Живая и неживая природа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сидорова О.А.

Данный маериал помогает расширить знания детей  о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx262.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе

Тема «Живая и неживая природа»

Цель: обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе.

Задачи:

- расширить знания детей  о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- обогатить словарь   детей за счет имен существительных,  имен прилагательных (медвежья, беличье, воронье, птичье, волчье, лисья, пчелиный, муравьиный, лошадиный, собачья, змеиная); глаголов (идёт, бежит, летает, плавает,  прыгает, скачет,  ползает, плывёт,  скачет, ползает,  летает, ползёт);

- развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, умение анализировать, делать выводы; умение  слушать друг друга, дополнять ответы товарища;

- развивать  интерес к познанию объектов природы через познавательно – исследовательскую деятельность;

- воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование: схема «Признаки живой природы», обручи жёлтого и зелёного цветов, карточки с объектами живой и неживой природы, фотографии «Природа  нашего края», карточки с объектами живой и неживой природы, мел, стаканчики с водой, песком,

Ход ООД:

I. Вводная часть:

1. Организационный момент

Игра – приветствие

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй наш весёлый круг!

- Сегодня у нас много интересного впереди. Подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошее  настроение.

2.Вводная беседа, проблемное рассуждение.

- Дети, вы любите смотреть фотографии? А хотите узнать,  о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

-  Предлагаю вам посмотреть фотографии и послушать стихотворение.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг….(природа)

- Кто догадался, о чём будем говорить на занятии?   (о природе)

- Дети, а что такое природа? (Дети высказывают  предположения.)

- Дети, а что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.) Назовите предметы, которые нельзя назвать природой?

  - Правильно, дети. Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. 

II.Основная часть.

 (Воспитатель приглашает детей в лабораторию)

 Опыт с водой и песком.

- Дети, что находится в стаканчиках?   (вода и песок)

- Перельём часть воды в другой стакан. Что произошло с водой? Вода перестала быть водой? (Вода осталась водой).

- А теперь пересыплем песок из стакана на тарелку. Что произошло с песком, он изменился?  (Песок остался песком)

 - Что произойдёт  с цветком, деревом, кошкой, если разделить их на части?  (Они погибнут).

- Почему? (они живые)

- Почему не погибли песок и вода?   (вода и песок - неживая природа)

 

- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира:  мир живой природы  и мир неживой природы.

Я вам предлагаю рассмотреть картинки, на которых изображены объекты живой и неживой природы.  

Д\и «Живая и неживая природа»

Давайте  распределим их  на две группы: объекты живой природы положите  в  зелёный  обруч – это полянка, объекты неживой природы – в жёлтый обруч  – это песок.  Я думаю, вы прекрасно  справитесь  с этим заданием.

(Дети рассматривают картинки, отбирают предметы живой природы и кладут их в зелёный обруч, предметы неживой природы -  в жёлтый  обруч)

-  Дети, посмотрите на карточки в обручах. Давайте, назовём  сначала объекты живой природы, а потом -  неживой природы.

Беседа – рассуждение «Признаки живой и неживой природы»

– Дети, а чем отличается живая природа от неживой?
–  Все живое двигается.

- Дети, как вы думаете, а растения могут двигаться?

Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы.

(На  магнитной доске появляется карточка – схема: первый признак живой природы  – движение.)

 

(воспитатель  приглашает детей в круг и предлагает  поиграть)

Игра «Кто как передвигается?» (с мячом)

Человек  идёт, бежит.

Птица   … (летает)

Рыба ……( плавает).

Белка …..(прыгает).

Лягушка…..( скачет).

Улитка ….(ползает)

Утка…..( плывёт)

Заяц …..(скачет)

Черепаха…..( ползает)

Комар ….(летает)

Змея …..(ползёт

– Что еще отличает живое от  неживого? 
– Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из  семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.

(воспитатель показывает таблицы  «Всё живое растёт»)

На доске появляется  карточка – схема: второй признак  жизни – рост.

(воспитатель предлагает поиграть)

Игра «Кто кем был?»  (с мячом)

Заяц – ……зайчонком,

Птица – …. яйцом,

Лошадь - ……жеребёнком                                     

Рыба –….. икринкой                                         

Лягушка – головастиком                                

Бабочка – гусеницей

Взрослый – ребёнком

– А что нужно обязательно живому организму для  роста и развития? 
– Питаются и растения, и животные, и человек.

(На доске появляется карточка – схема: третий  признак жизни – питание)

« Кто как ест?»

Человек кашу (ест), молоко (пьёт)

Собака кость (грызет )

Кошка молоко (лакает )

Коза траву (жует )

Курица зерно (клюет )

Белка орешки (грызет)


– А что будет, если лишить все живое питания? 
(Оно погибнет)

   На доске появляется карточка – схема – смерть)

– Некоторые растения погибают при наступлении зимы.

Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают.
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле
 
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа. 
– Поэтому пятый признак жизни – размножение, у взрослых появляются
 малыши. (На доске появляется карточка – схема: четвёртый   признак жизни – размножение)

– Дети, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили?  (Движение, рост, питание, смерть, размножение).

http://50ds.ru/img/_3MO0X0U48.gif

http://bakemono.ru/uploads/posts/2013-04/1365871230_kak-risovat-derevo-sakury-10.jpg

http://www.playing-field.ru/img/2015/052112/5442401http://www.playing-field.ru/img/2015/052112/5442401

- Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Беседа – рассуждение

- Дети, представим на минутку, что исчезнет неживая природа.

- Как вы думаете, что произойдёт, если исчезнет солнце?  

Будет темно и холодно, всё живое погибнет.

- Сможем ли прожить без воды, а растения? Животные?

- Ребята, живая и неживая природа связаны между собой. 

- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.

(воспитатель приглашает детей на коврик)

Физминутка

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)

Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками,

Кто угонится за нами? (Плавательные движения)

-Человек—существо мыслящее,  разумное. Он многому научился у природы.

Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. А как вы думаете, от человека зависит красота природы? Всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)

Воспитатель

- К сожалению в наше время люди не всегда бережно обращаются с природой. Они могут приумножить природные богатства, а могут и  погубить. А вы знаете, как нужно относиться к природе, что можно делать, а чего нельзя? (Нельзя шуметь в лесу, разводить костер, рвать цветы, мусорить, забирать домой животных, ломать кусты и деревья. Нужно собирать за собой мусор, подкармливать зимой птиц и животных, ходить только по тропинкам).

 Решение проблемной ситуации  «Как вести себя в лесу»

 Я буду читать вам советы, если  это хороший совет – поставьте зелёное  пятнышко,  если это плохой совет – поставьте красное пятнышко.

*Ветки в лесу не ломайте, деревья не качайте, ни травинки, ни лист зря не рвите.

*В лесу можно поиграть: листьями  побросаться, цветы рвать,  венки плести. Подумаешь, много зелени – еще вырастет.

*Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаиться, и вы не узнаете ни одной тайны.

*Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать,  поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.

*Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных.

*Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.  

*Не ловите бабочек, они так нужны цветам!

*Пришел на луг, нарви большой букет цветов.

Какого цвета первый кружок, второй и так далее.

-У кого кружки расположены в таком порядке? (дети проверяют)

III. Заключительная часть.

Итог занятия.

- Дети, скажите, что такое природа?   Какая бывает природа?

Рефлексия

- Дети,  вы были  любознательными, отвечали на вопросы.  Если вам было интересно, вы узнали что – то новое и справились со всеми заданиями, нарисуйте огромное солнце, с лучами, а если кому – то было трудно справиться с заданиями, скучно и неинтересно – нарисуйте тучку.

-  Спасибо за работу.

Литература.

1.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /.В.Н Волчкова,  Н В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 131с.

2.Воронкевич  О.А.  Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О.А.Воронкевич / С Пб.: «ДЕТСТВО  - ПРЕСС»,  2012. – 496с.

3.Мартынова Е.А., Сучкова И,М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова – Издательство «Учитель», 2015 -335 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...

Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» ( 2 младшая группа)

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий домЗадачи:Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных ...

Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...