Паспорт проекта "Мир науки" 2020 год
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Мир науки»
Авторы проекта: Вшивцева Е. Н., Шевелева Г. В.
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность: долгосрочный
Возраст детей: 6-7 лет
Участники проекта: дети подготовительной группы , воспитатели, родители.
Актуальность. На сегодняшний период особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребенка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребенку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…. А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивающие:
- развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности,
- формировать представления у детей целостной «картины мира».
- развивать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности интеллектуальной инициативы.
- Расширенный кругозор дошкольников
- Рост уровня любознательности, наблюдательности.
- Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.
- Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы
- Партнерские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом.
- Закрепленный навык сотрудничества в процессе совместной деятельности
Формы работы:
• Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии, экскурсия, рассматривание альбомов).
• Фронтальная работа – беседа, рассказ, чтение художественной литературы, показ презентации.
Методы:
Наглядный, словесный, игровой, практический
Этапы реализации проекта:
По срокам реализации проект рассчитан на учебный год
1 этап – подготовительно – ориентировочный:
Цель:
- формулировка темы, проблема проекта;
- сбор информации;
- планирование воспитательно – образовательной работы.
2 этап – практический.
Цель:
Реализация проекта, формирование у детей знаний.
Предполагаемый результат: дети получат новые знания, расширится кругозор, пополнится словарный запас детей.
3 этап – обобщающе – результативный
Цель: - подведение итогов работы.
Предполагаемый результат: работа по проекту поможет детям:
- сформировать знания по темам проекта;
- будет собран материал по проекту;
- организована – предметно развивающая среда в группе.
ОЧЕРЕДНОСТЬ ТЕМ ПРОЕКТА:
месяц | тема |
октябрь | «Радуга. Цветовой спектр» |
ноябрь | «Мир пластмассы» |
декабрь | «Его величество электричество» |
февраль | «Невидимка» (воздух) |
март | «Что такое тень?» |
апрель | «Тайны вселенной» |
Выводы: В ходе реализации проекта «Мир науки», исследование тем: «Радуга. Цветовой спектр», «Мир пластмассы», «Его величество электричество», «Невидимка» (воздух), «Что такое тень?», «Тайны вселенной», дети узнали много нового и ответили на проблемные вопросы, встречающиеся в ходе проектной деятельности.
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Реализованный проект показал свою эффективность в процессе познавательного развития. Можно сделать вывод, что все поставленные цели и задач в начале создания проекта были полностью достигнуты и реализованы.
Литература
- Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
- О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорта комнатных растений.
В данной презентации представлен готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы для каждой возрасной группы в детском саду. Каждый файл посвящен одному р...
Социальный паспорт ДОУ
Социальный паспорт ДОУ общая информация....
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья
использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...
Паспорт экологической тропы детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка на тему экология...
Экологический паспорт детского сада
Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...