КОНСПЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПЕРВОЦВЕТЫ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в подготовительной к школе группе
«В весеннем лесу. Первоцветы»
Цель: развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами.
Задачи:
- познакомить детей с первоцветами : подснежником, крокусами, мать-и-мачехой, медуницей, примулой;
- закрепить знание о первоцветах : подснежниках, пролеске, крокусах, мать- и-мачехе, медунице, примуле;
- зкрепление представлений о весне, солнце, весеннем лесе, о приметах весны;
- продолжать совершенствовать монологическую форму речи, упражнять в подборе прилагательных.
- Развивать умения детей проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
- способствовать обогащению и активации словаря по теме занятия;
- воспитание бережного отношения к природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Настал новый день. Давайте возьмемся за руки, передадим друг другу красивую улыбку и пожелаем друг другу и нашим гостям «Доброе утро!». Я желаю сегодня узнать вам много нового и интересного.(САДЯТСЯ)
1-часть
В. «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод Зимы».
В.Ребята, как вы думаете, какое чудо поможет Весне победить зиму?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Загадка:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (ПРИКЛЕИТЬ СОЛНЫШКО)
В. Правильно, ребята это солнышко.
В. А вы знаете, какое оно весеннее солнышко, на что похоже?
Поиграем в игру «Сравни и назови».
Проводится игра «Сравни и назови»
(Приклеивает по одному лучику каждый ребенок, чтобы на доске получилось солнышко)
Солнце жёлтое, как (одуванчик, лимон, и т.д)
Солнце круглое, как (мячик, шарик, клубок)
Солнце ласковое, как (мама, бабушка).
Солнце румяное, как (яблоко, блинчик и т.д)
Проводится игра с мячом «Подскажи словечко».
(Приклеивает по одному лучику каждый ребенок, чтобы на доске получилось солнышко)
Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)
Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Физкультминутка «Дикие животные».
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайте ручки вверх, Шевелитесь, пальчики,
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Так лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише,
Притихнем, словно в норках мыши.
2-часть
В.Ребята, у нас появилось такое красивое весеннее солнышко! А хотите, чтобы у нас появилась и весенняя полянка? Для этого мы отправимся в весенний лес:
Хотите?(да)
В.Тогда, присаживайтесь на пенечки, закрывайте глазки, представьте, что мы попали в весенний лес(звучит спокойная, релаксирующая музыка) какое голубое небо над нами, как весело поют птички, как ярко светит солнышко, какая красота кругом. Насчет 3 вы откроете глаза, раз, два, три – открывайте глаза.
В.Мы с вами в лесу. Что можно услышать, увидеть и почувствовать в весеннем лесу? Что такое лес?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
В. Правильно: — лес это место, где растёт много растений, деревьев, кустарников, цветов, это дом для многих животных и птиц.
В.Скажите, какой бывает лес?Лиственный (берёза, осина, бук, клён, вяз) , Хвойный (ёлка, сосна, огромные ели) и смешанный.
3- часть:
В. «Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы.
Почему эти цветы называют первоцветами? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
(ПРИКЛЕИВАЕМ ЦВЕТОЧКИ)
Но люди рвут первые цветы и топчут, а нам цветам от этого очень грустно.
В.Как мы можем помочь первоцветам? Что нам для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы).
В.Сегодня мы поговорим о некоторых из них, но сначала посмотрим иллюстрации первых весенних цветов. (ПОДХОДЯТ К СТОЛУ)
В.Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы. Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.
1.Весенним солнечным деньком
В забытом парке городском,
В густых кустах орешника
Проснулись три подснежника.
Раскрыли скромные свои
Бутоны нежной синевы
И робко прошептали:
«Скажите, нас тут ждали?»
В. Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.
2.Крокус первый из цветов,
Что весной цвести готов,
Из земли листочки тянет,
На морозе он не вянет.
Воспитатель: Один из первых весенних цветков называется крокусом. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом. Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней.
3.У апреля первенцы-цветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Желтые цветочки от земли.
Лепестки похожи на лучи,
К вечеру сожмутся в кулачки.
Утром в небе солнышко взойдет,
Цветик кулачок свой разожмёт.
Лишь головку к солнцу приподнял –
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки Земли
Мать-и-мачехой в народе нарекли.
В. Сейчас я расскажу, почему он так называется:
Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха»). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать». Является лекарственным растением.
В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу.
4.Медуница, весеница!
Неба синего сестрица.
Как нежны твои листочки!
Как сладки твои цветочки!
В. Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле.Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.
5.Чуть первый жаворонка привет
Раздался с неба чист и звонок,
Уж самый ранний первоцвет
Из золотых блеснул пелёнок.
В. Этот цветок – примула. Примулу в народе их называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.
Физкультминутка «Дикие животные».
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайте ручки вверх, Шевелитесь, пальчики,
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Так лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише,
Притихнем, словно в норках мыши.
В. Давайте повторим названия первоцветов, с которыми мы познакомились. Я загадываю загадку, а вы отгадайте.
(ПРИКЛЕИВАЕМ ЦВЕТОЧКИ)
1.Снег не весь еще сошел,
Обогрелся чуть песок,
А на нем уже расцвел
Желтый маленький цветок.
Я гадаю, что за цвет -
Одуванчик или нет?
Если он, то очень странно,
Почему цветёт так рано? (Мать-и-мачеха)
2.Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
3. Мы в лесок пойдем, там цветок найдем
Сладкое название, синий огонек
Что же это за цветок. (Медуница)
4.К акой красивый, озорной.
Растёт, из снега вылез.
Он смелый очень, он лесной.
Как он морозы вынес?
У стал под снегом замерзать,
Скорей на солнце - луч поймать
Первоцвет весенний, ключик от весны,
Не тебе ли снятся, золотые сны. (Примула)
Вот какая весенняя полянка у нас получилась!
Вот и закончилось наше путешествие по весеннему лесу мне очень понравилось,как вы играли ,отгадывали загадки, отвечали на вопросы. Спасибо!
Давайте нарисуем весеннюю полянку из первоцветов!
ЧТО МОЖНО УСЛЫШАТЬ ВЕСНОЙ В ЛЕСУ?
Начните предложение со слов:
«Весной в лесу можно услышать, как звенит капель»
Д - «Весной в лесу можно услышать, как трещат ветки деревьев»
Д - «Весной в лесу можно услышать, как шумит ветер»
Д - «Весной в лесу можно услышать, как журчит ручей»
Д - «Весной в лесу можно услышать, как поют птицы»
Д - «Весной в лесу можно услышать, как жужжат насекомые»
В – молодцы, вы назвали все звуки, которые мы можем услышать весной в лесу.
ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ ВЕСНОЙ В ЛЕСУ?
Начните предложение со слов:
«Весной в лесу можно увидеть как…»
Д - «Весной в лесу можно увидеть, как набухают почки на деревьях»
Д - «Весной в лесу можно увидеть, как распускаются подснежники»
Д - «Весной в лесу можно увидеть, как появляются первые проталины»
Д - «Весной в лесу можно увидеть, как прилетают птицы»
Д - «Весной в лесу можно увидеть, как солнце светит ярче»
В – молодцы вы вспомнили все, что мы можем увидеть весной в лесу.
ЧТО МОЖНО ПОЧУВСТВОВАТЬ ВЕСНОЙ В ЛЕСУ?
Начните предложение со слов:
«Весной в лесу можно почувствовать …»
Д -«Весной в лесу можно почувствовать как пахнут первые листочки»
Д -«Весной в лесу можно почувствовать аромат первой травы»
Д -«Весной в лесу можно почувствовать запах первой грозы»
Д -«Весной в лесу можно почувствовать благоухание первоцветов»
Д -«Весной в лесу можно почувствовать запах прелой земли»
Д -«Весной в лесу можно почувствовать аромат талой воды»
В – молодцы вы вспомнили все приметы, которые мы можем почувствовать в весеннем лесу.
4- часть
«Сегодня я отправилась(ся) в весенний лес. Я услышал(а), как звенит капель, трещат ветки деревьев, шумит ветер, журчит ручей, поют птицы, жужжат насекомые. А ещё я увидел(а) в лесу, как набухают почки на деревьях, как распускаются подснежники, появляются первые проталины, прилетают птицы, солнце светит ярче. А ещё почувствовал(а) в лесу, как пахнут первые листочки. Почувствовал(а) аромат первой травы, запах первой грозы, благоухание первоцветов, запах прелой земли, аромат талой воды. И сейчас у меня радостное настроение.»
Мне так хочется нарисовать этот красивый весенний лес, а вам?(да)
Теперь я думаю, вы готовы рассказать о том, что вы слышали. Видели и чувствовали, находясь в весеннем лесу, чтобы потом передать это в своем рисунке.
Я предлагаю начать рассказ так…
«Сегодня я отправилась в путешествие по весеннему лесу. В лесу я услышала как…
Д –как звенит капель, трещят деревья, шумит ветер, журчит ручей, поют птицы, жужжат насекомые.
Второй ребёнок «Ещё я там увидел(а), как набухают почки, распускаются подснежники, появляются первые проталины, прилетают птицы, солнце светит ярче.
Третий ребёнок «А ещё в лесу я почувствовал(а), как пахнут первые листочки, аромат первой травы, запах первой грозы, благоухание первоцветов, запах прелой земли, аромат талой воды.
5- часть
В – ребята теперь нам надо закончить рассказ. А заканчиваем мы рассказы тем, что выражаем, описываем свои чувства.
Какое настроение у вас сейчас?
Д – И сейчас у меня (весёлое, радостное, счастливое, солнечное, игривое) настроение.
В – Кто хочет рассказать рассказ полностью?
Д – «Сегодня я отправилась(ся) в весенний лес. Я услышал(а), как звенит капель, трещат ветки деревьев, шумит ветер, журчит ручей, поют птицы, жужжат насекомые. А ещё я увидел(а) в лесу, как набухают почки на деревьях, как распускаются подснежники, появляются первые проталины, прилетают птицы, солнце светит ярче. А ещё почувствовал(а) в лесу, как пахнут первые листочки. Почувствовал(а) аромат первой травы, запах первой грозы, благоухание первоцветов, запах прелой земли, аромат талой воды. И сейчас у меня радостное настроение.»
«Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы.
Почему эти цветы называют первоцветами?
Но люди рвут первые цветы и топчут, а нам цветам от этого очень грустно.
- Как мы можем помочь первоцветам? Что нам для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы).
- А какие первоцветы растут у нас в лесах (Ответы детей)
2. Содержательный этап
Воспитатель:
Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы. Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.
1.Весенним солнечным деньком
В забытом парке городском,
В густых кустах орешника
Проснулись три подснежника.
Раскрыли скромные свои
Бутоны нежной синевы
И робко прошептали:
«Скажите, нас тут ждали?»
Воспитатель: Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.
2.Крокус первый из цветов,
Что весной цвести готов,
Из земли листочки тянет,
На морозе он не вянет.
Воспитатель: Один из первых весенних цветков называется крокусом. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом. Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней.
3.У апреля первенцы-цветы
Всюду на лужайках расцвели.
К солнцу поднимают стебельки
Желтые цветочки от земли.
Лепестки похожи на лучи,
К вечеру сожмутся в кулачки.
Утром в небе солнышко взойдет,
Цветик кулачок свой разожмёт.
Лишь головку к солнцу приподнял –
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки Земли
Мать-и-мачехой в народе нарекли.
Воспитатель: Как вы думаете, почему цветок имеет такое название? (Ответы детей)
Воспитатель: В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу. Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха»). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать». Является лекарственным растением.
4.Медуница, весеница!
Неба синего сестрица.
Как нежны твои листочки!
Как сладки твои цветочки!
Воспитатель: Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле.Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.
5.Чуть первый жаворонка привет
Раздался с неба чист и звонок,
Уж самый ранний первоцвет
Из золотых блеснул пелёнок.
Воспитатель: Этот цветок – примула. Примулу в народе их называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.
5.Воспитатель: Давайте повторим названия первоцветов, с которыми мы познакомились. Я загадываю загадку.
1.Снег не весь еще сошел,
Обогрелся чуть песок,
А на нем уже расцвел
Желтый маленький цветок.
Я гадаю, что за цвет -
Одуванчик или нет?
Если он, то очень странно,
Почему цветёт так рано? (Мать-и-мачеха)
2.Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
3. Мы в лесок пойдем, там цветок найдем
Сладкое название, синий огонек
Что же это за цветок. (Медуница)
4.К акой красивый, озорной.
Растёт, из снега вылез.
Он смелый очень, он лесной.
Как он морозы вынес?
У стал под снегом замерзать,
Скорей на солнце - луч поймать
Первоцвет весенний, ключик от весны,
Не тебе ли снятся, золотые сны. (Примула)
Вот и закончилось наше путешествие по весеннему лесу. Мне очень понравились ваши рассказы о том что вы слышали, видели и почувствовали, гуляя в лесу. Как играли и отгадывали загадки. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Первоцветы».
Закрепить представления детей о первоцветах, умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений. Расширить кругозор детей, способствовать развитию познавательных способностей. Продолжат...
конспект НОД в подготовительной группе "Первоцветы"
Первоцветы...
Презентация для детей старшей и подготовительной групп "Первоцветы Ленинградской области. Мать-и-мачеха"
В презентации кратко изложена информация об одном из самых распространненых первоцветов - мать и мачехе. Материал дан в сжатой, доступной для детей этого возраста форме. весь материал проиллюстр...
Конспект НОД в подготовительной группе «Первоцветы»
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами.Задачи:- познакомить детей с п...
Конспект НОД с применением ИКТ в подготовительной группе «Первоцветы»
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами....
Проект краткосрочный в подготовительной группе "Первоцветы"
Знакомство детей в подготовительной группе с первоцветами...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Первоцветы"
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Первоцветы"....