«Золотая осень»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Черных Анна Сергеевна

Расширять знания детей об изменениях, происходящих в природе осенью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_v_podg.gr_._zolotaya_osen.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Краткосрочный проект

Тема: «Золотая осень»

Подготовили: воспитатели Агеева Е.Г., Черных А.С

2022

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: Развитие интереса к изучению природы родного края осенью у детей подготовительной группы посредством экологического проекта «Золотая осень».

2. Автор проекта: Агеева Е.Г., Черных А.С.

3. Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

4. Вид проектагрупповой, познавательно-исследовательский, творческий.

Тип проектагрупповойкраткосрочный (с 10.10.2022 по 28.10.2022г.).

5. Цель проекта: Расширять знания детей об изменениях, происходящих в природе осенью.

Направление деятельности проекта: исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

6. Задачи проекта:

Образовательные:

- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;

- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;

- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Развивающие:

- развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни

Актуальность проекта:

Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в волшебство и сказку.

Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Любование осенней природой обогащает внутренний мир, помогает найти новые точки соприкосновения между взрослым и ребёнком, подвигает на развитие физических качеств и здоровый образ жизни (ведь так хочется бегать по этим красивым разноцветным листьям). Когда раскрывается красота окружающего мира, хочется активно двигаться, осваивать новое и неизвестное, показать эту красоту всем, чтобы и они смогли насладиться прекрасными мгновениями общения с матушкой – природой.

После летних каникул, я столкнулась с тем, что дети не только отвыкли от режима, некоторых правил поведения, но и перестали наблюдать за тем, что происходит вокруг. Они стали больше внимания уделять своим сиюминутным потребностям, не давая простора фантазии, наблюдательности.

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.

Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Проект направлен на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени. Экологический проект я начала с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.

Форма работы: дидактические игры, тематические беседы, наблюдения, способствующие реализации цели проекта, праздник и развлечения.

Совместная деятельность с детьми и родителями:

1. Выставка поделок "Золотая осень".

2. Составление творческих рассказов на тему«Какой бывает осень;

3. Викторина.

4. Театрализация«Красавица Лиса»

Итог:

1. Отчёт на педагогическом совете.

2. Интегрированное открытое занятие на тему«Золотая осень».

3. Утренник «Осень золотая».

Подготовительный этап:

1. Подготовить материал для изобразительной, музыкальной деятельности детей.

2. Подобрать детскую и педагогическую литературу, картины, иллюстрации, презентации, дидактические игры;

3. Разработать презентацию «Произведения искусства, передаваемые образ осени".

Содержание проекта:

1. Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке;

2. Систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;

3. Анализ поведения человека в природе осенью;

4. Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

Предполагаемые результаты:

После завершения проекта дети приобретут следующие знания:

1. Расширение представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе, признаки осени, ее дары).

2. Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

4. Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.

5. Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания овощей и фруктов и профессиях людей, задействованных в этом процессе.

6. Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.

Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения поделок из природного материала сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям.

Реализация проекта:

План работы с детьми по осуществлению проекта «Золотая осень

Образовательные области Виды детской деятельности.

Здоровье Комплекс упражнений утренняя гимнастика «Золотой лес», оздоровительный самомассаж «Превращение»«Осень»

Безопасность Беседа «Как вести себя в лесу»

Физическая культура Комплекс упражнений«Прогулка в лесу»«Овощи и фрукты»«Угадай животное»«Сбор яблок».

Подвижные игры«Березка»«У медведя во бору»«Дождик и солнце».

Социально коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: Магазин, «Семена»«Магазин цветов»«Путешествие в лес»«Овощи и фрукты»«Ярмарка»«Семья – летние заготовки».

Дидактические игры«Вершки-корешки»«Узнай по тени»«С какого дерева лист?»«Собери картинку»«Найди дерево по семенам»«Времена года»«Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»,

Словесная игра«Какая бывает осень»«Садовник»«Компот»«Хозяйка однажды с базара пришла»«Дождик»«1-5 будем листья собирать».

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Уборка листьев на участке и палок. Сбор веточек и составление из них геометрических фигур. Составление из опавших листьев на асфальте узора. Помощь воспитателю в подготовке клумбы к зиме.

Сбор природного материала на прогулке.

Ручной труд «Поделки из природного материала»

Познавательное

развитие Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Занятие познавательного цикла:

- познавательное занятие на тему: "Пожар в лесу".

- интегрированное занятие на тему: "Золотая осень".

- занятие по познавательному развитию: Знакомство с картиной И. И. Левитана «Золотая осень», И. И. Шишкина «Золотая осень», А. А. Пластов «В октябре», В. А. Серов «Осенний вечер», А. К. Саврасов «Осень».

- занятие по экологии на тему«Знахарские посиделки»«Лекарственные травы».

- занятие «Сказка о витаминном салате».

- беседы «Признаки осени»«Овощи»«Фрукты»«Во саду ли в огороде»«Деревья и кустарники нашего двора»«Грибы»«Ягоды» «Описание березы»«Как вести себя в лесу?»«Труд взрослых»«Скажи овощам и фруктам спасибо»«Нет трудов, нет плодов».

- цикл наблюдений: Наблюдение за осенними явлениями.

«Что цветет на нашем участке в начале сентября?»«Какие они - цветущие растения?»«Кто помогал цветам расти?»«Что было сначала, что будет потом?»«Соберем семена садовых цветов»«Украсим группу красивыми цветами»«Где еще растут садовые цветы?». Экскурсия на огород и в сад.

Наблюдение за деревьями на участке детского сада. «Чем отличается ель от других деревьев осенью.

Наблюдение за осенним дождем. Наблюдение за ветром (найти растения, для которых ветер – желанный гость).

Наблюдение за паутиной, за улетающими перелетными птицам.

«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»«Почему исчезли насекомые?»

Речевое развитие Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: Е. Трутнева «Листопад», И. Бунин «Лес точно терем расписной», М. Ивенсен «Падают, падают листья»,

Чтение детям: И. Соколов - Микитов «Листопадничек», М. Пришвин «Листопад». А Мусатов «Кто в поле главный», В. Головкин «Сорняк», Н. Носов «Огородники», Л. Толстой «Старик и яблоки».

Драматизация народной сказки «Репка»«Красавица лиса».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование«Овощей»«Фруктов»«Грибов»«Ягод»«Осенний лес».

Лепка«Путешествие в осенний лес».

Аппликация«Овощи и фрукты для магазина» «Корзинка для сбора урожая»«Золотая осень» (дерево, «Грибное лукошко».

Конструирование«Грузовой автомобиль»«Овощехранилище»

Слушание: П. И. Чайковский «Времена года»«Звуки леса»

Разучивание песен об осени. Праздник «Осень золотая».

Осенняя викторина. Развлечение. Разучивание песни «Ах, какая осень»«Едет с поля урожай»

Танец с осенними листьями, с зонтиками (девочки) «Ежик почтальон»

Музыкальные игры«Лесовичок и листики»«Горошина», Что ты осень принесла?», «Собирем урожай»

Работа с родителями 1 Сбор природного материала.

2. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.

3. Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, лес.

4. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок

6. Консультации «Витамины в саду и на грядке»«Одежда детей для прогулок осенью».

Знания, полученные детьми во время непосредственно образовательной деятельности, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

С детьми были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света, характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд.

Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений – прикреплённость их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Детям интересно было заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов, что земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, что опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве, растениям, которые на ней растут. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть - это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. Детям интересно было узнать, что такое «поздняя осень»- это осень «с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе».

Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?»

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Гуляя на площадке дети заметили, что птичьих голосов стало слышно все меньше и меньше. Почему? Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в теплые края, что эти птицы - насекомоядные, что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц нет корма.

Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами«Раз, два, три к кустику беги!»«С какого дерева листок?»«Детки на ветке»«Найди такой же»«Мы – осенние листочки».

Вместе с детьми в группе мы поместили дары осени - овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово:

«Огурец и помидор как-то раз вступили в спор:

Кто полезнее из них, кто вкуснее из двоих?

Помидор был очень гордым, называл огурчик твёрдым

И безвкусным, как вода. Говорил: “А я всегда

Очень сочный, мягкий, красный!” “Разошёлся ты напрасно, -

Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал.

Окончательно созреешь, только если покраснеешь.

А меня уже едят, мной вовсю давно хрустят.

Даже самый маленький я всегда удаленький!»

- По таинственным законам, непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля – черным – черна, а земля для всех одна.

В ходе работы по проекту «Золотая осень дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсе, принимали участие в празднике «Осень золотая», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои рассказы.

В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, я - взрослый, относилась внимательно, отвечала на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавала встречные вопросы«А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращалась к мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Работая над проектом, я ставила задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"

Сценарий разработан для младших дошкольников...

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

"Золотая осень, ёжик золотой"

Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...

"Золотая осень, я тоже золотой"

Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» для детей средней группы Тема: «Золотая осень».

Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» для детей средней группы Тема: «Золотая осень». Цель: закреплять умение рисовать осенние деревья; Задачи: Обра...