ПРОЕКТ «В царстве снега и льда»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Цель проекта:Способствовать развитию любознательности, интереса к исследовательской и экспериментальной деятельности со снегом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_tsarstve_snega_i_lda.docx | 106.1 КБ |
eksperimentirovanie_na_progulke.pdf | 217.88 КБ |
Предварительный просмотр:
орган местного самоуправления управление образованием
Полевского городского округа
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28 общеразвивающего вида»
Проектирование педагогической деятельности
«В царстве снега и льда»
Исполнители: Сопина И.А., воспитатель В К.К.
ПОЛЕВСКОЙ
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ | |
| |
| |
| |
Приложение 1 Экспериментальная деятельность | |
Приложение 2Художественная литература, загадки для детей | |
Приложение 3 Комплексы гимнастики после сна, утренней, дыхательной, пальчиковой гимнастики, физкультминутка, подвижная игра | |
Приложение 4 Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) |
Приложение 5
фотоотчет
Информационная карта проекта
Тема | Знакомство со свойствами снега и льда |
Название проекта | «В царстве снега и льда» |
Возраст детей | средняя группа, 4-5 лет |
Тип проекта | Экспериментально - исследовательский |
Период выполнения проекта | с 14 ноября по 25 декабря |
Наименование учреждения - заявителя | орган местного самоуправления управление образованием Полевского городского округа муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 общеразвивающего вида» |
Авторы проекта (Ф.И.О., должность) | воспитатели: Сопина И.А., |
Актуальность Проблемы: | Огромную роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет практико-исследовательская экспериментальная деятельность, способствующая формированию целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Именно в процессе исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать свою работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому детям дается возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. |
Цель | Способствовать развитию любознательности, интереса к исследовательской и экспериментальной деятельности со снегом |
Задачи | Образовательные: Познакомить детей со свойствами снега и льда. Знакомить со способами превращения снега из одного состояния в другое Активизировать словарь детей, учить правильно называть наблюдаемые явления. Развивающие: Развивать умение детей анализировать, сравнивая и делая выводы. Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение. Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к природным явлениям, бережное отношение к природе. |
Форма организации партнерского взаимодействия | — проведение занятий: ребенок и окружающий мир, развитие речи, лепка, рисование, аппликация по теме проекта — дидактические игры, способствующие реализации цели проекта — наблюдения на прогулках за живой и неживой природой — чтение художественной литературы — беседы — опыты и эксперименты со снегом |
Приемы и методы |
|
Анализ ресурсов | — оборудование в группе уголка экспериментирования и экологических исследований; — оформление картотеки занимательных экспериментов и опытов; |
Форма презентации | оформление фотовыставки « Мы – экспериментаторы» |
Ожидаемые результаты |
|
Этапы работы | |
1 этап - подготовительный | Постановка целей и задач. Создание условий для реализации проекта |
2 этап – основной | Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация |
| Сбор и обработка материалов. Результаты. Обобщение материала. |
Перспективное планирование подготовительного этапа по проекту
Совместная деятельность | Воспитателей и детей | Беседы с детьми о явлениях природы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Формирование положительной мотивации для реализации проекта. |
Педагогов детей, родителей | Создание необходимых условий для реализации проекта. Подбор художественной литературы, иллюстраций, игр. | |
Педагогов и родителей | Определение совместных целей и задач. Оформление родительского уголка. Индивидуальные беседы. | |
Родителей и детей | Изготовление льдинок, снежинок, просмотр видеороликов, иллюстраций | |
Самостоятельная деятельность | Организация развивающей среды | Уголок для экспериментирования Иллюстративный материал. Книжный уголок «Творческая мастерская» |
Свободная | Рассматривание иллюстраций. Уголок «Творческая мастерская» Природный уголок |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОГО ЭТАПА РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
направление развития | образоват. область | Совместная деятельность педагогов и детей |
физическое | физкультура | Подвижные игры: «Метель», «Ходят капельки по кругу», «Снежинки» Игры – эстафеты «Кто быстрее добежит до снеговика?», «Самый ловкий», «Самый меткий» Игры в снежки Игровые упражнения: «След в след», «Перепрыгни сугроб», «Игры со снегом» Комплекс утренней гимнастики «Мы мороза не боимся» Комплекс гимнастики после сна «Валенки» Физкультминутки «Снежок» Пальчиковая гимнастика «Снеговик», «Зимняя прогулка» |
здоровье | Дыхательная гимнастика: «Как подул Дед Мороз», «Снег идет» Закаливание: физкультура на улице, бег на выносливость Дыхательный тренажер | |
Социально-личностное | социализация | Игры на улице со снегом, выносным материалом. Сюжетные игры. |
труд | Изготовление кормушек для птиц, подкормка зимующих птиц. Постройки снежного городка на участке. Посыпание опасных мест на дорожках песком. Полив растений талой водой. | |
безопасность | Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям. беседа, экспериментальная деятельность «Можно ли есть снег?», «Осторожно – лед!» «Правила безопасного поведения при проведении опытов со снегом и льдом» | |
Познавательно речевое | познание | Экспериментальная деятельность: «Куда исчезает снег?», «Защитные свойства снега» «Свойства льда», «Свойства снега», Наблюдение: Форма снежинок (действия с лупой) «Метель, метелица по дороге стелется…» |
ФЭМП | Форма снежинок «Сосчитай и сравни» Дидактические игры: «Найди снежинке пару», «Снежинки», «Выбери нужное», «Когда это бывает?» | |
чтение художественной литературы | Вечер загадокЯ. Аким «Первый снег» С. Есенин «Поёт зима , аукает» М. Познанской «Снег идёт» А. Барто «Снег» Русская народная сказка «Лиса и Заяц» в пересказе Владимира Даля. | |
Художественно – эстетическое | художественное творчество | Рисование - «Моя снежинка». Декоративная роспись: «Узоры на окне», Лепка: «Снежинка». Аппликация: «Избушка ледяная и лубяная». Вырезание снежинок (творческая мастерская) Игровые упражнения: «Дорисуй снежинку», |
Музыкально- Театрализованная деятельность | Имитация движений «Полет снежинки» Песня «Льдинки» Танец «Снежинок» | |
РЕЧЕВОЕ | Развитие речи | Сравнение «Свойства льда и снега», |
Приложение 1
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОПЫТ «Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега.
Поместить баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко в снег.
Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Выводы: чем глубже находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растениям.
ОПЫТ «Плавает ли лед?»
Нам понадобятся: Пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды.
Ход эксперимента:
Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его на мороз. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом. Опустите его в емкость с водой - он будет плавать!
Теория:
Лед не тонет в воде. И не только из-за того, что при заморозке в нем обычно остаются пузырьки воздуха и микро трещинки. Большее значение имеет то, что молекулы воды при замерзании устанавливаются в определенном порядке, обусловленном строением и ориентацией молекул. Из-за этого у льда получается плотность меньше, чем у воды, которая не замерзла. Поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.
ОПЫТ «Где снег?»
Задачи :
- закрепить знание о том, что снег - это состояние воды
- развивать логическое мышление, умение сравнивать;
- побуждать детей обследовать и определять качества предметов;
-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;
-развивать связную речь; активизировать словарь
Материал: ведерко со снегом
Методические приемы
Воспитатель вместе с детьми приносит с улицы ведерко снега.
Наблюдение за снегом в ведерке.
Что происходит со снегом? (тает, его становится меньше) Почему? ( в группе тепло).
Почему снег не таял на улице (на улице холодно).
Во что превращается снег? (в воду).
Какая вода сначала? (холодная).
Что происходит с ней дальше? (она теплеет).
Вывод: снег- это вода, он тает от тепла
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НА ПРОГУЛКЕ '' СНЕЖИНКА В ГОСТЯХ''
Программные задачи:
- Закрепить знание свойств снега - холодный, его цвет - белый ;
- Закрепить знания свойств воды: холодная, теплая.
Предварительная работа:
наблюдение за снегом на прогулке, игры со снегом; купание кукол; наблюдение за водой; чтение художественной литературы.
Средства:
Тазик для снега; бумажные снежинки; поднос; стакан; большая Снежинка из фольги; коробка, магнитофонная запись.
Методы и приемы:
Мотивация, игра, художественное слово, вопросы, магнитофонная запись, исследование, вывод, индивид. работа.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация, познание, музыка, физическая культура, чтение художественной литературы.
Ход работы:
Беседа с детьми
Что у нас под ногами? (снег)
- Снег какой? (белый, пушистый)
- Смотрите-ка, в гости к нам пришла Снежинка и принесла подарки (открывается волшебная коробочка, в ней снежинки из бумаги, подбрасывают вверх! Что делают снежинки? (летят)
Какие они? (легкие). Включается песенка" Белые снежинки" (дети повторяют движения за воспитателям).
- Они настоящие? (нет)
- А какие они? (бумажные, игрушечные)
А сейчас возьмите по две снежинки в ладошки и мы прочитаем стихи про Маринку
У моей Маринки
Две красивые снежинки
всем хотела показать
Глядь, снежок и не видать.
- Растаяли ваши снежинки? (нет)
- А почему? (они ненастоящие, поэтому они не тают в руках)
Опыт с водой и снегом. А теперь возьмите из тазика снежок
- Посмотрите, я взяла немножко, много снега брать нельзя, можно простудиться!
Дети берут снег в руки. Держат руки над подносом.
- Давайте еще раз прочитаем стихотворение про Маринку. (Дети берут снег в руки читают стихотворение еще раз)
- Открывайте ладошки! (снега нет) Куда исчез снег? (растаял, превратился в воду)
Почему? (ладошки теплые)
Давайте вытрем руки полотенцем
Вода сливается с подноса в стаканчики
- Это что? (вода)
- Вода из чего получается? (из снега)
- Можно пить эту воду? (нет)
- Почему? (потому что она грязная)
- А кому можно пить эту воду? (птицам, зверям, деревьям, цветам, грибочкам и т. Возьмем эту воду в группу, польем наши цветочки!
Опыт с водой.
Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (бутылка с водой) вспомним, какая может быть вода (чистая, грязная, теплая, холодная). У нас чистая вода или грязная (чистая). А как нам узнать, теплая она или холодная (нужно потрогать)
Потрогайте, какая вода? (теплая)
А если в снег налить теплой воды, что с ней произойдет? (он растает)
Давайте попробуем! Ребята, что происходит со снегом? (он начинает быстро таять и превращается в воду.)молодцы!
Снежинка прощается с детьми, обещает прилететь еще раз. Дети прощаются со снежинкой и танцуют с ней под песенку, Снег - снежок''
- Что же мы сегодня делали?
- Почему же тает снег у нас в руках?
Какую воду можно пить?
Что произошло, когда мы в холодный снег налили теплой воды? Молодцы ребята!
ОПЫТ «СНЕГ И ЛЁД»
Цель: расширять представления о явлениях неживой природы.
Задачи:
• Познакомить со свойствами снега и льда.
• Познакомить со способами превращения воды из одного состояния в другое.
• Формировать навык обследования предметов по инструкции педагога.
• Учить задумываться над вопросом «Что будет, если…».
• Учить рассуждать, сравнивать.
• Активизировать в речи детей слова: липкий, холодный, прозрачный, цветной, твердый, гладкий.
• Активизировать память и внимание.
• Прививать интерес к природе.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за снегом, льдом, чтение стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций на зимнюю тему.
Оборудование: снег в тарелке, лед. замороженный в формочках, салфетки, подкрашенная вода в стаканчиках, картинки с зимними сюжетами.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Дети подходят к окну и рассматривают, что происходит на улице. Обратите внимание на осадки. Какие встречаются зимой чаще всего (снег, какой бывает снегопад? (Сильный, когда почти ничего не видно, хлопья снега большие и частые, снег валит стеной, и, не успевая таять, наносит сугробы; слабый, когда снежинки перепархивают одна за другой, и сразу тают, упав на землю).
Загадки.
СНЕГ
Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе).
Летают, летают белые мухи!
И носятся слухи, что белые мухи
Не только летают,
Но даже – не тают! (Снежинки.)
Опыт «Таяние снега».
Цель: знакомство со свойствами снега.
Ход опыта: набрать на прогулке вместе с детьми снег в тарелку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег –белый, холодный, снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Физминутка «Снежинки»
Мягкие пушинки
Белые снежинки
Над землей кружатся.
На землю ложатся,
Ноги засыпают.
И сейчас же тают!
Воспитатель: читает Стихотворение.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Ах ты, зимушка-зима,
Белоснежная пришла!
Загадки.
Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает. (Лед.)
Чист, ясен, как алмаз,
Но дорог не бывает,
От матери рожден
И сам ее рождает. (Лед.)
Воспитатель: правильно отгадали загадки. Мы с вами на прогулке разливали воду по формочкам. Что произошло с водой? Почему она замерзла? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, вода замерзла, потому что на улице сильный мороз. А вода при низкой температуре замерзает. А почему у нас получились разноцветные льдинки?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы наблюдательны, правильно –воду мы подкрасили.
Если бросить льдинки, они разбиваются на мелкие кусочки. Если взять льдинку в руки, она растает.
Опыт со льдом.
Цель: ознакомить со свойствами льда.
Ход опыта: бросьте льдинки на стол и рассмотрите кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Положите на ладошку кусочек льда и понаблюдайте за его таянием. Возьмите лёд из формочки, он толще и расколоть его трудно.
Вывод: Он тонкий, хрупкий и быстро ломается, твёрдый, холодный, в тепле тает и превращается в воду.
«Играем с льдинками»-свободная деятельность детей, они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.
ОПЫТ «КАКИЕ СВОЙСТВА»
Цель:
Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.
Материалы и оборудование:
Емкости со снегом, водой, льдом.
Ход опыта:
Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют).
ОПЫТ «ГДЕ СНЕГ?»
Задачи :
- закрепить знание о том, что снег - это состояние воды
- развивать логическое мышление, умение сравнивать;
- побуждать детей обследовать и определять качества предметов;
-поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;
-развивать связную речь; активизировать словарь
Материал: ведерко со снегом
Методические приемы
Воспитатель вместе с детьми приносит с улицы ведерко снега.
Наблюдение за снегом в ведерке.
Что происходит со снегом? (тает, его становится меньше) Почему? ( в группе тепло).
Почему снег не таял на улице (на улице холодно).
Во что превращается снег? (в воду).
Какая вода сначала? (холодная).
Что происходит с ней дальше? (она теплеет).
Вывод: снег- это вода, он тает от тепла
НАБЛЮДЕНИЕ «ФОРМА СНЕЖИНОК»
Задача: обогащать представления детей о внешнем виде, форме снежинок.
Воспитатель предлагает детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, какие они бывают. Учит детей видеть красоту неживой природы.
СНЕГ
- Какой он? Давайте возьмем лупы и узнаем.
Рассматривая снег, участники выделяют его свойства: белый, непрозрачный, холодный, рассыпчатый, искристый, холодный, пушистый, состоит из отдельных снежинок.
ЛЕД
- Предлагаю рассмотреть кубики льда и выделить его свойства.
Участники рассматривают лед через лупу, обследуют с помощью рук выделение свойств: прозрачный, твердый, холодный.
Приложение 2
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег»
Цель: продолжать формировать умение детей на слух воспринимать текст стихотворения, запоминать отдельные слова и фразы. Закрепить знание времени года – зима. Развивать слуховую память, внимание, мышление. Активизировать речь детей, глаголами, существительными. Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям.
Словарь :снег кружится, завертелись, зима.
Материалы : иллюстрации о зиме
Ход занятия:
Организационный момент
Психогимнастика на концентрацию внимания. "Громко - тихо".
Сюрпризный момент.
Прилетела снежинка. Ребята она хочет у вас узнать, а какое сейчас время года.
-Зима! Почему? Потому что снег. Какой снег? Белый! А ещё? Холодный. Где лежит снег? На земле. --А ещё? На деревьях, домах, скамейках, столиках. Все дорожки засыпал снег.
Посмотрите, и у нас на картинках много снега (рассмотреть иллюстрации о зиме).
Что здесь изображено? (Снег, деревья, детки, что делают – катаются, на чём – на горке, на санках, на лыжах и т. д.).
И откуда снег падает? С неба – где небо? Высоко! А земля – низко!
Отвечают на вопросы воспитателя используя в речи предложения из 2-3 слов. Отвечают на вопросы используя в речи предложения из 3-4 слов.
-Снег падает, кружится в воздухе. Помните, мы с вами на улице ловили снежинки, на варежки они к нам падали. А мы их сдували. Хотите подуть на снежинки?
Упражнение на развитие речевого дыхания "Снежинки" (Раздать ватки детям – упражнение на развитие речевого дыхания, дети дуют 2-3 раза).
Вот сколько снежинок упало.
Воспитатель читает стихотворение Агнии Барто «Снег».
Снег, снег кружится
Белая вся улица,
Встали дружно мы в кружок,
Завертелись как снежок.
А теперь детки будут снежинками.
Динамическая пауза
Повторяют движения и текст самостоятельно
Вопросы по стихотворению:
Что снег делает? (Кружится – дети отвечают хором и индивидуально).
Какая улица? – Белая – почему? – Снег закрыл всю улицу.
Детки куда собрались?– в кружок!
Что детки делают? – Закружились. Правильно. Закружились, как «снежок»
Ещё поиграем?
Воспитатель читает ещё раз стихотворение. Дети помогают по желанию, подговаривают слова. Молодцы!
Физкультминутка «Снежинки» (бег, имитируя полет снежинок)
Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Повторяют движения и текст самостоятельно
Итог занятия
Заучивание стихотворения М. Познанской «Снег идёт»
Тема: «Снег идет» заучивание стихотворения М. Познанской
Цель: Учиться запоминать стихотворения, читать его громко, выразительно.
Программное содержание: Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения, внимательно слушать его, запоминать и громко, выразительно читать, воспитывать интерес к художественным произведениям,
Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики
Рассматривание иллюстрации и чтение стихов о зиме.
Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.
Оборудование: алгоритм, карта – схема, иллюстраций с изображением зимы.
Ход занятия: Перед занятием провожу речевую игру «Выдели слово в предложении»(хлопками).
–На кормушку прилетели снегири (1)
- На кормушку прилетели снегири (2)
- На кормушку прилетели снегири (3)
- Ребята послушайте загадку «Снег на полях, лед на лугах, ветер гуляет, когда это бывает?»
Показывает картинку: - Какое время года изображено на картине, почему вы так думаете?
Скажите, что лишнее на этой картине? (Заяц, почему? Какой бывает снег? Ответы детей. – Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их.
- Ой, смотрите, снежинки сели на вашу рукавичку, сдуйте их (кратковременный и долгий).
Давайте скажем слово снежинка по-разному: грустно, удивленно, радостно. А сейчас ребята я расскажу вам стихотворение, слушайте внимательно, обратите внимание о чем говорится в стихотворении, стихотворение называется «Снег идёт» М. Познанская:
Чтение стихотворения
Тихо, тихо снег идёт,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стёжку проведём.
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Вопросы по содержанию стихотворения:
• О чем говорится в стихотворении?
• Какой снег?
• Чему удивится мама?
Сегодня мы будем заучивать стихотворение, поиграем в игру: «Вопросы – ответы». Я буду задавать вопросы по содержанию стихотворения , а вы должны ответить полным ответом.
Чтение стихотворения воспитателем, с использованием алгоритма. А сейчас вставайте, подвигаемся
И не только расскажем, но и покажем это стихотворение.
Повторное чтение стихотворения детьми, с целью запоминания.
Уровневые задания по подгруппам:
1. Чтение с опорой на алгоритм
2. С опорой на схему-карту
3. Без опоры на алгоритм и схему-карту
- Молодцы, ребята, скажите кто написал это стихотворение?
Как оно называется? Чему вы научились? В чем испытывали трудности? Кому было легко запомнить стихотворение? Занятие окончено.
С. Есенин «Поёт зима , аукает» чтение
Цель: Познакомить детей с поэтом С. Есениным, приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна
Вопросы: Кто автор? Как называется стихотворение? Какие картины представили? Какие звуки зимы услышали? О чём тоскуют облака? Словарная работа: «стозвон». Метель убаюкивает лес. «Седые» - значит какого они цвета? (Грязно-белого, сероватого, тусклого), шёлк – прохладная, холодящая ткань. Воет ветер в лесу (напевно, убаюкивающее) А по двору метелица (красота, холод зимы, суровость)
Я. Аким «Первый снег»
Цель: Знакомить с поэзией о зиме, развивать образность речи
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!
Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой,
Он белеет
Вдоль забора,
Прикорнул на фонаре -
Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
Вопросы: Что принёс утром кот на лапах? Имеет ли вкус и запах первый снег? Какой он кружится у ребят над головой? Что успел он расстелить над мостовой? На чём с горок очень скоро можно кататься? Словарная работа
ЗИМНИЕ ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (зима)
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима)
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал... (снег)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый... (снег)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек —
Этот пух зовется... (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (снежинки)
Кто-то тучу, как перину,
Разорвал наполовину
Вниз посыпались пушинки —
Серебристые... (снежинки)
Выпала из белой тучки
И попала к нам на ручки.
Эта снежная пушинка,
Серебристая... (снежинка)
Что за звездочки зима
В тучу спрятала сама?
Словно крошечные льдинки,
Эти звездочки — ... (снежинки)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)
Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал... (мороз)
Подышал он на окно —
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез
Инеем укрыл... (мороз)
Снег от холода стал синий,
На деревьях — белый иней.
Даже Бобик прячет нос,
Ведь на улице... (мороз)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья... (вьюга)
Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы... (вьюга)
Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние... (метели)
Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? (Поземка)
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий... (лед)
Жарким летом на плоту
По волнам я проплыву.
А зимой не нужен плот —
Превратились волны в... (лед)
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а... (лед)
Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:
Для игры нужны... (снежки)
Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички —
Шерстяные... (рукавички)
Пальцы в них не замерзают.
Как в чехольчиках, гуляют.
С холодом сыграем в прятки,
Спрячем ручки мы в... (перчатки)
Много снега во дворе —
Вот забава детворе!
Ходим по снегу. На ножки
Все надели мы... (сапожки)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец... (сосулька)
Льдинка забралась повыше,
Стала жить под самой крышей.
Спросит маленькая Юлька:
«Что под крышей там?» (Сосулька)
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает... (снеговик)
Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется... (кормушка)
В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый... (снегокат)
По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.
Назови дощечки! (Лыжи)
Мы в морозный день с друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появится ледок,
Значит, все — готов... (каток)
Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ...
Зима.
* * *
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный ...
* * *
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.
* * *
Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело.
Сосулька.
* * *
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
Варежки.
* * *
Без рук, а рисует,
Без зубов, а кусает.
Мороз.
* * *
Он рисует на стекле
Пальмы, звёзды, валенки.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.
* * *
Лишь стукнет она
К нам в окошко снежком,
Мы санки берём
И на горку - бегом!
Зима.
* * *
Человечек непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает.
Снеговик.
* * *
Он прозрачен, как стекло,
Но его не вставишь в окно.
Лед.
* * *
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы.
Санки.
* * *
Не огонь, а жжётся.
Мороз.
* * *
На дворе горой, а в избе водой.
Снег.
* * *
Хоть сама - и снег и лед,
А уходит - слезы льет.
Зима.
* * *
Кто в холод не боится
Остаться без перинки
И вытряхнет на землю
Летящие пушинки.
Зима.
* * *
Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
И вот с этих самых пор
На стекле моём ...
Узор.
* * *
Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
Снежная баба.
* * *
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит –
И нам стоять не велит.
Мороз.* * *
Замечательный художник
У окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята,
Кто окно разрисовал.
Мороз.
* * *
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ...
Зима.
* * *
Ветви белой краской
Разукрашу,
Брошу серебро
На крышу вашу.
Тёплые весной
Придут ветра
И меня прогонят
Со двора.
Зима.
* * *
Ни ведёрка,
Ни кисти, ни рук,
А побелит
Все крыши вокруг.
Зима.
* * *Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Зима.
* * *
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
Вьюга.
* * *
Году конец и начало зиме!"
- Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ...
Декабре.
* * *
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки - над миром пушинки.
Зима.
* * *
Скатерть бела
Весь свет одела.
Снег.
* * *
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Зимой.
* * *
Только выпали снежинки,
Побежал я по тропинке,
А за мной они бегут,
Весь маршрут мой выдают.
Следы на снегу
* * *
Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок — и нет цветка.
Снежинка.
* * *
Нет колес у меня
Я крылата и легка.
На лету, на лету,
Я весь город замету.
Вьюга
* * *
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Декабрь.
* * *
В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
Приложение 3
КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА «ВАЛЕНКИ»
- Пробуждение (1 мин)
Солнце глянуло в кроватке,
Надо делать нам зарядку.
Одеяло мы подняли,
Сразу ножки побежали.
Раз, два, три!
Ну-ка ножки догони!
- Ходьба по гимнастической дорожке «Здоровье» (3 мин)
Ваня в валенках гулял.
Прыгал, бегал и скакал.
Ваня с горочки скатился,
Валенок с ноги свалился,
Ваня крикнул «Эй, постой!
В чем теперь пойду домой?»
- Бег (1 мин)
По снегу детки маленькие
Бегут в новых валенках.
Валенки с галошами,
Теплые, хорошие!
- Общеразвивающие упражнения (5 мин)
«Ручками похлопаем, ножками потопаем» И.п. – ноги слегка расставить, руки опущены. Выполнить 4 хлопка в ладоши, одновременно топая ногами. Вернуться в И.п. (6 раз)
«Посмотри на валенки» И.п. – ноги врозь, руки на пояс. Наклон вперед, руки вниз, сказать «Вижу!». Вернуться в И.п. (5 раз)
«Хороши валенки, веселятся детки маленьки!» И.п. – ноги слегка расставить, руки на поясе. Поставить одну ногу на пятку, вернуться в И.п. Тоже другой ногой (5-6 раз каждой ногой).
«Нам в валенках не холодно!» И.п. – ноги слегка расставить, руки вниз. 8-10 подпрыгиваний (легких, скачки с мягким приземлением, чередование с ходьбой,(4-5 раз)
- Дыхательная гимнастика (2 мин)
«Хорошо позанимались» И.п. – стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднимаем руки
Через стороны, глубокий вдох носом. На выдохе произнести «Хорошо!». Вернуться в И.п. (5-6 раз)
- Раскатывание мячиков между ладонями «Снежки» (1 мин)
- Водные процедуры (В умывальной комнате 2 мин)
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченной, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой.
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ «МЫ МОРОЗА НЕ БОИМСЯ»
- вводная часть.
Построение в колонну по одному. Ходьба обычная в чередовании с ходьбой, корригирующей: с высоким подниманием колен, руки за спину, скользящим шагом, махи прямыми руками. Легкий бег, бег по диагонали. Ходьба, с восстановлением дыхания. Ходьба с перестроением в две колонны по ориентирам.
- ОРУ основная часть с гимнастическими палками.
«играем с ветром»
И.П. ш.с. руки с палкой внизу.
1. поднять руки вверх, наклон в правую сторону.
2.вернуться в и.п.
«катаемся с горки»
И.П. у.с. руки с палкой в низу.
1. присесть руки вперед.
2. вернуться в и.п.
«дотронься коленом»
И.П. сед с прямыми ногами, руки с палкой перед собой.
1. поднять прямую ногу, руки вперед.
2. вернуться в и.п.
«саночки»
И.П.лежа на животе, руки с палкой перед собой.
1. поднять прямые руки вверх, прогнуться.
2. вернуться в и.п.
«прыгаем через сугроб»
ИП. Стоя перед палкой, руки на пояс.
1-10. прыжки через палку в чередовании с ходьбой.
III. Заключительная часть.
Ходьба обычная с выполнением задания для рук: махи назад на каждый шаг, с поворотами туловища в стороны.
Здоровье в порядке, спасибо зарядке!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СНЕЖОК»
Дети стоят кружком, держась за руки. Воспитатель проговаривает:
Выпал беленький снежок, Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем! Дети топают ногами.
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать. Хлопают в ладоши.
Мы похлопаем, мы похлопаем! Прыгают на месте.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ГДЕ СНЕЖИНКИ?»
Задачи:
—в игровой форме выявить знания о различных состоянии воды (лед, снегопад, туча, пар, снежинка, капля);
—формировать умение составлять связанный рассказ о правильности выбора нужной картинки.
Оборудование: дидактические картинки (водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля).
Дети водят хоровод вокруг разложенных по кругу карточек с изображениями различных состояний воды.
Во время движения по кругу воспитатель произносит:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило,
Стало жарче припекать.
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те дети, перед которыми располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК «ПОГРЕЕМСЯ»
Поиграем мы немножко,
Да похлопаем в ладошки. Дети хлопают.
Пальчики мы согреваем-
Их сжимаем, разжимаем. Сжимают и разжимают кулачки.
А теперь свои замерзшие ладошки
Друг об друга мы потрем немножко. Потирают руки.
Мы потерли хорошо.
Что за чудо? Нам тепло! Ладони раздвигают.
Нам нельзя теперь лениться-
Одеваем рукавицы.
Мы запомним,- чтоб согреться
Нужно ручкам потереться!
Если надо, то опять
Будем руки согревать.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «СНЕГОВИК»
Давай, дружок, смелей, дружок, Дети показывают, как летят снежки.
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком. Показывают руками перед собой большой ком.
И станет ком снеговиком. Ставят руки на пояс, качают головой и улыбаются.
Его улыбка так светла — Улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла… Руками показывают на глаза, голову, нос, поднимают одну руку вверх, раздвинув пальцы («метла»).
Но солнце припечет слегка —
Увы, и нет снеговика. Разводят руки в стороны.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СНЕЖИНКИ»
Задачи:
—учить следовать правилам игры, выполнять роль водящего-ловишки, рассказывать о том, как ему нужно действовать, чтобы поймать игроков;
—развивать быстроту реакции;
—формировать умения ориентироваться на действия товарищей.
* * *
Из детей выбирается водящий, который по сигналу воспитателя ловит снежинки.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Как подул Дед Мороз-
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.(дети выполняют движения по тексту.)
ИГРА-ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ «СНЕГ ИДЕТ»
Каждое упражнение рекомендуется повторять 2-4 раза с небольшими перерывами для отдыха.
Цели дыхательной гимнастики:
- тренировать дыхательную систему
- снимать эмоциональное напряжение
- оздоровление организма
Из обычной картонной коробки получается очень оригинальная и красивая игра. Коробку обклеить фольгированной бумагой, внутри коробки нарисовать гуашью деревья и кустарники. Снег изобразить при помощи ватных дисков. Берем обычный дождик (новогоднее украшение) и к каждой серебряной ленточке приклеиваем небольшой кусочек ваты. Получился зимний пейзаж. Как использовать тренажер: ребенок дует на снег и получается имитация падающего снега, детям дается задание дуть тихо (легкий снежок, с средней интенсивностью (снегопад) и ещё сильнее (метель) .
Приложение 4
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ СНЕЖИНКЕ ПАРУ»
Задачи:
—обогащать представления о внешнем виде, форме снежинок;
—развивать наблюдательность, внимание, умение находить схожие по форме предметы.
Оборудование: картинки с изображением снежинок.
Воспитатель просит детей рассмотреть снежинки, нарисованные на картинке вверху и внизу. Нужно помочь одинаковым снежинкам найти друг друга.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДОРИСУЙ СНЕЖИНКУ»
Задачи:
—формировать операционные навыки, необходимые для создания образов воображения;
—учить построению знакомых предметов по точкам, частям;
—тренировать умение выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.
Оборудование: дидактическая картинка по теме, вырезанные изображения снежинок.
Дети рассматривают лучики снежинок, рассказывают, какими элементами они украшены на концах, в серединке, чем и каким образом соединены между собой. Затем дорисовывают одну снежинку по словесным инструкциям воспитателя, а остальные самостоятельно.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Конспект интегрированной образовательной деятельности при проведении зимней прогулки в средней группе детского сада
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Мотивация. | -Ребята, как на улице хорошо! Посмотрите, какая кругом красота! Настоящая зимняя сказка! Все вокруг белым бело, Заморожено окно, Засыпает все и всех Белый и пушистый … -Снег красивый? … Любите зимние снежные забавы? … А кто про белый снег стихи знает? … | Снег! Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело! |
2. Экспериментирование со снегом | - Ночью прошел снегопад- снег легкий, пушистый! Возьмите рукой в варежке немного снега и внимательно рассмотрите его. Что вы видите? … С неба спустились снежинки смелые, Такие чистые, такие белые! Нет ветра- снежинки спокойно лежат, Ветер- метелью метут и вьюгой кружат! Воспитатель дует на рыхлый снег, демонстрирует «Метель», объясняет, чем метель отличается от вьюги. - Маленькие снежинки такие легкие, что люди часто называют снежинки невесомыми, но это не так. Мы вчера на прогулке лепили снеговика, и вы катали большие комья снега, переносили их. Тяжелые были комки снега? … Знайте, что тяжелым этот комок снега становится от малюсеньких тяжестей каждой снежинки. Таких снежинок в комке снега очень- очень- очень много! Тяжесть, хоть и малюсенькая, заставляет снежинку с неба падать на землю и спокойно лежать на ней. Сами по себе снежинки с земли подняться не могут,- их тяжесть держит на земле. Если вдруг подует сильный ветер, то ему может хватить силы поднимать снежинки и уносить их с собой – это называется метель. Сильный ветер- сильная метель, а слабый- такой как мы создаем, когда дуем, то метель получается тоже маленькая, но настоящая! Давайте еще поиграем в метель! Воспитатель опять дует на рыхлый снег, демонстрирует «Метель», | дети повторяют его действия несколько раз, дети вновь с удовольствием повторяют его действия. |
3. Экспериментирование со снегом | - А теперь прошу вас снять одну варежку, взять её в другую руку. Теперь голой рукой возьмите совсем чуть - чуть снега, подержите его в своей ладошке и посмотрите что будет… -действительно снег тает, а во что он превращается? … В воду! Значит снег – это вода! Только замороженная. Высоко- высоко в небе маленькие- маленькие капельки воды превратились в пушистые снежинки, которые и упали к нам во время снегопада. Пока зима и холодно будут снежинки лежать на земле и им ничего не сделается. На рукавичках холодно и снег на них не тает, а на ваших теплых руках- растаял, стал водой. Так весной от тепла снег растает, превратится в воду - потекут ручейки. Но до этого еще далеко. | |
4. Экспериментирование с трением. | -Ручки ваши замерзли? … А знаете как их можно согреть? Потрите друг об друга ваши ладошки вот так. Упражнение для развития мелкой моторики рук «Погреемся» Поиграем мы немножко, Да похлопаем в ладошки. Дети хлопают. Пальчики мы согреваем- Их сжимаем, разжимаем. Сжимают и разжимают кулачки. А теперь свои замерзшие ладошки Друг об друга мы потрем немножко. Потирают руки. Мы потерли хорошо. Что за чудо? Нам тепло! Ладони раздвигают. Нам нельзя теперь лениться- Одеваем рукавицы. Мы запомним,- чтоб согреться Нужно ручкам потереться! Если надо, то опять Будем руки согревать. -Мы с вами согрели руки и не боимся ни холода, ни снега! Умение вот так согреться очень важно для сохранения здоровья человека. Ни более теплой одежды, ни более теплой обуви не нужно чтобы согреться- только ручки потереть! Кому тепло, тот не простудится! Не заболеет и бует здоровым. Здоровым быть хорошо? … И хорошо, и весело! | |
5. Познавательная беседа. | Посмотрите, покрыто снегом все вокруг. Нигде не видно ни клочка земли! Как вы думаете, то что снега много- это хорошо или плохо? … - Людям зимой хорошо и весело- в снегу каких только забав не выдумаешь, а придет теплое время года- вырастет богатый урожай в полях потому, что от растаявшего снега пропитается земля водой и будет щедро поить растения. Деревьям, кустам, травке зимой под снегом хорошо- не замерзнут они в лютые морозы. В кустах от мороза прячутся зайцы, в норках - лисы, в теплой берлоге спит медведь, а белочке лучше всех – живет она в дупле на дереве, где еще с осени запасла себе еду на всю зиму. | |
6. Физические упражнения. | Давайте представим, что мы с вами в зимнем лесу. Ели за окном стоят, В небо синее глядят. Потягивание - Руки вверх. Ветки в стороны торчат Потягивание- руки вперед и в стороны. Белки на ветвях сидят. Приседание. Белки прыгают по елкам, Прыжки. Собирают белки шишки. Не пугают их иголки- Белки- ловкие малышки. Мы под елками сидим Приседание. И на белочек глядим. Ветер дует ледяной Машут руками. И вздымает снега тучу. Он суровый и могучий. Крутят руками. Зайцы прячутся в кустах Приседание. Перед ветром у низ страх. Даже хитрая лиса притаилась и сидит. Приседание. Ну а снег летит, летит. Машут руками. Но утихла злая вьюга, Белой стала вся округа. Потягивание - руки в стороны. Солнце светит в небесах. Потягивание- руки вверх. Скачет по полю лиса. Прыжки. Ну. а мы чуть- чуть пройдемся Ходьба. И домой к себе вернемся. Приседание. | |
7. Познавательная беседа. 8. Наблюдение. | Про зверей лесных мы с вами вспомнили, а о птицах, не то, что лесных, даже тех, которые рядом - забыли. А им когда метель да вьюга тоже холодно. Вы наверно замечали, что птицы зимой, когда садятся на веточку или провода нахохливаются. Это они чтобы не замерзнуть, все птицы зимой перышки свои раздвигают, распушают, чтобы их перьевой наряд был толще и лучше их грел, а вот с кормом в такую снежную зиму совсем беда! Кто знает, почему? … Да, не достать из- под снега ни травинки, ни зернышка, ни паучка, ни червячка. Не только холодное время года зима, но и голодное для птиц. Птицы, что посильнее, да посмелей, улетели в теплые края, а кто поменьше да послабей - здесь остались. И еще к нам зимовать прилетели птицы с крайнего севера, где сейчас очень- очень холодно, гораздо холоднее у нас. Птицам зимой хочется зернышек поклевать, все семена, зерна и крошки под снегом и птицы не могут их достать. Жалеете их, когда у них нет корма? … То, что вы их любите и жалеете – это хорошо,- значит у вас доброе сердце. Скажите, а ходить да жалеть голодающих птиц и ничего для них не делать, это правильно? … А что может и должен сделать человек с добрым сердцем для зимующих птиц? … Правильно, подкармливать их. Помощь тому, кому плохо – это дело какое? … Да, доброе или милосердное, потому что про таких людей говорят, что у них милое сердце. Мы с вами какое дело милосердия можем делать для птичек? … Давайте пойдем к кормушкам и посмотрим, понравилось ли птичкам наше вчерашнее угощение из крошек. | Дети вместе с воспитателем идут к кормушкам, осматривают их и обнаруживают, что оставленных вчера хлебных крошек нет. |
Ребята, как вы думаете, куда делись с кормушки крошки, которые мы вчера с вами насыпали? … Да, птички прилетели и поклевали. И птичек подкармливать нужно каждый день. Давайте, положим в кормушку новое угощение для птиц, а завтра проверим склюют ли они его | Насыпают в кормушку зернышки, семечки и крошки. | |
9. Познавательная беседа. | -Какие вы, дети молодцы, что собрали для птиц крошки от обеда, не пожалели даже вкусных семечек,- значит увы добрые, милосердные дети и у вас добрые сердца! А у другого человека крошек остается много, он их выкидывает, а к кормушке не подойдет, птицам голодным не поможет. Как вы думаете, почему? … Воспитатель комментирует, направляет и обобщает ответы детей: Такой человек или злой или равнодушный- ему не жалко голодных птиц, а это очень плохо. -А еще, наверное, так человек поступает потому, что ленивый, а ленится - это очень плохо. Недаром говорит русская народная пословица: «Труд человека кормит, а лень- портит!» Как вы думаете, дети, что значит «портит»? Портит- значит, делает плохим. Как хорошо, что у нас в группе все дети хорошие, добрые и трудолюбивые - любят трудиться и не любят лениться. Вы вчера так сочувствовали птичкам, что не только корма им насыпали, но и водички им поставили в посуде в соседнюю кормушку, давайте посмотрим, выпили ли её птицы?(Достает пластмассовую тарелку из кормушки.) | |
10. Наблюдение. | -Смотрите, дети, что это стало с водой? … Могут птички напиться? … Нет, конечно! Чем лёд птичкам клювиком бить- бить и не разбить, то лучше, когда пить захочется, снега поклевать! Теперь, дети, вы знаете, что вода замерзает на морозе. Из жидкой вода становится твердой - превращается в лед. Интересно, может ли быть наоборот- чтоб лед в воду превратился? Как вы думаете? … Предлагаю это проверить. Эту посуду со льдом мы возьмем в группу и понаблюдаем, что будет происходить дальше. Хотите? Продолжение наблюдений. | После прогулки дети будут наблюдать за постепенным таяньем льда, и делать выводы об обратимости процесса замерзания воды. |
11. Отгадывание загадок. | -А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку. 1 Загадка: Чик-чирик, К зернышкам прыг. Клюй не робей! Кто это? … 2 Загадка: Эта загадка труднее, но вы дети умные- должны догадаться! Четыре четырки, две растопырки, а сзади вертун. | Дети: - Воробей! Дети: Собачка! |
12. Подвижные игры: | - Догадались, дети, в какую игру будем сейчас с вами играть? … 1. «Собачка и воробьи» Один ребенок- водящий (Собачка, остальные дети - воробьи. Воспитатель, дети: Скачет, скачет воробей (дети прыгают) Скок- поскок, скок- поскок (дети повторяют слова) Кличет маленьких детей: Чив - чив - чив, чив - чив - чив! (дети повторяют слова) Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик- чирик, Чик – чирик! (дети повторяют слова) Воспитатель: Выбежала собачка погулять, и громко залаяла: Водящий: Гав-гав- гав! Водящий пытается догнать «разлетающихся воробьев» Игра повторяется. 2. «Ну-ка, птички, полетели!» Ну-ка, птички, полетели! Полетели и присели, Поклевали зернышки, Поиграли в полюшке. Водички попили, Перышки помыли, В стороны посмотрели, Прочь улетели. Имитация движений птиц, ходьба, переходящая в бег. |
Конспект НОД по изобразительной деятельности (аппликация)
по мотивам русской народной сказки в средней группе
«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»
Цель: Вызывать интерес к художественному творчеству.
Задачи:
-Совершенствовать умения различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник) независимо от их размера и цвета.
- Учить детей создавать на одной аппликативной основе (стена – большой квадрат, крыше – треугольник, окно – маленький квадрат) разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика и ледяную для лисы.
- Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников.
- Использовать метод обрывания.
-Продолжать учить различать цвета, изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей.
-Продолжать формировать умения правильно держать кисть, аккуратно пользоваться клеем, при работе использовать салфетки.
-Развивать внимательность, эстетический вкус.
- Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать интерес к народной культуре.
Раздаточный материал для каждого ребенка: Лист белой, голубой бумаги. Цветные квадраты разного размера. Ножницы, клей, кисточка, подставка для кисти, салфетка, клеенка, поднос.
Предварительная работа:
-Чтение и рассказывание сказки «Заюшкина избушка».
-Рассматривание иллюстраций к сказке «Заюшкина избушка».
- Пересказ сказки.
- Небольшие инсценировки из сказки.
-На занятиях по конструированию постройка домов разного вида.
Ход НОД:
1. Игровой момент
Воспитатель: Жили-были лиса да заяц (воспитателя на руках кукольные персонажи)
Воспитатель: У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала! Сидит зайчик на пенечке и горько плачет… Ребята, что это за сказка?
Дети: Заюшкина избушка.
Воспитатель: Ребята, а кто же поможет зайчику вернуть домик? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята. Зайчику помогали и собаки, и волк, и медведь, и петух. Выгнали лисичку из домика зайчика. И лисичке теперь опять негде жить. Но лисичка стала хорошей. Она попросила у зайчика прощения и хочет с ним помириться. А давайте ребята поможем лисичке и зайчику. Сделаем им домики. Они будут соседями и станут дружить.
Воспитатель: Посмотрите, какие еще бываю дома?
Дети: Лубяные, деревянные, каменные.
Воспитатель: Из каких частей состоят дома?
Дети: Крыша, окна, стены.
Воспитатель: На какие геометрические фигуры они похожи?
Дети: Крыша на треугольник, окно на квадрат, стена на прямоугольник.
2. Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним песенку про строительство дома.
«Строим дом» Сл. С. Вышеславской, муз. М. Красева
Целый день: «Тук-да-тук». (кулачками стучат друг о дружку)
Раздается звонкий стук.
Строим дом, дом большой («крыша» над головой)
И с крылечком и с трубой. (ручки «Полочкой» перед собой)
Разукрасим наш дом, (движения руками «красим»)
Наверху флажок прибьем. (машут ладошкой наверху)
Принесем мы цветов («фонарики»)
Новый дом, встречай жильцов. (разводим руки в стороны)
Воспитатель: А из чего мы можем построить домики?
Дети: Из кубиков, из пластилина, Из бумаги.
Воспитатель: Мне понравилось идея с бумагой. Будем строить домик из бумаги.
У каждого ребенка лежат геометрические фигуры разного цвета.
Воспитатель проговаривает вместе с детьми цвет составных частей дома, повторяем как работать с ножницами, как получить из квадрата два треугольника.
Напоминаю технику аппликации, работы с кистью, клеем, умение пользоваться
салфеткой, убирать остатки лишнего клея.
3. Самостоятельная работа детей
Дети приступают к работе. Во время аппликации обращаю внимание детей на композиционное построение. По окончании работы оформляется выставка работ.
4. Анализ работ.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые у нас получились домики. Расскажи про свои дома. (Ответы 2-3 детей). Молодцы, ребята. Ваши дома красивые, крепкие. За свою работу вы заслужили угощение. Зайчик и лисичка хотят вас угостить конфетами. Мы будем соседями, будем дружить и ходить друг к другу в гости.
Конспект СОД изобразительному творчеству для детей средней группы Вид деятельности: изобразительная лепка
«Снежинка»
Задачи:
-Создать условия для развития и закрепления навыка скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона).
-Создать условия для совершенствования умения понимать и анализировать содержание стихотворения.
-Создать условия для развития мелкой моторики пальцев, глазомера и воображения.
- Воспитания у детей аккуратности.
Предварительная работа: рассматривание картин с зимними пейзажами, знакомство со свойствами снега.
Раздаточный материал. Крышки прозрачные по количеству детей, белый, голубой пластилин, стеки, музыкальное сопровождение «Зимушка- зима»
Ход:
- Ой, ребята посмотрите, а что это у нас лежит на ковре? (снежинка-письмо)
- А как узнать что нам написала снежинка?(открыть и прочитать)
- Дети располагаются на ковре вместе с воспитателем. Чтение детям письма. «Здравствуйте, ребята! Я совсем маленькая девочка – Снежинка. Я недавно появилась на свет. Но я знаю, что моя мама – это Матушка-Водица. У нас большая семья. Есть сыновья у Матушки – Водицы, мои братья – Туман, Дождь, Лёд и мы дочки – Роса и Снежинки. У всех детей разные характеры: все мы любим разные времена года (кто весну и лето, кто осень, кто зиму). Сейчас на улице зима, а зиму любим мы – Снежинки и мой братец Лёд. Моего братца вы сегодня видели. Лёд приходил к вам в гости. А вот сестриц своих я потеряла! Пока мы опускались с неба, подул сильный Ветер, все мои сестрицы разлетелись! Мне очень грустно одной, помогите мне, пожалуйста, найти моих сестриц! Ваша Снежинка.
- Еще Снежинка оставила нам описание свих сестриц, давайте послушаем! Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения К. Бальмонта: Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая,
Какая смелая!
Воспитатель: - Какая снежинка в стихотворении? (Смелая, чистая, белая.)
- Как еще можно описать снежинку? (Холодная, колючая, блестящая и т. д.)
- А вы хотите поиграть со снежинкой? (Да)
Физминутка Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
- Ребята, но мы же совсем забыли, что у нашей Снежинки несчастье! Поможем, ребята, найти сестриц, Снежинке?- (Да)
- Давайте мы с вами сделаем вот таких сестричек для нашей Снежинки (показ образца) - а как мы можем сделать сестричек для нашей снежинки?(нарисовать)
-А как еще?(слепить) Давайте слепим снежинки (показываю детям их рабочее место,напоминаю детям о правилах безопасности работы с пластилином и стекой) Играет мелодия «Зимушка-зима» Лепка: Скатываем несколько шариков одинакового размера и раскатываем их в тоненькие колбаски. Воспитатель показывает детям, как на круглом картоне составить из пересекающихся в центре колбасок снежинку и украсить ее короткими колбасками или другим способом.
Итог СОД: Ребята, посмотрите, какие красивые сестрицы Снежинки у нас получились! Теперь нашей Снежинке не будет так грустно! Все вы большие молодцы!
практико-исследовательская экспериментальная деятельность играет огромную роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, способствует формированию целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Именно в процессе исследования, ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать свою работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому детям дается возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Сегодня мы провели экспериментальную деятельность в рамках проекта «В царстве снега и льда».
Цель проекта и совместной деятельности: Способствовать развитию любознательности, интереса к исследовательской и экспериментальной деятельности со снегом.
Форма организации партнерского взаимодействия — это не только опыты и эксперименты со снегом, но и:
— проведение занятий: ребенок и окружающий мир, развитие речи, лепка, рисование, аппликация по теме проекта
— дидактические игры, способствующие реализации цели проекта
— наблюдения на прогулках за живой и неживой природой
— чтение художественной литературы
— беседы
Мы предполагаем, что экспериментальная деятельность у детей сформирует
умение высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Нахмурилось небо (Наверно, не в духе). Летают, летают белые мухи! И носятся слухи, что белые мухи Не только летают, Но даже – не тают! (Снежинки.) Беседа с детьми Что у нас под ногами? (снег) - Снег какой? (белый, пушистый или твердый, плотный) Опыт с водой и снегом. -А теперь возьмите из тазика снежок. Посмотрите, я взяла немножко, много снега брать нельзя, можно простудиться! - Давайте прочитаем стихотворение про Маринку. (Дети берут снег в руки читают стихотворение) У моей Маринки Красивые снежинки Всем хотела показать Глядь, снежок и не видать. - Открывайте ладошки! (снега нет) Куда исчез снег? (растаял, превратился в воду) - Почему? (ладошки теплые). Давайте вытрем руки полотенцем. Вода сливается с подноса в стаканчик. - Это что? (вода) - Вода из чего получается? (из снега) - Можно пить эту воду? (нет) - Почему? (потому что она грязная) - А кому можно пить эту воду? (птицам, зверям, деревьям, цветам, грибочкам и т.) |
Упражнение для развития мелкой моторики рук «Погреемся» Поиграем мы немножко, Да похлопаем в ладошки. Дети хлопают. Пальчики мы согреваем- Их сжимаем, разжимаем. Сжимают и разжимают кулачки. А теперь свои замерзшие ладошки Друг об друга мы потрем немножко. Потирают руки. Мы потерли хорошо. Что за чудо? Нам тепло! Ладони раздвигают. Нам нельзя теперь лениться- Одеваем рукавицы. Мы запомним,- чтоб согреться Нужно ручкам потереться! Если надо, то опять Будем руки согревать. -Мы с вами согрели руки и не боимся ни холода, ни снега! Умение вот так согреться очень важно для сохранения здоровья человека. Ни более теплой одежды, ни более теплой обуви не нужно чтобы согреться- только ручки потереть! Кому тепло, тот не простудится! Не заболеет и будет здоровым. Здоровым быть хорошо? … И хорошо, и весело! |
ОПЫТ «Защитные свойства снега». - Снег полезен или нет? Чем? (Укрывает землю, дает воду и т.д.) мы с вами вчера проводили эксперимент. Какой? (рассказы детей) «Поместили баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба и закопали глубоко в снег» - Почему на глубине вода почти не замерзла? Выводы: чем глубже находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растениям. - Почему замерзла вода на снегу? (холодно, вода превращается в лед) - Лед какой? (прочный, твердый, прозрачный) Зимой греет, весной тлеет, Летом умирает, осенью оживает. (Лед.) - правильно отгадали загадки. Мы с вами на прогулке разливали воду по формочкам. Что произошло с водой? Почему она замерзла? Как вы думаете? Ответы детей. - Правильно, вода замерзла, потому что на улице сильный мороз. А вода при низкой температуре замерзает. А почему у нас получились разноцветные льдинки? Ответы детей. Воспитатель. Вы наблюдательны, правильно –воду мы подкрасили. - Как нужно себя вести, когда вы играете или что - то делаете со льдом или снегом? (нельзя брать в руки без варежек, брать в рот, облизывать и т.д.) |
ОПЫТ «с железом и резиновой перчаткой» - Как вы думаете, что произойдет, если прикоснуться к железу языком или мокрой рукой? (можно прилипнуть, примерзнуть) Проверим! Вывод: вода на руке или на языке быстро превращается в лед. - Как можно спасти ситуацию? (не дергать руку или язык, иначе можно оторвать кожу и пойдет кровь, дождаться помощи, полить теплой водой, чтобы лед растаял) - Вы молодцы. - Что же мы сегодня узнали? - Почему же тает снег у нас в руках? Какую воду можно пить? Молодцы ребята! -А сейчас я вам предлагаю утеплить дерево, чтобы корни не замерзли, украсить елку льдинками. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение Север – царство снега и льда
РазвлечениеСевер – царство снега и льда...
Конспект совместной деятельности "В царстве снега и льда"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения решать познавательные задачи и делать выводы....
Путешествие в царство снега и льда (видео)
Опытно-экспериментальная деятельность. Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего севера и его обитателях.Видео занятия вы можете увидеть по ссылке - https://www.youtube.com/em...
Проект: "В царстве снега и льда"
Краткосрочный, познавательный проект "В царстве снега и льда". В проект содержит конспекты занятий и опытов с водой....
Исследовательский проект "Арктика-царство снега и льда!" с детьми старшего дошкольного возраста
Исследовательский проект "Арктика-царство снега и льда!" с детьми старшего дошкольного возраста...
Проект на тему «Царство снега и льда – Арктика и Антарктика»
Проект на тему «Царство снега и льда – Арктика и Антарктика».Целью проекта является формирование представлений об Арктике и Антарктике, способности понимать и любить окружающий мир и...
Познавательно-исследовательский проект "В царстве снега и льда!" с детьми старшего дошкольного возраста
Данный проект позволит познакомить детей старшего дошкольного возраста с тематической неделей "Арктика и Антарктида"...