проект Загадочный космос
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Дать детям знания о космосе, космическом пространстве, о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, о происхождении луны, солнца, звезд; научить самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию, делать маленькие «открытия», включать в поисковую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zagadochnyy_kosmos.docx | 151.97 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "«Детский сад № 39»"
Проект «Загадочный космос»
для детей старшей группы
компенсирующего вида
Подготовили:
Воспитатели: Галина Михайловна Лысенко
Светлана Вячеславовна Буракшаева
г. Ачинск, 2023г.
Паспорт проекта
Наименование
| Содержание | |
Название проекта | «Загадочный космос» | |
Авторы проекта | Воспитатель: Лысенко Г.М. Буракшаева С.В. | |
Наименование организации | муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №39" | |
Город, год реализации | г. Ачинск, 2023г | |
Нормативно-правовая база | ФГОС ДО, «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (для детей с косоглазием и амблиопией) МБДОУ «Д/с № 39» | |
Актуальность | Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции. Дети задают много вопросов о космосе, звездах, планетах, так как эта тема будоражит их детскую фантазию. Эта тема вызывает у детей интерес и дает возможность многосторонне развивать личность ребенка. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о созвездиях. Позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей. | |
Проблема, на решение которой направлен проект | Недостаточное внимание родителей к российскому празднику -День космонавтики. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики | |
Цель проекта | Дать детям знания о космосе, космическом пространстве, о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, о происхождении луны, солнца, звезд; научить самостоятельно осмысливать и объяснять полученную информацию, делать маленькие «открытия», включать в поисковую деятельность, используя разные способы: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения | |
Задачи проекта | Для детей: Образовательные: Продолжить расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звезд. Солнце – это самая близкая к земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях. Дать детям знания об основании человеком космического пространства о значении космических исследований для жизни людей на земле. Познакомиться с первым - космонавтом Ю. А. Гагариным. Развивающие: Формировать у детей познавательную активность. Развивать семейное творчество и сотрудничество. Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственные ценности (добрых, дружественных отношений и т.д.). Прилечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики Для родителей: 1.Ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами, оказывать помощь своим детям в осуществлении проекта. 2. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с космосом; 3.Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. | |
Виды проектов | По доминирующему виду проектной деятельности | Информационно-практико- ориентированный |
По срокам реализации | Недельный | |
По составу участников | Групповой. | |
Участники проекта | Дети: 5 лет. Воспитатели. Родители. Инструктор по физической культуре. Музыкальный руководитель | |
Сроки реализации проекта | 10.04.2023г. – 14.04.2023г. | |
Ожидаемые результаты | 1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос». 2. Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора «Лего», бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе. 3. Заинтересованность детей темой «Космос», проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. 4. В процессе реализации проекта будут сформированы нравственнопатриотические чувства. 5. Развитие творческих способностей детей, путем осуществления совместной деятельности с родителями. 6.Активное участие родителей в проектной деятельности. 7.Проявление интереса у родителей к жизни ДОУ. | |
Обеспечение проектной деятельности (ресурсы реализации проекта) | Материально-техническое: компьютер, принтер. Учебно-методическое оснащение: Книги, иллюстрации; | |
Продукт проекта | 1.РППС: пополнение атрибутов. |
План реализации проекта
I этап – Подготовительный этап (вхождение в тему).
- Мониторинг знаний детей по теме проекта.
ЧТО ЗНАЮ? | ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? | КАК УЗНАТЬ? |
От взрослых, из литературы. |
- Cоставление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержание деятельности всех участников проекта.
- Изучение и подбор литературы, подготовка материала и т.д.
- Составление паспорта проекта и плана реализации проекта.
I I этап - Основной этап
1. Проведение занятий, бесед, экспериментальной деятельности.
2. Сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, ситуативные беседы,
пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, подвижные игры.
3. Оформление выставки «Далекий Космос»
4. Участие в познавательно-развлекательном досуге МБДОУ «Если только захотим, то и в космос полетим», посвященном «Дню Космонавтики».
5. Чтение художественной литературы по теме.
6. Консультации и папки – передвижки для родителей
.
I I I этап Заключительный этап
1. Игра – викторина «Будущие космонавты».
2. Создание работ для участия в выставке «Далекий космос».
Возможные риски
Не все дети в одинаковой степени успешно освоят предлагаемый материал по теме «Космос»
План реализации проекта «Загадочный космос».
Образовательная область | Виды детской деятельности | Осуществляемая детьми деятельность |
Социально – коммуникативное развитие | Коммуникативная Игровая | Беседы: «Солнце - источник жизни на земле»; «Кого принимают в космонавты?»; «Восход солнца»; «Небо, облака»; «Звёзды»; «Закат солнца» Сюжетно – ролевые игры: «Космонавты», «Путешествие на Луну», «Ракетостроители». Игры со строительным материалом. Дидактические игры: «Найди дорогу на Землю», «Космическое лото», «Хорошо – плохо», «Найди лишнее», «Космические профессии», «Созвездия», «Солнце - Луна» Настольно - печатные игры: «Космос», «Космическое путешествие», «Найди отличия», «Космические лабиринты». Подвижные игры: Космонавты», «Космическая эстафета», «Ракетодром», «Невесомость», «Солнце – чемпион». Пальчиковые игры |
Речевое развитие | Коммуникативная Чтение художественной литературы | Занятие «Большое космическое путешествие»; Беседы с использованием презентаций «Голубая планета Земля», «Что такое космос», «Великие космонавты», «Луна – спутник Земли», «Семья планет». Серия картинок «Что мы видели на небе». Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций по теме проекта. Игры: «Продолжи ряд слов», «Узнай по описанию планету», «Доскажи словечко». «Книга дня» (воспитанники приносят интересные книги о космосе из дома). Загадки на тему «Космос». Разучивание стихотворений о космосе. Чтение произведений художественной литературы: - Я. К. Голованов «Дорога на космодром», - П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», - О. А. Скоролупова «Покорение космоса», - Н.Носов «Незнайка на луне» - А. Леонов «Я выхожу в космос», - стихотворения о космосе - загадки о космос |
Познавательное развитие Художественно – эстетическое развитие. Изобразительная Деятельность Музыкальная Деятельность Физическое развитие | Познавательно – исследовательская деятельность Продуктивная Двигательная | Занятия: «Путешествие на планету «Математика» (ФЭМП), «Космическая одиссея» (РПИД). Рассматривание иллюстраций по теме: «Солнечная система». Просмотр видеофильмов «Планеты», «Вселенная». Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной Экспериментальная деятельность эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь», Конструирование из конструктора «Лего» Рисование: «Мир вселенной». Лепка: «Ракета отправляется в полет» Конструирования: «Космическая ракета». Разучивание музыкальноритмической композиции по теме проекта. Разучивание песен и танца для познавательно – развлекательного досуга «Если только захотим, то и в космос полетим» Эстафеты, соревнования, подвижные игры по теме проекта. |
Взаимодействие с родителями.
1. Консультация: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской
активности ребенка».
2. Рекомендации для родителей: «Что рассказать ребенку о космосе?
3. Повторение дома с детьми роли, стихов для досуга.
4. Чтение с детьми Е.П. Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки»,
К.А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”.
5. Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос”.
6. Рекомендации по совместной деятельности с детьми в выходные дни:
вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти
информацию о ней.
Полученный результат
Данный проект, который был реализован с детьми старшей группы, показал следующее: у детей значительно повысился уровень знаний о космосе. Воспитанники имеют представление о строении Солнечной системы, планетах и их особенностях, о нашей Галактике. Знают о Земле, о материках, морях и океанах, познакомились с моделью земли –глобусом. Получили знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомились с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Вывод
В ходе реализации проекта можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе. Мы пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями,
эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
Список литературы.
1 Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты. М.: Сфера, 2002г.
2. Васильева Н. Проектная деятельность; участвуем вместе //ж.
«Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.
3. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -
М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
4. Калашников В. О звездах и планетах.
5. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека
тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград:
Учитель,2014.-247 с.
6. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
7. Леонов А. Я выхожу в космос. - Москва,1985.
8. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
9. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников». Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 - 64 с.
10.Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте
Земли: Беседы, досуги, рассказы. — М.: ТЦ Сфера, 2011г.
11. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М.: Т.Ц.
Сфера, 2012.
12. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для
воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под
ред. В. И. Логиновой - М.: Просвещение, 1990 -420 с.:
Интернет – ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Загадочный космос"
Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками...
Познавательно – творческий проект «Загадочный космос»
Познавательно – творческий проект «Загадочный космос»«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет се...
Краткосрочный проект "Загадочный космос".
Невероятное впечатление произвёл проект на детей-попробуйте....
Проект «Загадочный космос».
Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.А.Гагариным...
Информационно-исследовательский проект "Загадочный космос" для детей старшей группы
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы....
Тематический образовательный проект "Загадочный космос" в старшей группе
Цель: Познакомить детей с космосом. Повысить уровень знаний о нем и его объектах. Привлечь родителей к участию в жизни детского сада....
Проект "Загадочный космос"
Проект "Загадочный космос"...