авторская квест-игра "Загадочная Арктика"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Формирование целостного представления об Арктике. Создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития дошкольников через игровую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Квест-игры актуальны в контексте требований к современному дошкольному образованию. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Квест-игра, как универсальная игровая технология позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.
Возраст детей: 6-7 лет
Продолжительность квест-игры: 30-35 минут.
Цель: Формирование целостного представления об Арктике. Создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития дошкольников через игровую деятельность.
Задачи:
1. Создать условия для формирования представления об особенностях географического положения Арктики, ее природных условиях и обитателях.
2. Создать условия для развития связной речи у дошкольников, обогащения словаря.
3. Создать условия для расширения кругозора у детей.
4. Создать условия для развития интереса к опытно-экспериментальной деятельности, развивать внимание, мышление, память.
5. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Средства реализации: карта, конверты с подсказками, глобус, 6 пазлов с изображением климата Арктики, фотография северного сияния, емкость с водой, кубики льда, 13 фото с животными Арктики, 8 фото с растениями, полоски бумаги обычные и пропитанные жиром, сюрприз для детей.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий; просмотр видео фильмов, мультфильмов; изготовление макета «Белые медведи»; рассматривание картин, иллюстраций.
Осваиваемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Участники квест-игры: дети подготовительной группы, педагоги детского сада.
Проведение квест-игры:
Ведущий1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в большое и интересное путешествие. А чтобы узнать куда, вы должны найти подсказку. Внимательно осмотрите комнату. Она стоит на видном месте, яркая, блестящая.Первый, кто увидел, подходит, забирает подсказку и отдаёт её мне.
Дети внимательно осматривают помещение и обнаруживают открытку, в которую вложена подсказка.
Где всегда, скажите дети,
Полно снега, много льда,
Ночи длятся по полгода,
Ветры мчат туда-сюда?
Где под северным сияньем
Люди ездят на санях?
Что за регион планеты,
Где не тает лед в морях?
Где отчётливо видна
Наших звёзд галактика?
Подскажите место то,
Как зовётся?.. (Арктика)
Входит второй ведущий в костюме белого медведя
Ведущий 2: здравствуйте, ребята. Я смотрю, вы быстро отгадали загадку, которую я вам прислал. Давайте отправимся с вами в путешествие, в настоящую экспедицию в Арктику – царство снега и льда, где проведем небольшие исследования. Хотите? Еще я принес вам карту, где указан наш маршрут.
Ведущий 1: Наше путешествие пройдёт в форме квест-игры. Квест – это игра-бродилка. Решив одно задание, вы получает подсказку, где искать следующее задание. А в конце получаете доступ к сюрпризу.
Ведущий 2: Скажите, а что же такое Арктика? И где она расположена?
Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы.
(Арктика – это Северный Ледовитый океан и земли, которые к нему прилегают. Это белоснежное царство холода, снега и льда. Арктика – северная полярная область Земли. В переводе с греческого языка означает «Медведица». Там полярная ночь зимой, а летом круглосуточно день).
Ведущий 1: Давайте посмотрим карту и поймем, что же нам поможет увидеть, где располагается Арктика?
Дети смотрят карту и понимают, что им нужно искать глобус.
Ведущий 1: ребята, а глобус находится в кабинете у заведующей. Скорее бегите и найдите его.
В кабинете заведующая не сразу отдает ребятам глобус, а только после того, как они ответят на вопрос:
- Что такое глобус?
Дети: это маленькая модель нашей планеты Земли.
Дети с глобусом возвращаются в зал
Задание № 1 «Арктика на глобусе. Климат Арктики»
Ведущий 2: Кто покажет Арктику на глобусе?
По желанию один из детей показывает на глобусе, Арктику.
Ведущий 1: А чтобыузнать о погоде в Арктике, нужно выполнить следующее задание.
«Пазлы «Климат Арктики» (Приложение № 1)
- Пазл с изображением градусника, на котором указана температура воздуха -60;
- Пазл с изображением полярной ночи;
- Пазл с изображением полярного дня (солнце не высоко над горизонтом);
- Пазл с изображением огромных льдин;
- Пазл с изображением снежных просторов;
- Пазл с изображением Арктики с высоты птичьего полета.
Дети и ведущие проговаривают климатические условия Арктики.
(Одной из самых холодных и заснеженных частей света считается именно Арктика. Большая часть поверхности покрыта льдами. Долгая и холодная зима, с температурой воздуха до – 60. Полярная ночь длится 5 месяцев.Короткое холодное лето до + 3, полярный день продолжается несколько месяцев.) Ведущий 1: Молодцы ребята! Вы отлично справляетесь с заданиями. А у меня есть еще одна картинка с изображением очень красивого явления, которое появляется на небе в Арктике.
Ведущий показывает картинку с изображением северного сияния.
Ведущий 1: Это северное сияние! А кто знает, что это?
Дети: предположения
Ведущий 1: Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это проявление магнитных сил земли. Магнитные силы задерживают солнечный ветер. Частицы его движутся к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся в небе. Появляются полоски разного цвета: красные, синие, желтые, зеленые.
Ведущий 2: молодцы ребята! Про климат Арктики вы все верно рассказали, а вот интересно, какие растения могут переносить такую погоду? Давайте снова обратимся к карте.
Дети смотрят карту, где вторым им нужно искать большой конверт.
Ведущий 2: Даю подсказку: конверт ищите там, где живут яркие птицы.
Дети бегут к клеткам с попугаями и обнаруживают конверт, который лежит на клетке. Возвращаются в зал.
Вскрывают большой конверт и достают картинки с изображениями растений, которые прорастают и не прорастают на территории Арктики
Ведущий 1: ребята, перед вами стоит следующая задача: вы должны из всех растений выбрать те, которые прорастают на территории Арктики. Будьте внимательными и работайте вместе сообща.
Задание № 2 «Растения Арктики» (Приложение № 2)
- Ягель (мох) +
- Полярный мак +
- Камнеломка +
- Ива арктическая +
- Береза карликовая +
- Ромашка -
- Одуванчик -
- Дуб -
Ведущий 2: А теперь пришла пора опять обратиться к карте, чтобы узнать, где же прячется следующее задание.
Ребята смотрят карту и видят, что им нужно идти к холодильнику.
Ведущий 1: А где находится холодильник?
Дети: На кухне.
Все отправляются на кухню, и повар достает из холодильника листок с заданием и кубики льда, но сначала он просит ребят отгадать загадку:
Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься…(Лёд)
Затем дети идут в зал и ведущие читают задание.
Задание № 3 «Опыт со льдом «Почему айсберг не тонет в воде?»
Проводится опыт со льдом.
Ведущий 1: Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? (Ответы детей.) Давайте проверим. Берите лёд и опускайте его в воду. Что происходит? (Ответы детей.) Почему лёд не тонет (предположения детей.) Лёд – это замёрзшая вода. При охлаждении она расширяется и переходит в состояние льда, а плотность её при этом уменьшается. Вещества с меньшей плотностью всегда легче. Другими словами, данный объём льда весит меньше, чем тот же объём воды. А ещё выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги?
Ведущий 1: Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги и для кого? (Ответы детей.)
Ведущий 2: А теперь мы снова с вами должны посмотреть карту. Где же искать следующее задание?
Ребята смотрят карту и видят, что им нужно искать синий конверт.
Ведущий 2: Ребята, когда мы найдем этот конверт, то узнаем, какие животные обитают в Арктике. А находится он там, где проводят свое время самые маленькие дети нашего детского сада.
Все отправляются на поиски и находят его в группе раннего возраста.
Задание № 4 «Животные Арктики» (Приложение № 3)
Ведущие читают описание животного, а дети должны отгадать, как оно называется. После чего фотографии животных раскладываются на полу для рассмотрения.
- Белый медведь;
- Росомаха;
- Полярный волк;
- Песец;
- Северный олень;
- Овцебык;
- Морж;
- Тюлень;
- Морской котик;
- Нарвал;
- Белуха;
- Касатка;
- Лемминг.
Животные Арктики, занесенные в Красную книгу: Белый медведь, нарвал, северный олень, морж.
Ведущий 1: Ребята, давайте с вами узнаем, почему животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду и выходят сухими из нее.
Задание № 5 «Опыт «Почему животные Арктики не мерзнут?»
Здесь приготовлены полоски обычной бумаги и бумаги пропитанной жиром.
Опытная деятельность: опускаем в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.
Вопрос к детям: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Полоска, смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.
Ведущий 2: Ребята, мы много интересного узнали об Арктике и ее обитателях. Вы правильно и быстро выполняли все задания. Теперь осталось последний раз взглянуть на карту, чтобы узнать, где же спрятан сюрприз для вас.
Дети смотрят карту и определяют, что сюрприз находится в сундуке. Ведущие подсказывают, что сундук стоит там, где дети занимаются спортом.
Ребята находят сундук и обнаруживают там сюрприз (фигурки животных Арктики, раскраски, книгу и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия ознакомление с окружающим "Суровый край Арктики"
Конспект занятия знакомства детей дошкольного возраста с особенностями природных условий Арктического края...
"Арктика".
Сценарий зимнего спортивного развлечения на свежем воздухе для старших дошкольников "Арктика"....
Образовательный проект в детском саду «Арктика-Антарктика» информационно-практико-ориентированный
В дошкольном возрасте, когда детское восприятие мира и знаний о нем строится на непосредственном интересе, эмоционально особенно актуальны слова Л.С. Выготского "Момент взволнованности, не...
Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики"
Методический проект "Животный мир Арктики и Антарктики" Расширить знания детей в познавательно-исследовательской области....
Презентация "Животный мир Арктики и Антарктики"
Ознакомление дошкольников с животным миром Арктики и Антарктики. Можно использовать во всех возрастных группах....
Цикл "Животные холодных стран": Обитатели Арктики и Антарктиды.
Материал содержит информацию об обитателях Арктики и Антарктиды. Поможет детям расширить представления о диких животных....
Открытое логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной группы на лексическую тему: Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике»
Открытое логопедическое занятиедля детей старшей и подготовительной группына лексическую тему:Жители Арктики. «Путешествие с медвежонком Умкой по Арктике» Автор: Коньякова Дарья...