берегите лес нашего края
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
МДОУ «Детский сад № 97 комбинированного вида»
Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.
Конспект занятия по познавательной деятельности
по экологии: «Берегите лес»
(старшая группа)
ЦЕЛЬ: Познакомить с картами Мордовии. Учить детей называть обозначения карты. Уточнить представления детей о значении леса, реки в жизни человека. Познакомить детей с заповедником, памятником природы Мордовии. Показать, что в нем ценного, что охраняется. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карты г. Саранска, республики Мордовии, Темниковского района. Картинки с изображением растений, птиц, животных. Сделанная из бумаги птица; мяч.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Художественное слово, показ, рассматривание карт, слушание музыки, дидактические игры, вопрос, беседа.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Карта, родник, Красная книга, заповедник.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Заучивание с детьми слов песни «Берегите лес».
Ход занятия
Воспитатель показывает карту города Саранска (она должна быть красочной).
Воспитатель: Это карта города Саранска. Посмотрите, какой наш город красивый, красочный. Послушайте внимательно стихотворение мордовского поэта
Б. И. Просвирина «Начало»:
От глаз людских укрывшись в чаще,
Стоял задумчив и высок,
Черноволосый, сильный пращур.
С улыбкой глядя на Восток…
Свистели птицы спозаранку
Над безымянною рекой,
И он назвал ее Саранкой,
Как будто бы цветок лесной…
Из-за ремня топор н вынул,
И эхо вздрогнуло кругом,
Когда он, напрягая спину,
Почал здесь ставить новый дом…
В: Дети, о чем говорится в этом стихотворении?
Д: В этом стихотворении описано, как один человек назвал безымянную реку Саранкой. Сравнил Саранку с лесным цветком. Как человек стал строить дом.
В: Из этого стихотворения мы узнали, как появился первый дом в городе Саранске. Саранск расположен на пологих холмах. Скажите дети, какие реки протекают в городе Саранске?
Д: Инсар, Саранка.
В: А вы знаете, почему город наш называется Саранск?
Д: Саранск от слова «сара» на финно-угорских языках означает болотистые места.
В: Город Саранск действительно возник на берегу, окруженном большимисарами. Дети, а зеленый цвет на карте что означает?
Д: В городе много деревьев.
В: Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем городе.
Игра с мячом (Воспитатель поочередно бросает мяч каждому ребенку, дети называют названия деревьев).
Д: Дуб, липа, клен, рябина и т.д.
В: А что еще на карте видите?
Д: Птиц.
В: Каких мы знаем птиц?
Д: Зимующие птицы, перелетные птицы.
В: Сейчас мы с вами вспомним названия птиц, которых видели в городе Саранске.
(Воспитатель показывает сделанную из бумаги птицу.Ее нужно передавать друг другу аккуратно и называть птицу и говорить какая она – зимующая или перелетная)
Д: Ворона – зимующая птица, трясогузка – перелетная птица и т.д.
В: Молодцы дети! Вы знаете названия деревьев, названия птиц. Чтобы птицы пели, жили, чтобы деревья радовали наши глаза, что людям нельзя делать?
Д: Не рубить деревья, не ломать их ветки, не убивать птиц.
В: Тогда наш город Саранск станет еще краше.
(Воспитатель показывает карту Мордовии)
Это карта нашей республики Мордовии, посмотрите какая красивая наша Родина. Дети, что означают синие линии на карте?
Д: Эти линии обозначают реки.
В: Какие реки протекают по Мордовии?
Д: Мокша, Сура, Сивинь, Алатырь, Саранка, Инсар.
В: А сейчас поиграем в игру «Назови какая река».
Игра с мячом (Мяч дети бросают друг другу, стоят в шахматном порядке в виде «ручейка»)
Д: Река чистая, река мощная, река широкая, река узкая, река длинная, река глубокая, река лечебная, река холодная, река спокойная, река синяя.
В: Дети, давайте послушаем как журчит ручей, река.
Глазки все закрыли и представили реку, ручей.
(Воспитатель включает запись)
В: Чтобы реки, озера, родники были чистыми, что нельзя делать человеку?
Д: Бросать мусор в реку; грязную воду вливать в реку.
В: Если человек не будет загрязнять реки, озера, то наша республика будет самой прекрасной и чистой.
А еще в Мордовии много родников. Они обладают лечебными свойствами, утоляют жажду человека. С древних времен человек предпочитал селиться близ рек. Почему?
Д: Человеку нужна вода, чтобы пить; готовить еду; ловить рыбу; охотиться; по реке люди на лодках плыли в другую деревню, город; перевозили на лодках по реке продукты, бревна, рыбу и т.д.
В: Посмотрите на карту Мордовии, здесь изображены животные. Назовите, каких животных вы видите?
Д:(Дети подходят к доске, указкой показывают животное и называют его)
Это лось, это кабан, это медведь, это лиса, это заяц, это бобр, это ёж, это волк, это белка, это рысь, это зубр, это олень.
В: Как мы назовем одним словом этих животных?
Д: Дикие животные.
Физкультминутка «Дикие животные»
В:(Воспитатель показывает красочную карту Темниковского района)
Дети, вы видите карту Темниковского района, здесь находится государственный заповедник имени П. Г. Смидовича. Что означает слово заповедник?
Д: Заповедник это место, которое оберегается и охраняется. Там растут растения, деревья, живут птицы, животные; там красивые участки природы.
В: Здесь протекают реки Пушта, Мокша, Сатис, Агра и др. (Показывает на карте). Посмотрите, чем покрыт заповедник?
Д: Заповедник покрыт лесами.
В: Какими лесами?
Д: Березовые леса, липовые леса, дубовые леса, хвойные леса, сосновые леса
(дети показывают на карте).
В: Здесь,в заповеднике живут птицы, животные, занесенные в Красную книгу. Что такое Красная книга?
Д: Красная книга – это книга, в которой записаны растения, птицы, животные, которых осталось мало в России.
В: (Воспитатель показывает картинки растений, животных, птиц занесенные в Красную книгу, раздает детям).
Дети, что нужно, чтобы растения, птицы и животные не заносились, не записывались в Красную книгу?
Д: Не рвать травы, цветы; не топтать; не убивать животных, птиц; не засорять леса; не рубить деревья; не засорять воздух; не разводить костры в лесу и т.д.
В:В Мордовии много памятников природы. Как вы думаете, что означает - памятники природы?
Д: Это реки, заповедники, леса, озера, родники, деревья.
В: Давайте сохраним эти памятники природы. Споем с вами песню «Берегите лес».
(Исполнение песни детьми и воспитателем)
Берегите лес
1. Чтоб веселее и здоровее
Жил человек
Чтоб весною птицей лесною
Пел человек.
Припев:
Берегите русский лес
Он источник всех чудес
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.
Берегите лес!
Берегите лес!
Берегите лес!
2. Злые метели и суховеи
Портят поля
«Хлеб защитите, лес посадите!»
Просит земля.
Припев тот же:
Берегите русский лес
Он источник всех чудес
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.
Берегите лес!
Берегите лес!
Берегите лес!
3. Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес дом родной.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой.
В: О чем эта песня?
Д: Что надо беречь природу. Лес нужен птицам, животным. Лес нужен человеку. Он должен бережно относиться к природе.
В: На этом заканчивается наше небольшое путешествие в природу. О чем мы с вами говорили? Что нового узнали? В какие игры играли? Что слушали?
Д: Мы говорили о городе – Саранск. Играли в игры «Назови деревья», «Назови птиц». Рассматривали карту Мордовии. Говорили о реках Мордовии. Познакомились с заповедником, который находится в Мордовии. Говорили о Красной книге. Пели песню «Берегите лес».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_beregite_les.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 97 комбинированного вида»
Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.
Конспект занятия по познавательной деятельности
по экологии: «Берегите лес»
(старшая группа)
ЦЕЛЬ: Познакомить с картами Мордовии. Учить детей называть обозначения карты. Уточнить представления детей о значении леса, реки в жизни человека. Познакомить детей с заповедником, памятником природы Мордовии. Показать, что в нем ценного, что охраняется. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края.
ОБОРУДОВАНИЕ: Карты г. Саранска, республики Мордовии, Темниковского района. Картинки с изображением растений, птиц, животных. Сделанная из бумаги птица; мяч.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Художественное слово, показ, рассматривание карт, слушание музыки, дидактические игры, вопрос, беседа.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Карта, родник, Красная книга, заповедник.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Заучивание с детьми слов песни «Берегите лес».
Ход занятия
Воспитатель показывает карту города Саранска (она должна быть красочной).
Воспитатель: Это карта города Саранска. Посмотрите, какой наш город красивый, красочный. Послушайте внимательно стихотворение мордовского поэта
Б. И. Просвирина «Начало»:
От глаз людских укрывшись в чаще,
Стоял задумчив и высок,
Черноволосый, сильный пращур.
С улыбкой глядя на Восток…
Свистели птицы спозаранку
Над безымянною рекой,
И он назвал ее Саранкой,
Как будто бы цветок лесной…
Из-за ремня топор н вынул,
И эхо вздрогнуло кругом,
Когда он, напрягая спину,
Почал здесь ставить новый дом…
В: Дети, о чем говорится в этом стихотворении?
Д: В этом стихотворении описано, как один человек назвал безымянную реку Саранкой. Сравнил Саранку с лесным цветком. Как человек стал строить дом.
В: Из этого стихотворения мы узнали, как появился первый дом в городе Саранске. Саранск расположен на пологих холмах. Скажите дети, какие реки протекают в городе Саранске?
Д: Инсар, Саранка.
В: А вы знаете, почему город наш называется Саранск?
Д: Саранск от слова «сара» на финно-угорских языках означает болотистые места.
В: Город Саранск действительно возник на берегу, окруженном большимисарами. Дети, а зеленый цвет на карте что означает?
Д: В городе много деревьев.
В: Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем городе.
Игра с мячом (Воспитатель поочередно бросает мяч каждому ребенку, дети называют названия деревьев).
Д: Дуб, липа, клен, рябина и т.д.
В: А что еще на карте видите?
Д: Птиц.
В: Каких мы знаем птиц?
Д: Зимующие птицы, перелетные птицы.
В: Сейчас мы с вами вспомним названия птиц, которых видели в городе Саранске.
(Воспитатель показывает сделанную из бумаги птицу.Ее нужно передавать друг другу аккуратно и называть птицу и говорить какая она – зимующая или перелетная)
Д: Ворона – зимующая птица, трясогузка – перелетная птица и т.д.
В: Молодцы дети! Вы знаете названия деревьев, названия птиц. Чтобы птицы пели, жили, чтобы деревья радовали наши глаза, что людям нельзя делать?
Д: Не рубить деревья, не ломать их ветки, не убивать птиц.
В: Тогда наш город Саранск станет еще краше.
(Воспитатель показывает карту Мордовии)
Это карта нашей республики Мордовии, посмотрите какая красивая наша Родина. Дети, что означают синие линии на карте?
Д: Эти линии обозначают реки.
В: Какие реки протекают по Мордовии?
Д: Мокша, Сура, Сивинь, Алатырь, Саранка, Инсар.
В: А сейчас поиграем в игру «Назови какая река».
Игра с мячом (Мяч дети бросают друг другу, стоят в шахматном порядке в виде «ручейка»)
Д: Река чистая, река мощная, река широкая, река узкая, река длинная, река глубокая, река лечебная, река холодная, река спокойная, река синяя.
В: Дети, давайте послушаем как журчит ручей, река.
Глазки все закрыли и представили реку, ручей.
(Воспитатель включает запись)
В: Чтобы реки, озера, родники были чистыми, что нельзя делать человеку?
Д: Бросать мусор в реку; грязную воду вливать в реку.
В: Если человек не будет загрязнять реки, озера, то наша республика будет самой прекрасной и чистой.
А еще в Мордовии много родников. Они обладают лечебными свойствами, утоляют жажду человека. С древних времен человек предпочитал селиться близ рек. Почему?
Д: Человеку нужна вода, чтобы пить; готовить еду; ловить рыбу; охотиться; по реке люди на лодках плыли в другую деревню, город; перевозили на лодках по реке продукты, бревна, рыбу и т.д.
В: Посмотрите на карту Мордовии, здесь изображены животные. Назовите, каких животных вы видите?
Д:(Дети подходят к доске, указкой показывают животное и называют его)
Это лось, это кабан, это медведь, это лиса, это заяц, это бобр, это ёж, это волк, это белка, это рысь, это зубр, это олень.
В: Как мы назовем одним словом этих животных?
Д: Дикие животные.
Физкультминутка «Дикие животные»
В:(Воспитатель показывает красочную карту Темниковского района)
Дети, вы видите карту Темниковского района, здесь находится государственный заповедник имени П. Г. Смидовича. Что означает слово заповедник?
Д: Заповедник это место, которое оберегается и охраняется. Там растут растения, деревья, живут птицы, животные; там красивые участки природы.
В: Здесь протекают реки Пушта, Мокша, Сатис, Агра и др. (Показывает на карте). Посмотрите, чем покрыт заповедник?
Д: Заповедник покрыт лесами.
В: Какими лесами?
Д: Березовые леса, липовые леса, дубовые леса, хвойные леса, сосновые леса
(дети показывают на карте).
В: Здесь,в заповеднике живут птицы, животные, занесенные в Красную книгу. Что такое Красная книга?
Д: Красная книга – это книга, в которой записаны растения, птицы, животные, которых осталось мало в России.
В: (Воспитатель показывает картинки растений, животных, птиц занесенные в Красную книгу, раздает детям).
Дети, что нужно, чтобы растения, птицы и животные не заносились, не записывались в Красную книгу?
Д: Не рвать травы, цветы; не топтать; не убивать животных, птиц; не засорять леса; не рубить деревья; не засорять воздух; не разводить костры в лесу и т.д.
В:В Мордовии много памятников природы. Как вы думаете, что означает - памятники природы?
Д: Это реки, заповедники, леса, озера, родники, деревья.
В: Давайте сохраним эти памятники природы. Споем с вами песню «Берегите лес».
(Исполнение песни детьми и воспитателем)
Берегите лес
1. Чтоб веселее и здоровее
Жил человек
Чтоб весною птицей лесною
Пел человек.
Припев:
Берегите русский лес
Он источник всех чудес
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.
Берегите лес!
Берегите лес!
Берегите лес!
2. Злые метели и суховеи
Портят поля
«Хлеб защитите, лес посадите!»
Просит земля.
Припев тот же:
Берегите русский лес
Он источник всех чудес
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.
Берегите лес!
Берегите лес!
Берегите лес!
3. Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес дом родной.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой.
В: О чем эта песня?
Д: Что надо беречь природу. Лес нужен птицам, животным. Лес нужен человеку. Он должен бережно относиться к природе.
В: На этом заканчивается наше небольшое путешествие в природу. О чем мы с вами говорили? Что нового узнали? В какие игры играли? Что слушали?
Д: Мы говорили о городе – Саранск. Играли в игры «Назови деревья», «Назови птиц». Рассматривали карту Мордовии. Говорили о реках Мордовии. Познакомились с заповедником, который находится в Мордовии. Говорили о Красной книге. Пели песню «Берегите лес».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Конспект НОД в старшей группе. «Береги природу родного края»
Конспект НОД в старшей группе.«Береги природу родного края»...
Проект "Берегите природу родного края"
Краткосрочный проект по нравственному и экологическому воспитанию старших дошкольников....
Животный мир нашего края и птицы нашего края.
Презентация для занятия....
Презентация: Проект по экологическому воспитанию "Берегите природу нашего края"
Цель: Формирование знаний детей старшего возраста о мире природы родного края через экологическое воспитание. ...
Паспорт проекта по экологическому воспитанию « Берегите природу нашего края»
Актуальность проекта: Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих л...