Конспект НОД по познавательному развитию для дошкольников, приуроченное к «Десятилетию науки и технологий». Тема: «Хочу всё знать!».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Игнова Светлана Ивановна
Конспект НОД по познавательному развитию для дошкольников, приуроченное к «Десятилетию науки и технологий» Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Тип: интегрированное. Тема: «Хочу всё знать!». Возраст детей: 6-7 лет. Подготовила воспитатель: высшей кв. категории Светлана Ивановна Игнова. Цель: Способствовать у детей развитию познавательной активности и любознательности через опытно - экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_hochu_vse_znat_ignova_s.i.docx218.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение городского округа "Город Архангельск" "Детский сад общеразвивающего вида № 103 "Золотой ключик"

Конспект НОД по познавательному развитию для дошкольников, приуроченное к «Десятилетию науки и технологий»

Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Тип: интегрированное.

Тема: «Хочу всё знать!».

Возраст детей: 6-7 лет.

Подготовила воспитатель: высшей кв. категории Светлана Ивановна Игнова.

Цель: Способствовать у детей развитию познавательной активности и любознательности через опытно - экспериментальную деятельность.

Программное содержание:

Обучающие: формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.

Развивающие: развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе опытов и экспериментирования.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов.

Словарная работа: развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).

 Оборудование и материалы: небольшие мешочки с солью и поролоном; 2 стакана с водой, один с тёплой водой, другой с холодной; тарелочки с солью, по 1пластиковой ложке на каждого ребёнка; 2 сырых куриные яйца, одноразовые ложечки, стаканчики, салфетки; перец молотый, воздушный шарик, шерстяной шарик; микрофон.

Создание условий для организации работы: Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки. Презентация: «Добыча соли». Презентация о соляной пещере. Беседы: «Что такое соль?», «Полезные советы», «Откуда пришла к нам соль?».

План НОД:

I. Вводная часть - 5 минуты.

Организующий этап: игра — приветствие: «Друзья»

Проблемная ситуация: прослушивание сказки, направлена на создание заинтересованности у детей в теме и проблематике исследования.

II. Основная часть - 20 минут.

 Практическая часть. Эксперимент. Опыты.

а) открытие нового знания или умения, опыт № 1. «Соль-поролон»; выводы;

б) опыт № 2 «Холодная или горячая», вывод;

в) воспроизведение нового в типовой ситуации, опыт №3 «Плавающее яйцо», вывод;

г) физминутка  «Вот помощники мои»;

д) опыт № 4 «Волшебная соль», вывод.        

III. Заключительная часть - 5 минуты.

а) обобщение воспитателя;

б) анализ занятия {о том какие знания получили дети).

Ход занятия.

Организующий этап: Игра — приветствие: «Друзья»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.                                                                                                        

Проблемная ситуация.

Воспитатель: сейчас ребята, я хочу рассказать вам сказку — загадку, а вы слушайте и запоминайте.

 Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нёс мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принёс весь груз. А вот какой ослик принёс груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Пойдёмте в нашу лабораторию и приступим к работе. (Дети надевают фартуки, занимают места за столами.)

Практическая часть. Эксперимент. Опыты.

 Открытие нового знания или умения.

Опыт № 1. «Соль-поролон»

Воспитатель: возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую с поролоном. Что легче?

Дети: мешочек с поролоном.

Воспитатель: значит, какому ослику было легко идти?

Дети: который нёс поролон, а который нёс соль, ему было тяжело.

Воспитатель: возьмите мешочек с солью и опустите в воду. Что произошло с солью?

Дети: она растворилась.

Воспитатель: возьмите мешочек с поролоном и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, какой мешочек тяжелее с солью или поролоном?

Дети: сначала тяжело было ослику, который нёс мешок с солью.

Воспитатель: давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему?

Дети: который нёс соль, так как соль в мешках растворилась.

Воспитатель: какому ослику было плыть тяжело? Почему?

Дети: тяжелее было ослику, который нёс поролон, так как поролон впитал воду.

Выводы:

1) соль растворяется в воде, вода становится солёной

2) поролон впитывает воду и становится тяжелее.

Опыт № 2 «Холодная или горячая»

Воспитатель: ребята, как вы думаете, в какой воде соль растворится быстрее в тёплой или холодной?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте проверим.

 На столах два стакана. Один с тёплой водой, другой с холодной.

Воспитатель: ребята, положите по одной ложке соли в каждый стакан и перемешайте. Где соль растворилась быстрее?

Дети: соль быстрее растворилась в тёплой воде.

Вывод: соль быстрее растворяется в тёплой воде, но в результате в обоих стаканах солёная вода. При взаимодействии с водой соль растворяется.

Воспитатель: вот ещё одно удивительное свойство соли я хочу вам продемонстрировать.

Опыт №3 «Плавающее яйцо»

Воспитатель: для опыта нам понадобится 2 сырых яйца и два стакана с водой. Я налила воду в стакан, в один стакан я насыплю 3 ложки соли и хорошо перемешаю, а в другую нет. Надо положить яйца в оба стакана. Смотрите, там, где солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло.

Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности, а в пресной воде яйцо тонет.

Воспитатель: давайте, мы с вами разомнёмся.

Физминутка  «Вот помощники мои»

Вот помощники мои, (смотрим на раскрытые ладони)

Их как хочешь, поверни:

И вот эдак, и вот так, (потираем руками)

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

Постучали, повертели (стучим по столу).

И работать захотели. (потираем руками)

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть (сложили в «замок»)

Постучали, повертели (постучать, круговые движения, не размыкая пальцев).

И ладошки разомкнуть (ладони в разные стороны).

Опыт № 4 «Волшебная соль»        

Воспитатель: ребята, как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль?

Ответы детей.

Воспитатель: вот сейчас мы с вами это и проверим, если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей! Итак, смотрите:

1. На столе бумажное полотенце.

2. Насыпаю на него соль и перец.

Начинаем научное волшебство!

1. Предлагаю Алисе (вызываю ребёнка) стать моим ассистентом.

2. Алиса, тщательно перемешай ложкой соль и перец, а теперь попытайся отделить соль от перца. (У Алисы ничего не получается).

3. Когда у Алисы не получается их разделить, предлагаю ей присесть на место и посмотреть.

4. Надуваю шарик, завязываю и потираю им о шерстяной шарф.

5. Подношу шарик поближе к смеси соли и перца. Что мы видим?

Дети: соль осталась на столе.

Результат: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение: Это действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остаётся незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: соль не прилипает к шарику, т.к. соль не магнитится.

Заключительная часть.

Воспитатель: ребята, вы теперь настоящие учёные и я хочу у вас взять интервью. (Задаю вопросы детям используя микрофон). Расскажите мне, что вы узнали про соль? Понравилось ли вам быть учёными?

Ответы детей.

Воспитатель: что именно вам запомнилось?

Дети: соль сыпучая, тяжелая, без запаха, солёная, растворяется в воде, меняет плотность, вкус воды и не магнитится.

Воспитатель: ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют.

Дети: солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть.                                                                                                                

Воспитатель: в ходе исследовательской работы мы узнали много нового об особенностях соли, её свойствах и качествах. Самостоятельно провели интересные опыты с солью. Научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Список использованной литературы:

1.Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

2.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

Интернет-ресурсы.

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-sol.html
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/18/konspekt-zanyatiya-ko-dnyu-nauki-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Опыт №3 «Плавающее яйцо».

G:\barZXrmsFHc.jpg   G:\1MjqXyAgWxg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникационной технологии Тема: «Дорожные знаки»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюв старшей группес использованием информационно – коммуникационной технологииТема: «Дорожные знаки»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Путешествие в страну светофорию»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного видаКрасносельского района Санкт-Петербурга      Конспектнепрерывной обра...

Занятие для дошкольников, приуроченное к году науки и технологии

Учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий.»...

Конспект ООД по познавательному развитию старших дошкольников на тему «Веселая экономика» с использованием ИКТ-технологии

Образовательная область: познавательное развитие.Цель: Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых логических и математических головоломок.Задачи:1...