Проектная деятельность.
презентация по окружающему миру

Индивидуальный Познавательно-исследовательский проект

 

«Как белка готовится к зиме»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt_belka.docx267 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий логотип-1

Индивидуальный Познавательно-исследовательский проект

«Как белка готовится к зиме»

http://content.foto.mail.ru/mail/karpenko_10n/5/i-388.jpg

Подготовила: Костарева. М. В.

г. Белоярский 2021 года

Содержание:

Модельно-информационная карта проекта

3

Цель, задачи, предполагаемый результат

4

Актуальность темы: Реализация проекта                                                                                            

7

Результаты работы над проектом                                                                      

10

Приложения

11

Литература

29

Модельно - информационная карта проекта.

«Как белка готовится к зиме»

Руководитель проекта. Костарева  Марина Вячеславовна.  

Автор: Тафинцева Элеонора

Место проведения: МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»

Адрес: г. Белоярский, улица Строителей,20.

Телефон: 2-17-51

Вид проекта: детский индивидуальный  исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: Тафинцева Элеонора

родители, воспитатели,

Возраст детей: 5 лет.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.

В своей проектной работе я раскрываю  тему «Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним» не в полном объеме, а рассматриваю проблему на примере одного животного, белки.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Задачи:

Познавательно-исследовательские:

изучить, как меняется окрас белки при подготовке к зиме, как проходит процесс линьки животного.

 • Воспитывать бережное отношение к природе.

Коммуникативные:

• развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

• развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.

Речевые и игровые:

• учить общаться в процессе экологической игры;

• побуждать развитие фантазии;

• формировать умение выражать свои мысли;

• прививать бережное и гуманное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

Продукт проекта.

Публичная защита проекта «Как готовится белка к зиме»

Материально – техническая база для реализации проекта:

1.Тематическая подборка слайд-шоу;

2. Картинки с изображением белок

3.Игрушки белочек.

.

Работа с детьми:

Методы: 

  • Словесные: беседы с детьми, рассказы  о животных, чтение  художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, составление рассказа о животном по схеме;
  • Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые,

театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани;

  • Наглядные: рассматривание  иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением диких животных родного края; наблюдения, показ способов их изображения;
  • Практические: создание коллективной композиции с использованием нетрадиционных техник изображения «Беличья семья»;

Работа по обогащению предметно-развивающей среды:

 Подбор наглядного материала, создание дидактических игр, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей и занятий.

Работа с родителями:

Совместная  творческая деятельность детей и родителей, участие в создании выставок, анкетирование.

Информационная часть. Белки (Sciurus) — род грызунов семейства беличьих. Кроме собственно рода Sciurus, белками называют ещё целый ряд представителей семейства беличьих из родов красные белки пальмовые белки (и многих других. Род Белок включает в России два вида: обыкновенная белка и персидская белка (Живут белки как в тайге, так и в смешанных и широколиственных лесах, придерживаясь главным образом старых массивов, богатых кормами. В хвойных лесах они питаются семенами шишек и кедровыми орешками, а в лиственных — желудями, орехами бука и лещины. Кроме того, белки поедают различные ягоды и грибы, цветочные почки, фрукты. А также белки разыскивают кладовые бурундуков и кедровок, используя их содержимое. Cами белки тоже делают запасы кормов: прячут орехи в лесной подстилке, закладывают грибы за отставшую кору деревьев или укрепляют их на развилке ветвей. Белки — типичные лесные зверьки. Длина тела у белки 20-30 сантиметров, масса — до одного килограмма. Из характерных особенностей можно отметить кисточки на концах ушей и пушистый хвост.

I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Проблема:

В современном мире для детей природа не является ценностью, что неудивительно, так как  дети являются зеркалом не только своей семьи, но и ценностных ориентиров нашего общества в целом, которые смещены в сторону потребительских интересов и, как следствие, нерационального  пользования природой.

 Задача педагогов, как одного из основных источников информации для дошкольников, донести и помочь осознать ценность природы, ее красоту и гармонию, формировать эмоционально-значимое, доброжелательное отношение к диким животным нашего родного края,  дать понять, что именно от людей зависит  их жизнь и условия обитания. Будем ли мы бездушно удовлетворять свои потребности, приобретая изделия и одежду из кожи и меха животных (зная при этом о наличии достойных аналогов, не уступающих по основным качественным характеристикам: теплоте, прочности, морозостойкости и проч.), не задумываясь о живущих «по соседству» обитателях  наших лесов, живых существах, которыми, по сути, и мы сами являемся? Или в наших силах не только сохранить жизнь диким животным нашего родного края, но и улучшить экологические условия их обитания?

На мой взгляд, проблема гуманного отношения к животным как никогда актуальна в современных условиях жизни дошкольников, на мировоззрение которых в отдельных случаях отчасти, а во многих и по большей части, оказывают значимое влияние средства массовой информации, напичканные агрессией, жестокостью, акцентом на потребительские интересы. Плоды этого информационного мусора и замены ценностей мы ежедневно замечаем в поведении детей, когда они с легкостью могут причинить боль  живому существу, без всякой цели растоптать, вырвать с корнем растение, сломать кустарник или дерево ради забавы…

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование

Раздел программы

С детьми

Родителям

Игровая деятельность

Игра - инсценировка: "Белки на дереве"

Игровые упражнения - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам", «Смоделируй белку на математическом планшете», и т. д. Дидактические игры: "Кто где живет?", "Где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?" "Угадай, кто спрятался?" "Угадай, что изменилось?"

Рекомендации «Как изготовить персонажей для настольного театра»,

 Сделать альбом «Лесная поляна»;

Природный мир

Наблюдение за белкой на видеоматериале.

"Рассматривание и сравнение белки и мышки"

НОД: «Беличья семья»

 Подбор видеоматериала о белках.

Речь и речевое общение

Рассказ детей о белке с помощью опорных схем и сюжетной картинки, "Описание белки" (игрушка), Рассматривание иллюстраций и фотографий белок с последующим обсуждением.

Придумать сказку про "белочку" и записать ее. Выучить стихотворение про белку.

Художественная литература

Чтение с последующим загадыванием загадок про ежа: В.А.Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла», М. Белкина «Про белку и ее друзей», В.Путилина «приключения Дук-Ду», О.Фадеева «Бельчонок, его друзья и волшебная книга», Е. Шарыгина «Белочка и ёжинька».

Заучивание: песенки,

Список рекомендуемой литературы для детского чтения

В.А.Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла», М. Белкина «Про белку и ее друзей», В.Путилина «приключения Дук-Ду», О.Фадеева «Бельчонок, его друзья и волшебная книга»

ИЗО-деятельность

Лепка: «Домик для белки»

Рисование: «Беличья семья»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Лабиринт», «Белки-шишки-орехи», «Третий лишний», «Белочка и зайчик», «Белки на дереве».

Памятка с содержанием игр «Лабиринт», «Белки-шишки-орехи», «Третий лишний», «Белочка и зайчик»

Музыка

Слушание аудиозаписей с голосами диких животных родного края

Приобрести диски с записями голосов животных, а также веселой гимнастики: "Изобразим животных"

Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный 

Анкетирование родителей.

Определить уровень знаний детей о диких животных родного края.

Подготовка материала для изобразительной деятельности: пластилин, стеки, бумага, клей, краски, кисточки.

Подготовка  художественной литературы для чтения.

Подготовка совместно с родителями иллюстраций, фото и видеоматериала и  по теме  "Дикие  животные родного края"

определение круга актуальных и посильных задач.

II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.

Рассматривание иллюстраций и фотографий белок с последующим обсуждением.

Беседы и рассказы о белках.

Чтение, заучивание; песенки, пословицы, стихи:  О.Денисова, А.Ганиев, О.Киселева, В.Речиц,  М.Метелева, Е.Шушковская, Л.Кудрявцева,  и др., песенки: А.Олейникова «Белка»,  

 

Е . Шарыгина «Белочка и ёжинька»

Загадки про белку

Рисование: "Белочка" (дорисуем дом для белки)

Лепка: "Бельчонок"

Подвижная игра: "Белка обронила орехи…»

Игра - инсценировка: "Пых"

НОД: «Беличья семья

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование

 3 этап

Задачи этапа:

Оформление фото - выставки по материалам проекта

Выставка рисунков, поделок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важная проблема современности. С каждым годом ее значение становится все сильнее. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения всех людей, повышая их экологическую грамотность и культуру. Началом формирования экологической направленности личности по праву считается дошкольное детство. Давно отмечено: если не вести серьезную, углубленную работу в этом направлении, то жестокое поведение детей по отношению к живым существам (отрывают лапки у насекомых, давят жучков, ломают ветки, рвут и топчут цветы, загрязняют природу бытовым мусором и т.д.) закрепляется и остается у некоторых на всю оставшуюся жизнь. Особенно важно решать задачи по экологическому воспитанию дошкольников на знакомом, близком им материале: дикие животные родного края.

Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной творческой деятельности, любят экспериментировать, самостоятельно искать истину. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе.

И только тогда, когда ребенок путем собственной поисковой деятельности узнает больше об определенном виде животного, особенно редкого, «проживет» с ним часть жизни, только тогда можно говорить о воспитании у ребенка гуманных чувств, осознанно-бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты проекта:

  • В ходе реализации проекта расширять знания детей о диких животных родного края, их особенностях и значении в жизни человека и природы.
  • Повысить экологическую грамотность.
  • Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания  группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио и видеозаписи о  диких животных родного края).
  • Эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к диким животным родного края.

Результаты работы над проектом дети узнают,  прочитали много произведений о животном, рассмотрели осенние картины с его обитателями, выучили несколько стихотворений, загадок.

Сделали сюжетную композицию «Осенью в лесу».  Из природного материала, собранного детьми на прогулке, смастерили макет. Ребята с помощью воспитателя изготовили разных диких животных, оформили лесную полянку мхом, деревьями, ягодами, листочками, сделали дерево где белочка сушит  грибочки. Участие детей в проекте позволило обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме. Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками.

Я считаю, что проблема данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты.

Взаимодействие с родителями.

Активное участие родителей в индивидуальном  исследовательском проекте и построение сотрудничествах участниками.

Диагностирование результативности реализации проекта.

Для  педагога:

Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий,                                                                                                                                                                                                                                                   удовлетворённость  собственной деятельностью, реализация творческого потенциала.

Практическая значимость проекта

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта,  через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих  способностей детей в процессе исследовательской деятельности.

Приложение 1 Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации  экологи – Проводит   анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников. Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей

1. Считаете ели Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников? да нет не знаю

2. Как вы понимаете слово Экология, что она изучает?

3.Как высчитаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающий среды. да –нет- не знаю

4.В какой совместной деятельности Вы осуществляете  экологическое воспитание детей в семье?

-Беседы с ребенком о природе

-Подкормка птиц

-Отдых на природе

Наблюдение за природными объектами.

Чтение художественной литературы.

Другие способы.

5.Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребёнка?

-Высокий

-Средний

-Низкий

6. Знакомите ли Вы детей с  правилами поведения в природе? Да -нет

7.Какую информацию вы бы хотели получить тот дошкольного  учреждения по экологическому воспитанию.

-

Приложение 2

Познавательно - игровая программа

Конспект занятия на тему:» Как животные готовятся к зиме»

Цель: воспитание у детей познавательного интереса к живому.

Задачи: Дать представления детям о способах подготовки диких животных к зиме. Расширить представления об образе их жизни, о способах питания зимой. Воспитывать любознательность, заботу о животных.

Материал: картинки диких животных в разных местах группы, картинки с изображением жилищ животных, кормушек, веточка с пластилиновыми шариками на нитках.

Предварительная работа:

чтение стихов и загадок о животных, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Кто что ест?»

Ход:

Игра «Мы знаем много названий диких животных»

Дети стоят в кругу, воспитатель проходит вдоль детей, хлопая по ладоням и проговаривая фразу «Мы знаем много названий диких животных». Потом ребёнок должен хлопнуть по ладоням воспитателя и произнести название животного.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: осень

Воспитатель: А какое потом наступит?

Дети: зима

Воспитатель: Осенью все животные готовятся к зиме.

Игра «Один – много»

К зиме готовится не один волк, а много… (волков)

Не один заяц, а много… (зайцев)

Не один ёж, а много… (ежей)

Не один медведь, а много… (медведей)

Не одна белка, а много… (белок)

Не один лось, а много… (лосей)

Не один кабан, а много… (кабанов)

Не одна лиса, а много… (лис)

Воспитатель: Хотите узнать, как? Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу, вдохнем чистый свежий воздух. Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных. Девочки, как лисички побегут на пенечки красивой легкой походкой. Мальчики, как медведи пройдут не спеша, вперевалочку.

Кто это там в чаще?

Дети: кабан

У кабана осенью отрастает длинная густая щетина. Повторите. А под ней короткая теплая шерсть, накапливает жир на зиму. Кормятся кабаны вечером и ночью, лежат в логове. Повторите. Осенью они в яму стелют еловые ветви, сухую траву. Что едят кабаны? (ответы детей)Они отыскивают семена, корни растений, орехи, очень любят желуди.

Вот бежит – торопится еж. Весь в сухих листьях. Как он листья на колючки насаживает? (ответы детей) Начинает кататься по ним, подбегает к ямке под пнем, избавляется от листьев. Дом себе на зиму готовит.

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку

А под листьями лежат

Два молоденьких ежа

Чем будет питаться зимой еж?(ответы детей)

Он спит клубочком, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. Еж впадает в спячку. Повторите.

Дыхательная гимнастика «Ежик» (поворот головы вправо, шумный вдох, голову вперед, плавный выдох и влево) спячку впадает?

Воспитатель: Кто еще зимой впадает в спячку?

Дети: медведь

Воспитатель: Чем медведь питался летом и осенью?

Дети: ягодами, грибами, муравьями, рыбой

Воспитатель: Он нагуливает жир. Где спит медведь?

Дети: в берлоге

Воспитатель: Он её устраивает под корнями упавшего дерева, натаскает молодых елочек, которые вырвал с корнем, мха, хвороста.

Под корнями в буреломе

Спит медведь, как-будто в доме.

Зимует медведица с медвежатами, а в феврале появляются младшие братья и сестры.

Кто это прыгает с ветки на ветку?

Дети: белка

Воспитатель: Но уже не рыжая, а серая. Она шубку на более теплую поменяла. Почему?

Дети: так белка от врагов прячется

Воспитатель: А на этом дереве у нее домик – дупло. Повторите. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано сухими листьями, травой, мхом, белке там тепло. Она сворачивается клубочком и спит. В сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. Нос закрывают хвостом. Зачем?

Дети: чтобы не замерзнуть

Воспитатель: Кто ещё так делает?

Дети: кошка

Воспитатель:

Белка спряталась в дупло

В нем и сухо и тепло

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год

Чем зимой белка будет питаться? (ответы детей)Белка делает запасы, Повторите. Она грибы сушит на ветках, орехи прячем под корнями деревьев. Если вам попадется такая кладовая, не трогайте, белке она нужнее.

Забавно наблюдать, как белка ищет орехи. Стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит… Представьте, что вы белки, а вот и куст орешника.

Игра «Достань орех» Сколько орехов на ветке? На другой? Где больше?

Есть такая примета «Если белка делает большие запасы корма, то будет долгая зима» как вы думаете, почему?(ответы детей)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (волк)

Вот он стоит, высматривает добычу.

Он тоже к зиме готовится. Шерсть за лето и осень отрастает и становится густой и теплой. Спит волк, волчица и волчата. Это волчья стая. Повторите. Днем они спят в логове. Логово устраивают в овраге недалеко от воды.

Воспитатель: Кто это прячется от волка?

Дети: заяц

Воспитатель: Он тоже, как и белка шубку поменял. Интересно он это делает. Сначала белеет хвост, потом- задние ноги. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, уши, но не до самых кончиков: они у косого остаются черными. Зачем зайцу шубу менять?

Дети: прятаться в снегу

Воспитатель: У зайца нет дома. Днем заяц спит в снежной ямке, ночью еду добывает. В большие морозы зарывается в сугроб – так теплее.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода – кора

Что ест заяц?(ответы детей) Обгладывает кору деревьев, грызет тонкие веточки.

Физминутка

Раз – присядка, два – прыжок

Это заячья зарядка

А лисята, как проснутся (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в сторону)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища)

А кому зарядки мало

Начинает все сначала (развести руки в стороны ладонями вверх)

А вот ещё один заячий враг

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной

Снег разгребает

Мышек хватает? (лиса)

Идет тихо, неслышно. Она зимой, как в валенках, потому что отрастает у лисы на лапах густая шерсть и они не мерзнут. Где дом у лисы?

Дети: в норе

Воспитатель: Чем питается лиса? Она мышкует – ловит мышей из-под снега. Что делает лиса?

Снегов копытами касаясь

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. Кто это? (лось)

От лютой зимней стужи его спасает теплая шерсть, которая растет даже на носу. Ночью и в сильные морозы лось прячется в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо. Зачем?

Дети: чтобы было теплей

Воспитатель: видны только голова и спина.

Кормятся лоси тонкими ветками деревьев.

В ноябре сбрасывает рога и ходит так до весны.

Игра «Кто где спрятался?»

Животных в лесу много, но увидеть их непросто. Потому что они научились прятаться от людей. Закроем глаза, откроем и посмотрим кто где спрятался?

Заяц у пенька

Волк под елкой

Лиса в норе

Белка на ветке

Медведь в берлоге

Лось за деревом

Теперь закроем глазки и очутимся в группе (дети садятся на стулья)

Вот мы узнали много интересного. Вам понравилась прогулка в лес?

Нам тепло и мы сыты, а зверям часто бывает голодно зимой. Белка не всегда находит свои запасы. Не каждый год бывает много орехов и грибов. После сильных снегопадов под снегом оказываются низкие деревца, а ветки с высоких деревьев зайцы и лоси достать не могут. Лосям и кабанам трудно ходить по глубокому снегу. А значит, трудно отыскивать корм. Поэтому зверей зимой подкармливают. В лесу развешивают ветки деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту. Лосям раскладывают соль. (показываю картинку кормушек)

Ребята, как дикие животные готовятся к зиме?

Дети: накапливают жир, делают запасы, надевают теплые шубы, устраивают жилища, залегают в спячку

Воспитатель: Будем помогать животным? Молодцы!

 Приложение 3

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Белочка готовится к зиме».

 Тема: « Белочка готовится к зиме». Программное содержание Обучающие задачи: - учить аккуратно, вырезать детали, наклеивать их согласно по образцу. Развивающие задачи: – развитие мелкой моторики пальцев рук; – обучение разгадыванию загадок; – обучение восприятию стихотворного текста на слух. Воспитательные задачи: - воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия; - воспитание аккуратности, вкуса других эстетических чувств. Предварительная работа: Прослушивание сказки о Белке; рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по ним; заучивание стихотворения о Белке.  Использование ИКТ.

Раздаточный материал: альбом,цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, салфетки, клеенки подкладки,краски.

Наглядный материал: картинка «Белка с орешком», «Дикие животные».

Самостоятельная работа: самостоятельно наклеивают вырезанные детали, раскрашивают белку.

План занятия:

1 Организационный момент. Зачитывание загадки о Белке. 2 Пальчиковая гимнастика. 3 Объяснение выполнения работы. 4 Физминутка под музыку. 5 Закрепление последовательности выполнения работы. 6 Анализ работ. 7 Подведение итогов занятия.

Приложение 4

 Конспект итогового занятия «Беличья семья»

Цель:  Обобщить и систематизировать знания детей  о белке (где живет, чем питается, особенности внешнего вида, рождение детенышей, кто враги, что делает зимой)

Задачи:

  1. Учить составлять описательный рассказ о белке с помощью опорных схем и сюжетной картинки;
  2. Учить детей согласовывать слова в предложении; согласовывать существительные с прилагательными и глаголами; совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи;

            3.    Развивать творческие способности и фантазию;

      4.   Воспитывать основы экологической культуры у дошкольников, прививать интерес  к жизни диких животных;

Оборудование: Презентация, изобразительные материалы для коллажа, картина «Белка с бельчатами»,  «Белка зимой», игра «Жилища»;

Предварительная работа:

Знакомство с рассказом Г.Скребицкого «Белка готовится к зиме»;

Ход занятия:

Чтение стихотворения «Что такое лес?»

Что такое лес? Сосны до небес,

Березы да дубы, ягоды, грибы…

Звериные тропинки, пригорки и низинки,

Мягкая трава, на суку сова.

Ландыш серебристый, воздух чичтый-чистый,

И родник с живой ключевой водой.

 - Дети, о чем это стихотворение? /о лесе/

 - Какие растения растут в лесу? Какие животные живут в лесу?

Игровая мотивация.

 -  Ребята, к нам сегодня в гости пришел Лесовичок, он приглашает нас с вами в путешествие по лесу. Закройте глаза и представьте, что на деревьях набухли почки, цветет верба, пробивается первая нежная травка..

 - Какое это время года? А что происходит в это время года в лесу? / просыпается природа, появляется травка, поют птицы и пр./

 - Лесовичок придумал для вас загадку:

(Воспитатель загадывает загадку о белке)

 - То рыжая, то серая, а названьем – белая.

 - А почему вы решили, что это белка? /ответы детей/

 -  Правильно, молодцы! Белка действительно бывает  рыжей и серой.

 - А кто еще из зверей обитает в лесу с белкой? /заяц, лиса, медведь, волк/

Вывешивается картина «Белка с бельчатами в весеннем лесу».

- Кого вы видите на картине? /белка/ А с кем белка? /с детками, бельчатами/. Правильно, бельчата еще маленькие, у белки весной появляются бельчата, они слепые, голые и беспомощные и только через месяц открывают глазки. Мать – белка кормит их молоком. Чем отличается белка от бельчат? 

Представление ситуации «Белка на руках» 
А сейчас закройте глазки, приготовьте ладошки и представьте, что у вас на руках сидит белочка. Что вы чувствуете? Какая у нее шубка? Какая белочка? /мягкая, пушистая, теплая/ 

- Лесовичок приглашает нас дальше в путешествие по лесу. Предлагаем детям закрыть глаза. Звучит музыка. Представьте солнечный летний день, зеленую листву на деревьях, где громко поют птицы, разные звери веселятся на лужайке, радуются солнышку. 
- В какое время года мы попали? /в лето/ 
- А мы давайте поиграем в игру « 
- А что же наша белочка делает летом? 
/утепляет совой домик, собирает ягоды, грибы/ 
- А как называют дом белки? /дупло/ 
- Белочка живет, дети, только на елке, рядом с шишками и где зимой и летом хвоя – иголки, которые защищают ее от плохой погоды. 
- Посмотрите, Лесовичок принес нам показать жилища зверей. И пока шел запутался, какое именно жилище у белочки. Давайте, посмотрим и поможем Лесовику найти дом белки. Игра «Жилища». 
- Ну вот мы поиграли на полянке, погрелись на солнышке и Лесовичок приглашает нас дальше. Предлагаем детям закрыть глаза. Звучит музыка. 
Представьте себе, что солнце светит не так ярко, как летом, подул прохладный ветер, срывая пожелтевшие листья, улетают птицы.(в это время воспитатель раскидывает осенние листья – березы, осины, рябины). 
- В какой лес мы попали? /осенний/ 
- Ой, а что это у нас? /листочки осенние/ А как они сюда попали? /опали/ 
- Давайте поиграем с листочками. Вы – листочки. 
Помните, мы с вами превращались в листочки. 
Мы – листочки, мы – листочки, мы – осенние листочки, 
Мы на веточках сидели, ветер дунул – полетели, 
Мы летали, мы летали – все листочки так устали! 
Перестал дуть ветерок – все уселись в кружок. 
Ветер снова вдруг подул, и листочки с веток сдул. 
Все листочки полетели и на землю тихо сели. /2 раза/ 
- А с каких деревьев у вас листочки? /осина, рябина, береза/ 

Игра «Узнай дерево по листочку» 
- Смотрите, я ставлю рябину, осину, березу, а вы должны отнести им их листочки. /дети по очереди на магниты сажают листья возле деревьев/ 
- А что еще осенью в лесу собирают? /грибы/ 
- А как называется гриб, который растет под березой? /подберезовик/ 
А под осиной? /подосиновик/ 
- Молодцы, правильно! Это самые любимые грибы белочки. 
- Лесовичок принес вам картинку от белочки в подарок, посмотрите какая она красивая! 
- Что изменилось у белочки? /цвет меха/ 
- А зачем белка цвет меха меняет на зиму? /чтобы враги не видели/ 
- Как белка от врагов спасается? /перепрыгивает с ветки на ветку/ 
- А чем белочка осенью занимается? /готовит припасы на зиму/ 
- Лесовичок принес нам кроссворд, если мы угадаем, то узнаем, чем питается белка. Посмотрите пожалуйста. 

Решение кроссворда. 
- А вы знаете, белочка ведь ест не только грибы и ягоды и орешки, но и жуков, муравьев, различных насекомых, иногда она есть рыбу, ящериц, мышей, ловит птенчиков и таскает у птиц яйца. Белка – хищница, потому что поедает животных – птенцов, птичьи яйца, мышей. 
- А Лесовичок нам предлагает нарисовать беличью семью и  помочь белочке запасти припасов на зиму, чтобы белка не ела больше птенцов и не таскала птичьи яйца, и не ловила больше мышек, предлагаем наклеить ей много грибов, чтобы у нее всегда было много пищи. Детям предлагаются изобразить белочку и ее семью, а также ее запасы на зиму. 
- Какие грибы мы рисуем? /подосиновики и подберезовики – самые любимые Белкины грибы/ 

- А каким цветом мы будем рисовать шубку белочки? /рыжим/

Дети выполняют работу, используя различные техники изображения (рисование сухой кистью, «печатание», аппликацию сочетают с рисованием, создавая коллаж).
- Ну вот какие мы молодцы, а теперь давайте отдадим рисунки  Лесовику и пусть он отнесет их белочке. А мы сейчас закроем глаза и вернемся из сказочного леса в детский сад. 

Итог. 
- Ну вот мы и в детском саду. Куда водил нас Лесовичок? 
В какое время года мы были в лесу? Какого мы зверя там встретили? 
Вам понравилось? Ну и хорошо. 
В следующий раз мы обязательно еще раз вернемся в лес и познакомимся с другим зверем.

Литература: IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Н.А. Атарщикова, И.А. Осина, Е.В. Горюнова, М.Н. Павлова. Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (средняя группа). – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2001.
  4. П.Г. Сумарокова. Методика ознакомления с природой в детском саду.- М.: Просвещение, 1992.
  5. Г.С. Швайко. Программа по изобразительной деятельности .- М, 2000.
  6. О.П. Радынова. Музыкальные шедевры. -  М, 2000.
  7. Н.В. Елкина, О.В. Маричева. Учим детей наблюдать и рассказывать.- Ярославль: Академия развития, 1996.
  8. М.А. Рунова, А.В. Бутилова. Ознакомление с природой через движения.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.

        

МАДОУ «Детский сад «Берёзка» г. Белоярский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...