Экологическая игра-путешествие "Там горы высокие"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Становление начал экологической культуры дошкольников, развитие экологического сознания, мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_tam_goy_vysokie2.docx | 258.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра-путешествие :«Там горы высокие…»
Цель: Становление начал экологической культуры дошкольников, развитие экологического сознания, мышления, формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
- учить основам взаимодействия с природой;
- повышать уровень экологической культуры.
- способствовать развитию речи, внимания;
- упражнять в звукоподражании;
- способствовать развитию умения давать полный содержательный ответ на вопросы.
- способствовать воспитанию любви и интереса к природе;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, чувства доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает;
- способствовать воспитанию эстетического вкуса, познавательного интереса;
- способствовать воспитанию у детей чувства радости, веселья от совместно проведенного досуга.
Материалы и оборудование: макет вулкана, глобус, проектор, карточки,камни.
Дети входят на в музыкальный зал(украшен шарами) садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте,Ребята!Рада нашей встрече! Пожалуйста, будьте внимательными и активными. Вас ждет много интересного!
Начну с загадки. Если скалы и хребты Гордо смотрят с высоты, Речки быстрые бегут, Камнепады там и тут. Ну, какие разговоры - Знаешь ты, что это … (горы)
Воспитатель: Да, это горы. Горы бывают разные. Горы есть и в нашей стране… (Стук в дверь)
Воспитатель: По-моему, к нам кто-то пришёл.
(Заходит Незнайка)
Воспитатель: Здравствуй Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята
В- ль: а что это у тебя в руках? (сумка с глобусом)
Незнайка: Посмотрите, что у меня тут. Нет лучше послушайте следующую загадку.
Незнайка загадывает загадку:
На ноге стоит одной, Крутит, вертит головой, Нам показывает страны, Горы, реки, океаны. Что это? (Глобус). СЛАЙД
Воспитатель: Правильно.
Незнайка: А Почему глобус раскрашен разными цветами?
В-ль: Давайте рассмотрим глобус. (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).
- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).
Незнайка: Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)
В –ль: Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)
--- Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет. . Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. В результате образуются острова, горы. )
(воспитатель раздаёт лоскуты, платочки)
Возьмите ткань и представьте, что это – земная кора. Теперь приведите в движение «земную кору». (платочки)( положить на колени и пошевелить кистью под платком)
(Дети выполняют движения под платком) Воспитатель: Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится и начинают расти «горы», а между ними образуются глубокие «ущелья». Примерно так происходит и в природе.
Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается. Вулкан это большая гора с крутыми склонами. Какой формы вулкан? (конус) Для демонстрации опыта был подготовлен макет спящего вулкана. - Похож? … Чем? … (формой, сверху есть отверстие). Вулкан конусообразной формы. Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно понаблюдать за извержением лавы на нашем макете, "оживить" его. Ребята, кажется наш вулкан «оживает», вы хотите чтобы он ожил давайте отойдем подальше от вулкана, но для этого вы должны мне помочь и так все руками хлопаем, все ногами топаем. (дети наблюдают извержение вулкана)
Показ « ИЗВЕржение вулкана»
Поэтапная схема проведения опыта. Чтобы разбудить вулкан, надо: 1. положить 1 чайную ложку красного пищевого красителя
2. положить в жерло вулкана 1 чайную ложку пищевой соды 3. добавить пол чайной ложки лимонной кислоты 4. добавить ложкой воду.
Незнайка: А поиграйте со мной! ( у стульев)
Здравствуй правая рука, -дать правую руку соседу справа Здравствуй левая рука, - дать левую руку соседу слева Здравствуй, здравствуй милый друг! - держатся за руки все вместе Мы стоим рука в руке, -поднять руки вверх Вместе мы большая лента, -перестроиться в прямую линию Можем маленькими быть -присесть, руки не опуская Можем мы большими быть… -вырастаем на носочках. В- ль: Незнайка, а - что тебе и ребятам напоминают эти движения? (Ответы детей) Воспитатель: Правильно, горы. Ивы уже догадались что сегодня мы с вами говорим о них. Воспитатель:- Ребята, горы всегда притягивали к себе людей. Поэты слагали стихи, художники рисовали картины, композиторы писали музыку, писатели сочиняли сказки. Сегодня вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы в нашей стране и проведем игру - путешествие: «Там горы высокие…» Чтобы путешествие было интересным, увлекательным мы разделимся на команды.
Итак, наши команды «Солнышко», и «Дождик».
Девиз команды «Солнышко» -Здравствуйте горы,! Здравствуй, Земля! Отныне все мы ваши друзья! Девиз команды «Дождик» -К Хозяйке горы попасть легко, Не надо ехать далеко! Выберем компетентных экспертов: (жюри)
1. 2. 3.
В-ль: В подножьях гор всегда много лесов. А давайте вспомним лесных жителей и отгадаем с вами загадки о лесных обитателях. И к отгадкам добавьте голос — кто как говорит, какие звуки издает.
Итак, отгадывают загадки команда «Солнышко».Отгадывание загадок со звукоподражанием
1. В шар свернулся под ногами. На спине с тремя грибами. Не споткнись — вдруг упадешь! Это же колючий … еж. Звукоподражание: ф-ф-ф. 2. До ушей зеленый рот, В камышах она живет. И в болоте хохотушка Громко квакает … лягушка. Звукоподражание: ква-ква.
3.Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Тебя с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его.
(Ветер) Звукоподражание: у-у-у-у
Незнайка : а сейчас загадки для команды «Дождик».
1. Очень тоненько жужжит, И над нами он кружит. Берегись и млад, и стар. Кровь у всех сосёт… комар. Звукоподражание: з-з-з. 2. У этой птицы нет гнезда, Но это вовсе не беда. И на деревьях у опушки Нам кто «ку-ку» поет? … Кукушка. Звукоподражание: ку-ку. 3.Я черный страшный великан
Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать
А ну, попробуй угадать
Как же меня звать?
(Вулкан) Звукоподражание: ш-ш-ш-ш
В-ль: ребята горы устроены сложно: Её подножье травянисто,
Трава высока, шелковиста;
Повыше – заросли кустов,
Ряды колючек и шипов;
Ещё повыше – хвойный лес
Стволами поднят до небес;
Вершина – голая снежная скала.
И это все она- гора.
Незнайка: Молодцы. Загадки вы отгадали, а каких жителей леса вы еще знаете? (предположительные ответы)
Игра «Назови жителей леса». Дети вспоминают названия знакомых им лесных обитателей.
Воспитатель: Я вижу, вы знаете много лесных зверей. А теперь назовите их ласково.
Дидактическое упражнение «Назови ласково».
Лиса - лисичка, Мышь - мышка.
Коза- козочка Медведь - медвежонок, Белка - белочка, Бык- бычок Заяц – зайчик Волк - волчонок,
Незнайка: У меня есть коробочка, а в ней записка.(открывает, читает) Так это опять загадка прям какая- то. «В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Тяжелый, большой – одному не поднять, А может быть легким – в ладошке лежать. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?» Дети: - Это камень, разные камни. --- Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку. Незнайка открывает коробку: - Смотрите, здесь камни. Значит, мы правильно отгадали загадку Воспитатель: - Конечно, больше всего камней в горах. Ведь горы состоят из камней. Воспитатель: - Ребята, а кто ищет камни и исследует их? (ученые- Геологи). Ребята, по камням ученые (геологи) могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает. Воспитатель: А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер). А также можно узнать молодые горы или старые. В-ль:- Правильно, сейчас участники команд на несколько минут превратятся в геологов и будут исследовать камни.
Конкурс «Геологи» ( из коробки Незнайки)
Перед нами на столе лежат камни разной формы и величины; Командам разложить их так, чтобы старые камни оказались в одной корзинке. (команда «Солнышко») А молодые в другой. («команда «дождик») (Дети рассматривают камни, распределяют по корзинкам)
-Объясните свой выбор. (дети объясняют: остроконечные камни –молодые, а гладкие старые. Они такими стали от времени благодаря ветру и воде)
Ребята, а мы можем определить какие горы старые, а какие молодые (дети рассматривают фото с изображением гор, объясняя где старые горы, где молодые……..
Воспитатель: Ребята в горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно? (Ответы детей)
Воспитатель: Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше, выше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже. Это происходит, во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли.
Незнайка: Дорогие ребята, есть на нашей планете то без чего не может жить ни одно живое существо, ни травинка, ни цветок. Это Вода - это основа всего живого, составляющая часть всех живых организмов, поэтому так важно узнать о ней, о её значении в окружающем мире. (Дети одной и другой команды- читают стихи )
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лёд, Растает – и снова в поход. По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьётся, Дождём обернётся. Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь: Нас окружает везде и всегда, Эта волшебница – наша вода.
«Горная река» Каретникова Наталия
Порожиста, неглубока
Струится горная река
В долине среди скал.
Бежит, журчит, спешит вперед.
Ее младенец перейдет
И мудрый аксакал.
Она прозрачна и тиха,
Но набежали облака
И ливни преградили вдруг
Реки обычный путь.
Как изменилось все вокруг:
Воды теперь по грудь.
Взбесилась гордая река
И бешено ревет…
В- ль: -А еще в горах есть чистейшие озера и реки.
И я предлагаю вам следующий конкурс «Водная переправа» Вам нужно принести воду из тазика в ведерко стаканчиком по очереди, победит тот, кто принесет больше водички.
Эстафета:
Воспитатель: Ребята многие писатели сочиняли сказки о горах. Так Павел Бажов писал сказы об Уральских горах. А что такое сказы? (Сказка и правда).
- Правильно, сказ – это и сказка, и быль. А о каких горах писал Бажов? (Об Уральских),
- Правильно. Давайте вспомним, какие сказы Бажова вы знаете? (Каменный цветок, Малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, Хозяйка Медной горы). Вам обеим группам было дано домашнее задание : прочитать сказку «Серебряное копытце». А внимательно ли вы её прочитали, как запомнили сказку и где вы побывали вместе с героями сказки, мы сейчас узнаем.
Викторина по сказке Бажова:
1.Как звали деда старика в сказке? (Кокованя) 2. Кого дед взял к себе жить? (сиротку, внучку, Дарёнка) 3. С кем пришла внучка к деду(кошкой) как её звали? ( Мурёнка) 4. За кем охотился старик? (за козликом; серебряное копытце) 5. Что выбивал козел ножкой? (дорогой камень) 6. На какой ноге было волшебное копытце? ( на передней правой) 7. Чем засыпало драгоценные камни на крыше лесного домика? (снегом) 8. А были рожки у козлика? (Да) Скольки веток были рожки? (пяти)
Воспитатель: А вот композиторы по-своему видели и изображали горы. Садитесь поудобнее. Сейчас вы услышите музыку, которую написал композитор – Эдвард Григ. Называется она «В пещере горного короля». Закройте глаза и подумайте, что можно представить, слушая эту музыку.
(После прослушивания дети рассказывают о чём эта музыка).
Песня «Красной Шапочки»
ИТОГ: В-ль: -а сейчас, дорогие ребята, мы подведем итоги нашего путешествия. Обе команды хорошо себя проявили, поэтому побеждает дружба. ( ) Все участники соревнования награждаются медалью Почетного геолога
В-ль: - Ребята, сегодня мы много говорили с вами о горах. А вы знаете, что горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).
Незнайка: Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).
- О чем же нам рассказали горы? (Горы бывают разные: высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами, в горах живут разные животные и птицы; в горах есть реки и озера; в горах очень чистый воздух и чистая вода).
Незнайка: - Молодцы. Я тоже узнал много нового и вы вспомнили, что знали. А у меня в волшебной коробочке есть для вас подарок, волшебные съедобные камешки. Вот они. Угощайтесь конфетами-камешками
Воспитатель: Незнайка, у нас есть много книг о природе, когда ты придёшь к нам в гости в следующий раз, ребята покажут и расскажут более подробно о том, кто живёт в горах и что там растёт. Незнайка: Хорошо! Я буду с нетерпением ждать этой встречи! Очень, очень интересно…
(Дети благодарят Незнайку; прощаются с ним; приглашают приходить в гости чаще; Незнайка в задумчивости уходит)
Вашему вниманию: «Серебряное копытце» 1977, мультфильм, короткометражка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для родителей «За высокими горами…»
Викторины для родителей призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам прощ...
Авторская Экологическая сказка «Сказка про Высокую Ель и лесных жителях, которые спасли её накануне Нового года»
В своей сказке я познакомила детей с тем, как растут ели в лесу, о жизни лесных жителей в разное время года. Рассказала о том, что в лесужизнь растений и животных взаимосвязана....
Деловая игра с педагогами по усовершенствованию экспериментальной деятельности в ДОУ "Давайте поиграем" Высокая Гора, 2019
Деловая игра...
Опытно - экспериментальная деятельность во второй младшей группе "Маленькие фокусники" Высокая гора, 2019
Эксперименты...
Рисование солью во 2 младшей группе "Высоко в горах"
Знакомство детей с новой техникой нетрадиционного рисования – «рисование солью»....
Конспект по аппликации «За синими морями, за высокими горами»
Тема:"За синими морями, за высокими горами"Возрастная группа:2 младшаяЗадачи:Развитие навыков продуктивной деятельности аппликации. Приобщение детей к изобразительному искусству; развитие у ...
Наглядный материал "Высоко в горах"
Наглядный материал "Высоко в горах"...