Проект " Юные метеорологи"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Маркова Светлана Михайловна

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meteostantsiya.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

" Юные метеорологи"

                                                                Введение

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Актуальность проекта:

Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

       Пояснительная записка

Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

-эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.

        Проблема:

у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта:

создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

- познакомить с профессией метеоролога;

- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

- познакомить детей с назначением метеорологической станции;

- познакомить детей с приборами – помощниками:  термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

- формировать представления о четырех частях света.

Вид проекта:

информационно – исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект:

Подготовительная к школе группа.

Продолжительность проекта:

      Этапы проекта:

Подготовительный:

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

Основной:

изготовление приборов – помощников;

работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

Предполагаемые результаты:

развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды;

иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;

знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

Запланированные формы работы по проекту:

1. Беседы

2. Наблюдения в природе

3. Книга народных примет

4. Опыты-эксперименты

5. Чтение художественной литературы

6. Дидактические игры

7. Сюжетно-ролевые игры

8. Слушанье музыки

9. Работа с родителями

Содержание проекта:

Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.

Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы).

Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

- наблюдать за небом и облачностью,

- с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,

- с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,

- измерять количество осадков с помощью дождемера,

- определять температуру воздуха с помощью термометра,

- с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,

- сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.

           Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия Задачи мероприятия Форма проведения

Что такое метеоплощадка? Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.

Что такое погода? Продолжать знакомство с погодными явлениями Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление».

Народные приметы,  знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря», «Лунного календаря».

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца Беседа-путешествие

Что такое компас? Формировать представление о частях света, познакомить с компасом .

Откуда дует ветер? Обучать детей работе с компасом Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада

Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Занятие на метеоплощадке

Какие бывают термометры? Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром Занятие на метеоплощадке

Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами определения скорости ветра Занятие на метеоплощадке

Для чего нужен барометр? Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним.

Какая бывает почва. Познакомить с проницаемостью разных видов почвы.

Мы – юные метеорологи. Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке.

Работа на метеоплощадке.  Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.

Работа с родителями

1. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Цели:

Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека

Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.

Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления, изменение

которого предвещает перемену погоды.

Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце и в тени.

Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра.

Осадкомер – служит для измерения количества осадков.

Солнечные часы – позволяют детям учиться определять время по солнцу в

любое время года.

Реализация проекта.

Аналитический этап проекта.

Запланированные мероприятия были выполнены.

С помощью родителей были созданы своими руками метео приборы и оформлена площадка для метеостанции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Юный метеоролог"

Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО....

Информационно-исследовательский проект «Юные метеорологи»

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышл...

Познавательно – исследовательский проект «Юные метеорологи»

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

Проект " Юный метеоролог" по экологическому воспитанию дошкольников

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, ан...

Проект "Юные метеорологи"

Новизна проекта:Создание метеостанции на территории детского сада, как эко пространство – экологической тропы с составляющими и выносными приборами для систематического наблюдения с детьми за не...

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ...

позновательно - исследовательский проект "Юный метеоролог"

занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике...