10. Объект экологической тропы «Зеленая аптека»
методическая разработка по окружающему миру
10. Объект экологической тропы «Зеленая аптека»
На аптекарской грядке у нас растут: календула, ромашка аптечная,
подорожник, мята с мелиссой, мать - и - мачеха, чистотел, одуванчик, тысячелистник обыкновенный.
Цель: Расширение знаний детей о лекарственных растениях, о том, что люди стали все чаще прибегать к растениям, используя их для исцеления и недугов.Воспитатель знакомит детей с лекарственными травами, с правилами их сбора и заготовки. Организует наблюдения, опыты, дидактические игры.Воспитатель в беседе с детьми рассказывает, о том, что люди стали все чаще прибегать к растениям, используя их для исцеления и недугов.Лекарственные свойства зелёные аптеки.
Дети любуются растениями, называют их части, узнают о них лечебных
свойствах. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков,
проводят тактильные обследования.
В старшем возрасте проводят сенсорное обследование частей и семян растений, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.
Объекты для наблюдений:
1 Мята перечная, лимонная.
2 Мелисса.
3 Мать-и-мачеха.
4 Календула.
6 Ромашка аптечная.
7 Подорожник.
8 Чистотел.
9. Одуванчик
10. Тысячелистник обыкновенный
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением,
- рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев.
- Рассматривание и сбор семян растений.
- Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме.
- Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.
- Игры с детьми: «Мы растения», «Чем полезна», «Чей листочек».
- Сенсорное развитие детей.
Ромашка
Биологические особенности:
• Цветок, относится к семейству сложноцветковых, потому что множество мелких листьев составляют один крупный сложный цветок. Белые лепестки ромашки обрамляют ярко-желтый глазок. Сердечко ромашки снизу похоже на блюдечко, только не гладкое, а чешуйчатое, покрытое мелкими листочками. А сверху желтый кружочек состоит из множества маленьких столбиков.
Многолетнее растение. Размножается семенами и делением корневища.
Цветет июль - август.
Где растет:
- В природе растет на солнечных лесных опушках, полянках, вырубках, в лугах и полях.
- Человек выращивает на клумбах.
Ромашка и животные:
Пчелы, бабочки, шмели видят ромашку издалека и летят к ней за медом. Они опускаются на крупные белые лепестки, пьют сок из маленьких желтых цветочков, собранных в крупную розетку в центре ромашки.
Загадки и стихи о ромашке:
Стоят в поле сестрички,
Как, ромашка, ты мила!
Желтый глазок,
Твоя кофточка бела,
Белые реснички.
Воротник золотой,
На нас смотрит с добротой!
Мать и мачеха
Биологические особенности:
Распускается раньше всех трав. Невысокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Настоящие крупные листья появляются позже, в середине лета, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, темно-зеленые. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло, словно приласкала тебя ласковая матушка; верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. Цветы собраны в крупное соцветие, потому что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, чтобы противостоять ненастью. Когда цветок мать-и-мачехи отцветет, он превратится в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой-парашютиком, который
помогает семечку улететь подальше.
Цветы открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь - берегут капельку сладкого драгоценного нектара.
Где растет:
- На солнечных глинистых оврагах.
- На грядке.
Мать - и - мачеха и животные:
Недавно проснувшиеся после долгой суровой зимы пчелы и шмели летят к цветам мать-и-мачехи за медом и, перелетая с цветка на цветок, опыляют их.
Целебные свойства:
Полезно пить настой (чай) для очищения легких.
- Листья, приложенные к груди, вытягивают жар.
- Положенные на нарывы листья вытягивают жар, красноту и вредные вещества.
- Порошок из сушеных листьев можно добавлять в пищу.
Мята перечная
Биологические особенности:
Многолетнее травянистое растение высотой до 100 сантиметров, с четырехгранными прямостоячими стеблями и довольно мощным ветвистым корневищем. Листья супротивные короткочерешковые, зубчатые по краю, удлиненно-яйцевидные, длиной 3-8 см и шириной 1,5-2 см. Сверху листья темно-зеленые, снизу более светлые. Бледно-фиолетовые мелкие цветки собраны в сложные мутовки. Зацветает в июле.
Целебные свойства:
- Мята полезна при ряде желудочных заболеваний.
- Препараты мяты назначают при спастических колитах, энтероколитах, заболеваниях печени и желчного пузыря.
- Заготавливают верхушки мяты с листочками в период бутонизации или начала цветения.
Одуванчик
Биологические свойства:
Вначале появляются зеленые розетки удлиненных неправильно выемчатых листьев с хорошо заметной срединной жилкой. После развития листовой розетки из ее середины начинает расти и быстро удлиняться трубчатый цветонос с бутоном на конце. Летом золотистые соцветия одуванчика превращаются в белые пушистые шарики - это на созревших семенах появились летучки-«парашютики». Листья нежны и богаты витаминами.
Салат из листьев одуванчика стимулирует выделение желчи и улучшает аппетит.
Где растет:
- На лугах, в садах, на газонах парков, вдоль дорог.
Целебные свойства:
- Используют в основном высушенные корни.
- Настой корней применяют для возбуждения аппетита, при запорах, как желчегонное средство.
- Корни собирают в сентябре-октябре.
Календула
Биологические особенности:
Однолетнее травянистое растение высотой 50-60 см, семейства сложноцветных. Цветок ярко-оранжевого цвета с желтой серединкой. Лепестки мелкие и собраны в чашечку, слегка опушены. Размножается семенами. Неприхотливо, но любит плодородную, увлажненную почву и хорошо освещенные участки. Цветки заготавливают в течение всего лета. Собирают свежераспустившиеся корзинки.
Целебные свойства :
- Благодаря спазмолитическим свойствам это растение расслабляет гладкую мускулатуру желудка, кишечника.
- Наружно препараты и настои используют в виде полосканий и примочек при воспалении и кровоточивости десен, пародонтозе, а также при ангине и тонзиллите.
- Свежий сок рекомендуют при ушибах и ожогах.
- Внутрь препараты и настои назначают как противовоспалительное, заживляющее, спазмолитическое средство.
Подорожник
Биологические особенности:
Лист подорожника большой, продолговатый с толстыми прожилками.
В начале лета над листьями подорожника станут подыматься стрелочки-стебельки. На верхушке каждой такой стрелочки мелкие цветочки, собранные в узкий колосок. Цветочки эти совсем неприметны, затем в колосках созреют семена. Многолетнее травянистое растение, высотой 40 см.
Где растет: назвали подорожник так за то, что селится по разным дорогам, не боится жары.
Целебные свойства:
- Лист подорожника используют в виде примочек для заживления ран.
- Препараты из листьев подорожника оказывают противовоспалительное болеутоляющее действие, стимулируют секрецию желудка.
- Назначают при заболеваниях органов дыхания в качестве отхаркивающего средства.
- Рекомендуется при перебоях в работе сердца, при заболеваниях желудка, селезенки и почек.
- Целебные свойства растения сконцентрированы в подземной части растения, которая состоит из короткого корневища с много численными тонкими корнями.
- Корневища заготавливают осенью.
Тысячелистник обыкновенный
Биологические особенности:
многолетнее травянистое растение высотой до 20-80 см со своеобразным запахом, с ползучим разветвленным шнуровидным корневищем, с почти неветвистыми тонкими корнями и подземными побегами. Прикорневые листья крупные черешковые с ланцетовидным контуром, опушенные.
Соцветия мелкие многочисленные корзинки, собранные в щитки на верхушке стебля и его разветвлений. В корзинке краевые цветки язычковые пестичные, белые, реже розовые, их пять. Внутренние цветки трубчатые, обоеполые, желтые. Плод – семянка длиной 1,5-2 мм, продолговатая или обратнояйцевидная, сплюснутая, голая, без хохолка, серебристо-серая. Цветет с начала июля до поздней осени, плодоносит с августа.
Где растет:
Растет на свежих песчаных и суглинистых почвах по опушкам, полянам, просекам в разреженных лесах, по обочинам дорог, на пустырях, в парках, садах, лесополосах, населенных пунктах.
Целебные свойства:
В народной медицине тысячелистник известен как укрепляющее и успокоительное средство, обладающее мочегонным и потогонным действием. Его используют при лечении диспепсии, поносов, заболеваний желудка и кишечника, воспалительных процессов в почках и мочевыводящих путях, почечнокаменной болезни, ночном недержании мочи, ночных поллюциях, гинекологических воспалительных заболеваниях, а также при малярии, для регуляции менструального цикла и стимуляции лактации, как противоглистное средство. Свежий сок тысячелистника обыкновенного, вместе с медом с медом, принимают для улучшения аппетита, при туберкулезе, анемии, заболеваниях печени, сопровождаемых желтухой.
Тысячелистник употребляют внутрь при головокружении, тошноте, головной боли, бессоннице, истерии, артритах, невралгиях. Ванны с отваром тысячелистника назначают при чесотке и чешуйчатом лишае. Отваром цветков умываются для устранения угрей.
Д/и «Угадай растение».
Цель: Описать внешний вид растений и находить их по описанию.
Кто быстрее?
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).
Ход игры: Воспитатель раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
Найди по описанию
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
Дидактические игры, способствующие закреплению знаний полученных на экологической тропе
Скорая помощь (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
Юные художники
Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.
Следопыты
Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?
Кипрей (Иван-чай)
Загадки про лекарственные и полезные травы:
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый...
(Одуванчик)
Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок
(Мать-и-мачеха)
Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать.
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
Ответ: Тысячелистник
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
Ответ: Подорожник
Ноготок короток,
А сквозь землю прошел -
Шапку золота нашел.
Ответ: Календула
Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(Мята)
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел)
У жёлтенького солнышка
Лучи не горячи,
У жёлтенького солнышка
Белые лучи. (Ромашка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10. Зеленая аптека | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
10. Объект экологической тропы «Зеленая аптека»
На аптекарской грядке у нас растут: календула, ромашка аптечная,
подорожник, мята с мелиссой, мать - и - мачеха, чистотел, одуванчик, тысячелистник обыкновенный.
Цель: Расширение знаний детей о лекарственных растениях, о том, что люди стали все чаще прибегать к растениям, используя их для исцеления и недугов.Воспитатель знакомит детей с лекарственными травами, с правилами их сбора и заготовки. Организует наблюдения, опыты, дидактические игры.Воспитатель в беседе с детьми рассказывает, о том, что люди стали все чаще прибегать к растениям, используя их для исцеления и недугов.Лекарственные свойства зелёные аптеки.
Дети любуются растениями, называют их части, узнают о них лечебных
свойствах. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков,
проводят тактильные обследования.
В старшем возрасте проводят сенсорное обследование частей и семян растений, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.
Объекты для наблюдений:
1 Мята перечная, лимонная.
2 Мелисса.
3 Мать-и-мачеха.
4 Календула.
6 Ромашка аптечная.
7 Подорожник.
8 Чистотел.
9. Одуванчик
10. Тысячелистник обыкновенный
Рекомендации по организации работы с детьми:
- Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением,
- рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев.
- Рассматривание и сбор семян растений.
- Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме.
- Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.
- Игры с детьми: «Мы растения», «Чем полезна», «Чей листочек».
- Сенсорное развитие детей.
Ромашка
Биологические особенности:
• Цветок, относится к семейству сложноцветковых, потому что множество мелких листьев составляют один крупный сложный цветок. Белые лепестки ромашки обрамляют ярко-желтый глазок. Сердечко ромашки снизу похоже на блюдечко, только не гладкое, а чешуйчатое, покрытое мелкими листочками. А сверху желтый кружочек состоит из множества маленьких столбиков.
Многолетнее растение. Размножается семенами и делением корневища.
Цветет июль - август.
Где растет:
- В природе растет на солнечных лесных опушках, полянках, вырубках, в лугах и полях.
- Человек выращивает на клумбах.
Ромашка и животные:
Пчелы, бабочки, шмели видят ромашку издалека и летят к ней за медом. Они опускаются на крупные белые лепестки, пьют сок из маленьких желтых цветочков, собранных в крупную розетку в центре ромашки.
Загадки и стихи о ромашке:
Стоят в поле сестрички,
Как, ромашка, ты мила!
Желтый глазок,
Твоя кофточка бела,
Белые реснички.
Воротник золотой,
На нас смотрит с добротой!
Мать и мачеха
Биологические особенности:
Распускается раньше всех трав. Невысокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода, к стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики. Настоящие крупные листья появляются позже, в середине лета, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, темно-зеленые. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло, словно приласкала тебя ласковая матушка; верхняя часть листа гладкая, холодная, словно прикосновение суровой мачехи. Цветы собраны в крупное соцветие, потому что каждый цветок в отдельности слишком мал и хрупок, чтобы противостоять ненастью. Когда цветок мать-и-мачехи отцветет, он превратится в белую пушистую шапочку. Каждое семечко снабжено природой маленькой воздушной пушинкой-парашютиком, который
помогает семечку улететь подальше.
Цветы открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь - берегут капельку сладкого драгоценного нектара.
Где растет:
- На солнечных глинистых оврагах.
- На грядке.
Мать - и - мачеха и животные:
Недавно проснувшиеся после долгой суровой зимы пчелы и шмели летят к цветам мать-и-мачехи за медом и, перелетая с цветка на цветок, опыляют их.
Целебные свойства:
Полезно пить настой (чай) для очищения легких.
- Листья, приложенные к груди, вытягивают жар.
- Положенные на нарывы листья вытягивают жар, красноту и вредные вещества.
- Порошок из сушеных листьев можно добавлять в пищу.
Мята перечная
Биологические особенности:
Многолетнее травянистое растение высотой до 100 сантиметров, с четырехгранными прямостоячими стеблями и довольно мощным ветвистым корневищем. Листья супротивные короткочерешковые, зубчатые по краю, удлиненно-яйцевидные, длиной 3-8 см и шириной 1,5-2 см. Сверху листья темно-зеленые, снизу более светлые. Бледно-фиолетовые мелкие цветки собраны в сложные мутовки. Зацветает в июле.
Целебные свойства:
- Мята полезна при ряде желудочных заболеваний.
- Препараты мяты назначают при спастических колитах, энтероколитах, заболеваниях печени и желчного пузыря.
- Заготавливают верхушки мяты с листочками в период бутонизации или начала цветения.
Одуванчик
Биологические свойства:
Вначале появляются зеленые розетки удлиненных неправильно выемчатых листьев с хорошо заметной срединной жилкой. После развития листовой розетки из ее середины начинает расти и быстро удлиняться трубчатый цветонос с бутоном на конце. Летом золотистые соцветия одуванчика превращаются в белые пушистые шарики - это на созревших семенах появились летучки-«парашютики». Листья нежны и богаты витаминами.
Салат из листьев одуванчика стимулирует выделение желчи и улучшает аппетит.
Где растет:
- На лугах, в садах, на газонах парков, вдоль дорог.
Целебные свойства:
- Используют в основном высушенные корни.
- Настой корней применяют для возбуждения аппетита, при запорах, как желчегонное средство.
- Корни собирают в сентябре-октябре.
Календула
Биологические особенности:
Однолетнее травянистое растение высотой 50-60 см, семейства сложноцветных. Цветок ярко-оранжевого цвета с желтой серединкой. Лепестки мелкие и собраны в чашечку, слегка опушены. Размножается семенами. Неприхотливо, но любит плодородную, увлажненную почву и хорошо освещенные участки. Цветки заготавливают в течение всего лета. Собирают свежераспустившиеся корзинки.
Целебные свойства :
- Благодаря спазмолитическим свойствам это растение расслабляет гладкую мускулатуру желудка, кишечника.
- Наружно препараты и настои используют в виде полосканий и примочек при воспалении и кровоточивости десен, пародонтозе, а также при ангине и тонзиллите.
- Свежий сок рекомендуют при ушибах и ожогах.
- Внутрь препараты и настои назначают как противовоспалительное, заживляющее, спазмолитическое средство.
Подорожник
Биологические особенности:
Лист подорожника большой, продолговатый с толстыми прожилками.
В начале лета над листьями подорожника станут подыматься стрелочки-стебельки. На верхушке каждой такой стрелочки мелкие цветочки, собранные в узкий колосок. Цветочки эти совсем неприметны, затем в колосках созреют семена. Многолетнее травянистое растение, высотой 40 см.
Где растет: назвали подорожник так за то, что селится по разным дорогам, не боится жары.
Целебные свойства:
- Лист подорожника используют в виде примочек для заживления ран.
- Препараты из листьев подорожника оказывают противовоспалительное болеутоляющее действие, стимулируют секрецию желудка.
- Назначают при заболеваниях органов дыхания в качестве отхаркивающего средства.
- Рекомендуется при перебоях в работе сердца, при заболеваниях желудка, селезенки и почек.
- Целебные свойства растения сконцентрированы в подземной части растения, которая состоит из короткого корневища с много численными тонкими корнями.
- Корневища заготавливают осенью.
Тысячелистник обыкновенный
Биологические особенности:
многолетнее травянистое растение высотой до 20-80 см со своеобразным запахом, с ползучим разветвленным шнуровидным корневищем, с почти неветвистыми тонкими корнями и подземными побегами. Прикорневые листья крупные черешковые с ланцетовидным контуром, опушенные.
Соцветия мелкие многочисленные корзинки, собранные в щитки на верхушке стебля и его разветвлений. В корзинке краевые цветки язычковые пестичные, белые, реже розовые, их пять. Внутренние цветки трубчатые, обоеполые, желтые. Плод – семянка длиной 1,5-2 мм, продолговатая или обратнояйцевидная, сплюснутая, голая, без хохолка, серебристо-серая. Цветет с начала июля до поздней осени, плодоносит с августа.
Где растет:
Растет на свежих песчаных и суглинистых почвах по опушкам, полянам, просекам в разреженных лесах, по обочинам дорог, на пустырях, в парках, садах, лесополосах, населенных пунктах.
Целебные свойства:
В народной медицине тысячелистник известен как укрепляющее и успокоительное средство, обладающее мочегонным и потогонным действием. Его используют при лечении диспепсии, поносов, заболеваний желудка и кишечника, воспалительных процессов в почках и мочевыводящих путях, почечнокаменной болезни, ночном недержании мочи, ночных поллюциях, гинекологических воспалительных заболеваниях, а также при малярии, для регуляции менструального цикла и стимуляции лактации, как противоглистное средство. Свежий сок тысячелистника обыкновенного, вместе с медом с медом, принимают для улучшения аппетита, при туберкулезе, анемии, заболеваниях печени, сопровождаемых желтухой.
Тысячелистник употребляют внутрь при головокружении, тошноте, головной боли, бессоннице, истерии, артритах, невралгиях. Ванны с отваром тысячелистника назначают при чесотке и чешуйчатом лишае. Отваром цветков умываются для устранения угрей.
Д/и «Угадай растение».
Цель: Описать внешний вид растений и находить их по описанию.
Кто быстрее?
Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.
Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения.
Материал для игры: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).
Ход игры: Воспитатель раскладывает в групповой комнате карточки с изображением разных растений. Называет одно из имеющихся растений. Например, одуванчик. Дети собирают все карточки с изображением одуванчика. Побеждает тот, кто быстрее найдет названное растение.
Найди по описанию
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
Дидактические игры, способствующие закреплению знаний полученных на экологической тропе
Скорая помощь (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
Юные художники
Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.
Следопыты
Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?
Кипрей (Иван-чай)
Загадки про лекарственные и полезные травы:
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый...
(Одуванчик)
Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок
(Мать-и-мачеха)
Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать.
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
Ответ: Тысячелистник
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
Ответ: Подорожник
Ноготок короток,
А сквозь землю прошел -
Шапку золота нашел.
Ответ: Календула
Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(Мята)
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел)
У жёлтенького солнышка
Лучи не горячи,
У жёлтенького солнышка
Белые лучи. (Ромашка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Зеленая аптека». в старшей компенсирующей группе
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы. Исследовани...
Экологический проект "Зеленая аптека"
Формировать у дошкольников представления о разнообразии растительного мира родного края, его пользе для здоровья....
Экологический проект: «Зеленая аптека на службе человека» для детей старшего дошкольного возраста.
Я считаю, что данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанник...
Экологический проект "Зеленая аптека"
Экологический познавательно- экспериментальный проектв группе раннего возраста «Зеленая аптека» Сроки реализации проекта: с 24.04.17 по 26.05.(краткосрочный)Разработчик проекта: Гудко...
Паспорт объекта экологической тропы. Объект: «Береза - символ России»
Создать условия для наблюдения за березой, дать информацию о полезности данного дерева, формировать чувство бережного отношения к природе....
«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».
Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада....
Буклет экологическая тропа "Зеленая аптека"
Консультация для родителей буклет экологическая тропа "Зеленая аптека"- в целях экологическогообразования на территории нашего детского сада №20 г. Оренбурга создана эколоническая тропа, кот...