Конспект НОД по познавательному развитию для дошкольников, приуроченное к «Десятилетию науки и технологий». Тема: «Хочу всё знать!».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_hochu_vse_znat_ignova_s.i.docx | 218.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное образовательное учреждение городского округа "Город Архангельск" "Детский сад общеразвивающего вида № 103 "Золотой ключик"
Конспект НОД по познавательному развитию для дошкольников, приуроченное к «Десятилетию науки и технологий»
Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Тип: интегрированное.
Тема: «Хочу всё знать!».
Возраст детей: 6-7 лет.
Подготовила воспитатель: высшей кв. категории Светлана Ивановна Игнова.
Цель: Способствовать у детей развитию познавательной активности и любознательности через опытно - экспериментальную деятельность.
Программное содержание:
Обучающие: формировать умения детей наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов с солью.
Развивающие: развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе опытов и экспериментирования.
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов.
Словарная работа: развивать диалогическую речь (беседа по вопросам).
Оборудование и материалы: небольшие мешочки с солью и поролоном; 2 стакана с водой, один с тёплой водой, другой с холодной; тарелочки с солью, по 1пластиковой ложке на каждого ребёнка; 2 сырых куриные яйца, одноразовые ложечки, стаканчики, салфетки; перец молотый, воздушный шарик, шерстяной шарик; микрофон.
Создание условий для организации работы: Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки. Презентация: «Добыча соли». Презентация о соляной пещере. Беседы: «Что такое соль?», «Полезные советы», «Откуда пришла к нам соль?».
План НОД:
I. Вводная часть - 5 минуты.
Организующий этап: игра — приветствие: «Друзья»
Проблемная ситуация: прослушивание сказки, направлена на создание заинтересованности у детей в теме и проблематике исследования.
II. Основная часть - 20 минут.
Практическая часть. Эксперимент. Опыты.
а) открытие нового знания или умения, опыт № 1. «Соль-поролон»; выводы;
б) опыт № 2 «Холодная или горячая», вывод;
в) воспроизведение нового в типовой ситуации, опыт №3 «Плавающее яйцо», вывод;
г) физминутка «Вот помощники мои»;
д) опыт № 4 «Волшебная соль», вывод.
III. Заключительная часть - 5 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ занятия {о том какие знания получили дети).
Ход занятия.
Организующий этап: Игра — приветствие: «Друзья»
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: сейчас ребята, я хочу рассказать вам сказку — загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нёс мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принёс весь груз. А вот какой ослик принёс груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Пойдёмте в нашу лабораторию и приступим к работе. (Дети надевают фартуки, занимают места за столами.)
Практическая часть. Эксперимент. Опыты.
Открытие нового знания или умения.
Опыт № 1. «Соль-поролон»
Воспитатель: возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую с поролоном. Что легче?
Дети: мешочек с поролоном.
Воспитатель: значит, какому ослику было легко идти?
Дети: который нёс поролон, а который нёс соль, ему было тяжело.
Воспитатель: возьмите мешочек с солью и опустите в воду. Что произошло с солью?
Дети: она растворилась.
Воспитатель: возьмите мешочек с поролоном и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, какой мешочек тяжелее с солью или поролоном?
Дети: сначала тяжело было ослику, который нёс мешок с солью.
Воспитатель: давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему?
Дети: который нёс соль, так как соль в мешках растворилась.
Воспитатель: какому ослику было плыть тяжело? Почему?
Дети: тяжелее было ослику, который нёс поролон, так как поролон впитал воду.
Выводы:
1) соль растворяется в воде, вода становится солёной
2) поролон впитывает воду и становится тяжелее.
Опыт № 2 «Холодная или горячая»
Воспитатель: ребята, как вы думаете, в какой воде соль растворится быстрее в тёплой или холодной?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте проверим.
На столах два стакана. Один с тёплой водой, другой с холодной.
Воспитатель: ребята, положите по одной ложке соли в каждый стакан и перемешайте. Где соль растворилась быстрее?
Дети: соль быстрее растворилась в тёплой воде.
Вывод: соль быстрее растворяется в тёплой воде, но в результате в обоих стаканах солёная вода. При взаимодействии с водой соль растворяется.
Воспитатель: вот ещё одно удивительное свойство соли я хочу вам продемонстрировать.
Опыт №3 «Плавающее яйцо»
Воспитатель: для опыта нам понадобится 2 сырых яйца и два стакана с водой. Я налила воду в стакан, в один стакан я насыплю 3 ложки соли и хорошо перемешаю, а в другую нет. Надо положить яйца в оба стакана. Смотрите, там, где солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло.
Вывод: солёная вода помогает держаться предметам на поверхности, а в пресной воде яйцо тонет.
Воспитатель: давайте, мы с вами разомнёмся.
Физминутка «Вот помощники мои»
Вот помощники мои, (смотрим на раскрытые ладони)
Их как хочешь, поверни:
И вот эдак, и вот так, (потираем руками)
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
Постучали, повертели (стучим по столу).
И работать захотели. (потираем руками)
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть (сложили в «замок»)
Постучали, повертели (постучать, круговые движения, не размыкая пальцев).
И ладошки разомкнуть (ладони в разные стороны).
Опыт № 4 «Волшебная соль»
Воспитатель: ребята, как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль?
Ответы детей.
Воспитатель: вот сейчас мы с вами это и проверим, если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей! Итак, смотрите:
1. На столе бумажное полотенце.
2. Насыпаю на него соль и перец.
Начинаем научное волшебство!
1. Предлагаю Алисе (вызываю ребёнка) стать моим ассистентом.
2. Алиса, тщательно перемешай ложкой соль и перец, а теперь попытайся отделить соль от перца. (У Алисы ничего не получается).
3. Когда у Алисы не получается их разделить, предлагаю ей присесть на место и посмотреть.
4. Надуваю шарик, завязываю и потираю им о шерстяной шарф.
5. Подношу шарик поближе к смеси соли и перца. Что мы видим?
Дети: соль осталась на столе.
Результат: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение: Это действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остаётся незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: соль не прилипает к шарику, т.к. соль не магнитится.
Заключительная часть.
Воспитатель: ребята, вы теперь настоящие учёные и я хочу у вас взять интервью. (Задаю вопросы детям используя микрофон). Расскажите мне, что вы узнали про соль? Понравилось ли вам быть учёными?
Ответы детей.
Воспитатель: что именно вам запомнилось?
Дети: соль сыпучая, тяжелая, без запаха, солёная, растворяется в воде, меняет плотность, вкус воды и не магнитится.
Воспитатель: ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют.
Дети: солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть.
Воспитатель: в ходе исследовательской работы мы узнали много нового об особенностях соли, её свойствах и качествах. Самостоятельно провели интересные опыты с солью. Научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Список использованной литературы:
1.Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
2.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
Интернет-ресурсы.
- https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-sol.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/18/konspekt-zanyatiya-ko-dnyu-nauki-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опыт №3 «Плавающее яйцо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникационной технологии Тема: «Дорожные знаки»
конспект НОД для старшей группы по формированию компетентности безопасного поведения вблизи дороги...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием информационно – коммуникационной технологии Тема: «Дорожные знаки»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитиюв старшей группес использованием информационно – коммуникационной технологииТема: «Дорожные знаки»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе с использованием информационно – коммуникативной технологии Тема: «Путешествие в страну светофорию»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного видаКрасносельского района Санкт-Петербурга Конспектнепрерывной обра...
Занятие для дошкольников, приуроченное к году науки и технологии
Учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий.»...
Конспект ООД по познавательному развитию старших дошкольников на тему «Веселая экономика» с использованием ИКТ-технологии
Образовательная область: познавательное развитие.Цель: Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий при выполнении финансовых логических и математических головоломок.Задачи:1...