Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «История открытки».
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «История открытки».
Цель: знакомство детей с историей открытки
Задачи:
1. Вызвать интерес к истории возникновения открытки.
2. Показать значимость открыток в старину и в наше время.
3. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
4. Способствовать развитию коммуникативных навыков
5. Воспитывать интерес к истории своей страны, к семейным традициям.
Материалы: старинные и современные открытки; мультимедийное оборудование
Предварительная работа: беседы о семейных традициях
Ход:
Вводная часть. Создание мотивации.
На экране появляется домовенок Кузя.
- Здравствуйте, ребята. Я – домовенок Кузя, хранитель семейных традиций и домашнего очага. У меня вчера был день рождения, мне исполнилось 5 веков, почти как вам. Только у вас годами меряют, а у нас – веками. И вот на день рождения друзья мне прислали много открыток в ВКонтакте и Одноклассниках, а моя бабуля прислала мне какую-ту картинку по почте. Вот она (показывает открытку «С днем рождения!»). И я прошу вас помочь мне разобраться, что же это такое.
В.: Поможем Кузе?
Д.: Да.
В.: А вы знаете, что за картинку нам показал Кузя?
Ответы детей.
В.: Хотели бы вы подробнее узнать об открытках?
Д.: Да.
Основная часть.
В.: Начать знакомство с открытками предлагаю с их истории.
Открытка представляет собой почтовую карточку для отправления открытого письма, без упаковывания в конверт. Таким образом, содержание послания могут видеть все, кто держит его в руках, а не только адресат.
Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения.
У китайцев есть своя версии истории возникновения открытки. Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику.
Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина.
В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно "открытые письма".
Первые появившиеся в России поздравительные открытки были изготовлены за границей. Их массово закупали и привозили в страну, и уже на месте украшали российской символикой и выполняли надписи на родном языке. Часто текст на русском соседствовал с французским или английским.
Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые, далее появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние.
Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы.
Праздничные поздравительные открытки обычно изготовлялись нарядными. Каждая карточка, прежде всего, выполняла роль подарка, красивой вещицы, которую вручали в качестве приятного сувенира близким и родным.
В дальнейшем производство открыток стало массовым. Огромную роль в этом сыграл технический прогресс. Почтовые карточки практически перестали делать вручную, с применением оригинальных материалов. Каждый желающий мог купить и подарить или отправить по почте поздравительные открытки с новым годом, с днем рождения, с юбилеем и так далее. Популярными стали пригласительные и свадебные открытки.
Для большинства современных людей яркая, красочная открытка является неотъемлемым атрибутом праздника. Мы получаем нарядную, искусно оформленную карточку и вместе с ней частичку хорошего настроения.
На сегодняшний день в продаже представлен огромный ассортимент открыток различной тематики, разных размеров и форматов, со стихами, шутливыми текстами, рисунками — комиксами и музыкальными вкладышами.
В.: Что же представляет собой открытка?
Д.: Открытое письмо, с одной стороны картинка, с другой – адрес и поздравление.
В.: Для чего предназначались открытки?
Д.: Для поздравлений с праздниками, для общения
В.: Кому люди посылали открытки?
Д.: Друзьям, родным
В.: Как вы думаете, нужны ли открытки?
Д.: Да.
В.: Для чего?
Д.: Показать, что человек тебе дорог.
В.: Открытка создает особое настроение, атмосферу праздника. Принято дарить и получать открытки в подарок, на праздники и различные памятные даты. Когда мы думаем о людях, которых хотели бы поздравить, выбираем для каждого подходящие сюжеты, подбираем слова, думаем, как выразить чувства, и за одно, вспоминаем добрые пожелания, представляем, как будут читать наши пожелания, и это замечательные моменты.
В.: Вы получали когда-нибудь открытки? Дарили их кому-нибудь?
Ответы детей.
В.: Сейчас, помимо картонных открыток, существуют и электронные, о которых нам говорил Кузя. Благодаря современным технологиям, поздравить дорогого человека можно почти мгновенно. Но мне кажется, что гораздо приятнее получить «живую» открытку. Когда не было интернета и компьютеров, люди бережно хранили каждую полученную открытку.
В.: На столах разложены различные открытки: старинные и современные. Рассмотрите их и скажите, какую бы вы хотели подарить и кому.
Дети выбирают и объясняют свой выбор.
Рефлексия.
В.: Узнали вы что-то новое?
Дети рассказывают.
В.: Сможем мы теперь объяснить Кузе, что за картинку прислала ему бабушка?
Д.: Да.
В.: Как же мы сможем это сделать?
Дети предлагают варианты (написать в социальных сетях, написать бумажное письмо, написать электронное письмо)
В.: Может, и мы поздравим Кузю с прошедшим днем рождения с помощью открытки?
Дети выбирают подходящую открытку или рисуют свою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история».
: Предлагаю Вам конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ на тему: «Муравьиная история». Использование в работе с детьми методов и приемов ТРИЗ помог...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе « История русского костюма»
Цель: Приобщить детей к истории народной культуры ....
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «История часов»
Актуализация знаний детей по истории часов, их разнообразия и отношения к ним....
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «История ёлочной игрушки».
Представлен конспект ООД по познавательному развитию на тему "История елочной игрушки", с помощью которого дети знакомятся с историей возникновения елочных игрушек , с традициями праздновани...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "История игрушки "
Конспект занаятия по познавательному развитию "История игрушки"...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история».
Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ....