Элементарное экспериментирование в жизни детей раннего возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру
Дети раннего и младшего дошкольного возраста - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается для них через опыт личных ощущений.
Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementarnoe_eksperimentirovanie_v_zhizni_detey_rannego_vozrasta.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементарное экспериментирование в жизни детей раннего возраста
Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Дети раннего и младшего дошкольного возраста - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается для них через опыт личных ощущений.
Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
В процессе экспериментирования малыш получает возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя первооткрывателем, исследователем.
Процесс познания - это творческий процесс, и моя задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать условия, необходимые для этого.
Опыт показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; плещутся в воде, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, знакомятся с плавающими и тонущими предметами: ловят ветерок и пускают самолетики; пробуют делать пену и пускать мыльные пузырьки.
При выборе метода ознакомления детей раннего и младшего возраста с окружающим миром я остановилась на опытно - экспериментальной деятельности. Изучаемые предметы и явления дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и отношения. Знания о том или ином предмете, явлении ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.
Работая с малышами, проведя анализ нервно-психического развития, я определила ряд проблем:
- Низкий уровень познавательных умений детей, как следствие неправильной организации познавательной деятельности.
- Низкий уровень самостоятельности детей, неумение овладеть разнообразными способами действий.
Это происходит потому, что нет благоприятных условий для развития познавательной активности детей, обогащения их представлений об окружающих предметах и явлениях.
Л.С. Выготский неоднократно говорил о том, что своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Поэтому я решила начать экспериментальную деятельность с детьми второго года жизни.
Проанализировав имеющуюся литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходима система работы по развитию у детей познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность.
Для этого необходимо:
1. Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных.
2. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
3. Практически ознакомить воспитанников с простейшими явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира
4. Учить малышей выражать словами свои впечатления.
При организации экспериментальной детской деятельности нужно создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обеспечить самостоятельность в проведении опыта детьми при повторном возвращении к нему.
В нашей группе есть специально отведённое место, где дети занимаются опытно - экспериментальной деятельностью. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети, безопасны. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности нами были созданы уголки экспериментирования с водой и песком. Разграничили пространство, отведя место для хранения природного и бросового материала; для проведения опытов, для неструктурированных материалов.
В группе детей раннего возраста нет как таковой самостоятельной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: я знакомлю детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость... С детьми играем с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдаем за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков , используя предметы детского экспериментирования и доступные для малышей.
Например, зимой на прогулке дети набирают снег совочками и насыпают в ведерки с водой. Снег тает. За время прогулки вода замерзает, образуется лед. Дети заносят ведерки в группу и наблюдают за таянием льда. Детям всегда интересно наблюдать. Пробуем делать элементарные выводы. Я сочетаю показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах.), сравниваю сходные предметы по внешнему виду, использую опыт практической деятельности, игровой опыт.
Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно - экспериментальной деятельности ребенок раннего возраста учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно - следственные связи, соблюдать правила безопасности. Малышам стало интересно не только наблюдать, но и исследовать. Ребенок может сам проводить несложные опыты. Эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные. Детям необходимо наблюдать за тем, как прорастает растение, как появляются первые листочки. Мы садим луковицы, замачиваем семена гороха, наблюдаем, как они набухают, и появляется ростки. Мы ставим веточку дерева в воду и ждем появления первых листочков. Детям интересно экспериментировать с луком не только его "раздевать", отделять листочки друг от друга, но и самим его проращивать и пробовать плоды своих экспериментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высо...
«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»
О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...
Родительское собрание в группе раннего возраста "Игры и игрушки в жизни детей раннего возраста".
Представлен конспект родительского собрания в группе раннего возраста по теме "Игры и игрушки для детей раннего возраста"....
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»....
Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста....
Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...