Живая и неживая природа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данный маериал помогает расширить знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx | 262.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе
Тема «Живая и неживая природа»
Цель: обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе.
Задачи:
- расширить знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- обогатить словарь детей за счет имен существительных, имен прилагательных (медвежья, беличье, воронье, птичье, волчье, лисья, пчелиный, муравьиный, лошадиный, собачья, змеиная); глаголов (идёт, бежит, летает, плавает, прыгает, скачет, ползает, плывёт, скачет, ползает, летает, ползёт);
- развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, умение анализировать, делать выводы; умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища;
- развивать интерес к познанию объектов природы через познавательно – исследовательскую деятельность;
- воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому, любовь к природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование: схема «Признаки живой природы», обручи жёлтого и зелёного цветов, карточки с объектами живой и неживой природы, фотографии «Природа нашего края», карточки с объектами живой и неживой природы, мел, стаканчики с водой, песком,
Ход ООД:
I. Вводная часть:
1. Организационный момент
Игра – приветствие
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй наш весёлый круг!
- Сегодня у нас много интересного впереди. Подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
2.Вводная беседа, проблемное рассуждение.
- Дети, вы любите смотреть фотографии? А хотите узнать, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?
- Предлагаю вам посмотреть фотографии и послушать стихотворение.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг….(природа)
- Кто догадался, о чём будем говорить на занятии? (о природе)
- Дети, а что такое природа? (Дети высказывают предположения.)
- Дети, а что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.) Назовите предметы, которые нельзя назвать природой?
- Правильно, дети. Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека.
II.Основная часть.
(Воспитатель приглашает детей в лабораторию)
Опыт с водой и песком.
- Дети, что находится в стаканчиках? (вода и песок)
- Перельём часть воды в другой стакан. Что произошло с водой? Вода перестала быть водой? (Вода осталась водой).
- А теперь пересыплем песок из стакана на тарелку. Что произошло с песком, он изменился? (Песок остался песком)
- Что произойдёт с цветком, деревом, кошкой, если разделить их на части? (Они погибнут).
- Почему? (они живые)
- Почему не погибли песок и вода? (вода и песок - неживая природа)
- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы.
Я вам предлагаю рассмотреть картинки, на которых изображены объекты живой и неживой природы.
Д\и «Живая и неживая природа»
Давайте распределим их на две группы: объекты живой природы положите в зелёный обруч – это полянка, объекты неживой природы – в жёлтый обруч – это песок. Я думаю, вы прекрасно справитесь с этим заданием.
(Дети рассматривают картинки, отбирают предметы живой природы и кладут их в зелёный обруч, предметы неживой природы - в жёлтый обруч)
- Дети, посмотрите на карточки в обручах. Давайте, назовём сначала объекты живой природы, а потом - неживой природы.
Беседа – рассуждение «Признаки живой и неживой природы»
– Дети, а чем отличается живая природа от неживой?
– Все живое двигается.
- Дети, как вы думаете, а растения могут двигаться?
Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы.
(На магнитной доске появляется карточка – схема: первый признак живой природы – движение.)
(воспитатель приглашает детей в круг и предлагает поиграть)
Игра «Кто как передвигается?» (с мячом)
Человек идёт, бежит.
Птица … (летает)
Рыба ……( плавает).
Белка …..(прыгает).
Лягушка…..( скачет).
Улитка ….(ползает)
Утка…..( плывёт)
Заяц …..(скачет)
Черепаха…..( ползает)
Комар ….(летает)
Змея …..(ползёт
– Что еще отличает живое от неживого?
– Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семечки – растение, из ребенка – взрослый человек.
(воспитатель показывает таблицы «Всё живое растёт»)
На доске появляется карточка – схема: второй признак жизни – рост.
(воспитатель предлагает поиграть)
Игра «Кто кем был?» (с мячом)
Заяц – ……зайчонком,
Птица – …. яйцом,
Лошадь - ……жеребёнком
Рыба –….. икринкой
Лягушка – головастиком
Бабочка – гусеницей
Взрослый – ребёнком
– А что нужно обязательно живому организму для роста и развития?
– Питаются и растения, и животные, и человек.
(На доске появляется карточка – схема: третий признак жизни – питание)
« Кто как ест?»
Человек кашу (ест), молоко (пьёт)
Собака кость (грызет )
Кошка молоко (лакает )
Коза траву (жует )
Курица зерно (клюет )
Белка орешки (грызет)
– А что будет, если лишить все живое питания? (Оно погибнет)
На доске появляется карточка – схема – смерть)
– Некоторые растения погибают при наступлении зимы.
Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают.
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле?
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа.
– Поэтому пятый признак жизни – размножение, у взрослых появляются малыши. (На доске появляется карточка – схема: четвёртый признак жизни – размножение)
– Дети, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили? (Движение, рост, питание, смерть, размножение).
- Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
Беседа – рассуждение
- Дети, представим на минутку, что исчезнет неживая природа.
- Как вы думаете, что произойдёт, если исчезнет солнце?
Будет темно и холодно, всё живое погибнет.
- Сможем ли прожить без воды, а растения? Животные?
- Ребята, живая и неживая природа связаны между собой.
- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
(воспитатель приглашает детей на коврик)
Физминутка
Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)
Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)
Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)
-Человек—существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. А как вы думаете, от человека зависит красота природы? Всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей)
Воспитатель
- К сожалению в наше время люди не всегда бережно обращаются с природой. Они могут приумножить природные богатства, а могут и погубить. А вы знаете, как нужно относиться к природе, что можно делать, а чего нельзя? (Нельзя шуметь в лесу, разводить костер, рвать цветы, мусорить, забирать домой животных, ломать кусты и деревья. Нужно собирать за собой мусор, подкармливать зимой птиц и животных, ходить только по тропинкам).
Решение проблемной ситуации «Как вести себя в лесу»
Я буду читать вам советы, если это хороший совет – поставьте зелёное пятнышко, если это плохой совет – поставьте красное пятнышко.
*Ветки в лесу не ломайте, деревья не качайте, ни травинки, ни лист зря не рвите.
*В лесу можно поиграть: листьями побросаться, цветы рвать, венки плести. Подумаешь, много зелени – еще вырастет.
*Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаиться, и вы не узнаете ни одной тайны.
*Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
*Звери всякие нужны – звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных.
*Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
*Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
*Пришел на луг, нарви большой букет цветов.
Какого цвета первый кружок, второй и так далее.
-У кого кружки расположены в таком порядке? (дети проверяют)
III. Заключительная часть.
Итог занятия.
- Дети, скажите, что такое природа? Какая бывает природа?
Рефлексия
- Дети, вы были любознательными, отвечали на вопросы. Если вам было интересно, вы узнали что – то новое и справились со всеми заданиями, нарисуйте огромное солнце, с лучами, а если кому – то было трудно справиться с заданиями, скучно и неинтересно – нарисуйте тучку.
- Спасибо за работу.
Литература.
1.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /.В.Н Волчкова, Н В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 131с.
2.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О.А.Воронкевич / С Пб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012. – 496с.
3.Мартынова Е.А., Сучкова И,М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова – Издательство «Учитель», 2015 -335 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа » с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа»....
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа» с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа на тему "Что такое природа? Живая и неживая природа"....
Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» ( 2 младшая группа)
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий домЗадачи:Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных ...
Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе
Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...