позновательно - исследовательский проект "Юный метеоролог"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_meteorolog_4_.docx | 94.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №28 «Колокольчик»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Познавательно–исследовательский
проект
«Юный метеоролог»
Подготовила проект: воспитатель высшей категории
Нуркаева Наталья Алексеевна
г. Октябрьский
Тема эта весьма актуальна по целому ряду причин. Во первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую станцию;
Во вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
В третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать).
ЦЕЛЬ: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значениив жизни человека.
ЗАДАЧИ:
- организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
- дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
- формировать представления о четырех частях света;
- познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром, анемометром, барометром, осадкомером.
- познакомить с профессией метеоролога.
ТИП ПРОЕКТА: информационно-исследовательский.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: воспитатель, воститанники, родители (законные предствители).
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: среднесрочный с 15.02 по 25.05.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: воспитанники подготовительной к школе группы.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- оод; виртуальные экскурсии, целевые прогулки;
- беседы, позновательно-исследовательская деятельность;
- чтение художественной литературы, «умных» книг (энциклопедий);
- ведение календаря погоды;
- использование мультимедийных презентаций;
- работа с родителями (законными предствителями).
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструирование из бумаги, игровая, чтение художественной литературы, изобразительная.
- Дети получат элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
- Дети приобретут навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
- Будут иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;
- Узнают приметы, пословицы, поговорки о погоде;
- Определят новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?»
Предположим,
- что знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории ДОУ элементарную метеорологическую площадку;
- что занятия юных метеорологов, которые дети воспринимаюткак новую интересную ролевую игру, помогут познакомитьих с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
- что у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать);
- что практические задания на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.
ФЕВРАЛЬ 15.02. – 11.03. |
|
МАРТ 14.03. – 18.03. |
- ООД «Что такое погода?» - Просмотр презентации «Погода» - Заучивание пословицы о природе - Беседа: «Живая и не живая природа» - Чтение, обсуждение экологических сказок: "Могучая травинка" - Опыт «Сравнить как нагреваются предметы из дерева, металла, камни на солнце в разное время дня» - Предметно схематическое моделирование: "Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень) |
МАРТ 21.03.– 25.03. |
- ООД «Загадки планеты Земля» - Беседа «Как меняется одежда людей в зависимости от времени года» - Наблюдение за облаками и тучами в пасмурные дни - Чтение познавательной литературы «Погода на севере и на юге» - Опыт «Проходит ли вода через песок и глину?» - Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года" |
МАРТ 28.03. – 1.04. |
- ООД «Что такое компас?» - Работа с компасом «Откуда ветер дует?» - Дидактическая игра «Найди по заданному направлению» - Наблюдение за дождем. - Просмотр презентации «История изобретения компаса» |
АПРЕЛЬ 4.04. – 8.04. |
- ООД «Чем измерить скорость ветра?» - Просмотр презентации «Анемометр» - Конструктивно – модельная деятельность «Флюгер – вертушка» - Работа с флюгером и анемометром – определение наличия ветра, его направления и скорости. - Опыт «Откуда берется ветер» - Чтение, обсуждение экологической сказки: "Кто землю украшает" |
АПРЕЛЬ 11.04. – 15.04. |
- ООД «Какие бывают термометры» - Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха) - Просмотр презентации «Такие разные термометры». - Опыт «Воздух сжимается и расширяется» - Дидактическая игра "Времена года" - Чтение пословиц, поговорок и загадок о природе |
АПРЕЛЬ 18.04. – 22.04. |
- ООД «Для чего нужен барометр?» - Беседа «Растения-барометры» - Просмотр презентации «Барометры» - Работа с барометром - Дидактическая игра «Прогноз погоды» - Опыт с воздушным шариком - Чтение, обсуждение экологической сказки: "Почему у Земли платье зелёное" |
АПРЕЛЬ 25.04. – 29.04. |
- ООД «Что такое осадкомер?» - Прослушивание музыки: звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру. - Знакомство с народными приметами. Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты. - Дидактические игры: "Живая, неживая природа", "Сложи картинку" - Экспериментирование «Круговорот воды в природе» - Рисование «Дождик босиком…» |
МАЙ 2.05. – 6.05. |
- Сюжетно - ролевая игра «Мы – юные метеорологи» - Беседы: «Птицы - метеорологи», «Насекомые - предсказатели погоды» - Наблюдение за солнцем. - Наблюдение в природе: «Какого цвета небо?» - Опыт «Сколько весит воздух?» - Чтение, обсуждение экологической сказки: "Сказка о радуге" - Рисование акварелью «На что похоже облако?» |
МАЙ 10.05. – 20.05. |
- Работа на метеоплощадке (фиксация результатов наблюдения) - Беседа «Погода летом» (предполагаемая; фактическая) - Наблюдение за радугой. - Чтение художественной литературы: З.Александрова «Грибной дождь» А. Майков «Летний дождь». - Опыт «Радуга-дуга» - Рисование на тему: «Радуга-дуга». - Составление рассказов «Я люблю такую погоду…» |
Работа с родителями (законными предствителями) |
1. Создание родителями картотеки « Народные приметы о погоде» 2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов. 3. Консультация «Погода и наблюдение за ней» |
- Итоговое мероприятие: Викторина: «У природы нет плохой погоды» - Мониторинг знаний, умений и навыков у детей по данной теме - Подготовка презентации «Юный метеоролог» - Презентация проекта «Юный метеоролог» для педагогов ДОУ на педагогическом совете № 2 |
За время реализации проекта «Юный метеоролог» у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
В начале реализации проекта 57% детей не знали метеоприборов, кроме термометра, и не умели ими пользоваться. В конце реализации проекта 89% детей показали высокий уровень знаний, умений и навыков. Я считают, что это произошло потому, что тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические работы.
Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений. Результаты стали заноситься в журнал и календарь с большим интересом, чем до проекта.
Дети с увлечением выполняли задания по интеллектуальному развитию, отгадывали загадки, играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами.
Кроме этого, у некоторых детей во время реализации мероприятий проекта повысился уровень самооценки, они стали более уверены в своих действиях.
Во время экскурсий, наблюдений, экспериментов даже замкнутые дети проявляли большую активность и старались работать вместе с группой детей.
Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась.
Действительно, мероприятия проекта «Юный метеоролог» смогли сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой.
Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.
Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.
В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на мой взгляд, воспитанию гражданской позиции детей.
Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
К ПРОЕКТУ
«ЮНЫЙ МЕТЕОРОЛОГ»
Опыт «ПРОХОДИТ ЛИ ВОДА ЧЕРЕЗ ПЕСОК И ГЛИНУ?»
В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду
Опыт «МАГНИТНАЯ СТРЕЛКА»
Цель: Познакомить со свойствами магнитной стрелки.
Материал: Магнит, магнитная стрелка на подставке, иголка, полоски красного и синего цвета, пробка, сосуд с водой.
Покажите детям магнитную стрелку (на подставке), дайте им возможность экспериментально убедиться в том, что она представляет собой магнит.
Пусть дети поместят магнитную стрелочку на подставку (убедившись, что она может на ней свободно вращаться). После того, как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях (или – с магнитами, плавающими в мисках с водой), и приходят к выводу, что их расположение совпадает. Значит, магнитная стрелка – как и все магниты – показывает, где у Земли север, а где - юг.
Опыт «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВЕТЕР»
Опыт разработан О.В. Дыбиной.
1.Вам понадобится свеча и змейка. Змейку очень просто сделать: возьмите круг из тонкой бумаги и разрежьте его по спирали, затем получившуюся заготовку подвесьте за нить.
Зажгите свечу и подуйте на нее. Почему отклонилось пламя? (дует воздух).
Поместите змейку над пламенем свечи. Что происходит со змейкой? Она начнет вращаться. Почему же она вращается? Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.
Можно попробовать чтобы дети сделали такой опыт сами, но не со свечой! Нужно подержать змейку над горячей батареей.
2.Подойдите к двери (например, ведущей на застекленный балкон) и попробуйте определить, куда дует ветер вверху дверного проема (выше) и около пола (ниже). Для того чтобы определить, куда дует ветер, можно поставить две свечи — внизу и вверху и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится?
3.Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается и ветер в природе.
Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.
4.Можно зарисовать стрелочками, куда дует ветер в комнате. Красная стрелочка вверху дверей будет обозначать теплый воздух. А синяя стрелочка внизу – холодный воздух.
Опыт «ВОЗДУХ СЖИМАЕТСЯ И РАСШИРЯЕТСЯ»
Цель: Доказать, что объем воздуха зависит от температуры.
Оборудование:
1. Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика). Пробирка закрывается в присутствии детей.
2. Стакан с горячей водой.
3. Стакан со льдом.
Опыт: Рассмотрим пробирку. Что в ней находится? Воздух. У него есть определенный объем и вес. Закроем пробирку резиновой пленкой, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем воздуха в пробирке? Как это сделать? Оказывается, можем! Опустим пробирку в стакан с горячей водой. Через некоторое время резиновая пленка станет заметно выпуклой. Почему? Ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. Достанем пробирку из горячей воды и поместим ее в стакан со льдом. Что мы видим? Резиновая пленка заметно втянулась. Почему? Ведь мы не выпускали воздух, его количество опять не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.
Вывод: Объем воздуха зависит от температуры. При нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. При охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.
Опыт «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»
Цель: Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.
Оборудование:
1. Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.
2. Электроплитка.
3. Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).
Опыт 1: Принесем с улицы домой твердый лед и снег, положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.
Вывод: При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.
Опыт 2: Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!
Вывод: При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.
Опыт 3: Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.
Вывод: При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.
Опыт 4: Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.
Вывод: При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.
Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой игазообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.
Опыт «СКОЛЬКО ВЕСИТ ВОЗДУХ?»
Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60 см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация позновательно - исследовательской деятельности дошкольников с бумагой
Развитие позновательных способностей дкетей в процессе совместной исследовательской деятельности,практических опытов с бумагой....
Позновательно-исследовательский проект "Кто такие динозавры"
Позновательно-исследовательский проект "кто такие динозавры" был подготовлен совместно с детьми подготовиткльной группы,включает в себя занятия ,стихи виктирину,кросворды и позновательную информацию п...
позновательно-исследовательский проект "кто такие динозавры"продолжение
продолжение тест "что ты знаешь о динозаврах"...
Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»
Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей...
Позновательно-исследовательский проект "Волшебница вода с ней навеки мы друзья" 2-ая младшая группа
Чтобы сохранить баланс природы, нужно начинать воспитывать любовь к природе в раннем детстве и только тогда мы увидим результаты в будущем.Воспитание экологической культуры – долгий путь ф...
Сценарий интегрированного занятия по пожарной безопасности для детей подготовительной группы позновательно-исследовательский проект -Музей Юных пожарных.
Использование педагогических технологий для закрепления знаний у детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре....
Предметно - пространственная среда для организации позновательно - исследовательской деятельности в группе раннего возраста
Предметно - пространственная среда для оргонизации позновательно - исследовательской деятельности в группе раннего возраста....