Мини-музей "Ложки" в детском саду
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Морозова Елена Петровна

Представление мини-музея  по теме "Ложки" в детском саду. Для детей всех возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мини-музей "Ложки"288 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 21 г. Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края

Представление

мини – музея «Ложки»

в рамках районного методического объединения                                          

 

 по теме: «Использование проектного метода в работе музыкального руководителя, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

г. Амурск

2021 г.

   Актуальностью создания нашего музея является расширение кругозора детей об истории и народных традициях, знакомство с предметами быта, старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

Музей – это особое специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

В нашем мини-музее «Ложки» ребята могут узнать всё о ложке: её историю, виды ложек, сказки, стихи и поговорки.

Мини - музей был создан с целью и задачами:

- Формирование у дошкольников представления о музее.

- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

знакомство детей с различными видами ложек,

- Дать детям понятие о том, что человек создаёт для своей жизни.

- Познакомить детей с историей создания ложки, приметами стихами, загадками о ложках…

- Развивать интерес к истории быта русского народа

Наша задача – развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

Коллекции мини-музея  представлены в виде макетов - проектов,  папок передвижек, галереи рисунков, фото-галереи ложек, а так же и самих ложек разных видов.

Немного истории…

Муз. рук. - История ложки настолько богата, что в наше время 2 апреля отмечается

                     Международный день ложки.

- Необходимость ложки люди поняли очень давно. Первые ложки были сделаны не из камня, а из обожжённой глины, т.к. им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла ложка собой полушар с ручкой.

    Ложка в древности считалась символом сытости, благосостояния и довольства.

   

    В особом почёте на Руси были ложкари.             (иллюстрации)

     Они делали деревянные ложки и продавали их на торгах. Ложкари были людьми состоятельными: тот, кто хотел заполучить ложку со своим именем, платил тройную цену. Гораздо больше ценились мастера, которые могли на ложке вырезать семейный герб.  Ложкарное ремесло передавалось из поколения в поколение, и каждая семья свято хранила секреты обработки древесины.

Описание: https://sun9-4.userapi.com/c857332/v857332858/15a013/U01a06uUNrU.jpg  Описание: C:\Users\Elena\Pictures\Ложкарный базар в городе Семенове. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г..jpg

       

  Нижегородская губерния в своё время чтилась как центр ложечного промысла. А в Семёновском уезде во второй половине 19-го века выпускали в год до трёх миллионов деревянных ложек. Их украшали рисунками, полировали, раскрашивали, покрывали специальным лаком.

  А вот ложки для растирания пищи не покрывались лаком!

Ребёнок:

        -  Ложки часто носили при себе в особых футлярах, либо просто за поясом или голенищем сапога.  (иллюстрации)

             Правило держать ложку тремя пальцами привело к появлению широких и плоских ручек у ложек.

    Перед едой ложку клали  выемкой кверху, что означало приглашение к еде. Закончив еду ложку переворачивали, что означало сытость.

 Муз.рук. - Неокрашенные ложки используются ежедневно.

                    Расписные ложки – праздничные, носят подарочный характер. Они расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари (яркий красный цвет получен с помощью киновари (сульфида ртути, HgS) на них воспринимаются как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью.

Ребёнок: 

     История ложки началась тысячу лет назад. В каждой стране ложки делали из  разного материала: дерево, слоновую кость, ракушки, бронзу и серебро. В России до 18-го века пользовались деревянными ложками.

 Муз.рук. - Её вырезали из берёзы, кедра, липы, клёна и других деревьев –

                    «доноров».

         Ложки любили украшать росписью  и резьбой, иногда настолько искусной, что приходится разглядывать в лупу отдельные детали.

         

        Вначале столяру нужно было определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объёмная или гранёная. Каждая ложка соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли.

  Муз. рук. - В нашем музее представлена литература, через которую дети знакомятся с музыкальными инструментами, возможностями их использования в повседневной жизни. Здесь собраны книжки, в которых рассказывается, упоминается про ложку или ложка есть на иллюстрациях, также загадки, поговорки, пословицы, считалки, потешки, и приговорки.

Ребёнок:  Ложкой ели, на ложках гадали, а ещё из ложек делали игрушки для детей.

- И у нас здесь есть ложки для познавательного и речевого развития детей!!!

Демонстрация экспонатов.

Ложка – музыкальный инструмент.

Муз.рук. - Время возникновения на Руси ложек, как музыкального инструмента, пока не известно. Первые  сведения о них появляются в конце 18-го века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян.

          Предполагают, что ложки возникли у русских в подражании испанским кастаньетам.  

          Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только сделаны они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений.  Иногда  вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.

Музейные экспонаты.

Ребёнок:  

В нашем  музее есть разделы:

- «большие ложки»

- «маленькие ложки»

- «ложки особого назначения»

- «театральный уголок»

- «дидактический уголок»

- «золотые ручки»

И в наше время ребята фантазируют, мастерят из ложек. Их совместное творчество представлено в разделе нашего музея «Золотые ручки». 

Муз.рук. - Главная особенность коллекции – наличие в ней ложек, предназначенных

                   не только для еды.

Ребёнок:  

В нашем музее есть ложки именные

Ложки – сувениры.

Ложки металлические, самые применяемые в нашем быту.

Ложки из серебра и мельхиоровые.

     По традиции серебряную или золотую ложку дарили и дарят новорождённому – «на зубок».

 - А здесь вы видите деревянные расписные ложки.

Деревянные ложки!

Постучи-ка немножко.

Хочешь – вальс играй,

А хочешь – суп хлебай!

         

      Есть в нашем музее и самая маленькая ложка – это «ложка - загребушка». Её носят в потайном кармашке кошелька, чтобы кошелёк всегда был полон денег.

         Ложки бывают салатными, столовыми, десертными, чайными, кофейными.

Предлагаем вам поближе познакомиться с нашими экспонатами…

Гости выставки проходят и знакомятся с экспонатами музея.

        

   

Ребенок:

У Аришки ложка с мишкой,

Чтобы сахар в чай ложить.

Ложка Даньки для сметанки!

Эта ложка – сувенир!

Этой ложкой поварёшкой

Накормлю я целый мир.

Эта ложка для ухи!

А эти ложки расписные,  

Эти ложки плясовые.

Ложки разные бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдёт любой.

Муз.рук. - Хотите поиграть на ложках?

                   Приглашаем вас на весёлый мастер – класс.

Описание: https://mypresentation.ru/documents/324026d9182b98fc7e815cc35356177a/img24.jpg

Многофункциональное пособие

«Чудо - чемоданчик»

   Данное пособие представляет собой мини-музей в виде кейса-шкатулки.

    Цель дидактического пособия: Сформировать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых необычных знаний о знакомом предмете – ложке. Создание условий развития художественно-творческой активности детей средствами музейной педагогики.

   

 Благодаря такой шкатулке, можно знакомить детей с новым материалом и закреплять ранее полученные знания в игровой форме.

    Так как тема нашего проекта связана с ложками, то и наполнение нашего «Чудо - чемоданчика» представляет собой разнообразную коллекцию ложек по назначению и функциональности.

  1. Есть музыкальные инструменты из ложек – это маракасики-погремушки и трещётки.
  2. Ложки расписные, которые знакомят детей с различными видами росписи. Для практической деятельности  и закрепления видов росписи, детям предлагаются разукрашки.
  3. А рядом мы видим деревянные музыкальные ложки, на которых можно поиграть немножко.
  4. Лото «Музыкальные инструменты»
  5. Дидактическая игра «Найди пару для ложки»
  6. Игра «Узнай сказку по картинке»
  7. Есть «Театр ложек» (2-х видов)

    Наш «Чудо - чемоданчик» постепенно пополняется новыми пособиями, расширяется его функционал. Он доступен и мобилен.

    Он помогает детям развивать самостоятельность, фантазию, проявлять своё творчество.  Его можно применять не только в образовательной, но и игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...