Конспект занятия по ОМ "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Открытое занятие в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Насекомые»
в средней группе
Цель: расширение и закрепление знаний детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые», «хищные насекомые», «летающие/ползающие насекомые», ввести понятие «паук – не насекомое».
- Учить детей рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
- Познакомить детей с техникой рисования «монотипия», формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать.
- Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
- Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
- Развивать внимание, память, мышление, речь детей.
- Способствовать развитию любознательности.
- Развивать творческое воображение и вкус.
Воспитательные:
- Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Интеграция образовательных областей:
Познание, ознакомление с окружающим миром, художественное творчество, речевое развитие, художественная литература.
Оборудование:
Магнитная доска, предметные картинки с изображением насекомых, зеленый стол, оформленный полянкой с поделками детей, силуэты бабочек по количеству детей, гуашь, кисточки по количеству детей, стаканы-непроливайки, салфетки.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Введение в тему. 2-3 минуты
Дети находятся в группе вокруг воспитателя. При входе гостей здороваются.
Воспитатель: Здравствуйте гости. Мы приветствуем вас в нашем детском саду.
Дети: «Звёздочка»
Воспитатель: в группе…
Дети: «Муравейник»
Воспитатель: а какие группы нашего сада вы знаете?
Дети: «Божьи коровки», «Кузнечики», «Бабочки», «Пчёлки», «Светлячки».
Воспитатель: А в какой сказке встретились они все?
Дети: в сказке «Муха-цокотуха».
Воспитатель читает начало сказки:
Муха, Муха — Цокотуха, Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар И купила самовар:
«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»
Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали,
А букашки —По три чашки, С молоком И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха Именинница!
Ребята, а как назвать всех, кто пришел к Мухе-цокотухе на день рождения?
Дети: насекомые.
Воспитатель: Вы хотите узнать об этих удивительных созданиях природы?
Дети: да.
Ребята рассаживаются на стульчики.
2. Основная часть: 10 минут
2.1. Беседа о насекомых.
Воспитатель: Ребята, а каких насекомых вы видели в природе? А каких можно услышать?
По мере ответов детей, отвечающий ребенок берет картинку на магнитной доске и рассказывает о насекомом по плану: внешний вид, где живет, чем питается, какую пользу или вред приносит.
Включается аудиозапись звуков насекомых:
1. Пчела
Пчелы живут в лесу в дупле дерева, домашние в ульях. Питается пыльцой цветов, пчелы дают людям мед. Они полезны, так как опыляют растения.
2. Муха.
Муху знают все. Она вредная и назойливая. На ногах у мухи есть липучки. Они помогают мухе ползать даже вверх ногами. Муха переносит разные болезни. Она ползает везде, и к лапкам прилипает грязь с микробами. Проползёт муха по чистому месту и оставит на нём микробов.
3. Комар.
Как вы думаете, есть ли у комаров уши?
Оказывается, есть. И прячутся они у самца комара... в усах. Конечно, у комаров не такие уши, как у людей, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.
Кстати, у самца комара хоботок слабый, он не может проколоть кожу человека или животного. Поэтому самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений. А вот больно кусаются и надоедливо звенят комарихи. Они прокалывают кожу острым хоботком и пускают в ранку ядовитую слюну. Укусы самок комаров болезненны и вызывают зуд.
4. Кузнечик.
Хищное насекомое. Они питаются соком растений, нектаром цветов, насекомыми. Они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой или вкусной личинкой.
А знаете ли вы, где находятся у кузнечика уши?
Представьте себе — на ногах! Тонкая щель на голенях передних ноги есть уши кузнечиков.
А вот «поют» кузнечики с помощью крыльев. Кузнечик трет одно крыло о другое и слышится стрекотание.
Воспитатель: Отгадайте загадки о насекомых. Почему вы так решили? Какие слова вам подсказали правильный ответ?
- Он работник настоящий, Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом, Из хвоинок строит дом (муравей).
Муравьи поедают гусениц, жуков, он санитар леса. Разносит семена растений. А ты знаешь, что на зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника. Они собираются в тесный ком, и цепенеют до весны. Муравьи видят плохо и поэтому важную роль играют усики, с которыми они ощупывают все, что встречается на пути. с помощью усиков они находят дорогу к своему гнезду. Муравей – самое сильное существо на земле, он может поднять вес в 10 раз больше своего веса.
- Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок, И любит пить цветочный сок. (бабочка)
Питается нектаром цветов, опыляет растения. Бабочки красивые, их наряды так разнообразны. У бабочек крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающиеся. Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Даже при легком прикосновении пальцем мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочки очень нежные, легко повреждаются. Все лето бабочки украшают поля и луга, а осенью исчезают. Одни - улетают, как птицы, другие прячутся, а третьи откладывают яички и умирают.
- Всех жучков она милей, Спинка алая на ней.
А на ней кружочки, Черненькие точки. (Божья коровка).
Хищник, ест тлю, которая питается листьями растений. Божья коровка безобидна и беззащитна, не кусается, не царапается. Защищается тем, что выпускает желтое молочко, поэтому ее назвали коровкой. При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням. крылья ей позволяют летать. Питается тлей. Тли - это насекомые, которые истощают растение, высасывают соки, загрязняют своим выделениями листья, как бы душат растения. Божья коровка - верный помощник человека. В случае опасности, она прижимает лапки к телу, падает на землю и притворяется мертвой.
- Маленький вертолет, Летит назад и вперед.
Большие глаза, Зовут ее… (стрекоза)
Стрекоза - настоящая хозяйка воздуха. быстро увидеть свою жертву при таком скоростном полете ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую головку, и еще три глаза на темени. Она хищник.
Воспитатель: На земле великое множество насекомых, на брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот отсюда и название «насекомые», от слова – насекать. А еще у них похожее строение тела: голова, грудь, брюшко, усики, лапки (6 штук!).
А паук –насекомое? Нет, ведь у него -8 лапок.
2.2 Пальчиковая гимнастика «Насекомые» (1 минута)
Дружно пальчики сжимаем - Насекомых называем. (сжимают и разжимают пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом.
(поочередно сгибают пальцы рук в кулачок, начиная с большого)
Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит ! (вращают мизинцем)
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. (загибать пальчики по одному)
А за нею шмель –шмелек, И веселый мотылек .
Муравей и стрекоза, как фонарики глаза
(сделать кольца из пальчиков и поднести их к глазам)
Полетали , пожужжали, (машут ладошками)
От усталости упали. (уронить руки)
2.3. Беседа у выставки с книгами и поделками детей, обобщение материала, рефлексия-
(3 минуты)
Воспитатель: А как вы думаете все ли насекомые полезные? Есть полезные насекомые, но есть и хищники, а также вредные насекомые. Дети поднимают картинки-ответы.
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Ответы детей) (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Еще муравьев называют санитарами леса, они собирают разные мелкие палочки и строят свой дом из них. Бабочки опыляют цветы.
- Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар кусает.)
-Назовите тех насекомых, которые летают в воздухе? ( муха, комар, бабочка, стрекоза)
Кто прыгает? Кузнечик
Кто ползает и летает? Пчела, божья коровка.
Кто ползает? Муравей.
Воспитатель: - Мы с вами говорим про насекомых. Скажите, есть ли у насекомых враги? Кто? –Дети: Птицы.
Воспитатель: Как – же насекомые спасаются от врагов? (Берёт в руки насекомых, обращает внимание на окраску). Почему кузнечик зеленый? Зачем им нужна такая окраска? - Защищаться от врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик живет в траве. (Показывает божью коровку.) - Почему божья коровка такая яркая? Ведь её хорошо видно на зелёном листе, любая птица заметит.
А что будет, если исчезнут все насекомые? - не будет птиц и т.д., а если мы будем уничтожать насекомых, то кто станет опылять растения?
Правильно, все в природе взаимосвязано.
Мы знаем, что человек и природа - это одно целое. очень важно, чтобы вы научились любить и ценить природу. и жизнь станет для вас богаче и интереснее. вы не будете равнодушными к нашей природе. земле. И жизнь станет для вас богаче и интереснее.
Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не будет ловить бабочек.
Дерево, цветок и птица Не всегда умеют защитится
Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая бледная белая бабочка. Давайте сделаем ее красивой. Дети пересаживаются за столы для рисования.
3. Продуктивная деятельность – рисование – 5 минут.
(Воспитатель рассказывает сказку про бесцветную бабочку, параллельно выполняет рисунок (образец) на шаблоне-заготовке в технике монотипия).
СКАЗКА: На цветочной полянке жила гусеница. Однажды она из тончайших нитей сплела себе одежду и превратилась в куколку, из которой позже появилась бабочка (показать шаблон-заготовку бабочки). Вокруг был яркий разноцветный мир. Бабочка подлетела к ручейку и увидела в нем свое отражение – совершенно некрасивое с бесцветными крыльями. Она горько заплакала. Насекомым на лугу стало её очень жалко, желтую полоску бабочке подарила ,,,,,,,,,,(пчела), воспитатель рисует на крылышках желтую полоску. ,,,,,,,,(божья коровка) коснулась своим крылышком крыла бабочки и оставила на нем ярко-красный след (рисую красное пятнышко на крылышке). ,,,,,,, (кузнечик) оставил свои отпечатки в виде зеленых точек, (рисую 2 зеленых пятнышка на крылышке). И, наконец, сверху, на крыло бабочки упала голубое пятнышко,,,,,,,, (стрекозы), (рисую голубое пятнышко). Бабочка от неожиданности закрыла оба крыла (складываю заготовку-бабочку краской внутрь), а когда крылья вновь раскрылись (раскрываю бабочку), все увидели, какая бабочка стала яркая и красивая. Это было прекрасно!
Воспитатель: Итак, перед вами лежат шаблоны-бабочки, кисти и краски. Наносить пятнышки и раскрашивать мы будем только одну сторону бабочки. Когда раскрасите одно крылышко, бабочку нужно будет сложить пополам и сделать отпечаток на другое крылышко.
(Дети раскрашивают бабочек в технике монотипия)
Воспитатель: Какие яркие, красивые, разные получились ваши бабочки. Когда краска высохнет, мы украсим ими нашу полянку.
4. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были молодцы, много рассказали о насекомых, отгадывали загадки, отвечали на вопросы. Наше занятие закончилось. Муха-цокотуха подарила вам раскраски, можете их раскрасить. Желающие могут посмотреть книги. Давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/19/picture-57400-1511101652.jpg)
Конспект занятия "Таинственный мир насекомых".
Пояснительная записка к итоговому занятию по развитию речи«Таинственный мир насекомых». Предлагаемое занятие «Таинственный мир насекомых» является обобщающим ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-147845-1355543766.jpg)
Конспект занятия по теме: «Насекомые»
Конспект по теме "Насекомые" Прогулка на поляну .Беседа рассматривание насикомых....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/15/picture-527241-1586952152.jpg)
Конспект занятия по теме "Насекомые"
Конспект фронтального занятия для детей с ОНР старшая группа....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-678315-1443942013.jpg)
Конспект занятия Тема: «Страна насекомых»
Конспект итогового открытого занятия во 2 младшей группе общеразвивающей направленности по ознакомлению с окружающим миром. Данная работа принимала участие во Всероссийском конкурсе работников о...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/27/picture-678236-1558967819.jpg)
Конспект занятия по экологии «НАСЕКОМЫЕ» в средней группе
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-819361-1476295378.jpg)
Конспект занятия по теме "Насекомые" в старшей логопедической группе
Грамматическая тема: "Составление предложений по рисункам с предлогом на"...