Конспект познавательно - исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Знакомство детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект познавательно - исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша» | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно - исследовательской НОД
«Путешествие в прошлое карандаша»
Образовательные области: познавательное развитие в интеграции с социально-коммуникативным, речевым, физическим, художественно – эстетическим развитием
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей о простом карандаше, его различных видах, качествах и свойствах, познакомить детей с историей его появления;
- закреплять умение детей самостоятельно выполнять опыты, фиксировать результаты в карте наблюдений.
Развивающие:
- развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику;
- развивать умение проявлять инициативу в ходе исследовательской деятельности, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;
- развивать творческую активность и побуждать детей к самостоятельному использованию символов;
- развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: графит, грифель.
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность;
- воспитывать умение внимательно слушать инструкцию, отвечать на вопросы четко и внятно;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Индивидуальная работа:
- следить за речью детей, добиваться полных ответов;
- оказывать помощь при ответах на вопросы;
- помогать детям во время практической работы и в ходе исследования.
Предварительная работа:
- просмотр презентации «Изготовление карандаша» и беседа с детьми;
- создание коллекции простых карандашей;
- рисование на свободную тему простыми и цветными карандашами;
- просмотр мультфильма «Карандаш и ластик».
Оборудование: набор цветных карандашей; простые карандаши, грифели, точилки, ластики, карты наблюдений – по количеству детей; различный материал: салфетки, кусочки ткани, бумага, ленты, нить, канцелярские резинки; коллекция простых карандашей; презентация на тему «История появления карандаша».
Методические приёмы:
- Проблемная ситуация: Рисовали ли древние люди? Чем и где они рисовали? Как появился простой карандаш? Какими свойствами обладает карандаш?
- Динамическая пауза;
- Беседа с детьми «Как и чем рисовали древние люди?»;
- Рассказ воспитателя «История создания карандаша»;
- Практическая работа «Рубашка для графита»;
- Физминутка «Веселая гимнастика с карандашом»;
- Исследование карандаша (Символическая аналогия – ТРИЗ);
- Гимнастика для глаз с карандашом;
- Игровое упражнение «Изобретатель». (Бином фантазии – ТРИЗ);
- Рассматривание коллекции простых карандашей;
- Рефлексия.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята.
- Какие у нас сегодня все весёлые, приветливые, улыбчивые.
- Наверное, от того, что вы пришли сегодня в детский сад.
- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, есть ли у вас любимое занятие?
Ответы детей.
- Есть. Хорошо.
- А кто чем любит заниматься?
Ответы детей.
- Так, хорошо, я вижу, что очень многие из вас любят рисовать.
- А чем можно рисовать?
Ответы детей.
- Кстати, о карандашах. А вы знаете, что цветные карандаши произошли от простого карандаша.
- Хотите узнать, как появился простой карандаш.
- Когда - то, очень давно жили древние люди, и жили они в пещерах.
- А как вы думаете, древние люди умели рисовать?
- А на чём они рисовали?
Ответы детей.
- А потом, через много, много лет, в Англии, пастухи нашли камень, который оставлял следы. Назвали этот камень графит.
Давайте повторим это слово
- Посмотрите, как он выглядит.
- При рисовании графит марал руки и это было очень неудобно, приходилось каждый раз мыть руки.
- Как вы думаете, что могли придумать люди?
Ответы детей.
- Да, люди придумали оборачивать графит разными материалами и назвали это «рубашкой».
- А как вы думаете, почему назвали «рубашкой»?
Ответы детей.
- Да, действительно, «рубашка» это одежда. И у них получилась «одежда» для будущего карандаша.
- Как вы думаете, теперь графит стал марать руки?
- На столах вы видите различный материал. Я вам предлагаю сделать «рубашку» для графитового стержня.
- Молодцы. И у нас с вами получился древний карандаш. Таким карандашом рисовали очень, очень давно, много лет назад древние люди.
А потом, человек придумал современные карандаши. Посмотрите, какие они разные и очень интересные (обзор выставки).
- А вот таким карандашом мы с вами работаем на наших занятиях. Возьмите каждый по карандашику и давайте с ним поиграем.
Самомассаж пальчиков «Весёлая гимнастика с карандашом»
Карандаш в руках катаю.
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- Ребята, а вам интересно узнать, какими свойствами обладает современный карандаш.
Ответы детей
- Хорошо, я предлагаю вам пройти к нашим исследовательским столам и исследовать карандаш.
- Обратите внимание, на ваших столах лежат карты наблюдений, в них шесть окошечек, в каждое из них мы будем заносить свои наблюдения. Работать нужно строго по инструкции, для того, чтобы всё получилось.
- Символическая аналогия – ТРИЗ: дети фиксируют выводы на карте наблюдения, при помощи придуманных ими символов.
Опыт 1 – Из чего состоит карандаш? (Детям предлагается для рассматривания карандаш в разрезе).
Вывод: карандаш состоит из корпуса и грифеля.
Давайте повторим новое слово: грифель
Опыт 2 – Твердый и мягкий карандаши.
Вывод: карандаш может быть твёрдым и мягким
Опыт 3 – Рисунки, сделанные карандашом, легко стираются.
Вывод: ластик стирает карандаш
Опыт 4 – Дети точат карандаш точилкой
Вывод: карандаш имеет свойство уменьшаться
Опыт 5 – Потрогать пальчиком стержень острого и тупого карандашей
Вывод: Карандаш может быть острым и тупым.
Опыт 6 – А следующий опыт проведу я, а вам нужно внимательно наблюдать. Скажите, что я сделала и, что произошло с карандашом?
Вывод: карандаш легко ломается.
Воспитатель задает детям вопрос: «Какие новые свойства карандаша вы выявили?»
Дети отвечают, опираясь на результаты, карты – наблюдений.
- Молодцы, вы мне сегодня очень понравились: понравилось то, как вы работали, отвечали на вопросы, заносили свои наблюдения в свои карты.
- А вам понравилось? А что вам понравилось? Что было интересно? Что нового узнали? А что – то было трудно?
- Ребята. Но это ещё не всё, я знаю, что вы у меня большие фантазёры и выдумщики. А давайте мы с вами придумаем свои карандаши, которых ёще никто не придумал.
- Например, если соединить карандаш и каким – либо предмет, то получится новый, необычный карандаш.
- Я вам предлагаю пойти в группу и зарисовать свои карандаши, а в дальнейшем, по вашим рисункам смогут легко сделать новый, необычный карандаш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"
Познавательно – речевое занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время. Учить чёт...
Детский творческий исследовательский проект «Путешествие в прошлое карандаша»
Детский творческий исследовательский проект«Путешествие в прошлое карандаша»«Путешествие в прошлое карандаша»ВведениеМы очень любим, рисовать красками, цветными карандашами, фломастерами, а особенно п...
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша» в средней группе
Цель занятия познакомить детей с историей появления простого карандаша и его эволюцией....
Конспект НОД по фцкм "Путешествие в прошлое карандаша"
Цель: познакомить с историей появления простого карандаша и его эволюцией...
Конспект занятия по ФЦКМ "Путешествие в прошлое карандаша"
Конспект занятия по ФЦКМ "Путешествие в прошлое карандаша"...
Конспект познавательно-исследовательской ОД «Путешествие в прошлое карандаша»
Знакомство детей с историей карандаша...
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Путешествие в прошлое карандаша»
В процессе образовательной деятельности ребята познакомились с историей появления карандаша....