Проект "Ознакомление с изобразительным искусством как средство духовно- нравственного воспитания старших дошкольников".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В работе представлена актуальность данной проблемы, ее значение, способы и методы реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_iskusstvom_1.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект.
Ознакомление с изобразительным искусством как средство духовно-
нравственного воспитания старших дошкольников.
Актуальность.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования общества. Решение проблем духовно-нравственного воспитания требует поиска новых эффективных путей и переосмысления уже известных. Детство – счастливая, безмятежная пора, сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. Очень важно в условиях современного мира вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных фильмов и мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости.
Увеличилось число дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. Наблюдая за детьми можно отметить, что у некоторых детей проявляется склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в сложной ситуации; слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща детям дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, дети усваивают нормы поведения. Вместе с тем у некоторых детей агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности.
Духовно-нравственное воспитание — это не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Это - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это - процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Таким образом, педагогический процесс духовно-нравственного воспитания, есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя сосредотачиваются на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.
Специфика процесса духовно-нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса духовно-нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.
Процесс духовно-нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу духовно-нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать духовно-нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления духовно-нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.
Изобразительному искусству принадлежит особое место среди эстетических ценностей – они сохраняют образы как существующих, так и давно исчезнувших явлений и объектов природы и общества для новых поколений. Рассматривание картины формирует у детей умение самостоятельно рассуждать, обогащает восприятие детей художественными впечатлениями и влияет на чувственное постижение ребенком окружающей среды. Это дает широкие возможности для их творческого применения в продуктивных видах детской деятельности.
При рассматривании картин у детей формируется и личностное отношение к увиденным образам, побуждает понимать эмоциональное состояние людей, животных. Произведения изобразительного искусства содействуют пониманию детьми необходимости бережного отношения к окружающей природе. А также знакомит детей с богатством и многообразием содержания произведений изобразительного искусства и содействует проявлению интереса к ним, формирует представление о красоте на основе получения первых художественных впечатлений. Ведь произведения изобразительного искусства являются неиссякаемым источником красоты.
Понимание художественных образов в произведении искусства вызывает у детей сильные чувства, проявляющиеся в сопереживании с героями произведения. Оценивая содержание картины, они изменяют свое собственное поведение в соответствии с идеалами художника.
При целенаправленной работе по ознакомлению дошкольников с жанровой живописью у детей качественно изменяется восприятие красоты. Ребенок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей действительности, тем сильнее чувства. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины.
Важно, чтобы уже в детстве были заложены и развиты в ребенке навыки культуры чувствования. Первые нравственные представления и понятия формируются у детей наиболее успешно под воздействием произведений искусств. В. Луначарский признавал особую воспитательную роль искусства, говоря, что помимо него почти нет других способов воспитать человеческие эмоции, а следовательно - человеческую волю. Значение старшего дошкольного возраста для духовного возделывания души трудно переоценить - так податлива и открыта она. А искусство - не только один из способов познания мира, но и само являет собой мир. Ознакомлению детей с изобразительным искусством и посвящен этот проект.
Характеристика проекта.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Возрастная группа: 5 — 7 лет.
Срок реализации: 2022-2023 уч.г.
Вид проекта: групповой.
Место реализации: МБДУ Успенская СОШ дошкольное отделение детский сад № 32.
Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.
Цель проекта: формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством.
Задачи:
1. Создавать условия для духовно – нравственного развития воспитанников посредством ознакомления с изобразительным искусством.
2.Продолжать знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
3.Развивать творческую активность при ознакомлении с произведениями искусства на основе духовности.
4. Воспитывать любовь и интерес к культуре и искусству русского народа.
5.Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка — дошкольника.
Принципы:
- Гуманистическая направленность воспитания - любовь к ближним.
- Культуросообразность – учёт национальных ценностей и традиций в образовании.
- Интеграция - определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.
- Принцип результативности - предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал.
- Наглядность - иллюстрации, фотографии, репродукции картин, альбомы искусства и живописи, демонстрационный материал.
- Занимательность – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
- Доступность - соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.
- От простого к сложному - научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных творческих заданий.
Ожидаемые результаты:
- формирование духовно – нравственных ценностей посредством ознакомления с произведениями изобразительного искусства;
- формирование умений и навыков при рассматривании и описании художественного произведения;
- воспитание самостоятельности, инициативы при анализе произведений изобразительного искусства;
- формирование способности к самообучению, саморазвитию и самовыражению;
- активное усвоение навыков и умений художественного восприятия произведений;
- партнерские отношения родителей и педагогов.
Этапы проведения.
1. Подготовительный этап — сентябрь.
2. Основной этап — октябрь — апрель.
3. Заключительный — май.
I Подготовительный этап.
- Изучение методической литературы по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.
- Анкетирование родителей по вопросу «Положительные и отрицательные качества ваших детей», « Влияние нравственного воспитания на развитие и становление личности дошкольника глазами родителей».
- Диагностика детей « Настоящий друг», «Мое отношение к людям».
- Пополнение познавательной литературы по ознакомлению детей с искусством.
- Оформление уголка для родителей «Знакомим детей с искусством».
- Изготовление наглядно-дидактических пособий; подбор иллюстраций, открыток, репродукций художников.
II Основной этап.
Воспитание детей посредством ознакомления с изобразительным искусством включает в себя практические занятия, наглядные, и словесные приемы.
1.Беседы на духовно-нравственные темы.
« Что такое доброта?», «Вежливые слова». «Почему бывают драки?». «Давай помиримся», «Правдивость» и др.
2.Непосредственно-образовательная деятельность.
Рассматривание репродукций картин художников, знакомство с изобразительным искусством.
При рассматривании репродукций дети учатся анализировать работы известных художников, их отношение к окружающему миру и их индивидуальность. Рассматривание репродукций и иллюстраций художников к сказкам.
3. Наблюдения.
Наблюдения осуществляются детьми по плану, предложенному воспитателем. Наблюдение природы, сезонных изменений; животных, птиц и всего, что связанно с окружающим миром. При этом происходит глубокое, целенаправленное, профессиональное восприятие, развивается зрительная память, наблюдательность (ведь можно смотреть и не видеть), а также воспитывается эстетическое отношение к миру, бережное отношение к родной природе. В беседах дети делятся впечатлениями о своих наблюдениях.
4. Использование сказок.
Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий обращается внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке.
Чтение русских народных сказок, литературных сказок, сказок писателей разных стран,рассказывание сказок, пересказ сказок, беседы по сказкам: проблемные вопросы – «Как должен вести себя герой?», «Почему так надо было себя вести?», «К чему может привести такой поступок героя?», «К чему он привел?», «Как бы ты поступил на месте героя?», «Какие моральные ценности героя помогли преодолеть ему зло?».
5.Знакомство с народным искусством.
Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Слушая произведения народного творчества, рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, дети приобретают новые знания о жизни, о труде, о том, что ценит народ в человеке, как понимает красоту, о чем мечтает. Приобщая детей к различными видами декоративно - прикладного искусства можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными промыслами.
6.Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию и ознакомлению с изобразительным искусством детей.
7. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры.
8. Просмотр развивающих фильмов и мультфильмов по теме.
9. Участие в выставках и конкурсах .
Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство детей с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира.
10.Индивидуальные консультации для родителей: «Воспитательно-образовательные возможности изобразительного искусства», «Круг свободных занятий ваших детей», «Послушный ребенок — какой он?», «Воспитываем уважение к родителям и другим взрослым». «Первостепенно — развитие духовно-нравственных качеств», создание альбома рисунков детей, родителей с детьми, презентации «Наша дружная семья».
III. Заключительный этап.
Создание картотеки репродукций художников.
Создание альбома работ воспитанников.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Успенская СОШ дошкольное отделение детский сад №32
Проект
« Ознакомление с изобразительным искусством как средство духовно-
нравственного воспитания старших дошкольников».
Разработала воспитатель:
Кирьянова Е. А.
2022 — 2023 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"
Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"...
Презентация "Фольклор - как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"
опыт работы...
Презентация "Хореографическое искусство как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольников"
Презентация "Хореографическое искусство как средство духовно-нравственного воспитания личности дошкольников"...
План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
План работы по самообразованию «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»...
Круглый стол «Дети-волонтеры» как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
Консультация для педагогов...
Проект " « Ознакомление с изобразительным искусством как средство духовно- нравственного воспитания старших дошкольников».
Проект посвящен духовно-нравственному воспитанию посредством ознакомления старших дошкольников с изобразительным искусством, которое является разделом художественно - эстетического развития детей....
Самообразование по теме: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
методическая разработка по развитию речи ( старший возраст)...