Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной группы с ТНР.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гилевич Надежда Ивановна

Тема: « Русский народный быт»

Возраст: подготовительная группа (6-7 лет)

Тип: интегрированное занятие

Форма: фронтальная

Цель: расширять представления о быте русского народа с помощью макета «Русская изба»

Задачи:

Образовательные:

Познавательное развитие:

- расширять представления о свойствах и качествах русской избы: дерево – деревянная, бревно-бревенчатая. Дерево – это теплый материал, следовательно дом из дерева теплый.

- закреплять умение самостоятельно ориентироваться в пространстве с помощью плана.

Речевое развитие:

Формирование словаря:

- закрепить речевое значение слова «семья»;

- познакомить детей с семантическим значением слова «утварь» (кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар);

- активизировать в речи детей слова: горница, ухват, чугунок.

 Развивающие:

Познавательное развитие:

- развивать умение выдвигать и доказывать свои предложения;

- развивать интерес к истории предмета(планшеты «Логико малыш» какими предметами люди пользовались в прошлом пока не изобрели предметы, которыми пользуются в современном мире).

Речевое развитие:

Связная речь:

-обогащение словаря детей народными пословицами и загадками;

- формирование умения вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми.

Художественно-эстетическое развитие:

Конструктивная деятельность:

-закреплять умение работать по схемам в конструктивной деятельности.

Воспитательные:

Речевое развитие:

- воспитывать культуру речевого общения.

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать дружеские качества и умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

- разучивание загадок о предметах;

- беседа про русский быт;

- рассматривание книги «Домострой»;

- репродукции картин русской жизни;

- рассматривание и называние предметов русского обихода.

Словарная работа: горница, ухват, чугунок.

Педагогическая находка: создание условий для самостоятельного поиска решений, ориентаций на интересы, способности, личный опыт, возможности сотворчества взрослого и детей.

Методы и приемы:

- наглядные (демонстрация, схемы, рассматривание);

- словесные (беседы, инструкция, загадки, рассказ, разъяснение, объяснение)

- практические (действие со схемой, предметно-практические и умственные действия)

Оборудование и материал:

- мультимедийное оборудование, флеш-карта, колонка МР-3, ноутбук, презентация PowerPoint»Русский народный быт»;

- интерьер русской избы (макет);

- схемы ТИКО, конструктор ТИКО;

- разнос с русской народной утварью.

Основная часть

Воспитатель предлагает собраться с детьми в уголке русской комнаты.

Воспит: Посидим рядком, да поговорим ладком. Как вы думаете почему я так сказала? (Значит, посидим рядом и поговорим о хорошем или хорошо.)

Ребята, сегодня я вам принесла макет. Закрытый под шалью расписной.

Не паровоз, не пароход

А из трубы дым идет.

Из бруса деревянный,

Уютный, теплый, славный.

Что это перед нами?

Дети: это дом.

Воспитатель снимает шаль с макета.

Если звучит такой ответ, то воспитатель задает дополнительный вопрос: «Как в старину называли дом?» (изба)

Воспит: вспомните, из чего строилась изба?

 Дети: Доски, дерево, бревно.

Воспит: Значит, мы эту избу назовем?

Дети: Деревянная

Воспит: а если изба из бревен, то как мы ее назовём?

Дети: Бревенчатая.

Проблемный вопрос.

Воспит: Ребята, когда люди строили избу, бревна клали друг на друга. Почему же сруб не разваливался? Версии детей.

Воспит: Для чего люди строили избы?

Дети: люди строили, чтоб жить, укрываться от дождя, мороза и т.д.

Воспит: Значит изба какая?

Дети: Теплая.

Воспит: Интересно вам заглянуть в нее? (да)

Воспит: Хорошо.

Воспитатель поворачивает дом, и дети видят, что на двери висит замок.

Воспит: То, что дверь закрыта не беда, её можно открыть. Только вот ключа у меня нет. Посмотрите тут записка. Что же это такое?

Дети: План.

Дети по плану ориентируются по группе и находят разнос с домашней утварью. Сначала, рассматриваем и рассказываем принадлежность для чего — это нужно. Ребята, а где же ключ? Открываем бочонок и находим ключ.

Проблемная ситуация:

Хорошо, а вот и ключ.  Как достать ключ не замочив рук? Дети дают свои версии и приходят к выводу, что можно использовать магнит.

Ребенок  достает ключ и снимают замок с двери и открывает дверь. Дети заглядывают в избу и видят, что она пустая.

Воспитатель: странно, на двери висел замок, значит, в избе должен кто-то жить, а мы ее открыли, а она пустая? Как вы думаете, кого не хватает в избе?»

Дети: людей

Воспит: Ребята, посмотрите на экран, предлагаю вам отгадать зашифрованное слово.

1 ребус: «7-я», что же тут зашифровано? (семья)

Почему семья?

Детей: Потому что в семье было 7 человек (Дед, бабушка, папа, мама и трое детей) Воспит: Правильно. Посмотрите им здесь уютно?

Дети: Нет, не уютно, пусто.

Проблемный вопрос:

Воспит: Почему изба пустая?

Ответы детей, предположения, версии.

- А почему, может что-то в избе не хватает?»

Дети отвечают, педагог подводит их вопросами к созданию интерьера русской избы.

Воспит: ребята, расскажите загадки о том, чего здесь не хватает?

Дети по желанию загадывают загадки друг другу.

Загадка о столе –

Собралась семья на ужин

И предмет сей очень нужен,

На него мы ставим блюда

И кухонную посуду

Мы за ним всегда сидим

Когда вместе все едим (Слайд)

Загадка о лавке

Отшлифую досочки,

Длинные полосочки,

Сделаю сидение,

Всем на загляденье.

И сидеть у печки будет

Всем приятно людям!  (Слайд)

Загадка о печи

Поговорка о печи –

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.  (Слайд)

Загадка о сундуке

В комнате у бабушки,
Словно барин он стоит.
И под крышкой тяжеленой,
Много нужного хранит.
Там одежда, сладости,
Куча ценного добра.
Для ребячей радости
Достают из …  (Слайд)

Загадка о кровати

На рассвете и закате
Сладко спится на… (Слайд)

Загадка о люльке

Не стоит, а качается,

Она висит и шатается;

сама поскрипывает,

тихонько попрыгивает,

Мама песни поет.

К детке сон скорее идёт. (Слайд)

Воспит.: Молодцы. Предлагаю вам побыть мастерами?  Кто-то из вас смастерит мебель, а кому-то придется соединить предметы из прошлого с настоящим.

 Дети делятся с помощью жеребьёвки. Вынимают из стаканчика деревянные палочки у кого палочки цветные тот подходят к планшету для дидактической игры «Каким было, каким стало?» А у кого палочки без цвета, тот идет мастерить предметы мебели в избу.

  1. Конструирование из конструктора ТИКО, предметная деятельность.

Дети подходят к столам, где стоят боксы с конструктором. И к столам, где лежат планшеты «Логико малыш»

Воспит: На столе лежат схемы, если вам они нужны можете воспользоваться ими и соберите мебель из Тико конструктора. А может кто-то и сам решит сделать мебель без схем.

  Дети собирают мебель из ТИКО, по окончанию работы каждая группа детей делает взаимопроверку о своей проделанной работе друг друга.

Молодцы вы справились со всеми заданиями, благодаря вам получилась настоящая русская изба.

Ставим в дом мебель и заселяем семью. Ребята, но, чтобы было семье уютно, добавим предметы домашнего обихода? (да)

Заключительная часть.

Рефлексия.

Вот такое путешествие мы совершили с вами по русской избе!

Я желаю вам не забывать свои истоки. Желаю мальчикам расти настоящими мужчинами, хозяевами в своем доме, в своей семье. А девочкам – вырасти и научиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками.

Русские люди всегда славились своим ремеслом и добрыми делами.

Открытость.

А в благодарность за вашу помощь я приготовила вам заготовку, которые дали мне ремесленники. Как вы думаете, что с ней можно сделать? (расписать красивой уральской росписью).

В следующий раз мы с вами будем художниками (Слайд)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.pptx1.8 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы «Лебединое озеро»

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество»  во время совместной деятельности воспитателя с детьми....

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Русский народный костюм"

Дети так мало знают о том, что из одежды носили на Руси. Но им это очень интересно. Проверено)))...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы "Березовая роща"

Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Коммуникация" "Художественное творчество"...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы на тему «Рисуем портрет «Волшебницы-Осени»

В конспекте сформулированы цели и задачи занятия по художественно-творческой деятельности - рисованию. Дано описание материалов, предварительной работы. Занятие построено с учетом интеграции образоват...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы «Ярмарка»

В занимательной форме  дети закрепляют теоретический и практический  материал по разделу "Русское народное декоративно-прикладное искусство"...