Проект "Эколята- Дошколята"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект "Эколята - Дошколята"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekolyata-doshkolyata.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ « Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

Паспорт проекта

Название проекта

«Эколята – Дошколята»

Разработчик проекта: Кравченко Е.Н.

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители;

Тип проекта: познавательно-информационный;

Продолжительность: долгосрочный,

период с 01. марта 2023г. по 31. мая 2023г.  

Актуальность: 

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.  Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.  Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.  Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример. Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольном образовательном учреждении с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Проект представляет собой комплекс игровых мероприятий, заданий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:

  • дать ребёнку знания об окружающей его Природе,
  • познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины,
  • показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром; разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Проект «Эколята – Дошколята» с целью формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций культуры природолюбия предусматривает: использование учебных пособий по данной теме; создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам; использование в совместной занятийной деятельности образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий; организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы.

Формы работы, применяемые во время организации и проведения мероприятий в рамках проекта «Эколята – Дошколята»:

  • беседы;
  • прослушивание тематических сказок и рассказов;
  • обсуждение;
  • задание и игра;
  • викторины;
  • просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
  • конкурсы;
  • праздники;
  • тематические мероприятия;
  • тематическое оформление группового помещения;
  • прогулка и работа на природе;
  • наблюдение; проведение опытов;
  • экскурсии в парк.

Инструментарий при организации работы в рамках Проекта «Эколята – Дошколята», которые могут быть использованы во время реализации проекта:

  • тематические книги;
  • хрестоматии;
  • альбомы и тетради для раскрашивания;
  • наглядные и раздаточные материалы;
  • художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
  • энциклопедические и справочные издания;
  • художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
  • театральные постановки, их фрагменты и элементы;
  • выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
  • опытные участки «Наш огород»;
  • различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.

Прогнозируемые результаты: формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; повышение общей культуры ребёнка; формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Этапы реализации  проекта «Эколята – Дошколята»:

1-й этап – март  2023 года: Планирование мероприятий; Изготовление сказочных героев проекта «Эколят – друзей и защитников Природы» («Умницы», «Шалуна», «Тихони» и «Ёлочки»); Подбор методической литературы.

2-й этап – апрель – май  2023 года:

Реализация мероприятий:

Март 
1. Организация опытных и экспериментальных участков по выращиванию овощей «
Наш огород на подоконнике».
2. Проведение тематических «
Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы и выставок поделок и рисунков по темам: «В мире растений»; «В мире животных», «Международный день рек».
3. Рисование  «
Я дружу с Природой!».                                                                                  4. Участие в смотре - конкурсе прогулочных площадок – изготовление и установка для прогулочной площадки фигурной поделки из фанеры сказочного персонажа «Ёлочка» - подружка малышей - жёлудей, экологический проект «Эколята – друзья и защитники Природы».                                                                                                            5. Итоговое мероприятие: НОД «День Земли»
6. Размещение информации о деятельности в рамках проекта «
Эколята-Дошколята» на сайте ДОУ.

Апрель 
1. Проведение тематических «
Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы и выставки поделок и рисунков по теме: «Мой город – маленькая страна» (природный и растительный мир Воронежской области)
2. Конкурс рисунков для детей старшего дошкольного возраста «
Природа – это сказка!».                                                                                                                                   3.Беседа «Знакомство с Эколятами - юными защитниками природы» и проведение». Разработка конспекта НОД с использованием ИКТ  по ознакомлению с окружающим миром «Юные  защитники природы» и его проведение.                                                     4. Изготовление стенда «Эколята - дошколята», изготовление значков «Эколята- дошколята». Изготовление поделок из картона сказочных образов героев Эколят: Шалун, Тихоня, Умница, Ёлочка.                                                                                5.Разработка и изготовление картотеки экологических игр дошкольников. Изготовление поделки – «Герои Эколята на страже планеты» для экологического уголка в группе. Разработка конспекта тематической прогулки с детьми  «Маленькая ёлочка, как живёшь ты?». Изготовление персонажа «Ёлочка» по технологии пластилинография. Изготовление экологических знаков «Правила поведения в природе». Изготовление дидактических игр: «Что растёт в лесу».                                 6. Итоговое  мероприятие: НОД «День экологических знаний»
7. Размещение информации о деятельности в рамках  проекта «
Эколята-Дошколята» на сайте ДОУ.  

 Май
1. Проведение тематических «
Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы и выставок поделок и рисунков по теме: «Лекарственные растения»; «Безопасность в природе»; «Юные исследователи».                   2.Знакомство родителей с проектом (на родительском собрании). Консультация для родителей в приемной группы «Кто такие Эколята?».                                  3.Развлечение для детей «Знакомство с Эколятами».                                                         4. Разработка презентаций для детей «Эколята друзья и защитники природы». Просмотр мультфильма про Эколят. Уроки природолюбия: « Как ухаживать за комнатными растениями»; «Защитники природы» (С.Н. Николаева). Выставка рисунков в холи ДОУ «Мой город - маленькая страна».                                          5.Выставка рисунков - «Мой веселый огород».                                                 6.Наблюдение с Эколятами за: насекомыми, бабочками, деревьями, цветами.                 7. Рисунки на асфальте «Мой любимый цветок». Родители приняли участие в изготовлении эмблем «Береги природу».                                                                               8. Экскурсии к альпийской горке «Цветы небывалой красоты» вместе с героем эколенком «Елочкой» на паровозе, «Деревья на территории детского сада». Беседы: «Цветы вокруг нас», «Хлеб на столе, так и стол престол», «Где можно встретить камни». Загадки: о цветах, о деревьях и кустарниках. Дидактические игры: «Угадай по описанию», «С какого дерева лист».    Лепка «Хлебобулочные изделия». Рисование на тему «Высокие горы», «Защитим лес». Мини-музей «Камни рек и морей». Чтение сказки П.П.Бажова «Каменный цветок».                                                              9.Разучивание гимна «Эколят – молодых защитников природы». Слова: Зотова Татьяна Владимировна. Музыка: Дзреев Игорь Сергеевич. Подготовка мультимедийной презентации для детей старшего дошкольного возраста «Жители морей и океанов».
10. Итоговое мероприятие: НОД «День экологического  образования»
11. Размещение информации о деятельности в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «
Эколята» на сайте ДОУ.

 3-й этап – май  2023 года: Оформление стенгазеты в группах детского сада по результатам проекта. Создание видеоролика групп по итогам проекта и презентация на родительских собраниях.

Итоги проекта «Эколята – дошколята»


Проведенные мероприятия в рамках данного проекта, позволили объединить всех участников образовательных отношений одной деятельностью. На участке появились новые цветники, игровое оборудование, сделанное родителями и детьми. Воспитанники с активным желанием включались во все мероприятия проекта, желая помочь героям Эколятам-дошколятам. Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни растений и животных, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.

После проведённых педагогами практических игровых занятий с детьми, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы и на прогулке, дети с большим удовольствием заботятся о растениях в группе и на участке, подкармливают птиц на прогулке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям. Во время трудовой деятельности по уходу за цветами, дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.

Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посвящение в дошколята.

Дети, переходя из первой младшей (группа раннего возраста) во  вторую младшую группу ( 3-4 года), переступают возрастную ступень-они становятся дошколятами. ДО-ШКОЛЬНИКАМИ! И вроде бы до школы еще ой ...

Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)

В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...

"Как ребята - дошколята Деду Морозу голос вернули"

Сценарий Новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Роли исполняют :  Витя и Маша, снежинки - дети;  Снегурочка, Дед Мороз, Баба Яга, Снежная королева, Вьюга -...

Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе «Как дошколята цифру 5 спасли»

Интегрированное занятие (математика + театр)   в подготовительной группе«Как дошколята цифру 5 спасли» Воспитатель Свинцова Елена Александровна - I квалификационная категорияМКДОУ...

ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.

Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...

Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...