Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной группы с ТНР.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: « Русский народный быт»
Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)
Тип: интегрированное занятие
Форма: фронтальная
Цель: расширять представления о быте русского народа с помощью макета «Русская изба»
Задачи:
Образовательные:
Познавательное развитие:
- расширять представления о свойствах и качествах русской избы: дерево – деревянная, бревно-бревенчатая. Дерево – это теплый материал, следовательно дом из дерева теплый.
- закреплять умение самостоятельно ориентироваться в пространстве с помощью плана.
Речевое развитие:
Формирование словаря:
- закрепить речевое значение слова «семья»;
- познакомить детей с семантическим значением слова «утварь» (кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар);
- активизировать в речи детей слова: горница, ухват, чугунок.
Развивающие:
Познавательное развитие:
- развивать умение выдвигать и доказывать свои предложения;
- развивать интерес к истории предмета(планшеты «Логико малыш» какими предметами люди пользовались в прошлом пока не изобрели предметы, которыми пользуются в современном мире).
Речевое развитие:
Связная речь:
-обогащение словаря детей народными пословицами и загадками;
- формирование умения вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.
Художественно-эстетическое развитие:
Конструктивная деятельность:
-закреплять умение работать по схемам в конструктивной деятельности.
Воспитательные:
Речевое развитие:
- воспитывать культуру речевого общения.
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать дружеские качества и умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
- разучивание загадок о предметах;
- беседа про русский быт;
- рассматривание книги «Домострой»;
- репродукции картин русской жизни;
- рассматривание и называние предметов русского обихода.
Словарная работа: горница, ухват, чугунок.
Педагогическая находка: создание условий для самостоятельного поиска решений, ориентаций на интересы, способности, личный опыт, возможности сотворчества взрослого и детей.
Методы и приемы:
- наглядные (демонстрация, схемы, рассматривание);
- словесные (беседы, инструкция, загадки, рассказ, разъяснение, объяснение)
- практические (действие со схемой, предметно-практические и умственные действия)
Оборудование и материал:
- мультимедийное оборудование, флеш-карта, колонка МР-3, ноутбук, презентация PowerPoint»Русский народный быт»;
- интерьер русской избы (макет);
- схемы ТИКО, конструктор ТИКО;
- разнос с русской народной утварью.
Основная часть
Воспитатель предлагает собраться с детьми в уголке русской комнаты.
Воспит: Посидим рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете почему я так сказала? (Значит, посидим рядом и поговорим о хорошем или хорошо.)
Ребята, сегодня я вам принесла макет. Закрытый под шалью расписной.
Не паровоз, не пароход
А из трубы дым идет.
Из бруса деревянный,
Уютный, теплый, славный.
Что это перед нами?
Дети: это дом.
Воспитатель снимает шаль с макета.
Если звучит такой ответ, то воспитатель задает дополнительный вопрос: «Как в старину называли дом?» (изба)
Воспит: вспомните, из чего строилась изба?
Дети: Доски, дерево, бревно.
Воспит: Значит, мы эту избу назовем?
Дети: Деревянная
Воспит: а если изба из бревен, то как мы ее назовём?
Дети: Бревенчатая.
Проблемный вопрос.
Воспит: Ребята, когда люди строили избу, бревна клали друг на друга. Почему же сруб не разваливался? Версии детей.
Воспит: Для чего люди строили избы?
Дети: люди строили, чтоб жить, укрываться от дождя, мороза и т.д.
Воспит: Значит изба какая?
Дети: Теплая.
Воспит: Интересно вам заглянуть в нее? (да)
Воспит: Хорошо.
Воспитатель поворачивает дом, и дети видят, что на двери висит замок.
Воспит: То, что дверь закрыта не беда, её можно открыть. Только вот ключа у меня нет. Посмотрите тут записка. Что же это такое?
Дети: План.
Дети по плану ориентируются по группе и находят разнос с домашней утварью. Сначала, рассматриваем и рассказываем принадлежность для чего — это нужно. Ребята, а где же ключ? Открываем бочонок и находим ключ.
Проблемная ситуация:
Хорошо, а вот и ключ. Как достать ключ не замочив рук? Дети дают свои версии и приходят к выводу, что можно использовать магнит.
Ребенок достает ключ и снимают замок с двери и открывает дверь. Дети заглядывают в избу и видят, что она пустая.
Воспитатель: странно, на двери висел замок, значит, в избе должен кто-то жить, а мы ее открыли, а она пустая? Как вы думаете, кого не хватает в избе?»
Дети: людей
Воспит: Ребята, посмотрите на экран, предлагаю вам отгадать зашифрованное слово.
1 ребус: «7-я», что же тут зашифровано? (семья)
Почему семья?
Детей: Потому что в семье было 7 человек (Дед, бабушка, папа, мама и трое детей) Воспит: Правильно. Посмотрите им здесь уютно?
Дети: Нет, не уютно, пусто.
Проблемный вопрос:
Воспит: Почему изба пустая?
Ответы детей, предположения, версии.
- А почему, может что-то в избе не хватает?»
Дети отвечают, педагог подводит их вопросами к созданию интерьера русской избы.
Воспит: ребята, расскажите загадки о том, чего здесь не хватает?
Дети по желанию загадывают загадки друг другу.
Загадка о столе –
Собралась семья на ужин
И предмет сей очень нужен,
На него мы ставим блюда
И кухонную посуду
Мы за ним всегда сидим
Когда вместе все едим (Слайд)
Загадка о лавке
Отшлифую досочки,
Длинные полосочки,
Сделаю сидение,
Всем на загляденье.
И сидеть у печки будет
Всем приятно людям! (Слайд)
Загадка о печи
Поговорка о печи –
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает. (Слайд)
Загадка о сундуке
В комнате у бабушки,
Словно барин он стоит.
И под крышкой тяжеленой,
Много нужного хранит.
Там одежда, сладости,
Куча ценного добра.
Для ребячей радости
Достают из … (Слайд)
Загадка о кровати
На рассвете и закате
Сладко спится на… (Слайд)
Загадка о люльке
Не стоит, а качается,
Она висит и шатается;
сама поскрипывает,
тихонько попрыгивает,
Мама песни поет.
К детке сон скорее идёт. (Слайд)
Воспит.: Молодцы. Предлагаю вам побыть мастерами? Кто-то из вас смастерит мебель, а кому-то придется соединить предметы из прошлого с настоящим.
Дети делятся с помощью жеребьёвки. Вынимают из стаканчика деревянные палочки у кого палочки цветные тот подходят к планшету для дидактической игры «Каким было, каким стало?» А у кого палочки без цвета, тот идет мастерить предметы мебели в избу.
- Конструирование из конструктора ТИКО, предметная деятельность.
Дети подходят к столам, где стоят боксы с конструктором. И к столам, где лежат планшеты «Логико малыш»
Воспит: На столе лежат схемы, если вам они нужны можете воспользоваться ими и соберите мебель из Тико конструктора. А может кто-то и сам решит сделать мебель без схем.
Дети собирают мебель из ТИКО, по окончанию работы каждая группа детей делает взаимопроверку о своей проделанной работе друг друга.
Молодцы вы справились со всеми заданиями, благодаря вам получилась настоящая русская изба.
Ставим в дом мебель и заселяем семью. Ребята, но, чтобы было семье уютно, добавим предметы домашнего обихода? (да)
Заключительная часть.
Рефлексия.
Вот такое путешествие мы совершили с вами по русской избе!
Я желаю вам не забывать свои истоки. Желаю мальчикам расти настоящими мужчинами, хозяевами в своем доме, в своей семье. А девочкам – вырасти и научиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.
Русские люди всегда славились своим ремеслом и добрыми делами.
Открытость.
А в благодарность за вашу помощь я приготовила вам заготовку, которые дали мне ремесленники. Как вы думаете, что с ней можно сделать? (расписать красивой уральской росписью).
В следующий раз мы с вами будем художниками (Слайд)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.pptx | 1.8 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы «Лебединое озеро»
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» во время совместной деятельности воспитателя с детьми....
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Знакомство с русским народным костюмом"
Как заинтересовать детей русским народным костюмом? Возможно, ответ в этом конспекте....
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Русский народный костюм"
Дети так мало знают о том, что из одежды носили на Руси. Но им это очень интересно. Проверено)))...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы "Березовая роща"
Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Коммуникация" "Художественное творчество"...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему «Рисуем портрет «Волшебницы-Осени»
В конспекте сформулированы цели и задачи занятия по художественно-творческой деятельности - рисованию. Дано описание материалов, предварительной работы. Занятие построено с учетом интеграции образоват...
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы «Ярмарка»
В занимательной форме дети закрепляют теоретический и практический материал по разделу "Русское народное декоративно-прикладное искусство"...