Чудо птица, что мороза не боится
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

Я провела познавательное занятие, на котором ребята познакомились с обитателями Антарктики и одним из представителей, конечно же, необычной и забавной птицей, которая не умеет летать- пингвином....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл все о пингвинах46.46 КБ

Предварительный просмотр:

ЧУДО ПТИЦА, ЧТО МОРОЗА НЕ БОИТСЯ

В логопедической группе № 8 «Звёздочки» было проведено познавательное занятие, на котором ребята познакомились с обитателями Антарктики и одним из представителей, конечно же, необычной и забавной птицей, которая не умеет летать- пингвином.

Дети узнали о жизни пингвинов на Южном Полюсе, о том, чем они питаются, о том какие виды пингвинов бывают. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень ловкими и быстрыми. Ребята с удовольствием нарисовали своих пингвинов, а на занятии по аппликации- сделали очаровательных пингвинят.

На полюсе южном, средь множества льдин

Живёт неуклюжий пернатый – пингвин.

Он - птица, действительно, очень смешная:

Ныряет и плавает, но не летает!

Дата публикации — 24.12.2022

Автор — Донченко Е.С.

Занятие в логопедической группе

«Путешествие пингвиненка Ло-Ло»

воспитатель: Донченко Е.С.

Цель: 

  • развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе ознакомления детей с миром природы.
  • дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды;
  • формировать представления о флоре, фауне Антарктиды, о связи организмов со средой обитания.

Задачи:

  • развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, познавательный интерес;
  • развивать речь, обогащать словарь (слова: айсберг, ледник, материк, океан);
  • формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство совокупности.
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.
  • формировать потребность в двигательной активности;
  • развивать мимические мышцы.

Интеграция: «Физическая культура», «Социализация», «Музыка».

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- просмотр документального фильма «Птицы – 2: путешествие на край света»;

- игры «Кто где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Пингвины»;

Оборудование и материалы:

- картонное яйцо;

- географическая карта;

- удочки, рыбки с разными узорами на магнитиках;

- карта – пазл с цифрами;

- рисунки морских обитателей;

- видео - и аудиосопровождение;

- перья птиц, жир.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: «Собрались все дети в круг.

                          Я – твой друг и ты - мой друг.

                          Крепко за руки возьмемся

                          И друг другу улыбнемся!»

Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришла посылка, в которой я обнаружила яйцо.

Домик круглый, домик белый,

И на вид вполне он целый.

Когда же треснул, наконец,

На волю выскочил птенец!

(яйцо разбивается, из него выглядывает птенец)

Воспитатель:  Я недавно из яйца,

           И похож я на птенца.

           Что за птица моя мать?

           Где ее мне отыскать?

           Я не гусь и не павлин.

           Догадайтесь! Я...

Дети: Пингвин.

Воспитатель: Ребята, а какие еще животные откладывают яйца?

Дети:    1) Яйца откладывают птицы.

2) Змея и черепаха.

3) Еще яйца откладывают ящерица и крокодил.

Воспитатель: Итак, крокодил и черепаха, ящерица и змея, птицы – все они могут из яйца появиться!

Воспитатель: А действительно ли пингвин птица, а не животное? Давайте рассмотрим схему, из чего же состоит птица.(схема птица-пингвин)

Дети:     1. У всех птиц есть голова, где расположены глаза, острый клюв.

2. У них есть туловище, покрытое перьями.

3. На туловище расположены крылья.

4. У птиц две ноги, один хвост.

5. Все птицы откладывают яйца.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Пингвин – это птица.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.

Воспитатель: Все птицы имеют крылья. Верно?

Дети: Верно.

Воспитатель: Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья. Верно?

Дети: Верно.

Воспитатель: У бабочки тоже есть крылья, значит бабочка – птица. Верно? (картинка бабочки)

Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое, потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица.

Воспитатель: Правильно! А какой можно сделать вывод из решенной нами задачи?

Дети: Не все у кого есть крылья, являются птицами.

Воспитатель: А теперь вернемся к нашему пингвиненку.

Его папа – пингвин и мама – пингвин. У них настоящая семья пингвинов. Ребята, а где же нам искать маму пингвиненка?

Дети: Маму пингвиненка нужно искать в Антарктиде.

Воспитатель: Для того, чтобы проверить и узнать точное место нахождения мамы пингвиненка, надо собрать из частей карты целое. Карту надо собирать, соблюдая последовательность чисел от 1 до 10. Если задание выполните верно, то получиться карта, которая укажет место нахождения мамы пингвиненка.  (Дети выполняют задание на магнитной доске)

Воспитатель: Ребята, так что же у нас за изображение получилось?

Дети: На карте изображен материк.

Воспитатель: А как называется этот материк?

 Ребенок :Антарктида

Воспитатель: Верно, ребята, это изображение Антарктиды.

Воспитатель: Ребята, давайте на географической карте найдем Антарктиду. На каком полюсе находится этот материк?

Дети: Антарктида находится на Южном полюсе.

Воспитатель: А каким цветом она обозначена?

Дети: Антарктида на карте обозначена белым цветом.

Воспитатель: А что обозначает белый цвет?

Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.

Воспитатель: Ребята, а теперь сядьте на стулья и давайте посмотрим видеофрагмент, какая же Антарктида на самом деле.

(Видеофрагмент 40 секунд)

Воспитатель: так какая же Антарктида?

Дети: снежная, холодная…..

Воспитатель: Ребята, давайте отвезем пингвиненка в Антарктиду, ведь как мы с вами выяснили, именно там обитают его родственники. А заодно мы с вами исследуем этот материк. Но прежде чем мы отправимся в это путешествие, назовите, что необходимо взять с собой в дорогу.

Дети:     - Необходимо взять карту, компас, чтобы не сбиться с пути.

               - Во время путешествия может случиться всякое, поэтому              вместе с нами на Южный полюс отправиться медицинская сестра. (Алина)

Воспитатель: Готовы? Тогда в путь!

(Звучит «Песня мамонтенка», ее сменяет запись гудков корабля)

Воспитатель: Для того, чтобы узнать по какому океану мы плывем, нам нужно поймать разных рыб с буквами и составить из них название океана.

Игра «Зашифрованный океан»

(дети вылавливают удочками рыб с буквами, соединяя их получают название океана «Тихий». Звучит запись шума моря. )

Воспитатель: Верно, мы с вами плывем по Тихому океану. А какие жители обитают в этом океане? Хотите узнать?

Дети : Да!

Воспитатель: Тогда предлагаю поиграть в игру «Жители океана».

Воспитатель: Ребята, смотрите в океане расставлены сети, в которые попали разные его обитатели. Вам необходимо их освободить и отпустить обратно в океан, при этом нужно назвать этого жителя. (Дети по очереди берут картинку с изображением жителя океана, называют его - это кит  – он живет в океане и т.д. и отпускают в океан (кладут на пол)

Воспитатель: Ребята, а давайте для того, чтобы жители океана не попадались в сети, поставим здесь знак: «Ловля рыбы сетями запрещена!», тем самым мы сбережем с вами животный мир океана.

Воспитатель: А теперь, послушайте небольшое четверостишие:

           Под промерзшим небосводом

           Ледники сползают в воду,

           И плывут вдали

           Ледяные корабли.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Об айсбергах.(показ. 2 картинки по 4 секунды )

Воспитатель: Почему айсберги плывут?

Дети:  Айсберги плывут, потому что их подгоняет ветер и течения.

Воспитатель: Верно. Что еще вы знаете об айсбергах?

Дети : У айсбергов основная часть льда находится под водой, и мы ее не видим.

Дети : Поэтому они очень опасны для кораблей.

Воспитатель: А что происходит, когда глыбы льда попадают в теплые течения?

Дети :      Они начинают подтаивать.

Артур М :  смотрит в бинокль

                     Ой, смотрите!

    Вот видна уж с корабля

    Сквозь трубу подзорную

   «Ледовитая» земля –

     Берега просторные.

     Малый ход! Машина стоп!

Вместе: Здравствуй, Антарктида!(  картинка с надписью)

(Дети выходят с корабля)

Алина:  Как же холодно в Антарктиде!

Мы с вами идем вперед,

Очень удивляемся:

Слева – лед, и справа – лед,

Даже перед нами лед.

Где же он кончается?

Чтобы мы не замерзли, давайте выполним следующие упражнения:

Физминутка: Пингвин наклоны делать рад,

       Вправо, влево, вперед, назад.

       Много-много раз подряд,

       Влево, вправо, вперед, назад.

       Пингвин все время закаляется,

       В ледяной воде купается.

Воспитатель: В Антарктиде много снега и льда.

         Здесь птицы не поют никогда.

          Есть ли там реки, леса?

          Бродит ли по берегу лиса?

          Растут ли деревья вокруг?

          И кто у пингвина друг?

Обо всем об этом мы узнаем, ребята, посмотрев на экран.

(Видеофрагмент  1минута)

Воспитатель:  ребята, какая же антарктида?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто у пингвина друзья?

Дети: Друзья пингвина – другие пингвины.

Воспитатель: Все, они как один...

Ребенок :  Дружно прыгают в воду,

Ребенок  - никогда не летают,

Ребенок: в море страха не знают,

Ребенок: в море быстро плывут,

Ребенок: стаей дружно живут.

Ребенок: Фраки черные носят,

Ребенок: лучшей жизни не просят,

Ребенок: любят снежные льдины.

Воспитатель: Как называются птицы?

Дети: Пингвины.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими?

Ребенок: Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие.

Ребенок:  Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.

Воспитатель: для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт.

Подойдите к столу. Для проведения опыта нам понадобятся перья, которые я заранее смазала жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите их в воду, затем выньте и посмотрите, что происходит с капельками воды.

Дети: капли воды стекают с пера, и оно остается сухим.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод.

Дети: Пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья покрыты слоем жира.

Воспитатель: молодцы, ребята, а теперь, все садимся на свои места.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что же, пришло время отыскать маму и нашего пингвиненка. Для этого поиграем в игру «Мама Ло-ло».

На доске размещены пингвины разного размера, с разными клювами, с хохолками и без хохолков. Я назову вам приметы мамы Ло-ло , а вы внимательно посмотрите и назовите ее номер. Не маленькая, и не большая, с красным клювом и с хохолком.

Дети: ответы

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Помогли нашему пингвиненку найти маму и вернуться в семью.

Воспитатель: И мы с вами тоже вернемся в нашу группу! Готовы? Тогда поехали в садик!

Воспитатель: Что мы узнали на сегодняшнем занятии?

Дети : об айсбергах, о пингвинах

Воспитатель: А что вам понравилось больше всего?

ответы.

Воспитатель: Пингвиненок в благодарность , что вы нашли его маму ,оставил вам, будущим первоклассникам вот такие подарки.

Воспитатель: На этом наше занятие окончено. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение на улице для детей старшей группы (с участием родителей). Тема: "Мы мороза не боимся! На морозе - веселимся!"

Спортивное развлечение ,проведенное зимой на площадке, было вдвойне полезней для детей, так как в нем активно участвовали родители воспитанников. Интересные конкурсы позволили и детям ,и их родителям ...

Спортивное развлечение на улице для детей старшего дошкольного возраста «Мы мороза не боимся, На морозе – веселимся!»

Спортивное развлечение на улице  для детей старшего дошкольного возраста "Мы мороза не боимся, на морозе веселимся!"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СПОРТИВНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА УЛИЦЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МЫ МОРОЗА НЕ БОИМСЯ, НА МОРОЗЕ – ВЕСЕЛИМСЯ!»

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас ...

Экологическая сказка для детей раннего возраста "Сытая птица мороза не боится"

Сказка, развивающая интерес детей к жизни птиц зимой,  вспитывающая лббовь к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях....

презентация: проект зкологическая сказка" Сытая птица мороза не боится"

Знакомство с народным творчеством детей раннего возраста наиболее эффективно через продуктивную деятельность, так как у детей  наглядно – действенное мышление.Одним из направлений продуктив...

ООД по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги на тему "Сытая птица - мороза не боится" в средней группе

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе  о зимующих птицах...

Видеозапись экосказки в двух частях "Сытая птица мороза не боится"

Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам сохранения природы....