НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Байкал - сибирское море"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:
Формирование у детей системного представления о природе Байкала.
Задачи:
- Способствовать повышению мотивации к изучению природы Байкала через применение игровой технологии, организацию коллективной творческой деятельности.
- Способствовать развитию у обучающихся навыков умственно-логических действий, коммуникативных навыков, творческих способностей.
- Способствовать формированию уважительного отношения к окружающей природе, истории и традициям своей малой родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.83 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД с детьми старшего дошкольного возраста
«Байкал – сибирское море»
Цель:
Формирование у детей системного представления о природе Байкала.
Задачи:
- Способствовать повышению мотивации к изучению природы Байкала через применение игровой технологии, организацию коллективной творческой деятельности.
- Способствовать развитию у обучающихся навыков умственно-логических действий, коммуникативных навыков, творческих способностей.
- Способствовать формированию уважительного отношения к окружающей природе, истории и традициям своей малой родины.
1.Организационный момент.
Эпиграф
«Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории, природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала мир гармоничный и удивительный. Здесь рядом соседствуют тайга и полупустыня, тундра и каменная степь. И все это, деревья и цветы, животные и птицы, мир солнца и глубины — все это охраняет живую воду Байкала. Воду для нас и наших детей».
2. Вступительная беседа.
Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо выбрать 2 команды. Для этого вы выберете каждый по билету с двумя цветами: красный и зеленый.Мы разделились на команды и теперь нам надо выбрать жюри, которое поможет оценить вашу работу по заочному путешествию по Байкалу.
Мы отправляемся в путешествие. Пока мы едем, команды придумают название связанные с нашей темой. (Звук поезда)
3. Работа по теме.
1 станция «Историческая»
Уникально географическое положение Байкала. Он расположен на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и Бурятии.
Со всех сторон он окружен горами, большая часть которых в первой половине лета покрыта снегом. Окружающие Байкал горы расчленены глубоко врезанными долинами. Горы то круто обрываются к водной поверхности, то отступают от нее на небольшое расстояние. О продолжающемся движении земной коры в этом районе, свидетельствуют частые землетрясения. Байкал находится на высоте 456 метров над уровнем океана. Наибольшая глубина озера – 1641 м. Протяженность Байкала 663 км, ширина от 25 до 80 км. Площадь 31,500 кв. км. Объем водной массы 23 тысячи кубических км. По объему воды Байкал занимает второе место в мире, уступая лишь Каспийскому морю. Водосборная площадь Байкала 590 тыс. кв. км. В Байкал впадает 544 водотока. На территории Байкала находится 22 острова. Наиболее крупный и интересный из них – остров Ольхон.
Вопросы по истории Байкала
1. Ученые традиционно определяют возраст о. Байкал?
а) более 200 млн. лет; в) более 20 млн. лет;
б) более 50 млн. лет; г) более 100 млн. лет;
2. Озеро Байкал имеет происхождение?
а) вулканическое; в) ледниковое;
б) тектоническое г) искусственное;
(тектоническое - разлом земной поверхности под действием расплавленного вещества- магмы)
3. Первые русские поселения на берегу Байкала появились?
а) в конце 17-го начале 18-го вв.; в) в конце 19-го начале 20-го веков;
б) в конце 15-го начале 16-го веков; г) в конце 5-го начале 6-го веков;
4. Одним из языков, от которого происходит название о.Байкал является?
а) татарский; в) бурятский;
б) индейский; г) корякский;
5. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал?
а) морем;
б) океаном;
в) водоемом;
6. Какой населенный пункт на Байкале имеет наибольшую численность?
а) г.Слюдянка; б) г.Байкальск; в) г.Северобайкальск;
А сейчас нам необходимо пересесть на судно, т.к. мы будем продолжать
путешествие по воде.
2 станция «Лимнологическая»
(На столе 2 бутылки с водой: Байкальской и любой другой)
* Вода – живительная влага нашей планеты.
Давайте оценим вкусовые качества байкальской воды. Какая она на вкус? (соленая,кислая,сладкая).
Вы узнали, что байкальская вода отличается по вкусу и она важна как природный ресурс не только для человека, но и для всего живого на Земле - для растений и животных . А теперь я предлагаю вам проявить свои знания о байкальской воде, ответив на следующие вопросы:
- Что такое лимнология ?
а) наука о воде;
б) наука о животных и растениях;
в) наука, изучающая строение земной коры;
- Какой объём воды в Байкале?
а) 33тыс.кв.км
б) 23тыс.кв.км.
в) 13тыс.кв.км.
- Вода в Байкале отличается своим составом, видом.
Чем она необыкновенна? Какая вода в Байкале?
Вы должны выбрать ответы в предоставленной вам информации.
(Работа с литературой 3-5минут).
- Почему вода в Байкале прозрачная?
(Естественное очищение, рачки санитары)
Работа с литературой
Мы познакомились с уникальной водой Байкала и отправляемся на следующую станцию.
3 станция «Биологическая»
Загадки о животных, обитающих на берегах озера Байкал.
Каждой команде по очереди задаются вопросы с вариантами ответов о животных, обитающих на берегах о.Байкал, если команда не отвечает, то право ответа предоставляется команде соперников. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
- У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла… (Бурундук)
- Учит верности людей
Пара белых… (Лебедей)
- Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
- Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)
- Прозрачнокрылый самолет
Свой совершает перелет
С розовощекой кашки
На блюдечко ромашки. (Стрекоза)
- Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это… (Лось)
- На севере снежном зверек обитает,
Пушистую шубку его всяк узнает.
Родней он приходится рыжей лисице,
Но писем не пишет он хитрой сестрице. (Песец)
- Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы? (Заяц)
- Из охотничьих собак
Лишь ее назвали так.
Оттого, что может быть,
Любит песик «говорить» (Лайка)
- Ах, чистюля! Ах, кокетка!
Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка –
И на завтрак, и в обед. (Сорока)
- Их портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и все. Ни лап, ни шеи,
Потому что это… (Змеи)
- И девчонки и мальчишки
Все иметь хотели б шишки –
На орешки очень щедр
Богатырь – сибирский… (Кедр)
- В чем здесь ошибка?
Весною из берлоги
Выходят носороги. (не носороги, а медведи)
- Посмотрите, осмелев,
Ест с руки орешки лев. (не лев, а белочка)
- На ветру дрожат осины –
С них слетают апельсины. (не апельсины, а листья).
Мы с вами узнали, что животный и растительный мир Байкала очень богат. Теперь мы отправляемся на следующую станцию.
4 станция «Логическая»
Участникам необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке «Чудо-юдо» зверя. Время выполнения задания – 3-5 минут
Ответы на задание «Чудо-юдо» зверь:
1. Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы
2. Голова рыси, туловище и плавники рыбы, туловище птицы, ноги медведя
(3.Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы)
Сохранить Байкал для потомков, превратить его в объект не только отечественного, но и всемирного достояния - неотложная задача нашего времени. Мы с вами закончим наше путешествие на станции «Экологическая».
5 станция «Экологическая»
«Красота природы помогает человеку стать добрее, стать красивее». Об этом пишет наш земляк, писатель Валентин Распутин.
* Воде мы обязаны жизнью, несмотря на поставленную ООН задачу – обеспечить всех жителей чистой питьевой водой, около трети человечества таковой возможности не имеет. И если мы не будем бережно относиться к такому чуду, как Байкал, то и мы лишимся такой возможности.
(Дидактическая игра.)
Давайте представим себя экологами.
1 команде: Проблемы, возникшие у озера Байкалпо вине людей.
2 команде: Что необходимо сделать, чтобы сохранить Байкал для будущих поколений?
Ответы:
ПРОБЛЕМЫ БАЙКАЛА (точнее проблемы, возникшие у озера Байкал по вине людей):
- Загрязнение вод отходами промышленных предприятий (в частности, стоками БЦБК).
2. Строительство ГЭС привело к подъему уровня воды на 1 м, что привело к смыву с берегов грязи, помутнению воды, гибели планктона.
3. Молевой сплав древесины по рекам вызывает загрязнение вод, впадающих в Байкал.
4. Строительство в водоохранной зоне, возникновение свалок и браконьерство.
5.Чужеродные виды растений и животных .
6.Минерализация воды.
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ БАЙКАЛ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ:
- Регулировать вырубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.
2. Запретить вырубку леса на склонах хребтов, обращенных к Байкалу.
3. Запретить молевой сплав древесины по рекам.
4. Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных по берегам рек, впадающих в Байкал.
5. Поднять экологическую культуру населения.
6. Создать базы отдыха для организованного экологического туризма.
Проблем нерешённых у Байкала много, мы с вами получили лишь общее представление о природе Байкала и также, что для сохранения красоты Байкала необходимо сделать.
Итог
Ребята, мы объехали с вами весь Байкал. На каких станциях мы останавливались?
Что нового вы узнали об этом замечательном озере Байкал?
Стихотворение о Байкале.
На Байкал можно часами смотреть не отрываясь. Он зачаровывает своей красотой. Но нам пора домой, в наш город. Обратный путь наш будет уже не по воде, а по суше. По пути домой мы будем любоваться замечательной природой родного края – нашей Иркутской области (фильм о Байкале).
Мы приехали в наш город, в подразделение Зоологическое.. Сейчас жюри огласит итоги. Награждение команд.
Спасибо за работу! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по синему морю»
Развлечение подготовлено к Всемирному Дню океанов с использование информационно-коммуникативных технологий....

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие весёлых человечков к морю"
Дети отправляются в путешествие на поезде, останавливаясь на каждой станции, выполняя задания в игровой форме....

Проект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Море"
Проект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Море"....
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Обитатели моря»
В представленном материале отражена интеграция образовательных областей:«Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие» и «...

Конспект проведения непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "О МОРЕ, МОРЕ – МИР БЕЗБРЕЖНЫЙ"
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию....

Конспект культурной практики с детьми старшего дошкольного возраста «Новые открытия» ( с использованием сибирского борда)
Цель: развивать любознательность, инициативу в ходе знакомства с новым оборудованием....
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст
Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...