Методическая разработка "Использование игровых обучающих ситуаций"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 32»

(МБДОУ № 32)

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ»

Разработала:

Власова И.Ю.

Г.Кировск

2020г

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

Актуальность исследования        3

1.1. Характеристика  игровых обучающих ситуаций        7

1.2. Ознакомление старших дошкольников с природой родного края        13

1.3. Методика использования  игровых обучающих ситуаций  в ознакомлении старших дошкольников с дикими животными        17

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ        23

2.1. Система игровых обучающих ситуаций  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с дикими животными        23

2.2. Диагностика сформированности представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)        28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность исследования

В «Концепции экологического воспитания» говорится, что дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования знаний, поскольку именно в этот период жизни ребёнок приобретает первые знания, основы личностной культуры, её базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Важно, чтобы осваиваемый им опыт и представления способствовали становлению ценностного отношения к природному и социальному миру. В ФГОС  делается акцент на то, что игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организована воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую форму обучающей игры, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность ознакомления с природными объектами и явлениями, экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей, методов и приёмов работы с детьми, в том числе и игровой деятельности.

  Привнесение игровой обучающей ситуации  в педагогический процесс по ознакомлению детей с природой важно по целому ряду причин:

  • они дают возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствуют становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствуют потребностям детей в общении и  познании окружающей природы, поэтому они должны быть так же широко использованы в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;
  • непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
  • непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
  • все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;
  • в игровой комплекс  включаются игры и игровые обучающие ситуации  на развитие разных анализаторов  (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
  • экологические знания, полученные в игровой деятельности и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

  Таким образом, обучающие игровые ситуации являются не только одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста, но и способствуют формированию знаний о природе, в том числе и о диких животных.

        В работе по экологическому  образованию детей важным является использование разных типов игровых обучающих ситуаций,  в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами, деятельность.

 При подборе игровых обучающих ситуаций, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим вопросам:

  • формированию понимания самоценности природы;
  • осознанию ребенком себя как части природы;
  • воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
  • формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
  • пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;
  • формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
  • формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе повседневной жизни.

Проблема данного исследования заключается в повышении эффективности экологического образования дошкольников за счет использования игровых обучающих ситуаций в ознакомлении с  дикими  животными.

Использование в педагогическом процессе ДОУ регионального материала значительно активизирует деятельность детей, способствует формированию знаний о предметах и объектах природы, приобщает к воспитанию любви к родному краю, его природе.  Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир  и особое место в нём отведено животным. Ознакомление детей с дикими животными Якутии – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Данная тема ещё недостаточно изучена, практически отсутствует методическая литература региональных авторов, поэтому мы считаем, что тема исследования актуальна и требует дальнейшего изучения.

Цель: составить систему игровых обучающих ситуаций по ознакомлению старших дошкольников с дикими животными.

Исходя из цели, сформированы следующие задачи:

1. Подобрать и изучить методическую и краеведческую литературу по теме исследования.

2. Подобрать материал к составлению комплекса игровых обучающих ситуаций по  ознакомлению старших дошкольников с дикими животными.

3. Провести пилотажные исследования в условиях ДОУ.

4. Разработать методические рекомендации для практических работников ДОУ по  организации и проведению игровых обучающих ситуаций.

Методологической основой нашей работы являются труды авторов И.А.Комаровой, которая  предлагает использовать  игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому  образованию детей дошкольного возраста.  С.Н. Николаева  считает, что игровые обучающие ситуации способствуют формированию у дошкольников системы представлений о природе, а это в свою очередь является эффективным средством воспитания детей. В своём пособии «Роль игры в экологическом воспитании дошкольников» автор предлагает разные типы ИОС, использование которых может решать различные дидактические задачи по ознакомлению  дошкольников с природой

Новизна и практическая значимость работы заключается в разработке игровых обучающих ситуаций по ознакомлению старших дошкольников с дикими животными и методических рекомендаций к их проведению в условиях ДОУ.

Практическая значимость состоит в том, что данные  нашей работы могут быть успешно использованы в работе практическими работниками ДОУ и студентами педагогического колледжа.

1.1. Характеристика  игровых обучающих ситуаций

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Очень важно, чтобы воспитатели как можно больше использовали элементы сюжетно - ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие – либо игрушки. В самостоятельной игре дошкольников эти элементы взаимосвязаны в едином игровом процессе. Исследователи доказали, что на первом этапе игровой деятельности детей, следует формировать необходимые знания об окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры.

Использование сюжетно – ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А. В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.

Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

  • свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию педагога, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;
  • творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;
  • эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;
  • деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;
  • деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.
  • деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Огромная роль в воспитании у детей осознанно-правильного отношения к природе принадлежит игровым обучающим ситуациям.

Использовать сюжетно- ролевые игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н.Николаева и И.А.Комарова.

По их мнению, игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игровой обучающей ситуации заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игровую обучающую ситуацию организует воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей. Выделяют следующие виды игровых обучающих ситуаций.

Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа подразумевают использование игрушек-аналогов.

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.).

Использование данного вида игрушек формирует у детей отчетливые представления об особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. С помощью таких игрушек педагог может легко продемонстрировать возможные действия с предметом и действия с живым существом, т.е. показать различия в формах действия с живыми и неживыми объектами.

Данный вид игровых обучающих ситуаций используют при ознакомлении детей с птицами, рыбками и другими животными, а также при сопоставлении игрушечных и живых деревьев.

Игрушки – аналоги можно сопоставлять не только с живыми объектами, но и с их изображением на картинах, наглядными пособиями. Например, в беседе по картинам об особенностях жизни зайца в условиях леса, его приспособленности к разным временам года может участвовать игрушечный зайчик. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушечный зайчик «живет» в уголке, ему никто и ничто не угрожает, он не приспосабливается к окружающим его условиям, т.е. это его среда обитания. Создается ситуация в ходе которой дети обучают белочку, рассказывают ей, используя картины, то, что им знакомо, педагог дополняет их рассказы новыми, незнакомыми детям сведениями и тем самым незаметно обучает детей.

Данный вид игрушек может включаться в любой вид деятельности детей: в непосредственно образовательную деятельность, наблюдения, труд в природе, экскурсии, чтение художественной литературы.

Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Рекомендуется иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом на занятиях в любой возрастной группе. Можно подобрать одноименные игрушки, сделанные из разного материала (например, зайцы мягкие, резиновые, пластмассовые), разного размера и разного декоративного оформления.

Второй тип игровых обучающих ситуаций связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания.

В таком виде игровых обучающих ситуаций сказочные герои действуют в новых, аналогичных сюжету сказки ситуациях. Поведение героя характерно поведению в сюжете сказки, из которой данный персонаж.

Подбирать персонажей литературных произведений следует так, чтобы сюжет сказки, из которой вводится герой, было связано с природой, а персонаж имел кукольное воплощение. Для детей средней группы можно использовать персонажей из таких произведений, как «Репка», «Приключения Незнайки», «Айболит», «Колобок» и др.

С образом героя мультфильма Кота Матроскина у детей связаны представления о хозяйственном, заботливом, трудолюбивом коте. Этот персонаж может быть включен в разнообразные игровые обучающие ситуации. Совершая игровые действия Кота «хозяйственника», герой выполняет очень важную функцию – заводит и содержит домашних животных. Он знакомит детей с домашними животными, рассказывает, как нужно за ними ухаживать. Дети знакомятся с домашними водоплавающими птицами.

Дюймовочку дети знают, как добрую, хрупкую, трудолюбивую девочку. В ходе создания игровых обучающих ситуаций, в которых главным героем выступает Дюймовочка дети знакомятся с посадкой растений. Дюймовочка рассказывает, как нужно сажать цветы, как за ними ухаживать, чтобы цветы были красивыми.

Дюймовочка приглашает детей отправиться в путешествие по сказке, из которой она пришла. В ходе этого путешествия дети знакомятся с представителями животного и растительного мира, узнают об существенных отличительных особенностях среды обитания героев сказки.

Используя литературного персонажа Незнайку, не он учит детей, а дети учат его. Например, дети знакомят Незнайку с обитателями уголка природы, рассказывают ему о том, что можно делать с ними, а что нет. Воспитатель вносит дополнения в рассказ детей, тем самым он обогащает знания и Незнайки и воспитанников.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций:  выполнять  роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака.

Чтобы игровая обучающая ситуация с любым литературным персонажем действительно выполнила дидактическую функцию, она должна быть хорошо разыграна. В каждой такой игровой обучающей ситуации воспитатель выполняет две роли - куклы и свою собственную. Он одновременно говорит и действует за персонажа и за воспитателя. Как педагог, он разговаривает с детьми и куклой; как персонаж, он говорит с детьми и воспитателем. При этом успех исполнения роли куклы зависит от меняющихся интонаций и разнообразных игровых действий, которые она совершает. Кукла должна быть «живой» - поворачиваться то к детям, то к воспитателю, протягивать руки, наклонять голову, вступать в контакт с детьми (гладить их по голове, по щеке, хлопать по плечу, здороваться за руку и пр.).

Ещё одним важным видом игровых обучающих ситуаций являются игры-путешествия. Путешествия здесь выполняют функцию экскурсий. Дети посещают музеи, выставки, зоопарк, зооферму.

В процессе игр-путешествий дети посещают новые, интересные места и расширяют имеющиеся и получают новые знания о природе.

Воспитатель в этой игре выполняет главную роль- экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами и представителями животного и растительного мира.

Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Например, инсценируя путешествие в летний лес, воспитатель предлагает детям ходить по лесу осторожно, стараться смотреть под ноги, чтобы не наступить на змею; наклоняться, чтобы не задеть ветки деревьев; прислушиваться к лесной тишине. Шагая во время воображаемой экскурсии по болотистому месту, руководитель просит экскурсантов поднимать повыше ноги, идти осторожно, чтобы не провалиться (при этом сам делает то, что нужно).

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

1.2. Ознакомление старших дошкольников с природой родного края

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы,  формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающем

Для успешного освоения детьми экологических представлений о природе родного края ставятся следующие задачи:

-развивать познавательный интерес к живой и неживой природе.

-обогащать представления детей о природе родного края.

-поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях и опытах.

-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Изучая природу, знакомим детей с реальными объектами, находящимися в окружении ребёнка и часто встречающимися. Наиболее хороших результатов в экологическом образовании детей можно достичь в совместной работе с родителями.

Ознакомление с конкретными примерами диких животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.

Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического образования в области ознакомления с дикими животными, необходимо считать следующие:

1. Отбор содержания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.

2. Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.

3. Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического образования в дошкольном учреждении.

4. Организация систематизированного педагогического процесса экологического образования дошкольников.

Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.

Осуществляя ознакомление с дикими животными, воспитатели заботятся о том, чтобы в группе был достаточно широко представлен дидактический, предметный и сюжетный иллюстративный материал, репродукции с художественных картин, фотографии, слайды, диафильмы. Они помогают подробно, внимательно рассмотреть те или иные объекты, более пристально сосредоточиться  на тех явлениях, которые в естественных условиях часто не попадают в поле зрения ребёнка. Иллюстративный материал помогает уточнить и конкретизировать представления, полученные с помощью наблюдений.

Использование в педагогическом процессе ДОУ регионального материала способствует не только формированию знаний о предметах и объектах природы, но и приобщает к воспитанию любви к родному краю, его природе.  

Таким образом, ИОС, изображающая какие-либо события, приближается к сюжетно-ролевой благодаря использованию её основных структурных компонентов (сюжет и роль). Однако она должна не только развлекать, но и служить решению конкретных дидактических задач. Обучающая и игровая цели в данном случае дополняют друг друга.

1.3. Методика использования  игровых обучающих ситуаций  в ознакомлении старших дошкольников с дикими животными

В старшей группе игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы - растений и животных используются для формирования у детей представления об отличии живого существа от предмета (игрушки), о специфике живого и неживого мира и возможных действий с ним.

           Построение игровых обучающих ситуаций с игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым разным критериям: внешнему облику, условиям жизни, способу поведения и способу взаимодействия с ним.

      В старшей группе это различные непосредственно образовательные деятельности с включением игровой обучающей ситуации, например, игрушечный заяц (медведь и т. д.) хочет узнать у детей, как звери в лесу готовятся к зиме. Детям раздают игрушки разных диких животных (лисы, волка, медведя и т. д.), от лица которых они рассказывают, как те готовятся к зиме.  

Непосредственно образовательная деятельность  с включением игровой обучающей ситуации, цель которого - закрепление представления детей о том, что лес - это сообщество разных растений и животных, о приспособленности жизни зверей  в лесу, создается игровая ситуация, в ходе которой игрушки решают уйти жить в лес и просят детей рассказать про лес и условия жизни в нем.

      С целью расширить представления детей о лесе, о том, как зимуют  дикие животные , можно использовать, например,  игровую обучающую  ситуацию  «Красная Шапочка встречает лесных животных». Для расширения представлений детей о водном мире - игровые ситуации "Школа  водяного",  и др.

           В  непосредственно образовательная деятельность с включением игровых обучающих  ситуаций с использованием литературных персонажей и вымышленных героев используются персонажи хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Винни-Пух и др.). При создании игровых ситуаций нужно опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях.

      Данные герои являются средством, обеспечивающим решение дидактических задач, способствуют активизации познавательной деятельности детей. Например, герои попадают в ходе игр в такие ситуации, когда им необходимы знания и помощь детей. Они строят нелепые предположения, задают глупые вопросы, проявляя полную неосведомленность в событиях. Такие приемы особенно хороши тем, что дети меняют свою позицию в обучении и превращаются из обучаемых в обучающих, становясь "над" этими героями. Такое соотношение заметно придает детям уверенности в ответах. Они приобретают авторитет в своих собственных глазах.

        Проведение  непосредственно образовательной деятельности с включением игровых обучающих ситуаций  показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет не только на формирование представлений детей о животном мире, но и  на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать.

       При проведении игровых обучающих ситуаций типа - путешествий в каждом конкретном случае продумывается таким образом, что дети посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями, животными и растениями в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, "фотографируют", рассуждают. Важным является то, что игры путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.

Игровые обучающие ситуации с участием  Айболита.

             С образом доктора Айболита у дошкольников связаны представления о добром враче, который лечит животных и заботится о них. Этот игровой персонаж можно включать в игровые обучающие ситуации для работы с детьми разного возраста. В рамках игровых действий Айболит может выполнять  роль,  не только важную для экологического  образования детей, но и способствовать воспитанию доброго заботливого отношения к живым объектам. Он показывает, как нужно осматривать пациентов, ставить диагноз, устанавливать причину отклонения от нормы, определять способы лечения. Большое значение имеют и атрибуты этого игрового персонажа: белый халат, очки и борода; рецепты и ручка; чемоданчик с необходимыми атрибутами для занятия. Доктор может приезжать к больным на машине и увозить на ней пациентов в лечебницу.

             Важно иметь в виду следующее – в рамках игры совершается реальное общение с живыми объектами и их средой обитания. Настоящая обязанность врача – выяснить состояние пациента, условия, при которых возникло заболевание, дать соответствующие оценку и рекомендации, Авторитет Айболита очень велик, поэтому такая игра всегда проходит на сильном эмоциональном впечатлении.

            С данным персонажем возможно проведение НОД в форме  занятий:

  1. «Айболит осматривает животных – обитателей уголка природы», знакомящее  детей среднего и старшего дошкольного возраста с признаками плохого самочувствия питомцев живого уголка, способами помощи.
  2.  «Айболит рассказывает о здоровом образе жизни», дающем представления детям старшего дошкольного возраста о правильном питании, закаливании, значении прогулок на свежем воздухе и физических упражнений, положительном эмоциональном состоянии и влиянии всех этих факторов на здоровье человека.

Игровые обучающие ситуации с Колобком.

Колобок как герой знаменитой сказки интересен несколькими моментами: тем, что он катится через лес, встречается с лесными зверями и тем, что он хлебное изделие. Эти особенности биографии героя могут быть использованы в игровых обучающих ситуациях с детьми разного возраста.

С данным персонажем возможно проведение занятий:

  1. «Колобок знакомится с жизнью лесных обитателей», цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста, дающий представления о жизни животных в лесу.
  2. «Колобок отправляется в лес», уточняющее представления детей старшего дошкольного возраста о жизни животных в лесу, формирующее представление о лесе, как сообществе

Игровые обучающие ситуации с Вини - Пухом.

          Вини – Пух – один из самых любимых литературных героев детворы, которая знает о его приключениях по книге и мультфильмам. Он толстый, добродушный, очень любит ходить в гости, любит покушать и полакомиться медом.

     Игровые обучающие ситуации с Незнайкой.

         Дети любят Незнайку, героя сказок Н.Носова, несмотря на то, что он постоянно хвастается своими удивительными способностями, на самом деле он беспомощен, часто попадает в нелепое положение из-за отсутствия каких либо знаний Ему постоянно нужна помощь друзей. Эту особенность Незнайки легко использовать в различных игровых обучающих ситуациях, в которых кукла будет давать заведомо неверные ответы, строить неправильные предложения. Особенно успешными игровые ситуации будут в том случае, если все же Незнайка будет проявлять старание и хоть иногда, на радость детям, отвечать правильно.

С данным персонажем возможно проведение занятий:

«Что мы знаем о лете», уточняющее знание детей старшего дошкольного возраста о летнем периоде в жизни животных, трудовой сезонной деятельности людей.

Игровые обучающие ситуации с Дюймовочкой.

Дюймовочку, героиню одноименной сказки Г.-Х.Андерсена, знают многие дети. Это прелестная маленькая девочка появилась из большого чудесного цветка. Вся ее жизнь связана с растениями и некоторыми животными, о которых она может рассказать дошкольникам. В игровых ситуациях может быть использована маленькая, красиво одетая куколка.

С данным персонажем возможно проведение занятий:

«Путешествие по сказке «Дюймовочка», формирующее представления детей старшего дошкольного возраста о жизни животных – героев сказки в природе, особенностях питания, биоценозах.

Игровые обучающие ситуации с Буратино.

Деревянный мальчик Буратино хорошо знаком детям. Он никогда не унывает, поэтому у него много друзей:  Мальвина,  Артемон,  Пьеро. Игровые обучающие ситуации с участием Буратино можно организовать в зависимости от дидактической цели, которая так или иначе будет связана с его «деревянным происхождением». Лучше если и сама кукла будет деревянной.

С данным персонажем возможно проведение занятий:

 «Пожар в лесу», которое способствует закреплению  знаний о правилах поведения в лесу и поведении животных во время пожара.

Игровые обучающие ситуации с Красной Шапочкой.

 Красная Шапочка очень популярна среди детей. Её любят за то, что она добрая, навещает бабушку, носит ей угощение. Её жалеют, потому что волк ее обманывает. Красная Шапочка ходит через лес – это ее главная «экологическая» особенность, она может послужить для разработки содержания разных игровых обучающих ситуаций. Кукла Красная Шапочка есть в любом детском саду, ей только необходимо сделать дополнительную атрибутику: разнообразную одежду, корзину, грибы, ягоды, цветы.

 С данным персонажем возможно проведение ИОС:

  «Красная Шапочка встречает лесных животных», игровую ситуацию, уточняющую представления детей старшего дошкольного возраста о жизни животных в лесу, особенностях их питания, передвижения, защиты от врагов, о выведении  и заботе о своём потомстве.

Перечисленные игровые обучающие ситуации, частично апробированные в условиях ДОУ  показывают, что у детей присутствует интерес к изучению животного мира родного края. Привлечение игровых литературных персонажей повышает внимание и активность детей, позволяет создать неординарную обучающую игровую ситуацию.

Использование игровых обучающих ситуаций в педагогическом процессе детского сада, дают положительные результаты в усвоении детьми представлений о диких животных родного края.  

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Система игровых обучающих ситуаций  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с дикими животными

Примерный перспективный план использования игровых обучающих ситуаций  для формирования представлений о диких  животных  у детей старшего дошкольного возраста

Период

Название ИОС

Цель

Оборудование

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Сентябрь-октябрь

«Белки живые и игрушечные:

сравнение поведения»

Цель: выявить с детьми главные различия: живые белки живут в лесу, сами добывают себе корм, заботятся о своём потомстве; игрушечные белки – неживые, они стоят на полке в шкафу, с ними можно играть.

Игрушки-аналоги: белка.

Фотографии, картинки, слайды.

Ноябрь-Декабрь

«Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу»

Цель: дать детям реалистические представления о лесе и жизни в нем диких зайцев

Игрушки-аналоги: игрушечный зайчик, картинки про лесных зайцев

Январь-Февраль

«Школа для игрушечных зайчиков»

Цель: уточнить с детьми представление о том, что лес это сообщество разных животных. Зайцы-беляки приспособлены к жизни в лесу: круглый год питаются лесными растениями, имеют маскировочную окраску шерсти: зимой белую, летом серую (спасаются от врагов) Показать взаимодействие с другими животными.

Различные игрушечные зайчики.

Игрушка сова

Картинки, слайды

Март-Апрель

«Обитатели реки Невы»

Цель: дать детям представление о строении рыб на примере живой и игрушечной рыбок.

Деревянные рыбы

Май

«Игрушечный медведь хочет рассказать о жизни в лесу»

Цель: дать детям реалистические представления о лесе и жизни в нем медведей

Игрушечный медвведь,

Картинки

     Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей

Сентябрь-Октябрь

«Колобок знакомится с жизнью лесных обитателей»

Цель:  продолжать знакомить с жизнью  диких животных , их особенностями.

Игрушка красивый румяный колобок.

Картинки с животными и слайды: «Дикие животные»

Ноябрь-Декабрь

 «Красная Шапочка встречает лесных животных»

Цель: уточнить представления детей старшего дошкольного возраста о жизни диких животных в лесу, особенностях их питания, передвижения, защиты от врагов, выведения потомства.

Кукла Красная Шапочка, картинки, атрибуты игры.

Январь-Февраль

Кукла знакомит детей  с  жизнью  волка и медведя    в лесу

     Цель: дать детям представления о хищных животных волка и медведя, об особенностях их жизни в лесу зимой и летом (что едят, какое у них жилище, как заботятся о детенышах, как приспосабливаются  к холодному времени года – зиме),

Кукла , картины «Волчья
стая зимой», «Медвежья берлога» , «Волк с волчатами)» «Медвежья семья», шапочки волка, медведя, зайцев (по количеству детей).

Март-Апрель

Айболит  знакомит детей  с  жизнью  лисы   в лесу

    Цель: Продолжать знакомить с  особенностями жизни лисы в лесу зимой и летом

Кукла Айболит, картина «Лиса с лисятами», шапочки лисы и зайцев.

Май

Кукла-Охотник

Знакомит детей с зайцем и белкой

Цель: уточнить их представления внешнем виде зайца и белки, об особенностях их в жизни, в лесу зимой и летом

Кукла-Охотник

Шапочка лисы, шапочки зайцев. Картинки  с изображением зайцев и белок, игровые обучающие ситуации, музыка.

Игровые обучающие ситуации типа - путешествий

Сентябрь-Октябрь

Фотоохота

в лесу.

Цель: развивать у детей умение замечать разнообразные интересные объекты и  явления природы, наблюдать за их поведением.

Картинки, видеофильм.   Игровые обучающие ситуации по теме «Дикие животные», бинокли, подзорные трубы.

Ноябрь-Декабрь

Прогулка с Лесовичком

Цель:

формировать интерес к жизни диких животных, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания;

формировать бережное отношение к природе, животным.

картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, шапочки зверей (зайца, белки, волка, лисы, медведя), фонограмма музыки разного характера.

Январь-Февраль

Путешествие

По страницам Красной книги

Цель: закрепить знания детей о животном мире леса, о некоторых птицах и животных, занесенных в красную книгу.

Фотографии, иллюстрации, слайд, папка с кусочками меха животных, лист с изображением следов некоторых животных, Красная  книга

Март-Апрель

Путешествие по реке  Неве

Цель: познакомить детей с обитателями   реки

Картинки, видеофильм.

Игровые обучающие ситуации по теме «Природа», «Животные».

Май

Виртуальное посещение зоопарка

Цель: уточнить представление о знакомых диких животных, познакомить с 2-3 новыми  животными, занесенными в Красную книгу.

Картинки, игрушки-животные, рельефные фигуры животных (белого медведя, и т.д.)

Непосредственно-образовательная деятельность с включением игровых обучающих ситуаций, на которых происходят Большой интерес у детей вызывают встречи героями.Встречи с персонажами могут проходить в разное время года и способствуют расширению у детей знаний и представлений об особенностях жизни разных животных, формированию эмоционально-положительного, бережного отношения к  представителям  животного мира, умению видеть их красоту и неповторимость; знать их роль в природе и в жизни человека.

Воспитатели руководят всей игрой: следят  за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщаем игру ролевыми диалогами и игровыми действиями.

2.2. Диагностика сформированности представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

В ходе работы нами была проведена диагностика исходного уровня сформированности представлений о диких животных у старших дошкольников.  В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте  5 – 6 лет.

Материал: изображение животных  разных классов, а также с изображением стадий роста и развития животных, дидактическая игра «Зоологическое лото», модели понятий птицы, звери, насекомые.           

В процессе проведения диагностики детям были предложены следующие вопросы (задания):

  1. Назовите диких животных, которые живут у нас в лесах.

2 . Почему их называют дикими? Как они  кормятся?

3. Какие изменения происходят с дикими животными в разное время года?

4. Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы,  насекомые.

5. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных (что сначала, что потом)

6. Нужны ли животным растения? Для чего они им нужны?

7. Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?

8. Почему человек заботится о животных?

9.  Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?

10.Как вы думаете надо ли охранять диких животных, которые живут в наших лесах?

На основании системы оценки сформированности представлений у детей нами были определены следующие уровни представлений об объектах природы в баллах:

Высокий  уровень:  8 – 10 баллов

Средний уровень:   6 – 7 баллов

Низкий уровень:    4 – 5 балла

Каждый правильный ответ оценивается + или одним баллом.

Ниже на диаграммах приведены результаты диагностики сформированности представлений о диких животных у детей старшего дошкольного возраста на начало и конец учебного года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив литературу и частично апробировав игровые обучающие ситуации в условиях дошкольного образовательного учреждения,  мы пришли к выводу, что ознакомление  старших дошкольников с дикими живыми проходит более эффективно с включением разных типов  игровых обучающих ситуаций.

В отличие от отдельных игровых приемов, игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ей:

- решаются основные воспитательно-образовательные задачи;

- повышается активность детей в процессе обучения;

- снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности;

- развивается эмоциональная отзывчивость.

Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Опыт работы подтверждает преимущества игрового
обучения,по сравнению с традиционным чтением рассказов, просмотром слайдов и обсуждением картин. Дети погружаются в игровое действие, активно участвуют в создании воображаемой ситуации.  Игровые обучающие ситуации, помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игровых обучающих ситуаций  с другими формами работы, способствуют формированию у старших дошкольников осознанно-правильного  отношения к природе и ко всему живому, в том числе и к диким животным родного края.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акулинцева, Т. Будем экологически грамотными /Т. Акулинцева // Дошкольное воспитание - 1996-№ 7-36-42с.
  2. Богданец, Т. Экологические знания - первое представление о мире / Т. Богданец //Дошкольное воспитание -2003-№ 12-52с.
  3. Воронкевич,  О.А.. «Добро пожаловать в экологию» / О.А.Воронкевич. Санкт-Петербург, 2007г.
  4. Демонстрационные картинки «Дикие животные - 2»: 16 картинок с текстом на обороте. М., 2012.
  5. Зебзеева, В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей / В.А. Зебзеева . М., 2009.
  6. Зебзеева, В. А. Теория и методика экологического образования детей / В.А. Зебзеева. -  М., 2009.
  7. Казарчук,  Г. Игры в экологическом воспитании дошкольников / Г. Казарчук // Ребенок в детском саду - 2005-№ 4-54-56с.
  8. Каменева,  А.А. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей детского сада / А.А. Каменева.-М.,1983 - 137с.
  9. Костюченко,  М. Природа дарит чудеса / М. Костюченко // Дошкольное воспитание . - 2007-№10-108-112с.
  10. Лисенко,  Н.В. Практическая экология для детей / Н.В. Лисенко. Ивано-Франковск.: Версия, 1999-127с.
  11. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С. Н. Николаева . -М.: Новая школа, 1996,  46 с.
  12. Николаева,  С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /С. Н. Николаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2001- 263с.
  13. Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры/           С. Н. Николаева  // Дошкольное воспитание -1998- № 2-13-17с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей

В материале представлены фрагменты непосредственно образовательной деятельности для разных возрастных групп с использованием ИОС...

Путешествие в пустыню Африки (игровая обучающая ситуация в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия очень любят дети дошкольного возраста, усвоение новых знаний происходит в увлекательной игровой форме...

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению  игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему ...

методическая разработка «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками»

По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Осо...

Методическая разработка Игровая обучающая ситуация «Поможем Чебурашке»

Цель: упражнять в умении правильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.Оборудование: игрушка Чебурашка....