес;

 третье условие - необходимо использовать смену разновидностей данной деятельности (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование), разнообразные интерактивные формы организации деятельности, механизмы индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей;

 четвертое условие - ведущая роль педагога должна сохраняется, но у детей должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно;

 пятое условие - наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление существующих взаимосвязей помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Цифровая лаборатория состоит из восьми образовательно-игровых модулей.

Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика. Внутри каждой темы содержится набор экспериментов. При этом тема и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления.

Возможности настроек предусматривают:

 последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми тем;    

 переключение между темами;

 ручную настройку выбора заданий;

 свободный режим;

 повторение заданий.

Изучение предложенных тем можно проводить в любом порядке, учитывая особенности основной образовательной программы детского сада, склонности, интересы и уровень подготовки детей каждой группы. Но все же лучше начинать с наиболее знакомых детям физических величин: температура, свет, звук и т. д.

Лаборатория «температура»

Задачи:

- познакомить с понятиями «температура», «градус», «ноль градусов», «температура тела человека», «комфортная температура», «кипение и замерзание воды»

- обучать ребенка измерять температуру различных объектов

- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Лаборатория «свет»

Задачи:

- познакомить с понятиями «свет», «скорость света», «освещенность»

- учить сравнивать освещенность различных объектов

- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам

- объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов

Лаборатория «электричество»

Задачи:

- дать общее представление об электричестве

- познакомить с понятиями «электрический ток»«напряжение»

- познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством

- учить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока

- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам

Лаборатория «кислотность»

Задачи:

- познакомить с понятием «кислотность»

- научить измерять кислотность разных продуктов

- познакомить с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоты

- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам

Лаборатория «звук»

Задачи:

- познакомить с органом слуха

- дать первичные знания о звуке как о физическом явлении

- познакомить с понятиями «звук»«звуковая волна»«высокие и низкие, громкие и тихие звуки»

- объяснить детям вред громких звуков, рассказать о плохом воздействии длительного шума на организм человека

- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам

Лаборатория «магнитное поле»

Задачи:

- познакомить детей с понятиями «магнитное поле», «магнитное поле земли», «магнитные и немагнитные материалы», «кольцевой и плоский магниты»

- учить измерять поле различных магнитов

- показать на примерах взаимодействие магнитов

- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам

Лаборатория «пульс»

Задачи:

- обогащать и уточнять представления детей об устройстве и работе человеческого организма;

-знакомить с органами кровообращения;

-учить измерять пульс человека;

-формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни;

-способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Лаборатория «сила»

Задачи:

-познакомить детей с понятием силы как физической величины;

-познакомить детей с понятием «вес предмета»;

-учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора;

-способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Окно лаборатории (модуля) в режиме заданий обеспечивает следующие функции:

  • выдача обучающей информации через анимационные действия главного героя, сопровождающиеся озвученными репликами и субтитрами; анимированное сопровождение проведения эксперимента и отображение результата проведения эксперимента в виде шкалы и при помощи анимированных объектов;
  • оценка правильности выполнения учащимся эксперимента путем демонстрации анимированной и озвученной реакции главного героя и объектов-индикаторов, созданных для наглядной демонстрации результатов выполнения задания;
  • возможность изменять настройки внутри сцены, делая выборку заданий как самостоятельно, так и при помощи фильтра, сортирующего задания по группам.

        Настройки предусматривают возможность повторения каждого задания несколько раз.

          При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:

  • постановка проблемы;
  • поиск путей решения проблемы;
  • проверка гипотез, предположений;
  • обсуждение увиденных полученных результатов;
  • формулировка выводов.

        Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

         Основная форма организации работы – занятие в лаборатории, которое включает последовательную смену разных видов деятельности детей и использования цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

        Работа в каждой лаборатории состоит из 3-4 занятий, одно их которых является итоговым. На итоговом занятии дети в игровой форме закрепляют пройденную тему.

В конце учебного года рекомендуется провести интеллектуальный досуг «Наураша в гостях у ребят» по итогам занятий в электронной лаборатории. Это может быть презентация детско-взрослых проектов, демонстрация интересных опытов, интеллектуальная игра и др.

Занятия в лабораториях могут быть организованы как в первую, так и во вторую половину дня с подгруппой детей или индивидуально. Для выполнения отдельных экспериментов дети могут объединяться парами. Для педагога структура занятия в лаборатории предлагается в форме технологической карты, в которой предусмотрена смена детской деятельности и работа за компьютером в цифровой лаборатории. Технологическая карта поможет педагогу подготовить к занятию необходимый материал и оптимально спланировать деятельность детей.

Для детей можно  разработать макет «Научного журнала», в который под руководством взрослого вносятся результаты опыта, наблюдений, измерений в виде рисунка, схемы, аппликации, фотографии и т.п. В «Научном журнале» предусмотреть место для фотографии ребенка-исследователя и его помощника, которым может быть любой член его семьи; место для фиксации выполнения домашних рекомендаций и творческую страничка.

         Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:

  • побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;
  • поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
  • направлять поисковую деятельность старших дошкольников;
  • способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;
  • приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; поощрять возникновение проблемных вопросов.

         Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на данном возрастном этапе.

Заключение

Используя детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» в работе с детьми, можно сделать вывод, что дети с удовольствием занимаются с цифровой лабораторией, с нетерпением ждут новой встречи с мальчиком Наурашей. 

Им нравится данная форма проведения занятий. Дети активно выдвигают свои предположения относительно того или иного явления, процесса, участвуют в проведении опытов, в обсуждении результатов. А полученные в результате знания являются прочными и осознанными. Как справедливо гласит китайская мудрость: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму!»

Однако, необходимо отметить, что рассчитана программа на более любознательных и более развитых в интеллектуальном плане детей.  

Есть недоработки и в самой программе, например, отсутствие возможности вернуться назад к предыдущему исследованию. Для этого нужно выйти и зайти в лабораторию снова. Ответы мальчика Наураши не всегда совпадают с результатами опытов и т. д.

Тем не менее, я считаю, что применение данной цифровой лаборатории в нашем ДОУ оправдано и служит наглядным показателем работы в этом направлении.

Формирование познавательной активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия.

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами современных технологий с использованием цифровой лаборатории Наураша опубликована на образовательном интернет портале nsportal.

Список использованных источников.

1. Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

3. Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации – M.: MODДЭК, 2004;

4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

5. Шутяева, Е. А. «Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов» / Е. А. Шутяева. –М. : издательство «Ювента», 2015.

Приложение

Технологическая карта для педагога

по организации работы в «Лаборатории температуры»

Занятие №1

«Что такое температура?»

Программное содержание:

  • познакомить детей с понятиями «температура», «градус», «температура тела человека»;
  • обучать ребёнка измерять температуру различных объектов;
  • способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.

Дополнительные материалы:

  • демонстрационные карточки с изображением различных термометров;
  • термометры;
  • антимикробная жидкость;
  • цветные карандаши или фломастеры;
  • «Научный журнал».

Вводная часть

Вступительное слово педагога: обозначение темы занятия, мотивация на работу, повторение правил работы в лаборатории

Работа с цифровой лабораторией (продолжительность не более 7 минут):

«лаборатория»--«загрузка»--«температура»--«настройки»--«урок 1»--«пуск»

а) что такое температура?

б) что такое градус?

в) измерение t0 в комнате;

г) измерить t0 за окном;

д) измерить t0 своего тела

После измерения t0 тела нажать на ---«паузу»--- и выключить игру.

Физкультминутка

Фиксация результатов в «Научном журнале»

Результаты опыта, наблюдений, измерений вносятся ребенком в «Научный журнал» в виде рисунка, схемы, аппликации, диаграммы, фотографии и т.п.

Подведение итогов занятия

Вывод: разные объекты имеют разную температуру, которая может меняться, если меняются условия

Вместе с помощником (домашние рекомендации)

Измерить t0 в комнате, на кухне, где t0 выше, почему?

Измерить t0  воды в аквариуме при включённом свете и при выключенном подогреве: всегда ли t0 воды одинаковая? Что влияет на изменение t0 воды в аквариуме?

Занеси свои наблюдения в «Научный журнал» любым удобным для тебя способом.

Что можно посетить (рекомендации посещения музеев, выставок и пр.)

Дополнительный материал для педагога

к занятию №1 «Что такое температура?»

Словарь:

Температура – мера нагретости тела.

Градус – единица измерения температуры

Обучающая информация[1]

Что такое температура

Взрослый должен объяснить детям, что температуру измеряют термометром. Термометры бывают разные, ими измеряют температуру воздуха и воды (показать картинки с изображениями комнатного, уличного и водного термометров или сами термометры).

Что такое градус

Обратить внимание детей, что на каждом из показанных термометров есть шкала. Одно деление — один градус. Найти в компьютерной сцене термометр и объяснить, что на нем температура обозначена цифрами. Столбик термометра при температуре ниже нуля становится синим, а выше - красным.

Температура тела человека

Необходимо объяснить детям, что нормальная температура тела человека — до 37 градусов. Температура повышается, когда человек заболевает. Так организм борется с болезнью. При очень высокой температуре надо вызвать врача.

Задания на измерения

Измерить температуру в комнате

Необходимо проследить, чтобы датчик свободно лежал на столе и не был зажат в руке ребенка. Педагог может дать задание нескольким детям положить датчик на подоконник, а другим — оставить его на столе. При этом дети увидят разницу температур в разных местах комнаты.

Измерить температуру за окном

При работе в парах, группах детей педагог может выбрать нескольких человек для измерения температуры за окном. В случае неудобства измерения температуры или при слишком холодной погоде взрослый может измерить температуру сам и дать детям сравнить ее с данными датчика на подоконнике. Детям будет интересно увидеть разницу температур и убедиться, что окно задерживает холод (жару).

Измерить

температуру своего тела

При работе в парах или с группой детей педагог объясняет им правила гигиены и дает задание после измерения температуры одним ребенком протереть датчик антимикробной жидкостью.


[1] Методическое пособие «Наураша в стране Наурандиитм. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе» (автор Е.Шутяева).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер...

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...

Методические рекомендации "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий"

Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо, которые определяли познавательную актив...