Экологический проект "Мини -огород на окне"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды на даче или в деревне, не подозревают, что «зеленое царство» начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за ним. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за результатами.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.
Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это - очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в
недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста. Их интерес к познавательно -исследовательской деятельности недостаточно развит.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять и в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные овощные и декоративные культуры из семян и луковиц, используя для этого - мини-огород на окне.
Паспорт
экологического проекта
«Мини-огород на окне» ГКП «Утята».
Подготовила и реализовала:
воспитатель ГКП Кучова Ф.З.
2023г.
Тип проекта: познавательный, групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе с взрослыми рассады зелени на подоконнике в весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Цель проекта:
- Расширение знаний детей о том, как создать грядки на подоконнике, как ухаживать за растениями.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных НОД (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Фотоотчет «Мини-огород на окне».
Продолжительность проекта: краткосрочный (апрель-май 2023).
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
Задачи проекта:
Образовательные:
- вызвать желание детей принимать активное участие в посадке огорода, ухода за ним;
- знакомить детей с инструментами, необходимыми для трудовой деятельности;
- формировать у детей знания о росте и потребностях растений;
- формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
Развивающие:
- обогащать словарный запас, совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей;
- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
- получить положительные эмоции от полученных результатов;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды на даче или в деревне, не подозревают, что «зеленое царство» начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за ним. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия сочетают с наблюдениями за результатами.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.
Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего, развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это - очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в
недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста. Их интерес к познавательно -исследовательской деятельности недостаточно развит.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять и в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные овощные и декоративные культуры из семян и луковиц, используя для этого - мини-огород на окне.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (сказок, пословиц, поговорок, загадок, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта, участие в дидактических играх на тему: «Во саду ли, в огороде».
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян бархатцев в землю, лука в землю и в воду.
• Уход за растениями - полив, рыхление, опрыскивание.
• Самостоятельные ежедневные наблюдения.
• Игровая, двигательная деятельность (хороводы «Есть у нас огород, там зелёный лук растет», «Огородная-хороводная»).
• Лепка овощей из пластилина, раскрашивание картинок по теме: «Овощи».
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Рассматривание коллекций семян (горох, фасоль, свекла, укроп, кабачки, семена цветов-бархатцев, лук-севок).
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Мероприятия по реализации проекта.
1. Беседы:
- «Что такое огород, и что на нём растёт?»,
- «Что такое: «Огород на окне?»,
- «Какие растения можно вырастить на подоконнике?»,
-«Овощи – витаминные продукты»,
- «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений».
• «Рост и развитие растений».
• «Посадка лука в воду и в почву».
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян бархатцев для рассады и лука на зелень.
• Полив, уход и наблюдения за овощными и декоративными культурами.
4. НОД по экологии по темам:
• «Семена».
• «Лук - от всех недуг».
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольные игры: «Парные картинки», лото «Овощи».
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок, раскрасок на тему: «Овощи».
• Рисование «Лучок от всех болезней».
• Аппликация «Помидоры в банке».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Рассматривание и беседа по иллюстрациям, с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
8. Консультации для родителей.
«Помощь ребенка на огороде».
«Лук - от всех недуг». «Овощи: зачем и сколько?».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Показ презентации про овощи .
3. Технические средства: телевизор для просмотра презентации , телефон и т.д.
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных и цветочных культур.
Родители: приобрели грунт для рассады, семена, материал для ухода за посадками,
организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
План реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1) Подготовительный (начало апреля).
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, иллюстрации...).
4. Создание условий для организации работы в «огороде на окне».
2) Основной (апрель).
1. Рассматривание семян ( укропа, базилика, кориандра, петрушки ), посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы, приобретение семян;
- оформление огорода на окне;
- посадка, полив, рыхление;
- наблюдение за развитием растений.
3.Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (май).
1.Анализ полученных результатов.
2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3.Презентация проекта «Огород на окне».
Предполагаемые результаты:
Дети узнают, что из семян, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, петрушку, кориандр, базилик и укроп.
У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.
Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Итог:
- у детей расширился кругозор о выращивании зелени и посадки семян;
- дети запомнили способы посадки и ухода за семенами;
- у детей повысился познавательный интерес,
- у детей сформировалась любознательность, коммуникативные навыки, трудовые навыки по уходу за посадками;
- у детей расширился словарный запас (семена, луковица, почва, рыхление, полив), - дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
- Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. - Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка.
Фоторепортаж «Наш веселый огород на окне».
Посадка лука на зелень (27 апреля).
Мы за луком наблюдали и обильно поливали. Вот такой зелёный лучок вырос на нашем мини-огороде (5мая)
Посадка петрушки, укропа, базилика и кориандра (26 апреля)
А это – рассада петрушки, укропа, базилика и кориандра которые мы посадили в конце апреля семенами, а вот так они выглядят в конце в середине мая.
Оформление нашего мини-огорода на окне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)
Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реали...
До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома по экологическому воспитанию "Огород на окне".
"Очень интересно детям наблюдать за культурами, выращиваемыми на окне - это познавательно. Рекомендую всем педагогам не забывать организиовывать его для детей любого возрас...
Экологический проект «Огород на окне» (II младшая группа)
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей (через наблюдения за растениями) и их родителей, создание условий для познавательного развития детей....
Экологический проект"Огород на окне" во второй младшей группе
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно.Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на ...
Проект по экологическому воспитанию " Огород на окне"
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях....
Экологический проект "Огород на окне"
Данный материал будет полезен воспитателям первой младшей группы...
Экологический проект "Огород на окне "Пых".
Выращивание,детьми подготовительной группы, овощей на окне.Цель:Формирование у детей интереса к опытнической деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей лю...