берегите лес нашего края
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

МДОУ «Детский сад № 97 комбинированного вида»

Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.

Конспект занятия по познавательной деятельности

по экологии: «Берегите лес»

(старшая группа)

 

ЦЕЛЬ: Познакомить с картами Мордовии. Учить детей называть обозначения карты. Уточнить представления детей о значении леса, реки в жизни человека. Познакомить детей с заповедником, памятником природы Мордовии. Показать, что в нем ценного, что охраняется. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: Карты г. Саранска, республики Мордовии, Темниковского района. Картинки с изображением растений, птиц, животных. Сделанная из бумаги птица; мяч.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Художественное слово, показ, рассматривание карт, слушание музыки, дидактические игры, вопрос, беседа.

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Карта, родник, Красная книга, заповедник.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Заучивание с детьми слов песни «Берегите лес».

 

 

Ход занятия

 

Воспитатель показывает карту города Саранска (она должна быть красочной).

 

Воспитатель: Это карта города Саранска. Посмотрите, какой наш город красивый, красочный. Послушайте внимательно стихотворение мордовского поэта

Б. И. Просвирина «Начало»:

 

От глаз людских укрывшись в чаще,

Стоял задумчив и высок,

Черноволосый, сильный пращур.

С улыбкой глядя на Восток…

Свистели птицы спозаранку

Над безымянною рекой,

И он назвал ее Саранкой,

Как будто бы цветок лесной…

Из-за ремня топор н вынул,

И эхо вздрогнуло кругом,

Когда он, напрягая спину,

Почал здесь ставить новый дом…

 

В: Дети, о чем говорится в этом стихотворении?

 

Д: В этом стихотворении описано, как один человек назвал безымянную реку Саранкой. Сравнил Саранку с лесным цветком. Как человек стал строить дом.

 

В: Из этого стихотворения мы узнали, как появился первый дом в городе Саранске. Саранск расположен на пологих холмах. Скажите дети, какие реки протекают в городе Саранске?

 

Д: Инсар, Саранка.

 

В: А вы знаете, почему город наш называется Саранск?

 

Д: Саранск от слова «сара» на финно-угорских языках означает болотистые места.

 

В: Город Саранск действительно возник на берегу, окруженном большимисарами. Дети, а зеленый цвет на карте что означает?

 

Д: В городе много деревьев.

 

В: Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем городе.

 

Игра с мячом (Воспитатель поочередно бросает мяч каждому ребенку, дети называют названия деревьев).

 

Д: Дуб, липа, клен, рябина и т.д.

 

В: А что еще на карте видите?

 

Д: Птиц.

 

В: Каких мы знаем птиц?

 

Д: Зимующие птицы, перелетные птицы.

 

В: Сейчас мы с вами вспомним названия птиц, которых видели в городе Саранске.

 

(Воспитатель показывает сделанную из бумаги птицу.Ее нужно передавать друг другу аккуратно и называть птицу и говорить какая она – зимующая или перелетная)

 

Д: Ворона – зимующая птица, трясогузка – перелетная птица и т.д.

 

В: Молодцы дети! Вы знаете названия деревьев, названия птиц. Чтобы птицы пели, жили, чтобы деревья радовали наши глаза, что людям нельзя делать?

 

Д: Не рубить деревья, не ломать их ветки, не убивать птиц.

 

В: Тогда наш город Саранск станет еще краше.

 

(Воспитатель показывает карту Мордовии)

 

Это карта нашей республики Мордовии, посмотрите какая красивая наша Родина. Дети, что означают синие линии на карте?

 

Д: Эти линии обозначают реки.

 

В: Какие реки протекают по Мордовии?

 

Д: Мокша, Сура, Сивинь, Алатырь, Саранка, Инсар.

 

В: А сейчас поиграем в игру «Назови какая река».

 

Игра с мячом (Мяч дети бросают друг другу, стоят в шахматном порядке в виде «ручейка»)

 

Д: Река чистая, река мощная, река широкая, река узкая, река длинная, река глубокая, река лечебная, река холодная, река спокойная, река синяя.

 

В: Дети, давайте послушаем как журчит ручей, река.

Глазки все закрыли и представили реку, ручей.

(Воспитатель включает запись)

 

В: Чтобы реки, озера, родники были чистыми, что нельзя делать человеку?

 

Д: Бросать мусор в реку; грязную воду вливать в реку.

 

В: Если человек не будет загрязнять реки, озера, то наша республика будет самой прекрасной и чистой.

А еще в Мордовии много родников. Они обладают лечебными свойствами, утоляют жажду человека. С древних времен человек предпочитал селиться близ рек. Почему?

 

Д: Человеку нужна вода, чтобы пить; готовить еду; ловить рыбу; охотиться; по реке люди на лодках плыли в другую деревню, город; перевозили на лодках по реке продукты, бревна, рыбу и т.д.

 

В: Посмотрите на карту Мордовии, здесь изображены животные. Назовите, каких животных вы видите?

 

Д:(Дети подходят к доске, указкой показывают животное и называют его)

 

Это лось, это кабан, это медведь, это лиса, это заяц, это бобр, это ёж, это волк, это белка, это рысь, это зубр, это олень.

 

В: Как мы назовем одним словом этих животных?

 

Д: Дикие животные.

 

Физкультминутка «Дикие животные»

 

В:(Воспитатель показывает красочную карту Темниковского района)

 

Дети, вы видите карту Темниковского района, здесь находится государственный заповедник имени П. Г. Смидовича. Что означает слово заповедник?

 

Д: Заповедник это место, которое оберегается и охраняется. Там растут растения, деревья, живут птицы, животные; там красивые участки природы.

 

В: Здесь протекают реки Пушта, Мокша, Сатис, Агра и др. (Показывает на карте). Посмотрите, чем покрыт заповедник?

 

Д: Заповедник покрыт лесами.

 

В: Какими лесами?

 

Д: Березовые леса, липовые леса, дубовые леса, хвойные леса, сосновые леса

(дети показывают на карте).

 

В: Здесь,в заповеднике живут птицы, животные, занесенные в Красную книгу. Что такое Красная книга?

 

Д: Красная книга – это книга, в которой записаны растения, птицы, животные, которых осталось мало в России.

 

В: (Воспитатель показывает картинки растений, животных, птиц занесенные в Красную книгу, раздает детям).

 

Дети, что нужно, чтобы растения, птицы и животные не заносились, не записывались в Красную книгу?

 

Д: Не рвать травы, цветы; не топтать; не убивать животных, птиц; не засорять леса; не рубить деревья; не засорять воздух; не разводить костры в лесу и т.д.

 

В:В Мордовии много памятников природы. Как вы думаете, что означает -  памятники природы?

 

Д: Это реки, заповедники, леса, озера, родники, деревья.

 

В: Давайте сохраним эти памятники природы. Споем с вами песню «Берегите лес».

 

(Исполнение песни детьми и воспитателем)

 

Берегите лес

 

1. Чтоб веселее и здоровее

    Жил человек

    Чтоб весною птицей лесною

    Пел человек.

 

Припев:

    Берегите русский лес

    Он источник всех чудес

    Чтобы повсюду зазеленели

    Сосны, вязы, клены, ели.

    Берегите лес!

    Берегите лес!

    Берегите лес!

 

2. Злые метели и суховеи

    Портят поля

    «Хлеб защитите, лес посадите!»

    Просит земля.

 

Припев тот же:

    Берегите русский лес

    Он источник всех чудес

    Чтобы повсюду зазеленели

    Сосны, вязы, клены, ели.

    Берегите лес!

    Берегите лес!

    Берегите лес!

 

3. Белке, кунице, зайцу, лисице

    Лес дом родной.

    Птице и зверю хочется верить

    В мир и покой.

 

В: О чем эта песня?

 

Д: Что надо беречь природу. Лес нужен птицам, животным. Лес нужен человеку. Он должен бережно относиться к природе.

 

В: На этом заканчивается наше небольшое путешествие в природу. О чем мы с вами говорили? Что нового узнали? В какие игры играли? Что слушали?

 

Д: Мы говорили о городе – Саранск. Играли в игры «Назови деревья», «Назови птиц». Рассматривали карту Мордовии. Говорили о реках Мордовии. Познакомились с заповедником, который находится в Мордовии. Говорили о Красной книге. Пели песню «Берегите  лес».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_beregite_les.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 97 комбинированного вида»

Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.

Конспект занятия по познавательной деятельности

по экологии: «Берегите лес»

(старшая группа)

ЦЕЛЬ: Познакомить с картами Мордовии. Учить детей называть обозначения карты. Уточнить представления детей о значении леса, реки в жизни человека. Познакомить детей с заповедником, памятником природы Мордовии. Показать, что в нем ценного, что охраняется. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карты г. Саранска, республики Мордовии, Темниковского района. Картинки с изображением растений, птиц, животных. Сделанная из бумаги птица; мяч.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Художественное слово, показ, рассматривание карт, слушание музыки, дидактические игры, вопрос, беседа.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Карта, родник, Красная книга, заповедник.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Заучивание с детьми слов песни «Берегите лес».

Ход занятия

Воспитатель показывает карту города Саранска (она должна быть красочной).

Воспитатель: Это карта города Саранска. Посмотрите, какой наш город красивый, красочный. Послушайте внимательно стихотворение мордовского поэта

Б. И. Просвирина «Начало»:

От глаз людских укрывшись в чаще,

Стоял задумчив и высок,

Черноволосый, сильный пращур.

С улыбкой глядя на Восток…

Свистели птицы спозаранку

Над безымянною рекой,

И он назвал ее Саранкой,

Как будто бы цветок лесной…

Из-за ремня топор н вынул,

И эхо вздрогнуло кругом,

Когда он, напрягая спину,

Почал здесь ставить новый дом…

В: Дети, о чем говорится в этом стихотворении?

Д: В этом стихотворении описано, как один человек назвал безымянную реку Саранкой. Сравнил Саранку с лесным цветком. Как человек стал строить дом.

В: Из этого стихотворения мы узнали, как появился первый дом в городе Саранске. Саранск расположен на пологих холмах. Скажите дети, какие реки протекают в городе Саранске?

Д: Инсар, Саранка.

В: А вы знаете, почему город наш называется Саранск?

Д: Саранск от слова «сара» на финно-угорских языках означает болотистые места.

В: Город Саранск действительно возник на берегу, окруженном большимисарами. Дети, а зеленый цвет на карте что означает?

Д: В городе много деревьев.

В: Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем городе.

Игра с мячом (Воспитатель поочередно бросает мяч каждому ребенку, дети называют названия деревьев).

Д: Дуб, липа, клен, рябина и т.д.

В: А что еще на карте видите?

Д: Птиц.

В: Каких мы знаем птиц?

Д: Зимующие птицы, перелетные птицы.

В: Сейчас мы с вами вспомним названия птиц, которых видели в городе Саранске.

(Воспитатель показывает сделанную из бумаги птицу.Ее нужно передавать друг другу аккуратно и называть птицу и говорить какая она – зимующая или перелетная)

Д: Ворона – зимующая птица, трясогузка – перелетная птица и т.д.

В: Молодцы дети! Вы знаете названия деревьев, названия птиц. Чтобы птицы пели, жили, чтобы деревья радовали наши глаза, что людям нельзя делать?

Д: Не рубить деревья, не ломать их ветки, не убивать птиц.

В: Тогда наш город Саранск станет еще краше.

(Воспитатель показывает карту Мордовии)

Это карта нашей республики Мордовии, посмотрите какая красивая наша Родина. Дети, что означают синие линии на карте?

Д: Эти линии обозначают реки.

В: Какие реки протекают по Мордовии?

Д: Мокша, Сура, Сивинь, Алатырь, Саранка, Инсар.

В: А сейчас поиграем в игру «Назови какая река».

Игра с мячом (Мяч дети бросают друг другу, стоят в шахматном порядке в виде «ручейка»)

Д: Река чистая, река мощная, река широкая, река узкая, река длинная, река глубокая, река лечебная, река холодная, река спокойная, река синяя.

В: Дети, давайте послушаем как журчит ручей, река.

Глазки все закрыли и представили реку, ручей.

(Воспитатель включает запись)

В: Чтобы реки, озера, родники были чистыми, что нельзя делать человеку?

Д: Бросать мусор в реку; грязную воду вливать в реку.

В: Если человек не будет загрязнять реки, озера, то наша республика будет самой прекрасной и чистой.

А еще в Мордовии много родников. Они обладают лечебными свойствами, утоляют жажду человека. С древних времен человек предпочитал селиться близ рек. Почему?

Д: Человеку нужна вода, чтобы пить; готовить еду; ловить рыбу; охотиться; по реке люди на лодках плыли в другую деревню, город; перевозили на лодках по реке продукты, бревна, рыбу и т.д.

В: Посмотрите на карту Мордовии, здесь изображены животные. Назовите, каких животных вы видите?

Д:(Дети подходят к доске, указкой показывают животное и называют его)

Это лось, это кабан, это медведь, это лиса, это заяц, это бобр, это ёж, это волк, это белка, это рысь, это зубр, это олень.

В: Как мы назовем одним словом этих животных?

Д: Дикие животные.

Физкультминутка «Дикие животные»

В:(Воспитатель показывает красочную карту Темниковского района)

Дети, вы видите карту Темниковского района, здесь находится государственный заповедник имени П. Г. Смидовича. Что означает слово заповедник?

Д: Заповедник это место, которое оберегается и охраняется. Там растут растения, деревья, живут птицы, животные; там красивые участки природы.

В: Здесь протекают реки Пушта, Мокша, Сатис, Агра и др. (Показывает на карте). Посмотрите, чем покрыт заповедник?

Д: Заповедник покрыт лесами.

В: Какими лесами?

Д: Березовые леса, липовые леса, дубовые леса, хвойные леса, сосновые леса

(дети показывают на карте).

В: Здесь,в заповеднике живут птицы, животные, занесенные в Красную книгу. Что такое Красная книга?

Д: Красная книга – это книга, в которой записаны растения, птицы, животные, которых осталось мало в России.

В: (Воспитатель показывает картинки растений, животных, птиц занесенные в Красную книгу, раздает детям).

Дети, что нужно, чтобы растения, птицы и животные не заносились, не записывались в Красную книгу?

Д: Не рвать травы, цветы; не топтать; не убивать животных, птиц; не засорять леса; не рубить деревья; не засорять воздух; не разводить костры в лесу и т.д.

В:В Мордовии много памятников природы. Как вы думаете, что означает -  памятники природы?

Д: Это реки, заповедники, леса, озера, родники, деревья.

В: Давайте сохраним эти памятники природы. Споем с вами песню «Берегите лес».

(Исполнение песни детьми и воспитателем)

Берегите лес

1. Чтоб веселее и здоровее

    Жил человек

    Чтоб весною птицей лесною

    Пел человек.

Припев:

    Берегите русский лес

    Он источник всех чудес

    Чтобы повсюду зазеленели

    Сосны, вязы, клены, ели.

    Берегите лес!

    Берегите лес!

    Берегите лес!

2. Злые метели и суховеи

    Портят поля

    «Хлеб защитите, лес посадите!»

    Просит земля.

Припев тот же:

    Берегите русский лес

    Он источник всех чудес

    Чтобы повсюду зазеленели

    Сосны, вязы, клены, ели.

    Берегите лес!

    Берегите лес!

    Берегите лес!

3. Белке, кунице, зайцу, лисице

    Лес дом родной.

    Птице и зверю хочется верить

    В мир и покой.

В: О чем эта песня?

Д: Что надо беречь природу. Лес нужен птицам, животным. Лес нужен человеку. Он должен бережно относиться к природе.

В: На этом заканчивается наше небольшое путешествие в природу. О чем мы с вами говорили? Что нового узнали? В какие игры играли? Что слушали?

Д: Мы говорили о городе – Саранск. Играли в игры «Назови деревья», «Назови птиц». Рассматривали карту Мордовии. Говорили о реках Мордовии. Познакомились с заповедником, который находится в Мордовии. Говорили о Красной книге. Пели песню «Берегите  лес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Конспект НОД в старшей группе. «Береги природу родного края»

Конспект НОД в старшей группе.«Береги природу родного края»...

Проект "Берегите природу родного края"

Краткосрочный проект по нравственному и экологическому воспитанию старших  дошкольников....

Презентация: Проект по экологическому воспитанию "Берегите природу нашего края"

Цель: Формирование знаний детей старшего возраста о мире природы родного края через экологическое воспитание.                        ...

Паспорт проекта по экологическому воспитанию « Берегите природу нашего края»

Актуальность проекта:  Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих л...