Конспект занятия по ОМ "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Плоскова Ирина Николаевна

Открытое занятие в средней группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_v_sredney_gruppe.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Насекомые»

в средней группе

Цель: расширение и закрепление знаний детей о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые», «хищные насекомые», «летающие/ползающие насекомые», ввести понятие «паук – не насекомое».
  • Учить детей рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
  • Познакомить детей с техникой рисования «монотипия», формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Развивающие:

  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
  • Развивать внимание, память, мышление, речь детей.
  • Способствовать развитию любознательности.
  • Развивать творческое воображение и вкус.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Интеграция образовательных областей:

Познание, ознакомление с окружающим миром,  художественное творчество, речевое развитие, художественная литература.

Оборудование:

Магнитная доска, предметные картинки с изображением насекомых, зеленый стол, оформленный полянкой с поделками детей,   силуэты бабочек по количеству детей, гуашь, кисточки по количеству детей, стаканы-непроливайки, салфетки.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Введение в тему. 2-3 минуты

Дети находятся в группе вокруг воспитателя. При входе гостей здороваются.

Воспитатель: Здравствуйте гости. Мы приветствуем вас в нашем детском саду.

Дети: «Звёздочка»

Воспитатель:  в группе…

Дети: «Муравейник»

Воспитатель: а какие группы нашего сада вы знаете?

Дети: «Божьи коровки», «Кузнечики», «Бабочки», «Пчёлки», «Светлячки».

Воспитатель: А в какой сказке встретились они все?

Дети: в сказке «Муха-цокотуха».

Воспитатель читает начало сказки:

Муха, Муха — Цокотуха, Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар И купила самовар:

«Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали,

А букашки —По три чашки, С молоком И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха Именинница!

Ребята, а как назвать всех, кто пришел к Мухе-цокотухе на день рождения?

Дети: насекомые.

Воспитатель:  Вы хотите узнать об этих удивительных созданиях природы?

Дети: да.

Ребята рассаживаются на стульчики.

2. Основная часть: 10 минут

2.1. Беседа о насекомых.

Воспитатель: Ребята, а каких насекомых вы видели в природе? А каких можно услышать?

По мере ответов детей, отвечающий ребенок берет картинку на магнитной доске и рассказывает о насекомом по плану: внешний вид, где живет, чем питается, какую пользу или вред приносит.

Включается аудиозапись звуков насекомых:

1. Пчела

Пчелы живут в лесу в дупле дерева, домашние в ульях. Питается пыльцой цветов,  пчелы дают людям мед. Они полезны, так как опыляют растения.

2. Муха.

 Муху знают все. Она вредная и назойливая. На ногах у мухи есть липучки. Они помогают мухе ползать даже вверх ногами. Муха переносит разные болезни. Она ползает везде, и к лапкам прилипает грязь с микробами. Проползёт муха по чистому месту и оставит на нём микробов.

3. Комар.

Как вы думаете, есть ли у комаров уши?

Оказывается, есть. И прячутся они у самца комара... в усах. Конечно, у комаров не такие уши, как у людей, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

Кстати, у самца комара хоботок слабый, он не может проколоть кожу человека или животного. Поэтому самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений. А вот больно кусаются и надоедливо звенят комарихи. Они прокалывают кожу острым хоботком и пускают в ранку ядовитую слюну. Укусы самок комаров болезненны и вызывают зуд.

4. Кузнечик.

Хищное насекомое.  Они питаются соком растений, нектаром цветов, насекомыми.  Они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой или вкусной личинкой.

А знаете ли вы, где находятся у кузнечика уши?

Представьте себе — на ногах! Тонкая щель на голенях передних ноги есть уши кузнечиков.

А вот «поют» кузнечики с помощью крыльев.  Кузнечик трет одно крыло о другое и слышится стрекотание.

Воспитатель: Отгадайте загадки о насекомых. Почему вы так решили? Какие слова вам подсказали правильный ответ?

  • Он работник настоящий, Очень, очень работящий.

            Под сосной в лесу густом, Из хвоинок строит дом (муравей).

Муравьи поедают гусениц, жуков, он санитар леса. Разносит семена растений. А ты знаешь, что на зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника.  Они собираются в тесный ком, и цепенеют до весны. Муравьи видят плохо и поэтому важную роль играют усики, с которыми они ощупывают все, что встречается на пути. с помощью усиков они находят дорогу к своему гнезду. Муравей – самое сильное существо на земле, он может поднять вес в 10 раз больше своего веса.

  • Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла.

           Сама похожа на цветок, И любит пить цветочный сок. (бабочка)

Питается нектаром цветов, опыляет растения. Бабочки   красивые, их наряды так разнообразны. У бабочек крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающиеся. Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Даже при легком прикосновении пальцем мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочки очень нежные, легко повреждаются. Все лето бабочки украшают поля и луга, а осенью исчезают. Одни - улетают, как птицы, другие прячутся, а третьи откладывают яички и умирают.

  • Всех жучков она милей, Спинка алая на ней.

          А на ней кружочки,  Черненькие точки. (Божья коровка).

Хищник, ест тлю, которая питается листьями растений. Божья коровка безобидна и беззащитна, не кусается, не царапается. Защищается тем, что выпускает желтое молочко, поэтому ее назвали коровкой.  При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням. крылья ей позволяют летать. Питается тлей.  Тли - это насекомые, которые истощают растение, высасывают соки, загрязняют своим выделениями листья, как бы душат растения. Божья коровка - верный помощник человека. В случае опасности, она прижимает лапки к телу, падает на землю и притворяется мертвой.

  • Маленький вертолет, Летит назад и вперед.

            Большие глаза, Зовут ее… (стрекоза)

Стрекоза - настоящая хозяйка воздуха. быстро увидеть свою жертву при таком скоростном полете ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую головку, и еще три глаза на темени. Она хищник.

Воспитатель:  На земле великое множество насекомых, на брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот отсюда и название «насекомые», от слова – насекать. А еще у них похожее строение тела: голова, грудь, брюшко, усики, лапки (6 штук!).

А паук –насекомое?  Нет, ведь у него -8 лапок.

2.2 Пальчиковая гимнастика «Насекомые» (1 минута)

Дружно пальчики сжимаем - Насекомых называем. (сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом.

(поочередно сгибают пальцы рук в кулачок, начиная     с большого)

Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит !  (вращают мизинцем)

Прилетела к нам вчера  Полосатая пчела. (загибать пальчики по одному)

А за нею шмель –шмелек, И веселый мотылек .

Муравей  и стрекоза,  как фонарики глаза

(сделать кольца из пальчиков и поднести их к глазам)

Полетали , пожужжали,  (машут ладошками)

От усталости упали.     (уронить руки)

2.3. Беседа у выставки с книгами и поделками детей, обобщение материала, рефлексия-

(3 минуты)

Воспитатель: А как вы думаете все ли насекомые полезные?  Есть полезные насекомые, но есть и хищники, а также вредные насекомые. Дети поднимают картинки-ответы.

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Ответы детей) (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Еще муравьев называют санитарами леса, они собирают разные мелкие палочки и строят свой дом из них.  Бабочки опыляют цветы.

- Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар кусает.)

-Назовите тех насекомых, которые летают в воздухе? ( муха, комар, бабочка, стрекоза)

Кто прыгает?  Кузнечик

Кто ползает и летает?  Пчела, божья коровка.

Кто ползает? Муравей.

Воспитатель: - Мы с вами говорим про насекомых. Скажите, есть ли у насекомых враги?  Кто? –Дети:  Птицы.

Воспитатель: Как – же насекомые спасаются от врагов? (Берёт в руки насекомых, обращает внимание на окраску).  Почему кузнечик зеленый? Зачем им нужна такая окраска? - Защищаться от врагов, прятаться. Майский жук на ветках деревьев, а кузнечик живет в траве. (Показывает божью коровку.) - Почему божья коровка такая яркая? Ведь её хорошо видно на зелёном листе, любая птица заметит.

А что будет, если исчезнут все насекомые? - не будет птиц и т.д.,  а если мы будем уничтожать насекомых, то кто станет опылять растения?

Правильно, все в природе взаимосвязано.

Мы знаем, что человек и природа - это одно целое. очень важно, чтобы вы научились любить и ценить природу. и жизнь станет для вас богаче и интереснее. вы не будете равнодушными к нашей природе. земле. И жизнь станет для вас богаче и интереснее.

Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не будет ловить бабочек.

Дерево, цветок и птица Не всегда умеют защитится
Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какая бледная белая бабочка. Давайте сделаем ее красивой. Дети пересаживаются за столы для рисования.

3. Продуктивная деятельность – рисование – 5 минут.

(Воспитатель рассказывает  сказку  про бесцветную бабочку, параллельно выполняет рисунок (образец) на шаблоне-заготовке в технике монотипия).

СКАЗКА: На цветочной полянке жила гусеница. Однажды она из тончайших нитей сплела себе одежду и превратилась в куколку, из которой позже появилась бабочка (показать шаблон-заготовку бабочки). Вокруг был яркий разноцветный мир. Бабочка подлетела к ручейку и увидела в нем свое отражение – совершенно некрасивое с бесцветными крыльями. Она горько заплакала. Насекомым на лугу стало её очень жалко, желтую полоску бабочке  подарила ,,,,,,,,,,(пчела), воспитатель рисует  на крылышках желтую полоску. ,,,,,,,,(божья коровка) коснулась своим крылышком крыла бабочки и оставила на нем ярко-красный след (рисую красное пятнышко на крылышке). ,,,,,,, (кузнечик) оставил свои отпечатки в виде зеленых точек, (рисую 2 зеленых пятнышка на крылышке). И, наконец, сверху, на крыло бабочки упала голубое пятнышко,,,,,,,, (стрекозы),  (рисую голубое пятнышко). Бабочка от неожиданности закрыла оба крыла (складываю заготовку-бабочку краской внутрь), а когда крылья вновь раскрылись (раскрываю бабочку), все увидели, какая бабочка стала яркая и красивая. Это было прекрасно!

Воспитатель: Итак, перед вами лежат шаблоны-бабочки, кисти и краски. Наносить пятнышки и раскрашивать мы будем только одну сторону бабочки. Когда раскрасите одно крылышко, бабочку нужно будет сложить пополам и сделать отпечаток на другое крылышко.

(Дети раскрашивают бабочек в технике монотипия)

Воспитатель: Какие яркие, красивые, разные получились ваши бабочки. Когда краска высохнет, мы украсим ими нашу полянку.

4. Подведение итогов.

Воспитатель:  Ребята, вы сегодня были  молодцы, много рассказали о насекомых,  отгадывали загадки,  отвечали на вопросы. Наше занятие закончилось.  Муха-цокотуха подарила вам раскраски, можете их раскрасить. Желающие могут посмотреть книги. Давайте попрощаемся с нашими гостями. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Таинственный мир насекомых".

Пояснительная записка к итоговому занятию по развитию речи«Таинственный мир насекомых».       Предлагаемое занятие «Таинственный мир насекомых» является обобщающим ...

Конспект занятия по теме: «Насекомые»

Конспект по  теме "Насекомые" Прогулка на поляну .Беседа рассматривание насикомых....

конспект занятия по теме "насекомые"

                  в подготовительной группе с детьми с ОВЗ...

Конспект занятия по теме "Насекомые"

Конспект фронтального занятия для детей с ОНР старшая группа....

Конспект занятия Тема: «Страна насекомых»

Конспект итогового открытого занятия во 2 младшей группе общеразвивающей направленности  по ознакомлению с окружающим миром. Данная работа принимала участие во Всероссийском конкурсе работников о...

Конспект занятия по экологии «НАСЕКОМЫЕ» в средней группе

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с пр...

Конспект занятия по теме "Насекомые" в старшей логопедической группе

Грамматическая тема: "Составление предложений по рисункам с предлогом на"...