Экологический мини проект "Ты скачи, моя лошадка!"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Глущенко Марина Ивановна

Экологический ини проект "Ты скачи, моя лошадка!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glushchenko_marina_ivanovna.doc229.5 КБ

Предварительный просмотр:

Глущенко Марина Ивановна

воспитатель высшей квалификационной категории

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Ромашка»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 «Ромашка»

 Республика Калмыкия г.Элиста

Экологический проект

«Довтл, мини мөрн!»

«Ты скачи, моя лошадка!»

Старшая группа

Автор: Глущенко М.И., воспитатель

Экологический проект «Ты скачи, моя лошадка!»

Однажды Будда пригласил к себе на праздник всех животных и пообещал тем, кто придет, выразить дань уважения, наделив подарком. На зов Будды откликнулись только двенадцать животных. Каждое из них в знак чести и отличия получило от Будды по году, который теперь называется именем животного.

Много говорится о благородстве этих животных. В мире нет ничего прекраснее скачущей лошади. Смелые и сильные, верные и быстрые, скачут лошади по степи, соревнуясь с ветром. А мне запомнились слова, прочитанные из книги Владимира Гиляровского «Мои скитания»: «Как и тогда, так и теперь в этой дикой пустыне им [калмыкам] нужен только простор, где можно культивировать свое богатство, свое оружие, свое продовольствие – лошадь».

В сознании калмыков лошадь - неизменный и верный спутник на войне и в мирной жизни. Благородство и грациозность, верность и трудолюбие, бескорыстие и любовь, сила и скорость. Все это о лошади. Хороший конь у калмыков был сродни драгоценности. Это верный друг и помощник для кочевого скотовода. Образ коня часто встречается в калмыцких народных песнях, сказках, пословицах и поговорках. Легендарный конь Аранзал – верный помощник, друг и защитник богатыря Джангара.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Гипотеза: если внимательно изучить  роль лошади в жизни калмыков, то можно  доказать, что они занимают значительное место в хозяйственной и художественной культуре нашего народа.

Цель: формирование представлений детей о домашних животных-лошадях, изучить значение лошади в культуре калмыцкого народа

Задачи:

образовательные

  • Уточнить представления детей о домашних животных-лошадях, их внешнем виде, какие голоса подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят.
  • Изучить образ лошади в художественной культуре калмыцкого народа
  • Определить место лошади в хозяйственной культуре калмыцкого народа
  • Формирование начальных форм экологической культуры старших дошкольников.

воспитательные

  • Воспитывать гуманное отношение к животным.
  • Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.

развивающие

  • Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас

оздоровительные

  • Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника.

Актуальность:

Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу". Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.

Методы:

Игровой, наглядный, практический, творческий.

Приемы: 

Провокация в среде, совместная, индивидуальная, групповая форма работы.

Паспорт проекта:

  • Название проекта: «Ты скачи, моя лошадка!»
  • Авторы проекта: воспитатель МКДОУ Д/С №9 «Ромашка» г. Элиста

          Тип проекта: познавательно-исследовательский,

           творческо-информационный.

  • Участники проекта:
  1. Воспитанники старшей группы от 5-6 лет.

2. Воспитатель Глущенко Марина Ивановна

3. Родители. 

Срок реализации проекта: долгосрочный

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
  2. Определение цели, формулирование задач, планирование действий.  

исходя из интересов и потребностей детей.

  1. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  2. Поиск, определение источников информации, сбор и систематизация                       материалов.                                  

Трансляционно-оформительский: предзащита проекта, доработка проекта с учетом полученных замечаний и предложений, создание специальной среды

Основной этап:

1.Апробация содержания экологического проекта «Ты скачи, моя лошадка!»

2. Проведение цикла занятий.

3. Взаимодействие с родителями, направленной на знакомство с проектной деятельность        

Заключительный этап:

1.Презентация формы продукта проекта (Мини-музей, выставка, фотоотчет)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Расширение знаний детей об особенностях домашних животных-лошадях, их роли в жизни человека.

2. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – домашним животным.

3. Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом

Мероприятия

Ответственные

Ресурсы

1

Определение целей, формулирование задач

Старший воспитатель, воспитатель

МКДОУ

2

Утверждение даты проведения

Заведующий, старший воспитатель

МКДОУ

3

Поиск источников информации

Воспитатель

Интернет,

библиотеки

4

Создание тематической предметно-развивающей среды

Воспитатель Муз.руководитель

Интернет

Худ.литература

Живопись

Аппликация. Лепка

5

Подборка художественной, музыкальной литературы, дидактический, подвижных, малоподвижных игр.

Воспитатель Муз.руководитель

Интернет, личные фонды, Национальная  библиотека  им.А.М. Амур-Санана

6

Экскурсия в Национальный музей Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова

Старший воспитатель

Воспитатель Муз.руководитель

Фотоаппарат, автобус

7

Экскурсия на конно-спортивный праздник ( скачки) ипподром г.Элиста

родители

Фотоаппарат , автобус

8

Просмотр конно-спортивных соревнований

 ( онлайн)

воспитатель

интернет

7

Проведение сюжетно-ролевых игр, бесед, просмотр обучающих мультфильмов, сюжетных картинок, инсценировок, презентаций

Воспитатель Муз.руководитель

Фотоаппарат, поощрительные призы, костюмы

8

Знакомство с художественной литературой, книгами для детей из фонда библиотеки.

Национальная  библиотека  им.А.М. Амур-Санана

Муз.зал, муз.центр, проектор, наглядная агитация

9

Чтение литературы, изучение стихов, загадок, потешек, скороговорок, пальчиковой гимнастики, песен, танцев, муз.-ритмических движений.

Воспитатель Муз.руководитель

МКДОУ, муз. зал, муз. центр, костюмы

10

Рисование иллюстраций, поделки и т.д.  к сказкам, историям, стихам и т.д.

Воспитатель

Наборы для творчества

11

Создание Мини-музея «Лошади»

Воспитатель

Творческие работы воспитанников

12

Выставка детских игрушек «Я люблю свою лощадку»

Воспитатель

Личные игрушки

13

Создание картотеки игр на тему «Домашние животные»

Воспитатель Муз.руководитель

Интернет, библиотека

14

Изготовление дидактического материала, папка-передвижка

Воспитатель

Интернет, библиотека. Наборы для творчества.компьютер

15

Калмыцкие народные игры «Ловкий наездник»,

«Кто быстрее»

Муз. руководитель, воспитатель

Муз.зал, муз.центр, костюмы, наглядная агитация

16

Фотографии,презентация, отчет

 о ходе проекта.

Воспитатель, муз.рук.

Публикация на сайте МКДОУ

Тематический план

Беседы на тему:

«Домашние животные-лошади»

«Как лошади помогают людям»

«Лошади в культуре и искусстве калмыков». 

«Степь да лошадь – все для калмыка, и жизнь и радость. Родился в степи, выкормлен на кобыльем молоке, всю жизнь ест конину, пьет кумыс,одет весь в конскую и баранью шкуру. Живет при лошади и на лошади», - писал В. Гиляровский.

Значение коня хорошо выделено в калмыцком языке.

Хозяйственная культура каждого народа уникальна. У калмыков она складывалась из кочевого образа жизни, типа хозяйствования (скотоводство).

Лошади использовались для верховой езды,как упряжное животное для езды на бедарке (двухколесная повозка), на телеге при перевозке грузов. Кочевники использовали в хозяйстве практически все продукты, которые могли получить от своих животных: мясо-молочные продукты, конский волос, кожу, кости и даже высушенный навоз «кизяк» (в качестве топлива). Из конского волоса калмычки изготовляли прочную веревку. Конская шкура шла на изготовление кожаной посуды, сбруи, из жил делали нитки.

В современной Калмыкии разводят крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Общее направление скотоводства – мясное. Но лошадь до сих пор активно используется как транспортное и верховое животное, а также дает мясо и молоко.

В буддизме лошадь считают животным Будды. Это символ  скорости и упорства. Ки мɵрн «Кони ветра» - в буддизме символ в виде коня обозначает также жизненную силу человека. Конь ветра изображается на тибетских молитвенных флагах.

Сформулированы проблемные вопросы:

  • Как мы бы жили без домашних животных?
  • Зачем держать в доме животных?
  • Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?
  • Зачем человек приручил животных?
  • Верные друзья или помощники?
  • Как ухаживать за домашними животными?
  • Какова роль домашних животных в жизни людей?
  • Что мы можем дать домашним животным?

Исследовательская деятельность: «Питание лошади» (овес, сено, солома)

Чтение художественной литературы:

 Пословицы: 

В пословицах говорится о его значении в жизни калмыков. Верный друг и помощник в трудной жизни кочевника, боевой соратник в жестоких схватках с неприятелем. Пословицы о коне разнообразны.

«Будет ли человеком – видно с детства, будет ли иноходцем – видно по жеребенку», «Человека украшает ум, лошадь - скорость»

 «Человек, расставшийся с другом, страдает, конь, отбившийся от табуна, страдает также «Пока жив отец – знакомься с людьми, пока кони хороши – знакомься с неизвестными землями».

 «Глупый человек – чурбан, хороший человек - иноходец».

«Хорошие качества женщины определяй, войдя в дом, хорошие качества мужчины – при езде (верхом)»

 «Сокровище – конь, который может сделать далекую землю близкой, сокровище – девушка, которая может сделать двух людей друзьями».

Конь бежит – земля дрожит. Через силу и конь не скачет.

Стихи «Кони» В.Степанов, «Жеребенок» С.Черный. “Домашние животные”

Сказки: Героический эпос «Джангар»,   К. Ушинский “Слепая лошадь”, “Спор животных”; Л. Н. Толстой «Осёл и лошадь» «Волк и кобыла» (басни); русская н. с. «Сивка – Бурка»; «П. П. Ершов «Конёк – Горбунок»

Загадки: про лошадей

Физминутки, музыкально-ритмические движения, танцы:  «Лошадки», «Попрыгунчики», «Галоп», «Приставной шаг», «Поскоки».

Подвижные игры:  «Ловишки», «Ловкий наездник»,»Кто быстрее».

Слушание музыки: «Лошадки» р.н.п., «Игра в лошадки» П. Чайковский,  «Смелый наездник « Р.Шуман».

Лирическая песня «Мой скакун гнедойМой скакун гнедой,

Ты скачи быстрей, скакун мой милый,

Чтоб, покуда солнце не зашло,

Ту, которую увозят силой,

Нам догнать и взять в свое седло.

 песня Валерия Игнатова в исполнении Леонида Очиргоряева «Скакун («Мчится конь подо мной»).

Седок и его конь мчатся по степи, словно летят не через пространство, а сквозь время:

Мчится конь подо мной 
По широкой степи 
Чуть пониже облаков, 
Чуть повыше травы. 
И тюльпаны цветут, 
Степь проснулась моя, 
И несёт мой скакун, 
Закусив удила.

Повод я натяну, 
Ты, мой резвый, постой, 
Три тюльпана сорву, 
Снова прыгну в седло.
И тогда три беря*

пролетит мой скакун
Чуть пониже облаков, 
Чуть повыше травы.

Пение:

 «Гоп-гоп, конь живой»р.н.п, «Я люблю свою лошадку»А.Барто, «Молодая лошадь».

Развитие чувства ритма: Игра на ксилофоне, ложках, хлопки-имитация цоканья копыт, танец «Богатырей»

Пальчиковая гимнастика: «Скачут пальцы»,»Лошадка»

 Познакомить с трудом  кузнеца: С. Маршак «Кузнец»; Разучивание стихотворения Владимира Степанова «Обновы»

Рассматривание картин, скульптур, фото: «Три богатыря» Виктор Васнецов, «Русская охота» Семен Кожин, скульптуры в городе Элиста «Конь», «Всадник», «У источника», «Золотой всадник», «И.О.Городовиков», Фото различных пород лошадей.

Практическая деятельность:

Декоративно-прикладное искусство Калмыкии разнообразно и красочно. Основным направлением в его развитии стал орнамент. Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, разнообразную по формам и колориту область декоративного искусства. В нем наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы, созвучные духу народа. В основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков. Наряду с устоявшимися традиционными формами, геометрическими и растительными, в орнаменте середины XIX века появились новые мотивы - изображения рыб, лошадей и других животных.

На оной из сумок, хранящейся в Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург) имеется изображение нескольких лошадок, вышитых цветными нитками. Такие же изображения имеются на деревянной пробке, вырезанной острием ножа. В Калмыцком республиканском краеведческом музее хранится подушка с вышивкой лошади.

Калмыцкое изобразительное искусство (живопись) создает множество изображений лошадей, отражающих их роль в жизни человекаВ книге «Художники Калмыкии» (2009 г.) собраны работы 50 живописцев. Большинство произведений посвящены родине, её природе, истории. У 25 художников на полотнах мы видим лошадей. Это и табуны лошадей («Джангарчи Овла Эляев» Г. Рокчинского, «На просторах калмыцкой степи» В. Баталаев), кони богатырские и военных(«Аюка-хан» К. Ольдаев, «В поход за Россию» Убуша Бадмаева,), лошади животноводов («Гуртоправы Эрендженовы» В. Павлов, «Вдова чабана» Д.Санджиев, «Табунщик» В. Леджинов), лошадь как символ Будды («Мɵрн-эрдни» Г. Рокчинского, «Белая Тара» В. Бадмаев). Лошади мирно пасущиеся («Счастье» О. Кикев), на войне («Улан залатрин Мазн баатр» В. Монтышев) и на охоте («Ойраты на соколиной охоте» В. Монтышев). На картине Виктора Баталаева «Памяти поэта Джангара Насунова» слева от поэта мы видим летящего всадника. И конь, и наездник здесь символизируют вдохновение, свободу творчества.

Широко известны в республике работы калмыцких скульпторов. Первый профессиональный скульптор Калмыкии, народный художник РСФСР Никита Амолдаевич Санджиев в соавторстве с братьями Львом и Марком Роберманами более полувека назад создал памятник полководцу Оке Городовикову. Бронзовый всадник на горячем степном скакуне стал символом Элисты. В 2003 году автор памятника «Джангарчи Ээлян Овла» Владимир Васькин создал памятник «Аюка Хан», украсивший п. Цаган Аман.

Ручной труд:                

«Жеребята», цель – закрепить знания детей о жеребенке, об его образе жизни, внешнем виде.

Лепка: «Лошадка», цель – учить передавать в лепке конструктивным способом строение домашнего животного, «Подкова для лошадки».

Аппликация: «Чудо лошадка» (из геометрических фигур)

Рисование на тему: «Жеребенок», Рисование с использование трафарета «Домашние животные», «Разнообразные лошадки»; использование раскрасок с изображением лошадей.

Конструирование на тему: «Конюшня»

Работа с родителями:

Папки – передвижки, консультации: «Животные – лучшие терапевты для вас и ваших детей», «Если вы решили завести питомца», «Почему дети боятся животных?», «Дети и домашние животные», « Вред или польза?».

Опрос «Есть ли в вашей семье домашние животные. Какие?»

Дидактические игры: «Собери картинку», «Обведи лошадь по точкам», «Где спряталась лошадка?», «Сколько подков», «Вставь в подкову гвоздик», «Что лишнее», «Высоко или низко прыгает лошадка», «Найди пару» (тень лошади, «Чей хвост?».

Используемая литература:

1. Детская энциклопедия «Я познаю мир: Лошади». - Москва, издательство «АСТ», 2002 г.

    2. Джимгиров М.Э. О калмыцких народных сказках. - Элиста: Калм. кн. изд-во,

          1970г.

     3.Оконов Б.Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки. – Элиста:                                Калмыцкое книжное издательство, 1980.

4.Пюрбеев Г.Ц. Эпос «Джангар»: Культура и язык (Этнолингвистические этюды). – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. – с. 33-43

5. Ливанова Т. Л. «Лошади». Издательство: АСТ, Астель, 2004г.

6. Лункенбайн М. «Научно-популярное издание «Всё обо всем - Лошади», издательство «Астрель», 2003 г.

7. Милиз М. Рисуем лошадь и других животных. 2009г

8. Никишин А. «Моя первая книга о животных».

9. Питер Бруксмит. Всё о лошадях и пони. Издательство: АСТ, Астрель, 2009г.

10. «Сборник стихов, песен, загадок о животных», г. Екатеринбург, издательство «Тельма», 1996 г.

11. Травина И. В. «Лошади», 2014г

     12. Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970.

     13. Эрендженов К.Э. Золотой родник. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1990

Приложение 1

Пальчиковая гимнастика

«Скачут пальцы»

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

-Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости.

-Поглаживают кисти рук, поглаживают каждый палец, стучат пальчиками по столу.

Приложение 2

ЗАГАДКИ

У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?...(лошадка)

 

Быстрее ветра я скачу,

''Цок-цок,'' – копытами стучу,

Я громко ''иго-го'' кричу,

Садись на спину – прокачу!

(Лошадка)

 

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста её грива,

Весела она, игрива.

У неё так шёрстка гладка,

Это к нам бежит … (лошадка.)

 

А. Гарьковенко

Подкованы ноги,

Бежит по дороге:

Грива дугою,

А хвост метлою.

(Лошадь)

 

М. Корнеева

ВысокА, красива,

Чуточку игрива,

На могучей шее

Есть густая грива.

В деревенской жизни

Людям помогает:

Грузы перевозит,

Всех подряд катает.

Может и цветочки

Пожевать украдкой.

Мы даем ей сено

И зовем …(Лошадкой)

 

С. Мельников

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица?… (лошадка)

 

Н. Шемякинака

Кто быстрее ветра мчится?

Пыль из-под копыт клубится,

Грива шелковая вьется,

Ржанье звонкое несется:

«Иго-го, иго-го, убегу я далеко!»

Что, узнали вы, ребятки?

Это резвая ... (лошадка)!

 

Е. Груданов

Чей там хвост и чья там грива

Словно по ветру летят?

Под копытами  игриво

Искры яркие блестят...

Проскакал – и  тут же скрылся!

Как сквозь землю провалился!

Кто же это? Вот загадка...

Это –  резвая ...(Лошадка)

 

В. Кузьминов

Мчится возле речки

Под седлом в уздечке!

          (Лошадка)

Г. Ступников

Посмотри какая грива,

Шелковиста и красива.

Скачет в поле у распадка...

Как зовут её? ...(Лошадка)

 

Т. Васильева

На заре в широком поле,

Любит погулять на воле-

Грациозна и красива,

С пышной серебристой гривой,

Что за зверь там, вот загадка,

Ну, конечно же... (Лошадка)

 

З. Торопчина

С человеком очень дружит

И ему надёжно служит,

По хозяйству помогает.

В сани он её впрягает,

И -- с подковами копыта.

В ней большая сила скрыта.

Знаешь ты уже отгадку?

Узнаёшь её -- (лошадку)?

Приложение 3

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Художественное творчество»

для детей старшего дошкольного возраста

 «На скаку, играя гривой…»

(изобразительная деятельность-рисование)

Подготовила и провела: Воспитатель Глущенко М.И.

Цель: Научить детей рисовать лошадь с соблюдением пропорций.

Задачи:

1. Расширить представление детей о лошади и ее роли в жизни человека.

2. Формировать навыки рисования предварительного наброска, составляя изображение из составных частей.

3. Закрепить приемы рисования плавных линий при работе с карандашом.

4. Развивать творческую фантазию, познавательную активность.

5. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, образец педагогического рисунка, фотоиллюстрации с изображением лошадей, бумага А-4, карандаши простые и цветные, ластики.

Ход:

1 этап. Организационный момент.

Воспитатель:

— Ребята, а вы любите  загадки?:

Не столяр, не кузнец, не плотник,

А главный на селе работник.

Правильно, это загадка про лошадь. Вы знаете, что с давних времен лошадь была первым помощником человека:

лошади использовались для верховой езды. Огромные степные пространства легко преодолевались на коне. Использовались лошади как упряжное животное для езды на бедарке (двухколесная повозка), на телеге при перевозке грузов. Кочевники использовали в хозяйстве практически все продукты, которые могли получить от своих животных: мясо-молочные продукты, конский волос, кожу, кости и даже высушенный навоз «кизяк» (в качестве топлива). Из конского волоса калмычки изготовляли прочную веревку. Конская шкура шла на изготовление кожаной посуды, сбруи, из жил делали нитки, на лошадях пахали поля. В последнее столетие почти всю работу, которую раньше делали лошади, стали выполнять машины. Но лошади все-таки остались важными и полезными человеку животными. На точках и в селах до сих пор лошади помогают выполнять сельскохозяйственные работы: там, где не проедет трактор или машина, пройдет лошадь. Многие люди любят ездить верхом, существует конный спорт. И сегодня мы с вами будем рисовать лошадь.

2 этап.

Воспитатель.

- Что вы знаете о лошади? (Ответы детей)

- Вы уже много узнали о лошадях из наших бесед и просмотра презентации. Но как же нам правильно изобразить лошадь на бумаге? Посмотрите, пожалуйста на эту лошадь (показ фотоиллюстрации).

- Из каких частей состоит лошадь? (Туловище, голова, грива, ноги, хвост).

- Какой формы названные части тела? (Туловище-овал, голова-овал, шея вытянута.)

- Давайте посмотрим схемы рисования лошадей с сохранением всех пропорций. (Показ презентации «Рисование лошадей по схеме»).

Физкультминутка.

Цок, цок, цок, цок! (Дети поочередно топают ногами - то одной, то другой)

Я лошадка - серый бок! (Повороты, руки на талии)

Я копытцем постучу, (Ходьба на месте.)

Если хочешь - прокачу! (Легкий бег на месте.)

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост и грива. (Взмахи руками в одну и в другую сторону - показывают какая красивая лошадка)

Цок, цок, цок, цок,

Я лошадка - серый бок! (Дети кружатся на месте)

Воспитатель.

-А теперь я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую, где вы сможете нарисовать каждый свою лошадку по своему желанию. (Творческая практическая деятельность. Показ приемов рисования и образца педагогического рисунка.)

Педагог побуждает детей обогащать содержание рисунка, внося в него дополнения.  - Что можно изобразить вокруг? (дети самостоятельно вносят дополнения в свои рисунки).

Работа над творческим заданием.

3 этап. Рефлексия.

Выставка работ.

      Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждет

Бьет копытом у ворот,           (Удары ногой о пол)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой. (Повороты головы вправо-влево)

Быстро на седло вскочу.  

Не поеду - полечу.              (Прыжки)

 Там за дальнею рекой

Помашу я всем рукой.          (Махи руками)

- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

- Что особенного в этой работе?

- Что вы узнали нового о лошади?

- Что было трудным в рисовании лошади?

- Кто-нибудь катался на лошади?

Рассматривание готовых рисунков.

-Давайте рассмотрим, что у вас получилось. Педагог обращает внимание на разные позы животных и уточняет у детей, каким способом они сумели этого добиться

Я рада, что вам было интересно и мне очень понравилась наша с вами выставка!

 

Приложение 4

О чём разговаривают лошади?

Лошади общаются они между собой в основном беззвучно: посредством мимики, положения и движения тела. Межу собой различаются не только по своему запаху, но и по своему внешнему виду. Движение тела, выражение морды и глаз позволяют понять настроение противника в любой ситуации.

По ушам можно безошибочно прочитать настроение лошади. Уши, направленные вперёд, значат заинтересованность без страха. Среднее положение с движением вперёд – это обычное состояние лошади. Уши, положенные назад, служат серьёзным предостережением для четвероногого противника.
        Лошади по природе животные тихие, общаются громко только в моменты крайнего возбуждения. Ржание – интенсивное обращение к своим собратьям. Жеребец ржет кобыле, кобыла своему жеребёнку, конь приветствует товарища по конюшне. Ржание происходит с помощью ноздрей. Некоторые лошади для приветствия применяют своего рода беззвучное ржание; другие тихого пофыркивания. Возбуждение сигнализируется громким фырканьем, которое при  возмущении возрастает и переходит к громкому ржанию. Резкий звук, издаваемый лошадью, есть предостережение  для нападающего. Тихое ржание и довольное фырканье говорит о расслаблении и состоянии удовлетворённости. Боль лошади выражают редко – лошади переживают её молча и терпеливо.

Удивительные факты

Лошадь по кличке Самер Бриз из американского городка Августа имеет хвост длиной 3, 8 метра.

По версии книги рекордов Гиннеса он является самым длинным в мире. Интересно то, что лошадь родилась с обычным хвостом, но со временем он начал вырастать все длиннее и длиннее и через время его уже никто не стриг.

Самая маленькая в мире лошадка Энштейн по версии книги рекордов Гиннеса (11.2007г.), чей рост составляет всего лишь 45 сантиметров, а весит она 26 килограммов.

Самый большой в мире конь по имени Радар. Рост лошади в холке зафиксирован в книги рекордов Гиннеса (11.2007г.) – 2 метра у Радара.

Благодаря особому расположению глазных яблок на голове лошади видят на все 360 градусов, за исключением двух «мертвых» точек: перед лбом и небольшой участок сзади шеи. Лошади довольно хорошо видят в темноте, особенно четко различают яркие предметы.

Школьный учитель Вильгельм фон Остен произвел сенсацию, заявив, что он обучил лошадь по кличке Умный Ганс арифметическому счету. Ответы на вопросы лошадь отстукивала ногой. Комиссии, составленные из специалистов, тщательно проверили действие лошади и вынуждены были признать, что Ганс действительно выполняет арифметические действия.

Для чего лошадям подковы?

В процессе одомашнивания лошади, а вместе с ними и их хозяева, столкнулись с проблемой изнашивания копыт. Ведь одомашненным лошадям приходится жить в неестественных условиях. С одной стороны, живут не на просторе, а в конюшне. Поэтому они двигаются меньше, чем дикие лошади, и их копыта становятся мягче. С другой стороны, домашние лошади выполняют тяжелую физическую работу - возят людей, тащат за собой грузы, бегают на время. Кроме того, они вынуждены постоянно бегать по твердому грунту и асфальту. Все это приводит к износу копыт: они истираются быстрее, чем отрастают. Диким лошадям такой износ не грозит, потому что они бегают на свободе, без балласта, по мягкой земле, и сами выбирают наиболее удобный путь, обходя камешки и другие препятствия.

Износ копыта может привести к травме. Лошади с травмированным копытом больно ступать на больную ногу, она начинает хромать.

Подковы защищают копыта от изнашивания и от травмирующего действия твердого грунта. Лошадям, работающим на хорошем грунте круглый год без перенагрузок, подковы не нужны.

Зимой используют специальные подковы с шипами, чтобы лошадь не поскальзывалась.

Подковы делают из металла (стали, алюминия) и прибивают к копыту специальными подковными гвоздями.

Люди довольно давно осознали, что лошадиные копыта нужно защищать от износа.

Калмыцкая лошадь

Эта выносливая лошадь живёт между знаменитой рекой Волгой и Уралом, у неё грубая жёсткая грива, крепкие конечности и прямая спина. Чаще всего калмыцкая лошадь бывает светлых или бурых мастей. Это очень выносливые и крепкие неприхотливые животные, способные преодолевать большие расстояния без воды и отдыха. Число их в 19 веке было не менее полумиллиона.
Калмыцкая порода - это табунная лошадь, и ведёт своё начало от монгольских лошадей, которых калмыки завезли на свои территории в начале 17-ого века. Калмыки - кочующий народ, поэтому в крови калмыцких лошадей есть ещё и благородная кровь английских чистокровных и восточных пород лошадей. Больше всего лошади распространялись в низовьях Волги.

Калмыцкая лошадь



Средняя высота калмыцкой лошади равна около 140-160см, обхват груди – 176см, обхват пясти – 19см. У неё хорошо развитая челюсть и мощная крепкая грудь и горбоносная голова. Часто эту породу характеризуют с хорошей выносливостью и прекрасным крепким телосложением. Лошадь этой породы имеет крупный вес - она может достигать 500 кг. И не смотря на сложные условия жизни, они очень хорошо размножаются - на сто кобылиц приходится 95-97 жеребят. Лошади эти позднеспелые, окончательно формируются к 5-6 годам. Также эти лошади одни из главных "производителей" кумыса.
Калмыцкая лошадь имеет крепкое здоровье, и легко противостоит болезням. Их толстая кожа помогает приспособиться к зимним холодам и летней жаре. Для них характерно круглогодичное пастбищное содержание. Эти животные приспособлены для ходьбы по толстому слою снега.
Калмыцкие лошади, трудно приручаются к упряжи, зато когда они чувствуют у себя на спине всадника, то быстро становятся для них хорошим скакуном. В табунах калмыцких лошадей часто встречаются иноходцы.

Калмыцкая лошадь

Заключение 

В наше время, когда труд человека во всем заменяют машины, казалось бы,  можно обойтись и без помощи лошадей, но невозможно представить себе наш мир без этих красивых и умных животных.

  • Для калмыков лошадь сродни драгоценности: верный боевой друг, главный помощник в хозяйстве. Образ коня часто встречается в калмыцких народных песнях, сказках, пословицах и поговорках, в эпосе «Джангар».
  • В истории калмыцкого народа лошади играли огромную роль, о чем свидетельствуют многие исторические факты.
  • Не утратит свое значение лошадь для многих народов и в том числе у калмыков и как мясное животное.

• Конно-спортивные состязания, игры на конях были составной частью многих праздников. Эта добрая традиция прошла через века и сохранилась в республике до сих пор. В каждом селе нашей республики весной или осенью проходят конные состязания. В г. Элиста есть республиканский ипподром, на котором ежегодно проводятся конно-спортивные соревнования.

• Лошадь не только друг, но и лекарь. Об этом свидетельствует активное применение методов иппотерапии, с помощью которых лечат пациентов. В настоящее время в Элисте при ипподроме действует группа иппотерапии.

Лошадь – умное и интеллигентное животное. Она красива, радует сердце и глаз человека. Конь и всадник остаются образцами, исполненными красоты, стремительности, совершенной пластики, силы и гармонии, как это было многие тысячелетия назад.

Карий круп был, как бронза, крепок.

Серебром гремели подковы.

Я коня не видал быстрее.

Я нигде не видал такого.

Был он стройным, и был он строгим,

Были тонкими резвые ноги,

Был он легким и был высоким,

В нем играли земные соки. (Б. Дорджиев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пожар в лесу" (сценарий экологической мини - сказки)

Экологическая мини - сказка, содержание которой поможет детям самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения со спичками. Материал поможет закрепить знания правил пожарной безопа...

Экологический мини-проект «Красота своими руками»

Участники: дети подготовительной группы №10, воспитатель Янгляева Р. З.Цели: привить любовь к миру растений, расширить кругозор детей.Задачи: развивающие: развить сенсорные навыки, внимание, наблюдате...

Сценарий экологического мини - спектакля"Экологический патруль"

Сценарий экологического мини- спектакля для старших дошкольников....

Методическая разработка экскурсии в мини-музей на тему: «Лошадки» во 2 младшей группе (3-4года)

Методическая разработка экскурсии в мини-музей на тему: «Лошадки» во 2 младшей  группе (3-4года)...

Музыкальное досуговое занятие в младшей группе «Скачем, скачем на лошадке»

Музыкально-развлекательное занятие в младшей группе для детей 3-4 лет. Дети путешествуют на лошадке по стране игрушек. при встрече с персонажем выполняют различные мзыкально-ритмические упражнения: иг...

"Организация экологических мини-музеев в ДОУ как форма работы экологического воспитания дошкольников"

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Организация экологических мини-музеев в ДОУ как форма работы экологического воспитания дошкольников»....