Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Субач Светлана Станиславовна

В процессе образовательной деятельности ребята познакомились с историей появления карандаша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Конспект познавательно-исследовательской НОД

                                   «Путешествие в прошлое карандаша»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация».

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, познакомить детей с историей его появления;

- закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты в карте исследований.

Развивающие:

- развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;

- развивать умение проявлять инициативу в ходе исследовательской деятельности, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;

- развивать творческую активность и побуждать детей к самостоятельному использованию  символов;

- развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: графит, грифель.

Воспитывающие:

- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;

- воспитывать умение внимательно слушать инструкцию, отвечать на вопросы четко и внятно;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Индивидуальная работа:

- следить за речью детей, добиваться полных ответов;

- оказывать помощь при ответах на вопросы;

- помогать детям во время практической работы и в ходе исследования.

Предварительная работа:

- просмотр презентации «Изготовление карандаша» и беседа с детьми;

- создание коллекции простых карандашей;

- рисование на свободную тему простыми и цветными карандашами;

- просмотр мультфильма «Карандаш и ластик».

Оборудование: набор цветных карандашей; простые карандаши, грифели, точилки, ластики, карты наблюдений – по количеству детей; различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, канцелярские резинки; коллекция простых карандашей; презентация на тему «История появления карандаша».

Методические приемы:

- Проблемная ситуация: Рисовали ли древние люди? Чем и где они рисовали? Как появился простой карандаш? Какими свойствами обладает карандаш?

- Динамическая пауза;

- Беседа с детьми «Как и чем рисовали древние люди?»;

- Рассказ воспитателя «История создания карандаша»;

- Практическая работа «Рубашка для графита»;

- Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»;

- Исследование карандаша  (Символическая аналогия – ТРИЗ);

- Гимнастика для глаз с карандашом;

- Игровое упражнение «Изобретатель». (Бином фантазии – ТРИЗ);

- Рассматривание коллекции простых карандашей;

- Рефлексия.

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята.

 - Какие у нас сегодня все весёлые, приветливые, улыбчивые.

- Наверное, от того, что вы пришли сегодня в детский сад.

- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, есть ли у вас любимое занятие?

Ответы детей.

- Есть. Хорошо.

- А кто чем любит заниматься?

Ответы детей.

- Так, хорошо, я вижу, что очень многие из вас любят рисовать.

- А чем можно рисовать?

Ответы детей.

- Кстати, о карандашах. А вы знаете, что цветные карандаши произошли от простого карандаша.

- Хотите узнать, как появился простой карандаш.

- Когда - то, очень давно жили древние люди, и  жили они в пещерах.

- А как вы думаете, древние люди умели рисовать?

- А на чём они рисовали?

Ответы детей.

- А потом, через много, много лет, в Англии, пастухи нашли камень, который оставлял следы. Назвали этот камень графит.

Давайте повторим это слово

- Посмотрите, как он выглядит.

- При рисовании графит марал руки и это было очень неудобно, приходилось каждый раз их мыть.

- Как вы думаете, что могли придумать люди?

Ответы детей.

- Да, люди придумали оборачивать графит разными материалами и назвали это «рубашкой».

- А как вы думаете, почему это назвали «рубашкой»?

Ответы детей.

- Да, действительно, «рубашка» - это одежда. И у них получилась «одежда» для будущего карандаша.

- Как вы думаете, теперь графит стал марать руки?

- На столах вы видите различный материал. Я вам предлагаю сделать «рубашку» для графитового стержня.

Практическая работа за столами.

- Молодцы. И у нас с вами получился древний карандаш. Таким карандашом рисовали очень, очень давно, много лет назад древние люди.

А потом, человек придумал современные карандаши. Посмотрите, какие они разные и очень интересные (обзор выставки).

- А вот таким карандашом мы с вами работаем на наших занятиях. Возьмите каждый по карандашику и давайте с ним поиграем.

Самомассаж пальчиков «Весёлая гимнастика с карандашом»

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

- Ребята, а вам интересно узнать, какими свойствами обладает современный карандаш.

Ответы детей

- Хорошо, я предлагаю вам пройти к нашим исследовательским столам и исследовать карандаш.

- Обратите внимание, на ваших столах лежат карты наблюдений, в них шесть окошечек, в каждое из них мы будем заносить свои наблюдения. Работать нужно строго по инструкции, для того, чтобы всё получилось.

- Символическая аналогия – ТРИЗ: дети фиксируют выводы на карте наблюдения, при помощи придуманных ими символов.

Опыт 1 – Из чего состоит карандаш? (Детям предлагается для рассматривания карандаш в разрезе).

Вывод: карандаш состоит из корпуса и грифеля.

Давайте повторим новое слово: грифель

Опыт 2 – Твердый и мягкий карандаши.

Вывод: карандаш может быть твёрдым и мягким

Опыт 3 – Рисунки, сделанные карандашом, легко стираются.

Вывод: ластик стирает карандаш

Опыт 4 – Дети точат карандаш точилкой

Вывод: карандаш имеет свойство уменьшаться

Опыт 5 – Потрогать пальчиком стержень острого и тупого карандашей

Вывод: Карандаш может быть острым и тупым.

Опыт 6 – А следующий опыт проведу я, а вам нужно внимательно наблюдать. Скажите, что я сделала и, что произошло с карандашом?

 Вывод: карандаш легко ломается.

Воспитатель задает детям вопрос: «Какие новые свойства карандаша вы выявили?»

 Дети отвечают, опираясь на результаты: карты – наблюдений.

- Молодцы, вы мне сегодня очень понравились: понравилось то, как вы работали, отвечали на вопросы, заносили свои наблюдения в свои карты.

- А вам понравилось? А что вам понравилось? Что было интересно? Что нового узнали? А что – то было трудно?

- Ребята. Но это ещё не всё, я знаю, что вы у меня большие фантазёры и выдумщики. А давайте мы с вами придумаем свои карандаши, которых ёще никто не придумал.

- Например, если соединить карандаш и каким – либо предмет, то получится новый, необычный карандаш.

- Я вам предлагаю пойти в группу и зарисовать свои карандаши, а в дальнейшем, по вашим рисункам смогут легко сделать новый, необычный карандаш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша»

Знакомство детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией....

Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша» в средней группе

Цель занятия познакомить детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией....

Конспект открытого занятия для детей старшей группы «Путешествие в прошлое карандаша»

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией. Задачи:Образовательные:- формировать представление детей о простом карандаше, его различных вида...

Конспект НОД по фцкм "Путешествие в прошлое карандаша"

Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией...

Конспект занятия по ФЦКМ "Путешествие в прошлое карандаша"

Конспект занятия по ФЦКМ "Путешествие в прошлое карандаша"...

Конспект познавательно-исследовательской ОД «Космическое путешествие» в подготовительной группе.

Конспект познавательно-исследовательской ОД «Космическое путешествие» в подготовительной группе.Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать з...