Экологический проект в средней группе "Перелетные птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Иванова Ольга Викторовна

Проект был разработан с целью формирования знаний детей о перелетных птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pereletnye_ptitsy.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Перелетные птицы»

Актуальность.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Тема проекта «Перелетные птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас, принося людям пользу и радость. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Наиболее существенной причиной снижения численности многих видов птиц у нас является изменение среды их обитания. Вырубка старых лесов навредила в первую очередь большим птицам, которые устраивают свои гнезда на ветвях деревьев и в дуплах. Наши леса и луга становятся беднее на разноголосое щебетание. Чаще случаются вспышки опасных вредителей сельского и лесного хозяйства, так как нарушено нормальное функционирование природных экосистем. Эти неблагоприятные изменения возникли благодаря человеческой деятельности, человек же может в некоторой степени и исправить их. Дети в возрасте 4-5 лет активно стремятся приобрести новые знания, научиться у старших новым действиям; выражают потребность глубже узнать окружающее. Они более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. Именно в этом возрасте дети более открыты в своих эмоциональных переживаниях, и поэтому и воспитателю, и родителям намного легче привить ребёнку высокие моральные качества: внимательное отношение и забота о «братьях наших меньших» (птицах). Помощь пернатым - весьма доступное и благородное задание для юных любителей природы. Прежде всего, это может быть постройка искусственных гнездовий, защита существующих мест гнездования, подкормка птиц и т.п. Очень хочется, чтобы дети были способны уже с дошкольного возраста осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и уметь жить в относительной гармонии с природой.

Цель проекта:

Формирование знаний детей о перелётных птицах, ознакомление с их внешним видом, образом жизни, средой обитания, приносимой пользе природе и человеку и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

Задачи:

Обучающие:

  • Способствовать формированию у детей основ экологической культуры, развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.
  • Развивать связную речь у детей, активизировать словарь детей.
  • Активизировать  развитие у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Развивающие:

  • развивать навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к птицам и желание помогать им в любое время года.

Подготовила и провела: Иванова Ольга Викторовна

Продолжительность проекта: 4 недели.

Тип проекта:  познавательный

Вид проекта: групповой.        

Возраст детей: средняя группа.

Период выполнения: с 03.04.2023 по 28.04.2023 года.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.

Ожидаемый результат:

В результате проведенной работы дети получат много новой информации о перелетных птицах. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания. Узнают, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Вместе с родителями будут изготавливать скворечники. У ребят сформируется нравственное и личностное отношения к окружающей действительности и бережное отношения к птицам. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.

План работы.

Сроки проведения

Мероприятия

Цели

Участники

03.04.- 07.04

Беседы по картине «Кто такие перелетные птицы?»

Расширить представления детей о перелетных птицах.

Дети

НОД  занятие по лепке «Птенцы в гнездышках»

Формировать у детей желание передавать в лепке образы птенцов, правильно передавая форму частей тела, головы.

Дети

Чтение Куприн А. И. «Скворцы»

воспитывать умение слушать новые произведения, следить за развитием действий, формировать умение выделять наиболее интересные отрывки.

Дети

Д/и «Назови ласково»

Учить ласковые слова

Дети

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Познакомить с голосами перелетных птиц

Дети

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

 формировать у детей внимание, упражнять в умении действовать по сигналу.

Дети

Наглядный материал для родителей «Все о перелетных птицах»

Познакомить родителей с интересными играми и упражнениями на лексическую тему «Перелетные птицы».

Воспитатель

Рассказ педагога "Что за птица?" (скворец, грач)

дать представление о птицах, их внешнем виде, повадках, о том, что любят есть; воспитывать желание помогать птицам зимой.

Дети

 Развлечение «День птиц»

расширить знания и представления о перелетных птицах, создать радостное настроение, ощущение праздника.

Дети

10.04-14.04

Беседа «Как и почему возвращаются перелетные птицы?»

Расширить представления детей о перелетных птицах.

Дети

Чтение стихотворения А. Барто «Журавли», Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка»

Познакомить с новым произведением о птицах, формировать умение понимать смысл прочитанного.

Дети

НОД занятие по рисованию «Ласточки» (рисование карандашами)

Учить изображать птицу, опираясь на обобщенные представления о птицах, формировать умение свободно владеть карандашом.

Дети

Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию»

Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение находить птиц по описанию.

Дети

Подвижная игра «Лягушки и цапля»

 Формировать у детей внимание, упражнять в умении действовать по сигналу.

Дети

Беседа «Домик для птиц»

Рассказать детям, в каких домиках живут скворцы

Дети

Изготовление скворечников

Привлечь родителей к практической деятельности по охране природы

Родители и дети

Наглядный материал для родителей «Как построить скворечник»

Помочь родителям инструкцией

Родители

Наблюдение на прогулке за птицами

Учить детей различать и называть птиц по внешнему виду

Дети

Рассказ педагога "Что за птица?" (ласточка, цапля)

дать представление о птице воробье, ее внешнем виде, повадках, о том, что любит есть; воспитывать желание помогать птицам зимой.

Дети

17.04.-21.04

Д/и "Кто как кричит?".

развивать умение имитировать голоса разных птиц.

Дети

НОД по развитию речи «Рассказывание по картине "Готовимся встречать скворцов".

 Уточнить названия перелетных птиц, учить составлять небольшие предложения по картине, формировать связную речь.

Дети

Подвижная игра «Перелет птиц»

формировать у детей внимание, упражнять в умении действовать по сигналу.

Дети

Чтение рассказа Соколов-Микитов И. С. «Жаворонок»

Познакомить с новым произведением о птицах, формировать умение понимать смысл прочитанного.

Дети

Рассказ педагога "Что за птица?" (жаворонок, лебедь)

дать представление о птицах, их внешнем виде, повадках, о том, что любят есть; воспитывать желание помогать птицам зимой.

Дети

И/ у "Покажи птицу на картине".

развивать слуховое и зрительное восприятие, умение находить птиц по описанию.

Дети

Загадки про птиц.

Формировать умение определять перелетных птиц по словесному описанию.

Дети

НОД по аппликации «Скворечник»

Учить создавать композицию из нескольких частей, аккуратно пользоваться клеем

Дети

24.04.-28.04

Рассказ педагога "Что за птица?" (аист, соловей)

дать представление о птицах, их внешнем виде, повадках, о том, что любят есть

Дети

Нод занятие по лепке  «Лебеди на озере» (коллективная работа)

Учить детей делать коллективную композицию, применяя разные приемы лепки и правильно передавая форму частей тела, головы птиц

Дети

д/и «Птицы и их детеныши»

Создание условий для расширения представления детей о перелетных птицах и их детенышах

Дети

Конструктивная деятельность "Скворечник".

развивать у детей конструктивные способности, воображение и мышление.

Дети

Видео просмотр "Перелетные птицы".

показать красоту окружающего мира, расширять познавательный интерес, развивать внимание.

Дети

Подвижная игра «Птицы и кошка»

формировать у детей внимание, упражнять в умении действовать по сигналу.

Дети

Чтение А. Барто «Журавли», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

познакомить с содержанием рассказа, формировать умение понимать смысл прочитанного.

Дети

Поделка-оригами «Грач»

Учить складывать поделку из бумаги способом оригами, используя словесное описание и показ.

Дети

Фото-выставка на сайте воспитателя

Познакомить родителей с участием детей в проекте

воспитатель

                        Способы педагогической диагностики

 

     Педагогическая диагностика проводится 2 раза: перед началом реализации проекта и по его окончании. Основные показатели развития детей определяются содержанием Образовательной программы на основе ФГОС ДО.

 

ШКАЛА БАЛЛОВ

5 баллов

Выполняет задание самостоятельно, без ошибок.

 

4 балла

Выполняет задание с небольшой помощью взрослого, с небольшими недочётами.

 

3 балла

Ребёнок, в основном, «слышит» инструкцию взрослого, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней. Для достижения результата необходимо уточнение, разъяснение инструкции.

 

2 балла

Ребёнок плохо понимает инструкцию взрослого, затрудняется выполнить задание в соответствии с ней. Для достижения результата всегда необходимо уточнение, разъяснение инструкции

 

1 балл

Ребёнок не принимает инструкцию взрослого к действию, разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в средней группе "Птицы наши друзья"

Формируем представления о птицах, об образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.Задачи:1. Расширить представления о жизни птиц  и приспособлении к своей сре...

Экологический проект, в средней группе на тему: «Помогите птицам перезимовать»

Цель:Формирование экологических знаний о зимующих птицах  Бурятии и бережного отношения к ним. Задачи:1.Расширить представления детей о зимующих птицах родного края.2.Учить узнав...

Экологический проект в средней группе на тему: «Зимующие птицы нашего края»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Экологический проект в средней группе "Перелетные птицы"

Экологический проект на тему "Перелетные птицы"...

Экологический проект в средней группе "Птицы - наши пернатые друзья!"

материал содержит цель. задачи проекта, этапы и приложения к проекту...

Познавательно - экологический проект для средней группы на тему: "Зимующие птицы"

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить...

Экологический проект в средней группе "Покормите птиц зимой"

Актуальность и социально- экономическая значимость:       Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознани...