Исследовательский проект «Огород на окне»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

Исследовательский проект «Огород на окне»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Плотинновский детский сад,

филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад №189 «Солнышко»

Исследовательский проект «Огород на окне»

для детей старшей разновозрастной группы общеразвивающей направленности от 5 до 7 лет.

Подготовила: воспитатель

                                                     Шемякина О.С.

2023 год

         Закончилась  зима. Солнышко с  каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук,  укроп, и листья салата, огурцы  и т.д. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

      Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить  навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для  поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

       Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта. Основная задача - поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

 Актуальность проекта:

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи:

Способствовать расширению знаний детей о культурных и дикорастущих растениях.

Продолжить знакомство детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, морковь, огурцы, томат, овес, бобовые, редис и др.).

Способствовать обобщению представлений детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для благоприятного роста растений.

Способствовать закреплению умения детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Способствовать развитию чувства ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).

Продолжать способствовать развитию наблюдательности, умения замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

Способствовать развитию познавательный и творческих способностей у детей.

Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.

Воспитывать у детей  чувство любви к природе и бережное отношение к ней.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Вид проекта: долгосрочный

Сроки реализации: февраль, март, апрель, май.

Объект исследования: огород на подоконнике.

Предмет изучения: процесс выращивания культурных растений в комнатных условиях.

Участники проекта:

- Дети старшей возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 5 до 7 лет.

- Воспитатель, родители

Предполагаемый результат:  С помощью опытно - исследовательской работы будет выявлено многообразие и разнообразие посевного материала, дети получат знания о необходимых условиях для роста и развития растений в комнатных условиях, научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, закрепят умение делать простые выводы, устанавливать причинно - следственные связи. Будет повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности. Собрана коллекция семян овощных культур. Создан в группе огорода на подоконнике и подобраны украшения для него. Оформлен дневник наблюдений за рассадой в огороде. Должны сформироваться навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней. Будет сформировано у детей уважительное отношения к труду. Получены участниками проекта положительных эмоции от полученных результатов.

Этапы:

1 этап – подготовительный (сбор информации)

1. Постановка цели и задач проекта;

2. Изучение методической и детской литературы;

3. Подбор художественной литературы, стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме;

4. Выставка книг, иллюстраций, альбомов о культурных растениях;

5. Подбор настольных, подвижных, пальчиковых, дидактических игр, интересных вопросов и упражнений по теме проекта.

6. Подготовка семян овощных культур и необходимого инвентаря для выращивания и посадки семян и рассады.

7. Поисковая деятельность – смогут ли культурные растения вырасти в комнатных условиях и сможем ли мы получить урожай?

2 этап - практический

1. Реализация основных видов деятельности по направлению проекта, накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности:

-Чтение художественной литературы: Н. Носов «Огородники», «Огурцы»,  Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали, Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка», В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша». Заучивание стихотворений В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Г. Сапгир «Садовник». Чтение пословиц, поговорок, загадок об овощах и огороде.

- Беседы: «Что мы знаем об овощах», «Труд овощевода и садовода» «Огород на окне»), видеосюжеты;

-Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций. Рассматривание схем, моделей строения  растений, составление схем их роста и развития.

- Трудовая деятельность: подготовка семян, посадка лука, помидоров, огурцов, салата, петрушки, укропа, фосоли, гороха, перца, баклажан.  Труд в огороде на окошке: уход за рассадой – полив,  рыхление почвы, прореживание, пересаживание.

- Экспериментально-исследовательская деятельность: наблюдение за ростом овощных растений. Наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Опыт «Где быстрее растут растения»: выращивание рассады из семян и наблюдение за их проращиванием и ростом (оформление календаря роста рассады). Наблюдения за тем, где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей). Способствовать закреплению приемов посадки и выращивания рассады, формированию навыков посадки и ухода за растениями.

- Творческая деятельность детей (Рисование красками, карандашами, мелками, используя разные приемы: «Как растут овощи», «Мой огород на окне, каким он будет», «Овощные фантазии», «Дневник наблюдений».)

2. Организация игровой деятельности (дидактические игры, подвижные игры,   сюжетно-ролевые игры )

3. Создание предметно-развивающей среды: пополнение картотеки опытов, уголка экспериментирования атрибутами и материалами по теме.

4. Наблюдения: «Растут ли наши растения».  Оформление дневника наблюдений. Рассматривание семян через лупу,   наблюдение за всходами и ростом рассады, вытягиванием её к солнцу, за появлением соцветий, за состоянием листьев в утреннее и полуденное время, за изменением состояния растений. Способствовать закреплению умения детей замечать изменения в росте и развитии растений, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5.Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Огород на окне»

- Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала.

3 этап – заключительный

1. Оформление коллекции семян овощных культур.

2. Оформление огорода на подоконнике и уход за ним.

3. Оформление дневника наблюдений.

4. Высадка рассады на огороде (участке детского сада)

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

2. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, стали подмечать красоту растительного мира.

3. У детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.

4. Дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.

5. Дети бережнее стали относиться к растительному миру.

Заключение:

        Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт в опытно-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дети познакомились со строением растений, наблюдали за ростом растений.

      Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"

Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....

Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.

Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».

КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая  группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...

Познавательно-исследовательский проект : «Огород на окне»

Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности...

Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.

Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...

Познавательно - исследовательский проект огород на окне "Витаминная страна"

Расширять и обогощать занния детей об овощах, способах их посадки и произростания через разные виды деятельности....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»

Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....