Элементарное экспериментирование в жизни детей раннего возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру

Дети раннего и младшего дошкольного возраста - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается  для них через опыт личных ощущений.

Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементарное экспериментирование в жизни детей раннего возраста

 Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.

Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Дети раннего и младшего дошкольного возраста - природные исследователи окружающего мира. Мир открывается  для них через опыт личных ощущений.

Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  

При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

В процессе экспериментирования малыш получает возможность удовлетворить свою   любознательность, почувствовать себя первооткрывателем, исследователем.

Процесс познания - это творческий процесс, и моя задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать условия, необходимые для этого.

Опыт показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; плещутся в воде, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, знакомятся с плавающими и тонущими предметами: ловят ветерок и пускают самолетики; пробуют делать пену и пускать мыльные пузырьки.

При выборе метода ознакомления детей раннего и младшего возраста с окружающим миром я остановилась на опытно - экспериментальной деятельности. Изучаемые предметы и явления дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и отношения. Знания о том или ином предмете, явлении ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.

Работая с малышами, проведя анализ нервно-психического развития, я определила ряд проблем:

  1. Низкий уровень познавательных умений детей, как следствие неправильной организации познавательной деятельности.
  2. Низкий уровень самостоятельности детей, неумение овладеть разнообразными способами действий.

  

Это происходит потому, что нет благоприятных условий для развития познавательной активности детей, обогащения их представлений об окружающих предметах и явлениях.

Л.С. Выготский неоднократно говорил о том, что своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Поэтому я решила начать экспериментальную деятельность с детьми второго  года жизни.

Проанализировав имеющуюся литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходима система работы по развитию у детей познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность.Хочу такой сайт

Для этого необходимо:

1.      Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных.

2.      Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.

3.      Практически ознакомить воспитанников с простейшими явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира

4.      Учить малышей выражать словами свои впечатления.

При организации экспериментальной детской деятельности нужно  создать условия  для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. Обеспечить самостоятельность в проведении опыта детьми при повторном возвращении к нему.

В нашей группе есть специально отведённое  место, где дети занимаются опытно - экспериментальной деятельностью. Все оборудование и предметы, которыми пользуются дети, безопасны. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности нами  были созданы уголки экспериментирования с водой и песком. Разграничили пространство, отведя место для хранения природного и бросового материала; для проведения опытов, для неструктурированных материалов.

В группе детей раннего возраста нет как таковой самостоятельной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: я знакомлю детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость... С детьми играем с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Наблюдаем за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды, появлением ростков , используя предметы детского экспериментирования и доступные для малышей.

Например, зимой на прогулке дети набирают снег совочками и насыпают в ведерки с водой. Снег тает. За время прогулки вода замерзает, образуется лед. Дети заносят ведерки в группу и наблюдают за таянием льда. Детям всегда интересно наблюдать. Пробуем делать элементарные выводы. Я сочетаю показ с активными действиями ребенка (ощупывание, восприятие на вкус, запах.), сравниваю сходные предметы по внешнему виду, использую опыт практической деятельности, игровой опыт.

 

Непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно - экспериментальной деятельности ребенок раннего возраста учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно - следственные связи, соблюдать правила безопасности. Малышам стало интересно не только наблюдать, но и исследовать. Ребенок может сам проводить несложные опыты. Эксперименты мы проводим не только кратковременные, но и длительные. Детям необходимо наблюдать за тем, как прорастает растение, как появляются первые листочки. Мы садим луковицы, замачиваем семена гороха, наблюдаем, как они набухают, и появляется ростки. Мы ставим веточку дерева в воду и ждем появления первых листочков. Детям интересно экспериментировать с луком не только его "раздевать", отделять листочки друг от друга, но и самим его проращивать и пробовать плоды своих экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высо...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Родительское собрание в группе раннего возраста "Игры и игрушки в жизни детей раннего возраста".

Представлен конспект родительского собрания в группе раннего возраста по теме "Игры и игрушки для детей раннего возраста"....

СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВО ВТОРОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ИГРЫ И ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»....

Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

Сенсорное развитие в группе раннего возраста - первая ступень в формировании элементарных математических представлений у детей раннего возраста....

Статья на тему: "Совершенствование возможностей раннего развития детей в условиях дошкольного образования: формы организации "детской жизни" детей раннего возраста в детском саду"

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст  когда всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые предст...