Конспект Нод по ФЦКМ "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чебунина Татьяна Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

Конспект НОД

Тема: «Космическое путешествие»

старшая группа

https://xn----7sbabhdi4c7agvfn3g.xn--p1ai/image/data/kotego/kosmos.jpg

                                                                                                                                                       

                                                                  Воспитатель: Чебунина Т.В.

                         

Тарбагатай

Тема: «Космическое путешествие».

Цель: продолжать формировать у детей интерес к знаниям о космосе.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить знания детей о космосе, о планетах "Солнечной системы", их названиях. 
  • Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  • Закрепить навыки порядкового и обратного счета.

Развивающие:

  • Развивать познавательные процессы:  мышление, внимание, память, восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательные интересы, умение слушать воспитателя и товарищей.

Словарная работа: космос, космонавты, невесомость, планета, орбита, вселенная,  Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Плутон, Сатурн, Уран, Нептун.

Оборудование: Презентация (картинки с изображением портрета Ю. Гагарина, плакат "Солнечная система"), аудиозапись, набор геометрических фигур на каждого ребенка, листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши.

Предварительная работа: чтение книг «Космос в картинках» Эмили Бомонт, рисование на тему «Космические просторы», конструирование «Наш

космический корабль», лепка «Космонавт», «Ракета», аппликация «Луноход», поделки.

Методы и приемы: 

  • словесные: вопросы, загадывание загадок, проблемные ситуации;
  • практические: динамическая пауза, конструирование ракет;
  • игровые: наглядные: аудиозапись, иллюстрации.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте возьмемся за руки и  подарим друг другу улыбку.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Звучит космическая музыка.

Воспитатель: Что можно представить, слушая эту музыку? (космическое путешествие).

Воспитатель: А вы хотели бы стать космонавтами и побывать в космосе? Я приглашаю вас в космическое путешествие. А на чём мы отправимся в путь, вы узнаете, отгадав загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета) 

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать конструкторами. Давайте пройдём в конструкторское бюро, и построим космический корабль-ракету. 

Упражнение на ориентировку в пространстве

Положить:

  • голубой прямоугольник
  • под прямоугольником зеленый  квадрат
  • над прямоугольником желтый квадрат
  • над желтым квадратом оранжевый треугольник
  • слева и справа от зеленого квадрата красные треугольники
  • на синий прямоугольник красный круг
  • на желтый квадрат  синий круг
  • на зеленый квадрат тонкий красный круг

Воспитатель: Наша ракета готова к старту.

Воспитатель: Но чтобы побывать в космосе, нужно подготовиться. Я предлагаю проверить ваши знания.

Игра-викторина «Угадай-ка»

  • Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики)
  • Кто первым из животных полетел в космос? (Белка и Стрелка)
  • Человек, который первым полетел  в космос (Юрий Гагарин).
  • Во что одеты космонавты? (скафандр)
  • Из чего космонавты принимают пищу (из тюбиков)
  • Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)

Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.

-А вы хотите быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.


Физминутка: (Под ритмичную музыку)

Мы в ракету сели смело,  (сели на корточки)
Шлем на голову надели. (сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим! (встали, тянемся вверх)
В невесомости парим. (руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете. (вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете. (машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп. (сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп. (хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет. (руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет! (помахали руками).

Ведущий: Молодцы!

- А теперь встаньте, пожалуйста, в шеренгу. 

- Давайте сосчитаем, сколько космонавтов отправляется в полет. (прямой счет)

Мы скафандры надеваем

Чтобы в космос полететь

Много нового узнаем

Нужно только захотеть!

Наш экипаж к полету готов

Внимание! Внимание!

Отправляемся в полет!

- Занимайте места в ракете. Приготовились к старту.

- Пошел обратный отсчет (обратный счет) 

Полетели!

Воспитатель: Начинаем наше космическое путешествие к планетам Солнечной системы. 

- А что же такое Солнечная система?

Дети: Это Солнце, вокруг которого вращаются планеты. И каждая планета Солнечной Системы движется по своей орбите.

- Мы приближаемся к планете Меркурий. 

     Эта планета находится ближе всех к солнцу, но она и самая маленькая. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно. Вся её поверхность покрыта впадинами – кратерами.

Воспитатель: А сейчас мы пролетаем мимо самой красивой планеты Венера. 

     Венера окутана серными облаками. Здесь очень, очень жарко, поэтому нет на ней ни растений, ни животных, ни бактерий.

Воспитатель: Ребята, мы приближаемся к планете под названием Марс. 

     Вся поверхность Марса покрыта пылью красного цвета, поэтому планета выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Есть предположения, что на Марсе возможна жизнь.

Воспитатель: Мы приближаемся к планете Юпитер. 

     Это самая большая планета в Солнечной системе. На планете Юпитер нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно. На его поверхности постоянно происходят бури и вихри ветров, а сама планета, несмотря на размеры, очень быстро вращается вокруг своей оси, как волчок.

Воспитатель: Мы подлетаем к следующей планете. Это Сатурн. Что отличает её от других планет?

Дети: У него есть кольца.

Воспитатель: Сатурн одна из самых удивительных планет солнечной системы. Таких больших и красивых колец нет больше ни у одной планеты.

- На этой планете  живет Звездочет.  Он приготовил для вас испытание. Надо посмотреть на наборы картинок  и определить, что лишнее и почему. 

Упражнение «Четвертый лишний»

Земля, Венера, Марс, созвездие большой медведицы

Ракета, спутник, лодка, луноход

Комета, метеорит, звезда, глобус

Воспитатель: И с этим заданием мы справились, Звездочет разрешает нам лететь дальше. 

Воспитатель: Впереди я вижу следующую необычную планету — Уран! 

     Таинственная планета, седьмая по счету, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. У Урана необычный синий цвет и он выглядит, как круглый с ровной поверхностью мячик. На ней ребята очень холодно и сухо.

Воспитатель: Дети, я чувствую, что повеяло холодом! А вы? А знаете почему? Потому что мы пролетаем мимо самых холодных планет Нептун и Плутон. 

     Ледяная очень холодная планета Нептун, восьмая по счету, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи почти не достигают поверхности этой синей планеты. На Нептуне дуют сильнейшие ветра и поэтому погода на ней не просто зимняя, а по космическим меркам, совсем холодная, так, что все на ней, даже газ превращается в лёд. А Плутон такой маленький, что его называют карликовой планетой. Его поверхность тоже окутана облаками из ледяных кристаллов.

Воспитатель: Пожалуй, нам пора погреться.

Физминутка

Раз- два стоит ракета, (руки в стороны)

Три — четыре скоро взлет. (руки вверх)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (качают головой)

Но дорогой нам не страшно (наклоны вправо, влево)

Каждый ведь из нас атлет, (сгибают руки в локтях)

Пролетая над Землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (машут руками)

Воспитатель: Летим дальше. Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.

- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.

Только лучше звезд видна

В небе полная … (луна)

Воспитатель: Ребята, а на Луне нас ждет такое задание. 

Дидактическая игра «Рассади инопланетян по космическим кораблям»

Воспитатель: Взгляните на лист и ответьте мне, дети:

                          Кто на какой летает ракете?

(На листе бумаги нарисованы инопланетяне из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и инопланетянина, состоящих из одинаковых геометрических фигур.)

Воспитатель: Инопланетянам мы помогли. А нам пора возвращаться. Полетели.

Заключительная часть:

Воспитатель: Вот мы и вернулись. 

Понравилось вам наше путешествие?

Что нового вы узнали?

Что больше всего вам понравилось?

Трудно ли было сроить ракету?

На какую планету вы полетите  на своей ракете?

Воспитатель: Я очень рада, что вы вернулись из путешествия в хорошем настроении.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад "Ласточка"

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

«Космическое путешествие»

Воспитатель: Чебунина Т.В.

Тарбагатай

Тема: "Космическое путешествие"

Образовательные области:

«Социально- коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

Количество детей: 15

Цель: продолжать формировать у детей интерес к знаниям о космосе.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить знания детей о космосе, о планетах "Солнечной системы", их названиях. 
  • Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах;
  • Закрепить навыки порядкового и обратного счета.

Развивающие:

  • Развивать познавательные процессы:  мышление, внимание, память, восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательные интересы, умение слушать воспитателя и товарищей.

Методы и приемы: 

  • словесные: вопросы, загадывание загадок, проблемные ситуации;
  • практические: динамическая пауза, конструирование ракет;
  • игровые: наглядные: аудиозапись, иллюстрации.

Оборудование:

Презентация (картинки с изображением портрета Ю. Гагарина, плакат "Солнечная система"), аудиозапись, набор геометрических фигур на каждого ребенка, листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши.

Словарная работа: космос, космонавты, невесомость, планета, орбита, вселенная, , Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Плутон, Сатурн, Уран, Нептун.

Предварительная работа: чтение книг «Космос в картинках» Эмили Бомонт, рисование на тему «Космические просторы», конструирование «Наш

космический корабль», лепка «Космонавт», «Ракета», аппликация «Луноход», поделки.

Педагогические технологии:

  • Игровой метод
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Продуктивная деятельность
  • ИКТ

     Непосредственно образовательная деятельность осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

     Была проведена предварительная работа чтение книг «Космос в картинках» Эмили Бомонт, рисование на тему «Космические просторы», конструирование «Наш космический корабль», лепка «Космонавт», «Ракета», аппликация «Луноход», поделки и рисунки с родителями.

На каждый момент НОД были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. Организационный прием был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива.

     Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

     Все моменты  НОД  логичны и последовательны, подчинены одной теме.

В каждом моменте НОД я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес на протяжении всего времени.

  • Итог НОД был организован в  форме беседы направленной  на проверку качества усвоения материала:
  • давайте вспомним чем мы сегодня занимались?
  • какое задание было сложное?
  • какое самое лёгкое?
  • трудно ли было строить ракету?
  • на какую планету ты полетишь на своей ракете? и  т.д.

     Анализируя образовательную ситуацию, можно сказать, что поставленные задачи были успешно реализованы. Дети были активны, им было интересно. Они получили позитивный заряд и хорошее настроение от сегодняшнего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".

Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....

Конспект занятия по физвоспитанию "Путешествие на остров "Спортус""

Представлен конспект сюжетного физкультурного занятия с использованием круговой тренировки....

Конспекты занятий с детьми «Путешествие по стихам А. Барто» Конспект НОД в младшей группе.

Цели деятельности педагога: продолжать знакомить со стихотворениями А. Барто, воспитывать добрые чувства, положительные эмоции.Целевые ориентиры дошкольного образования: слушает ст...

Конспекты занятий с детьми «Путешествие по стихам А. Барто» Конспект НОД в младшей группе.

    Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие&r...

Конспекты занятий с детьми «Путешествие по стихам А. Барто» Конспект НОД в младшей группе.

Цели деятельности педагога: продолжать знакомить со стихотворениями А. Барто, воспитывать добрые чувства, положительные эмоции. Целевые ориентиры дошкольного образования: слушает стихотворения А....

Конспект Конспект НОД по ФЭМП "Путешествие в Фиолетовый лес. Знакомство с обезьянкой - восьмёркой" в подготовительной группе с использованием технологии В.В. Воскобовича

Данный конспект разработан на основе методических рекомендаций И.А. Помораевой и В.А. Позиной   по ФЭМП (Октябрь занятие № 3)...