Знакомимся с материком Африкой, с зоной саванна.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Синицына Ольга Николаевна

Образовательная деятельность с детьми проводится для уточнения представлений  о растительности саванны -Африки: особенностях их внешнего вида в зависимости от климата и среды произрастания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afrika_-_savanna.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка и зоне саванна.

Задачи: Создание условий для:

- уточнения элементарных представлений об особенностях географического положения саванны -Африки.

- закрепления знаний у детей о климатических зонах Африки (саванна)

- уточнения представлений у детей о животных саванны: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.

- формирования представлений о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (крокодил) Африки.

- уточнения представлений у детей о растительности саванны -Африки: особенностях их внешнего вида в зависимости от климата и среды произрастания.

Приемы и методы ТРИЗ:

1.МФО Метод фокальных объектов: перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Новый вид транспорта. Фантастический зверь.

2.СО Системный оператор (надсистема и подсистема) - Волшебный экран.

Предварительная работа.

Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.

Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)

Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».

Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки.

Составление описательных рассказов о животных.

Словарная работа: материк Африка, Индийский океан, Атлантический океан, пустыня Сахара, бархан, караван, скорпион, варан, одногорбый верблюд, верблюжья колючка, оазис, саванна, баобаб, гепард, водопой, джунгли, лиана, шимпанзе, горилла, орангутанг.

Материал и оборудование: географическая карта, указка, круги Луллия, мольберт, плоскостная схема лифта, предметные картинки: из чего состоит тело крокодила, яйцо крокодила, где обитает крокодил, взрослый крокодил, раздаточный материал карточки животных и растений саванны – Африки, контурная карта на всех, цветные карандаши, аудиозапись, презентация «Африка - саванна».

Организационный момент.

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла.

Кто знает, как этот предмет называется? (карта)

А что такое карта? (модель Земля в развернутом виде)

-Ребята, скажите какие время года вы знаете? (ответы детей)

-Да, у нас есть 4 времени года, но есть такие страны, в которых круглый год лето.

Самый теплый материк.

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн.

 Много львов и обезьян.  (Африка)

-Ребята, покажите на карте, где же находится Африка (дети показывают и рассказывают - берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан).

-Посмотрите, какими цветами окрашена Африка, почему, что обозначают эти цвета? \ответы детей\

А как называется местность, где много песка (Пустыня) Молодцы!

Много зелени? (Тропики)

-Голубая линия, что это? (река Нил).

-На какие 3 зоны делится Африка. (ответы детей: Африка делится: пустыня, тропики, саванна.)

Ну что, ребята, вы согласны отправиться в тропики Африки? (Да)

Итак, нам пора в путь.

Скажите, а на чем мы сегодня можем отправится до тропиков? (ответы детей)

- На самолете, ракете, вертолете, воздушном шаре, на корабле. На лодке подводной. Самому плыть. На пароходе.

Давайте придумаем новый транспорт ТРИЗ /МФО/ использование круги Луллия, выберим один и все на нем отправимся, вращение кругов и соединение видов транспорта придумать название своё. Например: Корабельный машинолет, воздушный шаропоезд…

Сели на новый транспорт  и … отправляемся в саванну Африки,  вперед. Мы в саванне.

Зона – тропики.

На экране 1 слайд Географическое расположение - Африканская саванна

Чем покрыта земля в саванне? (травой).

Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей.

Кое-где растут гигантские деревья. / на фоне африканской саванны появляется картинка Баобаба – хлебного дерева/

Как они называются? Баобаб, у него ствол очень …., правильно широкий, Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Иногда в дупле баобаба жители устраивают себе жилища. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.

Это дерево растет корнями вверх, как вы думаете почему? - потому что его ветки похожи на корни.

Как африканцы называют его? - хлебное дерево.

Отгадайте загадки об обитателях саванны: 

2 слайд /набор животных по мере отгадывания ребенок касается до животного оно увеличивается если правильно, если нет качается и исчезает /

1. Назовите самое высокое животное нашей планеты.

- Конечно же, это жираф.

2. - Африканские коняшки одеваются в тельняшки… Что же это за коняшки?

Конечно же это зебры.

3. Самое большое сухопутное животное - Слон

4. Самое быстрое животное на нашей планете – это. гепард. Он бегает со скоростью автомобиля – 100 км в час.

5.“И петь не поет и летать не летает. За что же народ его птицей считает?”

Это страус, самая крупная птица в мире. У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.

6. Кто один имеет рог, отгадайте… Носорог.

А почему его так назвали? Зачем ему рог? (для защиты, выкапывания корешков) -Носорог - травоядное или хищное животное?

7.По реке плывет бревно, ох и злющее оно, тем кто в реку угодил нос откусит…. Крокодил. Какой? (большой, длинный, зубастый, страшный)

Сейчас, посмотрим на нашем «Волшебном экране» крокодила

(ТРИЗ- СО Системный оператор) на мольберте выкладываете схематично на плоскости лифт  

Наш «волшебный экран» он похож на лифт, но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь - еще в стороны вперед и назад. Этот лифт может ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаёшь части из которых состоишь; поедешь вверх – узнаёшь места, где можешь быть; поедешь назад – узнаёшь прошлое, вперёд – будущее.

Давайте, ребята прокатим по всем экранам крокодила.

Поместим его в средний экран. Если мы поедем вниз.

- У крокодила, что есть? \ответы детей\

- У крокодила есть туловище, голова, огромная зубастая пасть,4 лапки, хвост.

Если поедем вверх.

- Где живет крокодил? \ ответы детей\

- Крокодил живет в воде, в Африке, в саванне.

Если поедем назад – узнаем, что.

- Где раньше был крокодил?

-  Крокодил раньше был в яйце.

Если поедем вперед – узнаем кем станет крокодил. \ответы детей\

- Взрослым крокодилом.

Игра «Отгадай по контуру».

3слайд контуры животных Африки

Представьте, что сейчас ночь и звери пришли на водопой, мы видим только их контуры. Отгадайте кто это?

Игра «Отгадай по звуку». Отгадайте кто это? \включается по очереди звук животных, дети должны отгадать\

Физкультминутка.

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки

Правой ножкой топ-топ

Левой ножкой топ-топ

Руки вверх, вверх, вверх

Кто поднимет выше всех

Руки вниз

И наклонились

На пол руки положили

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько

А теперь мы отдохнем

Посидим

И вновь пойдем.

Продуктивная деятельность.

Теперь нам пора заполнить зону Саванны Африки растительным миром, который там растёт и животными, которые там обитают.

- Перед вами контурные карты вам нужно пустыню закрасить определенным цветом и приклеить нужных животных и растение.

\дети выполняют задание\.

- Молодцы, а теперь занимаем места на нашем волшебном транспорте и отправляемся в детский сад, а дома вы покажите свою карту и расскажите, что нового вы узнали, о саванне Африки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в национальный парк Саванны Африки – Серенгети»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 56 «Искорка»       Конспект открытого мероприятия непосредственно об...

Игровое поле "Африка. Природные зоны. Растительный и животный мир"

Игровой макет «Африка. Природные зоны. Растительный и животный мир» является макетом-картой, отображающим территорию материка Африка и направляющим детей на развертывание сюжетных событий происходящих...

Конспект оод по познавательному развитию "Природные зоны Африки"

Материал по сложной теме для детей "Природные зоны Африки" преподнесён в интересной и доступной форме ....

Домашнее задание . Подготовительная группа .Путешествие по материкам. " Африка и Америка "

Домашнее задания. Подготовительная группа.Путешествие по материкам. «Африка и Америка»Материки планеты:https://youtu.be/u0RFpnmBcK4Ссылка на видео про Африку:https://yandex.ru/video/previe...

Материки.Африка.Водопад "Виктория".

                                           ВОДОПАД ВИКТОРИЯВодопад Виктория являетс...