"Времена года"
проект по окружающему миру (старшая группа)
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
- У детей данного возраста не достаточно сформированы представления о временах года;
- Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
- Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска
Проект
Тема: «Времена года»
Подготовили: воспитатели Агеева Е.Г., Черных А.С.
2021
«Любовь к Родине, к родному краю начинается с любви к природе».
УЧАСТНИКИ: воспитатели: Агеева Е.Г, Черных А.С., их родители.
ВИД ПРОЕКТА: познавательно – творческий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: октябрь 2021 г. − май 2022 г.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.
Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
- У детей данного возраста не достаточно сформированы представления о временах года;
- Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
- Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае, если:
- Формировать представления и вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не только в ДОУ, но и в семье.
- Экологическое образование будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
- Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически и планомерно.
НОВИЗНА
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО). Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
- Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
- Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у дошкольников.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
- Укрепление связи семьи и ДОУ.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.
ЦЕЛЬ
Формирование начальных представлений о временах года.
ЗАДАЧИ:
1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно – диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3 этап – обобщающий
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы. Третий этап включает в себя презентацию проекта
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
- беседы;
- занятия;
- рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
- выставки детских работ по проекту;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- творческая речевая деятельность;
- утренники, развлечения;
- конкурсы;
- театрализованная деятельность;
- сочинение рассказов и сказок о природе;
- видеопросмотры.
с родителями:
- наглядная пропаганда;
- беседы и консультации;
- дни открытых дверей;
- папка-передвижка
- конкурсы.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Лучше научить замечать красоту родной природы.
2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
3. Дети станут чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Срок реализации | Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй |
Октябрь «Осень в гости к нам пришла». | Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад», сказка «Вершки – корешки». Беседа: «Осень в гости к нам пришла». Знакомство с приметами осени. Наблюдения на прогулках: «Наступила осень – листья пожелтели» Загадывание загадок. Аппликация «Осеннее дерево». Д/игра «Что нам осень принесла». П/игра «Собери овощи и фрукты». | Разучивание стихотворений об осени. Сбор гербария | Консультация «Витамины с грядки» Фотовыставка «Осень золотая». |
Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» | |||
Ноябрь «Подготовка к зиме» | Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме». Рассматривание картин зайчиха с зайчатами. Рассматривание картинок на тему: «Зимующие птицы». Работа по карте – схеме «Как люди готовятся к зиме». Беседа «Поздняя осень». Слушание песни «Первый снег». Просмотр развивающего мультфильма «Поздняя осень». Наблюдения на прогулках: «Ветер подул». Загадывание загадок. Раскрашивание «Морковка для зайчика». Лепка «Веточки рябины». П/игра «Зайка беленький...». | Совместное ухаживание за домашними животными дома. | Папка-передвижка: «Учим ребенка наблюдать за изменениями в природе» |
Итоговая деятельность: Лэпбук: «Осень» | |||
Декабрь «Пришла зима» | Беседы на тему: «Пришел мороз-береги ухо и нос». Беседа: «Многообразие форм снежинок». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий). Нетрадиционная форма рисования: «Падает, падает снег» Наблюдения на прогулках: «Дождь и снег»
Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос». Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица». Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом». | Работа детско- родительская на тему «Дворец Снежной королевы» | Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Объявление конкурса: «Дворец Снежной королевы» |
Итоговая деятельность: выставка: «Дворец Снежной королевы» | |||
Январь Зимующие птицы | Рассматривание альбома: «Зимующие птицы». П\и «Зайка беленький», «Птички в гнездышке». Чтение: М. Познанская «Снег идёт». Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на тематику зимующие птицы. Чтение: О. Высотская «Холодно» Игра-опыт: «Цветной снег». Объёмная аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей» | Изготовление кормушек. Совместное кормление птиц в садике и дома. Изготовление открытки другу с рассказом о зиме. | Папка-передвижка: «Как помочь птицам зимой?» |
Итоговая деятельность: Открытка другу с рассказом о зиме | |||
Февраль Зимние забавы | Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку». Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает». Изготовление открытки к 23 февраля. Подвижные игры: «На земле снежок лежит», «Остановись возле игрушки». | Детско-родительский рисунок на тему «Волшебница- зима» | Оформление папки – передвижки «Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?» |
Итоговая деятельность: Лэпбук: «Зима» | |||
Март Весна пришла | Наблюдение за состоянием погоды: за небом; за снегом; за деревьями; птицами; за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки, проталины. Чтение В.Берестов «Март». Рисование «Вот какие у нас сосульки». Словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?» Речевая подвижные игра «В гости к нам весна пришла» | Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд» | Консультация «Чем же занять ребенка на прогулке весной?» |
Итоговая деятельность: Изготовление открытки к 8 Марта | |||
Апрель Весенние цветы | Беседа: «Цветы – краса земли». Д/игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок). Наблюдение «Цветы на наших клумбах». Рисование на асфальте: «Весенние цветы». Хороводная игра «Вейся венок». Потешка: «Как по лугу». Труд: полив цветов. Аппликация: “Нарядные бабочки” Раскрашивание раскрасок «Цветы». Опыт «Нужна ли цветам вода». | Уход за огородом и цветником с детьми дома. | Консультация для родителей о безопасности «Осторожно, весна!» |
Итоговая деятельность: Лэпбук: «Весна» | |||
Май Скоро лето! | Беседа: «Наши маленькие соседи» (насекомые). Дидактическая игра «Что бывает летом?». Чтение стихотворения: «Вот и лето подоспело» В. Данько Словесно-речевая игра «Лето к нам идет». Спортивный досуг для детей: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Наблюдение – эксперимент за солнцем (через цветные стеклышки, солнечные очки, цветную слюду). П/и «Солнышко и дождик», «Найди свой цвет». Рисование «Божья коровка». Потешка «Травка муравка». Труд: полив цветов. | Консультация «О летнем отдыхе детей» | |
Итоговая деятельность: Лэпбук: «Лето» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядный материал (Времена года, время суток)
"Времена года", "Время суток"...
Природный мир: « Времена года» Воспитатель: Комлева. Н. Л Природный мир: « Времена года» Воспитатель: Комлева. Н. Л
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122...
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
Наглядное пособие Времена года, время
Учим Сутки, Недели, Закрепреем месяцы...
Газета для родителей: «Как с пользой провести время с ребёнком в теплое время года»
Лето - это прекрасная пора и для детей и для взрослых. Лето дает большое количество возможностей для совместных занятий и игр. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку уз...
Дидактическое пособие для ДОУ своими руками. Дерево "Времена года". Игра времена года.
Описание: Данная разработка будет интересна педагогам дошкольного образования, родителям и детям. Многофункционального дидактического пособия предполагает возможность его использования в работе с...
Лето-самое любимое время года у детей. Это время положительных эмоций и хорошего настроения. Летом значительно увеличивается детский травматизм, и родители обязаны предупредить возможные риски и уберечь детей от травматизма.
Памятка для родителей "Профилактика детского травматизма в летний период"...