НОД Пернатые нашего края. Птицы зимой.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колусенко Яна Владимировна

Технологическая карта с воспитательной структурой НОД. Познавательное развитие. Краеведение. Занятие в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта с воспитательной структурой НОД

«Познавательное развитие» «Краеведение»

в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста МБОУ СОШ с. Войсковая Казинка Долгоруковского района Липецкой области

на тему «Пернатые нашего края. Птицы зимой»


Ф. И. О. педагога: Колусенко Яна Владимировна

Образовательная область: Познавательное развитие. Краеведение
Группа: разновозрастная группа (средний и старший возраст)
Тип ОВЗ (если есть): ............................................

Тема: Пернатые нашего края. Птицы зимой

Образовательная область: Познавательное развитие. Краеведение

Цель: формирование знаний детей о зимующих птицах.

• Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах;

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать понятие «зимующие птицы»;
  • Формировать умение различать птиц по внешнему виду;

Развивающие:

  • Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
  • Развивать мышление, память, внимание;

Воспитательные:

  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях;
  • Развивать взаимопонимание и сотрудничество между педагогом и детьми

Предварительная работа: наблюдение за птицами, прилетающими на участок; рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях. Рассматривание видов кормушек и создание кормушки на участке. Чтение текстов и разучивание стихов о птицах.

Методы и приемы: игровой, наглядный, дидактические игры

Материалы и оборудование: презентация с изображением птиц, с аудиозаписью пения данных птиц, с дидактической игрой,

Структура НОД:

  1. Вводная часть (3 мин.)
  • Чтение загадки, обсуждение её содержания.
  • Беседа по выявлению знаний детей о зимующих птицах.
  1. Основная (15 мин.)
  • Знакомство с птицами, зимующими в нашем регионе: рассматривание внешнего вида, прослушивание голоса птицы.
  • Физ. минутка.
  • Практическая работа по подготовке корма для пернатых друзей.
  1. Заключительная (2 мин.)
  • Дидактическая игра на узнавание птиц.
  • Обобщение воспитателем.


Ход занятия:

Дидактическая структура НОД

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Задания для воспитанников, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Развивающие

Коррекционные

Организационный момент

Дети средней группы могут назвать время года ЗИМА, а старшей группы – ЯНВАРЬ

Дети старшего возраста: «не вода уже, а лёд», «от мороза мерзнет птица»

Дети среднего возраста: всем холодно, даже птицам.

Отгадайте загадку о зимнем месяце:

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза мерзнет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

- Почему вы решили, что это январь?

Прослушивание и отгадывание загадки

Для детей старшего возраста: Обоснуйте отгадку словами из загадки

Вызвать интерес к теме занятия

Находить доказательства явно выраженные в тексте

Умение сосредоточить внимание при прослушивании текста

Проверка домашнего задания

- Зимующие

- Ворона, воробей, голубь

- А как называются птицы, которых можно зимой увидеть?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

Опора на жизненный опыт детей: назовут тех птиц, которых видели зимой

Умение использовать ранее полученные знания

Изучение нового материала

Дети затрудняются ответить.

Ко всем слайдам с птицами: дети рассматривают иллюстрацию, если знают название, то называют, обращают внимание на особенности окраски птиц, размеры.

Если кто-то из детей встречал изображенную птицу, то обязательно расспросить, где видел, что эта птица (птицы) делала.

-Тинь-тинь-тинь

- У снегиря красная грудка, крепкий толстый клюв.

- Снегири любят ягоды рябины, семена клена.

(глядя на иллюстрацию) У дятла пёстрые чёрные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.

Воробьи зимуют рядом с людьми, в деревне, в городе и т.п.

- Чик-чирик

- У вороны тело серое, а голова, крылья и хвост – чёрные.

- Кар-кар-кар

- Каркает

- Карканье вороны

- Сорока - Белобока кашу варила…

- Потому что у сороки бока белые, а крылья, хвост и голова – чёрные.

- Кузнечик стрекочет.

- Дерево трещит.

Проблемный вопрос: - Как вы думаете, что может быть для птиц зимой хуже, чем холод и мороз?

- Давайте отправимся с вами в гости к зимующим птицам, в лес (С2). Познакомимся с ними. Узнаем, как они живут.

- Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут её… синичка (С3)

- Синица - яркая, нарядная птичка. Её легко запомнить по чёрному галстуку на жёлтой грудке. На голове синички чёрная шапочка, а спинка, крылья и хвостик голубые. Клюв у синицы острый и сильный, а лапки очень цепкие, что позволяет птице цепляться за ветку и висеть даже вниз головой. Синица – очень подвижная и вертлявая птичка: не усидит на месте.

Нам тоже хочется попрыгать вместе с синицей.

ФИЗ. МИНУТКА

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

А. Барто

- Послушайте пение синички.

- Попробуйте изобразить пение синички.

- Про пение синицы говорят – «тинькает»

- Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это… снегири (С4)

- Глядя на иллюстрацию, расскажите, как вы узнаете снегиря среди других птиц.

- У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь отправились в путь.

- Послушайте как поёт снегирь.

- Как вы думаете, что можно положить для снегиря в нашу кормушку?

- Плотник с острым долотом

строит дом с одним окном… дятел (С5)

- В наших лесах живёт большой пёстрый дятел. Как вы думаете, почему его так назвали?

- Зимой, ребята, деревья спят, и насекомые спят, а дятел питается семенами из еловых и сосновых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклёвывает семена. Поэтому мы можем увидеть весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек. Эта птица, ребята, живёт только там, где есть лес, потому что там, где леса нет, дятлу нечем будет кормиться.

- Озорной мальчишка в сером армячишке. Воробей (С6)

- Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него часто говорят: серый воробышек. А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с темными и светлыми перьями. Хвост и крылья темно-коричневые, на голове коричневая шапочка, а вот грудка серая.

- А где зимуют воробьи?

- Верно, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору. Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него.

- Как поёт воробей?

Да, воробей чирикает. Послушайте чириканье воробья.

- Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

«Кар-кар-кар» - вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её … ворона (С7)

- Как выглядит ворона? Опишите её.

- Вороны очень умны. Копировать звуки других домашних животных для них не составляет труда. Вороны даже могут повторять человеческую речь.

- Какие звуки вы услышите от вороны?

То есть ворона … (каркает)

(включаю звук карканья)

- Что вы сейчас слышали?

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

а зовут её… сорока (С8)

- Какую игру вы знаете, где есть сорока?

ФИЗ. МИНУТКА «Сорока- Белобока»

- Почему сороку называют Белобока?

- Да, но перья в хвосте и крыльях сороки не просто чёрные. Когда, взлетая, сорока расправляет крылья и хвост, чёрные перья переливаются на свету синим и зелёным цветом. (С9)

- Послушайте, как трещит сорока. Говорят: «сорока трещит, стрекочет». Про кого еще говорят «стрекочет»? Про что можно сказать «трещит»?

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … свиристели

(С9)

Это тоже наш зимний гость - свиристель. И по красоте оперения эта птица не уступит снегирю: розовато - серые перья, на конце черного хвоста желтая полоса, на шее - черный шарф, на голове - большой хохол. Красавица, да и только!

- Послушайте пение свиристелей.

Постановка проблемного вопроса

Беседа – наблюдение с использованием презентации.

Работа со звуковым рядом: звукоподражание

Работа с иллюстрацией

- Вопрос на восприятие услышанного рассказа.

Сделать вывод о связи названия птицы и её оперения

Ответ на вопрос полным предложением

Активизировать словарь детей по теме

Работа с иллюстрацией

Активизировать словарь детей по теме

пальчиковая гимнастика

Анализ внешнего вида птицы и её прозвища

Включение в активный словарь слов с новым значением

Вызвать желание узнать о птицах зимой больше.

Расширение словарного запаса по теме

Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления

Выявление основных признаков по иллюстрации

Анализ услышанного текста

Сопоставление иллюстрации и названия птицы

Составлять предложение, используя предлоги.

Использовать в речи слова «чирикает», «чирикание»

Умение описывать птицу по иллюстрации

Использование слов «каркать», «карканье»

Выявление признаков птицы не явно выраженных в прозвище

Использование слов в разном значении

Включение в активный словарь нового слова «свиристель»

Составление предложений по иллюстрации.

Умение составлять рассказ (2 – 3 предложения) о своих впечатлениях

Артикуляционная гимнастика

Умение отвечать на вопрос полным предложением

Активное использование словаря

Умение называть части тела птицы

Использовать для ответа сделанные ранее наблюдения

Звук Ч в слогах и словах. Правильное произношение

Умение называть части тела птицы

Развитие мелкой моторики

Умение использовать названия частей птиц в описании

Умение отвечать на вопрос полным предложением

Закрепление нового материала

- Для птиц зимой хуже мороза – голод.

- Мы развешиваем кормушки и кладем в них корм.

- да

Рассматривают иллюстрации слайдов, называют птиц.

Вот сколько разных зимующих птиц мы с вами встретили в лесу и возле дома. Что же может быть для птиц зимой хуже, чем холод и мороз? (Если дети все еще затрудняются ответить на вопрос, то далее текст).

- А вот, что рассказали о себе сами птицы: «Мы, зимующие птицы, не боимся морозов и можем добывать еду даже в самую холодную погоду. Синицы отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, снегири склёвывают плоды и семена лиственных растений, а дятлы – шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов мы не можем найти пищу и голодаем. И тогда мы прилетаем к людям за помощью»

 - И мы с вами можем помочь пережить зиму пернатым друзьям. Что мы для этого делаем?

- А у нас на территории есть кормушки?

-Давайте посмотрим, какие птицы могут прилететь к нам.

(С10, С11)

Сделать вывод о жизни зимующих птиц, ответив на проблемный вопрос

Определить птицу по внешнему виду на иллюстрации.

Формулировать несложные выводы с помощью наводящих вопросов

Применять полученные знания о внешнем виде птиц и их названиях

.

Осознать, что птиц зимой необходимо подкармливать

Использовать правильно названия птиц

Контроль

Дети среднего возраста должны перечислить названия зимующих птиц и назвать основные признаки этих птиц (например, снегирь с красной грудкой, воробей – коричневый, сорока с белой грудкой и чёрными крыльями, хвостом и головой и т.п.)

Дети старшего возраста должны давать развернутые ответы на более сложные вопросы.

Каких зимующих птиц вы знаете?

Почему они называются зимующими?

Чем птицы питаются зимой?

Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?

Как можно помочь птицам?

- Посмотрите, среди веток ели спряталась птичка. Кто догадался, что это за птица? Почему вы так думаете? (С12, С13, С14)

Вопросы для контроля

Дидактическая игра «Угадай, кто спрятался?» (на слайдах птица за ветками ели, видны только некоторые части: клюв, хвост или грудка и т.п. Дети должны определить, что это за птица и объяснить, почему так решили)

Развитие памяти, мышления

Развитие логического мышления, наблюдатель-ности.

Давать развернутый ответ на вопрос

Определение птицы по внешнему виду

Рефлексия

Звучит музыка.

Дети выбирают птицу и прикрепляют ее на дерево (небольшие цветные рисунки птиц, зимнее дерево нарисовано на А3)

-Вот и пора нам возвращаться домой, в группу. А чтобы вернуться быстро мы превратимся в птичек.

Выберите птичку и посадите ее на волшебное дерево. Когда все птички будут на дереве, мы с вами окажемся в своей игровой комнате.

Выбрать птицу, соответствующую своему настроению (снегирь – радостное, синица – спокойное, ворона – усталое) и прикрепить к изображению дерева. Чем выше прикрепил ребенок птицу, тем выше его оценка своих знаний после занятия.

Развитие самооценки своих знаний.

Умение определять свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Экологический проект " Пернатые друзья - птицы нашего края

                         Экологический проект        « Пернатые друзья- птицы нашего кр...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...

"Пернатые нашего края"

Региональный компонент. Презентация по  теме "Пернатые нашего края". Презентация посвящена птицам Самарской области, которые занесены в "Красную книгу"....

"Пернатые нашего края"

Презентация о пртицах Самарской области, которые занесены в "Красную книгу"....