Конспект беседы в подготовительной группе «Русская народная обувь»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Толмачева Елена Вячеславна

данный материал поможет педагогам в интересной форме рассказать дошкольникам об одежде наших предков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_obuv.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект беседы в подготовительной группе

«Русская народная обувь»

Цель: формирование представлений о русской народной обуви, развитие памяти, словарного запаса, познавательного интереса, воображения и фантазии.

Ход беседы

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением народной обуви, предлагает отгадать, как она называется, после чтения рассказа.

– Самой древней обувью на Руси были простые мягкие туфли – поршни. Их делали из целого куска мягкой кожи, подбирая его по краю кожаным ремнем, которым обматывали ногу, чтобы поршни не спадали. Делали и простые башмаки – чоботы, но в основном тачали (шили) сапоги. О небрежно сделанной работе и сейчас говорят: «Два сапога – пара, и оба на левую ногу». А в те времена сапоги шились одинаковыми на обе ноги и приобретали нужную форму только в процессе носки. Сапоги носили все: и мужчины, и женщины, и дети.

Любимые на Руси сапоги сначала подшивали нитками, потом появились деревянные гвоздики, которые со временем были заменены металлическими.

Иногда использовали кожу натурального цвета, но чаще ее красили. Самым распространенным был черный цвет. Однако парадные – сафьяновые – сапоги могли быть и красными, и желтыми, и зелеными, и белыми, и голубыми.

Для холодного времени года они утеплялись войлоком. Сапоги и полусапожки (с более коротким голенищем и мягкой пяткой) надевались на онучи – куски плотной ткани, которые навертывались на ногу. (Теперь их чаще называют портянками.) Зимние онучи делали из меха, и они назывались шкарпетниками.

Валяная обувь – валенки, катанки – появилась только в XIX веке. Ее делали из овечьей шерсти. Валенки с коротким голенищем называли валяные коты, чуни, кеньги. Изготовление валенок было делом трудоемким, поэтому и стоили они довольно дорого. Небогатая семья имела, как правило, только одну пару валенок на всех, и носить их приходилось по очереди или по старшинству.

Самой распространенной обувью русского народа были лапти. Недаром говорится – «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи – несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Материал для лаптей найти было нетрудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, вяза, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Сколько же губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до пятисот тысяч пар лаптей в год!

Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка. Праздничные – из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде. Они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет.

Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Летом, отправляясь на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, – рачки или в лапти из веревки – чуни. В некоторых местностях умудрялись плести лапти даже из конского волоса – волосянки. Самыми плохонькими считались каверзни – лапти, сплетенные из ракиты.

В зависимости от времени года лапти обували на холщовые, шерстяные или суконные подмотки (онучи). Таким образом, лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или веревках из конопляного волокна – моченицах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги.

Только лапоть на обе ноги плетется, а рукавички – розни.

Плетением лаптей занимались в основном старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.

Торопясь, и лапти не сплетешь.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору – четыре дня, а зимой – десять дней. «В дорогу идти – пять пар плести», – говорили в народе. Но зато и стоили лапти дешево – не более пяти копеек (а сапоги – несколько рублей), отсюда их доступность и распространенность.

Вопросы:

– Какую обувь носили наши прапрабабушки и прапрадедушки?

– Какую обувь носили бояре?

– Почему?

– Какую обувь носили крестьяне? Почему?

– Какие пословицы вы запомнили?

– Как вы думаете, какая обувь изображена на картинке?

2. Игра «Угадай и назови».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы "Русский народный костюм"

Дети так мало знают о том, что из одежды носили на Руси. Но им это очень интересно. Проверено)))...

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Русские - народные праздничные традиции»

Закрепить знания  детей о праздниках и традициях их проведения.Закрепить знания детей о России; воспитывать любовь к русскому фольклору; формировать интерес к традициям и обычаям русского народа...

Конспект беседы по антитеррору Чтение русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок» (насильственные действия незнакомого взрослого на улице)

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Русские народные куклы"...

Конспект беседы в подготовительной группе "Пословицы и поговорки - сила народной мудрости"

Беседа проведена в рамках среднесрочного проекта "Если с другом вышел в путь..." о пословицах и поговорках о дружбе...

Развлечение с использованием русских народных игр в подготовительной группе « Русские народные игры»

Цель: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством подвижных игр....

Конспект занятия в подготовительной группе «Русские народные головные уборы»

данный материал поможет педагогам в интересной форме познакомить дошкольников с одеждой наших предков...