"Путешествие по городу Кызыл»
план-конспект занятия (старшая группа)
Сценарий открытого педагогического мероприятия по образовательной области «познавательное развитие», направление: приобщение к социокультурным ценностям в старшей группе.
Тема: "Путешествие по городу Кызыл»
Целевые ориентиры: проявляет инициативность в разных видах деятельности; любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно объяснять поступки людей; интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем?); обладает начальными знаниями о природном, социальном и культурном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dostopremicha_elnosti_goroda_kyzyla.docx | 205.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого педагогического мероприятия по образовательной области «познавательное развитие»,
направление: приобщение к социокультурным ценностям
в старшей группе.
Тема: "Путешествие по городу Кызыл»
г. Кызыл
Модель занятия
Образовательная область: познавательное развитие
Направление: приобщение к социокультурным ценностям
Возрастная группа: старшая группа
Тема: "Путешествие по городу Кызылу»
Форма проведения: виртуальная экскурсия
Цель: формирование у детей позиции гражданина своей страны
Задачи:
а) развивающие: развивать речь, мышление, память
б) образовательные: Дать представление о столице Тувы – городе Кызыле, о её достопримечательностях, учить видеть причинно – следственные связи, закреплять знания о морских и речных рыбах.
в)воспитательные:
- Воспитывать любовь к городу Кызыл, желание видеть его красивым.
Целевые ориентиры: проявляет инициативность в разных видах деятельности; любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно объяснять поступки людей; интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем?); обладает начальными знаниями о природном, социальном и культурном мире.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие»
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, игровая.
Индивидуальная работа:
-помогать в ходе беседы и игр наводящими вопросами тем, кто затрудняется с ответом.
Словарная работа: обогащение словаря - «Урянхай»;
активизация словаря – река Енисей.
Билингвальный компонент: «столица»
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Туве, просмотр мультфильма «Республика Тыва» из серии «Мульти-Россия», повторение о морских и речных обитателях.
Формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Форма организации метода: беседа, игровая деятельность,
музыкальная деятельность, двигательная деятельность.
Средства реализации:слайды о городе Кызыле, его достопримечательностях, телевизор, ноутбук; для игры «Что лишний»: плоскостные фигурки морских и речных рыб, музыкальный инструмент «хомус», трафареты «Центр Азии» по количеству детей, ½ листа бумаги, простые карандаши, образец педагога.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности:
1. Мотивационно – побудительный этап
Воспитатель: Дети, мне вчера подарили диск с фильмом. Очень хочется включить его сейчас, кто хочет со мной его посмотреть, приглашаю. Присаживайтесь поудобнее(показываю фрагмент фильма).
Воспитатель: О какой республике идет речь в фильме?
(этот фильм о республике Тыва). Как вы догадались? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, дети, в какой республике мы живем?
(Мы живём в Республике Тыва).
Воспитатель читает стихотворение:
В республике нашей высокие горы, которых нет краше
Там песни и танцы на реки похожи,
То плавно, то также быстры,
В них славим Туву мы Республику нашу,
Частицу великой страны.
Воспитатель: Как называется столица нашей республики?
( столица нашей Республики - город Кызыл.)
Воспитатель: Сегодня мне очень хочется погулять по городу Кызылу, и вас я тоже хочу пригласить с собой. Присоединяйтесь. По пути я вам расскажу о городе.
2. Организационно-поисковый этап
Город Кызыл-столица Республики Тыва. Он расположен на берегу реки Енисей. Кызыл - раньше назывался Урянхай, а затем Красный, а по-тувински - Кызыл (показ слайда)
Воспитатель: Что значит слово красный по - тувински?
Воспитатель: Как раньше назывался город Кызыл?
(Урянхайск),(индивидуально спросить несколько детей)
Воспитатель: Дети, где находится город Кызыл?
(Город Кызыл находится на берегу реки Енисей)(слайд)
Воспитатель: Как по-тувински называют реку Енисей?
(По-тувински называют Улуг-Хем).
Воспитатель: Улуг- Хем – по-русски - Великая река.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что сейчас лето. Светит солнце, весело чирикают птицы, люди отдыхают на берегу реки. Вас я тоже приглашаю на берег Улуг- Хема, подышать речным воздухом (включить запись шума реки).
(Минута тишины).
Воспитатель: Дети, скажите, какая бывает река?
(Чистая, быстрая, глубокая, прозрачная, грязная, мутная, спокойная, широкая).
Воспитатель: На этой фотографии показан наш Енисей. Какой он? (слайд)
(Енисей могучий, чистый, холодный, широкий, красивый, великий).
Воспитатель: Люди, живущие на Енисее, очень любят реку и сочиняют о ней стихи и песни. Вот послушайте стихотворение.
Твои дороги зарождаются
В таинственном звучании степей,
Там, где Бий-Хем и Каа-Хем сливаются
И начинает бег свой Енисей.
Воспитатель: Дети, какими прекрасными словами сказано о Енисее. Чем же ещё богат Енисей? (Рыбами)
Да, молодцы! Тогда я предлагаю вам поиграть в игру, игра называется «Кто лишний?»
(дети убирают тех рыбок, которые не обитают в Енисее)
Воспитатель: Дети, а что надо делать, чтобы всегда в реке вода была чистая и светлая?
(Нам надо беречь нашу реку, нашу природу, ничего не бросать в неё).
Воспитатель: Отдохнули на реке Енисей, пойдем дальше (слайд).
А кто из вас узнал это здание? (слайд муздрамтеатра). (Ответы детей).
- Правильно, это музыкально-драматический театр. Как вы думаете, что интересного происходит в нём. (концерты, спектакли, выступают артисты)
Воспитатель: Посмотрите, дети, что это такое, кто знает? (показываю тувинский инструмент хомус) Это тувинский национальный музыкальный инструмент – хомус. Артисты играют на нём разные тувинские мелодии, выступают на концертах, спектаклях. Вот послушайте, как он звучит.
Запись музыки на хомусе.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие (слайд) Это центр города - площадь Арата. На площади Арата проходят праздники. Как вы думаете, что интересного бывает на этих праздниках? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте представим себе, что мы тоже на празднике и исполним несколько уже знакомых нам танцевальных движений танца «Табунщики».
Физминутка «Табунщики» (дети выполняют в кругу несколько танцевальных движений под музыку)
Воспитатель: Молодцы, дети, посмотрите, кто скажет, что это за памятник? (слайд Центра Азии)
(Это памятник «Центр Азии»)
Воспитатель: Да, это памятник «Центр Азии». Знаете , где находится, этот памятник? Он расположен у слияния двух рек Каа- Хема и Бии-хема где рождается Енисей. А вы были здесь? (ответы детей)
Воспитатель: Наши глаза устали немного, давайте сделаем гимнастику для глаз
Гимнастика для глаз «Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазами.)
Ну-ка, лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево).
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо).
Воспитатель: Я предлагаю вам сначала почитать стихотворение, пословицы о Родине, а затем нарисовать этот самый главный памятник «Центр Азии» с помощью вот этого трафарета (показ на доске, уточнить расположение листа бумаги).
Рисование (трафаретами (под музыку))
Воспитатель: Молодцы, дети, вот и закончилось наше путешествие по городу Кызылу. Вернёмся назад в наш детский сад.
3. Рефлексивно-корригирующий этап
По какому городу сегодня мы путешествовали? Какие здания видели? На какой реке находится город Кызыл? Как надо беречь город, реку? Мне очень понравилось наше путешествие. А раскрашивать ваши рисунки вы будете после того как поспите и вечером подарите своим родителям и расскажете, где находится памятник «Центр Азии».
Самоанализ открытого педагогического мероприятия по образовательной области «познавательное развитие»
направление: приобщение к социокультурным ценностям
в старшей группе.
Тема: "Путешествие по городу Кызылу»
Цель: формирование у детей позиции гражданина своей страны
Задачи:
а) развивающие: развивать речь, мышление, память
б) образовательные: Дать представление о столице Тувы – городе Кызыле, о её достопримечательностях, учить видеть причинно – следственные связи, закреплять знания о морских и речных рыбах.
в)воспитательные:
- Воспитывать любовь к городу Кызылу, желание видеть его красивым.
Целевые ориентиры: проявляет инициативность в разных видах деятельности; любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно объяснять поступки людей; интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем?); обладает начальными знаниями о природном, социальном и культурном мире.
Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие»
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, игровая.
Составлена по возрасту детей в предварительной работе рассматривали иллюстрации о Туве, просмотр мультфильма «Республика Тыва» из серии «Мульти-Россия», повторение о морских и речных обитателях. А также учили пословицы и стишки о Родине.
Формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная.Для реализации использовала различные принципы: (наглядность, систематичность, доступность, последовательность, индивидуальный подход).А также слайды о городе Кызыле, его достопримечательностях, проектор, экран, ноутбук; для игры «Что лишний»: плоскостные фигурки морских и речных рыб, магнитная доска, ватман с липучками; музыкальный инструмент «хомус», трафареты «Центр Азии» .
Использовала инновационные здоровье сберегающие технологии – гимнастика для глаз«Лучик солнца» и минуту тишины. Чтобы вызвать интерес детей использовала виртуальную экскурсию.
Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, речевого, творческого развития, познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне я думаю поставленные цель и задачи реализованны.
Использовала литературы:
Н.И. Деменкова «Окружающий мир.Хурээлел»,Приобщение ребенка к социальному миру, Республика в Центре Азии-Тыва/ под редакцией Даржай А.А.
НОД в старшей группе по Познавательному развитию
На тему «Моя малая Родина- мой город Кызыл»
Цели: Воспитание любви к малой Родине. Закрепить знания о родном городе как о частице нашей Родины; развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с достопримечательностями родного города; активизировать мышление, воображение, любознательность, самостоятельность; развивать в ребенке умение видеть красоту родного города и готовность ее сохранять; выявить знания детей о городе Кызыле; слушать песню «Кызыл своей мы Родиной зовем».
Методические приемы: Объявление темы, прослушивание гимна Тувы, просмотрфлага. Беседа с детьми (вопросы), ответы детей. Использование слайдов в презентации о достопримечательностях города, памятников, художественное слово.
Словарная работа: Столица, достопримечательности, памятники, малая Родина.
Материал: Проектор, магнитофон, фотографии достопримечательных мест г.Кызыла (развешаны на доске), рисунки и поделки детей и родителей на тему: «Моя малая Родина- мой город Кызыл»
Предварительная работа:
1.Экскурции к памятникам архитектуры родного города и в краеведческий музей.
2. Беседы о городе; об известных людях.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Большая Родина начинается с малой: это семья, города, где мы родились и живем.
Обойдя хоть сто дорог,
Обогни планету,
Невелик наш городок,
А дороже нету!
( Звучит гимн Республики Тыва, дети внимательно слушают)
Воспитатель: Это звучит гимн нашей республики. А как называется наша республика? (Тыва) (выставляется флаг республики)
Воспитатель: А как называется столица нашей республики? (Кызыл)
- Что означает слово «Кызыл» в переводе? ( Красный)
- Какие главные улицы вы знаете? ( Ленина, Кочетова, Тувинских добровольцев, Дружба)
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашему городу. А какие интересные, красивые места в нашем городе вы знаете?
Дети: Музей, Театр, Хурээ, парк, спорткомплекс и т.д.
2. Путешествие по городу Кызылу.
Воспитатель: В нашем городе есть много достопримечательностей, красивых памятников.
И наше путешествие начнем с просмотра на проекторе «Моя малая Родина- мой Кызыл»
(Воспитатель на каждом слайде знакомит детей достопримечательностями и памятниками города)
Обратите внимание на гору «Догээ» – (ежегодно выпускники г. Кызыла восходят на вершину г. Догээ) , а также на замки развешенные на ограждении. Их оставляют молодожёны во время церемонии своей свадьбы в знак крепкой любви.
Достопримечательности города
Обелиск Центр Азии.
Самая главная достопримечательность г. Кызыла – это обелиск «Центр Азии» - он является символом Республики Тыва. Символизирует географический центр Азии - континента Евразии. Внешний вид обелиска представляет собой двухметровое мраморное основание, на котором расположен земной шар, от которого в небо поднимается 10 метровый трёхгранный шпиль. На постаменте на трёх языках ( русском, тувинском, английском) золотыми буквами написано: «Центр Азии»
Памятник монумент сооружён 1964 году к 50-летию создания города Кызыл и к 20-ой годовщине вхождения Тувинской Народной республики в состав СССР, т. е. нашей республики в состав России. Авторы проекта художник В. Ф. Дёмин и архитекторы В .И. Бажин и В. П. Ветчинов.
.
Самая старая из улиц г. Кызыла - улица Красных партизан, названа в честь боя, который произошёл в августе 1919 года между партизанской армией под командованием А. Д. Кравченко и П. Е. Щетинкина и белогвардейским отрядом есаула Болотова. Бой завершился разгромом белогвардейцев.
37 погибших партизан участников Белоцарского боя были похоронены в трёх братских могилах с воинскими почестями на берегу Улуг - Хема. На месте их захоронения в 1954 году был воздвигнут памятный обелиск. Автор – скульптор И. И. Шейдевант. Высокий монумент увенчан красной звездой. На лицевой стороне барельеф конного всадника на фоне красного знамени. На плите: «Вечная память красным партизанам, героически погибшим за дело социалистической революции».
Улица Щетинкина – Кравченко
Первая школа города. На улице Щетинкина – Кравченко д.54 расположена самая первая школа, построенная в 1915 году. На боковом фасаде здания висят две мемориальные доски, которые свидетельствуют, что здесь учились Герой Советского Союза Михаил Бухтуев и Герой России Сергей Кужугетович Шойгу.
Филармония. На этой улице расположена бывший музыкально – драматический театр. Отсюда в 1943 году состоялись проводы на фронт тувинских добровольцев. 20 мая – добровольцев танкистов и 20 сентября – добровольческого кавалерийского эскадрона.
Дом народного творчества, где находятся Министерство культуры и кино, Международный центр «Хоомей», филиал Восточно- Сибирской государственной академии культуры искусств (Улан – Удэ) и зрительный зал на 300 мест.
На этой улице расположены дома бывшей партийной номенклатуры, престижные гостиницы «Одуген», молодёжные кафе «Хаан-клуб».
Шаманская клиника «Девять небес». На этой улице находится ул. Красных партизан 18 - Шаманская клиника «Тосдээр», в переводе «Девять небес». Здесь расположеныоваа с многочисленными ленточками – чалама. Люди идут на приём к семи шаманам.
Дом Салчак Тока. В доме № 11 по ул. Красных партизан жил Салчак Тока, видный партийный государственный деятель, писатель, написавший автобиографическую трилогию «Слово Арата». Он жил в этом доме с 1929 по 1973 год. Его произведение было переведено на 23 языка и удостоено Сталинской премии. Сейчас там находится художественная школа Нади Рушевой.
Памятник «Непокорённый» установлен жертвам политических репрессий. За памятником в доме №5 по ул. Комсомольской размещается Музей истории политических репрессий. Автор – скульптор ОндарТоварищтайЧадамбаевич- скульптор, заслуженный художник России. Закончил скульптурный факультет Московского государственного художественного института им. В. Л. Сурикова. Он автор «Кадарчы», установленный у городского аэропорта, автор бюста С. К. Тока в сквере возле театра, бюсты героев Советского Союза Ч. Л. Хомушку, М. А. Бухтуева, Т. Б. Кечил-оола.
Стадион «Хуреш», спортивный комплекс и стадион «5-летия Тувы» находятся вблизи друг от друга и с каждым годом они становятся краше, от того, что их благоустраивают и ремонтируют в современном стиле.
Буддийский храм Цеченлинг освящён 09 декабря 1999 году (12 лет)его святейшеством БогдоГэгэном IX. Храм был построен в течение всего 20 месяцев – 1 год и 8 месяцев. Архитектор Фа Че Ир. Свой вклад в строительство храма внёс министр МЧС Сергей Шойгу. На 1 этаже находится резиденция представителей Далай- Ламы XIV, на втором молельный зал.
Памятник участникам Великой Отечественной войны. Находится в небольшом скверике у парка культуры и отдыха имени Николая Гастелло. Авторы скульптуры Ю Д. Деева и Ю. С. Кондратенко, архитектор В. Д. Деев. Он был установлен 08 мая 1975 года к 30-летнему юбилею Дня Победы и был реставрирован к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и дополнительно установлены стелы с именами воинов погибших в Великой Отечественной войне.
Для увековечения памяти о совместном участии советского и тувинского народов в Великой Отечественной войне, в память о воинах земляках , павших в боях против фашистких захватчиков установлены бронзовые бюсты Героев Советского Союза Ч. Н. Хомушку – танкисту, М. А. Бухтуеву, Т. Б. Кечил – оолу. Автор-скульптор ОндарТоварищтайЧадамбаевич.
Улица Ленина
Расположены школы №2 и №7 г. Кызыла,
Кызылское училище искусств им.А.Б.Чыргал-оола,
Аграрный университет,
Бывшее здание республиканского краеведческого музея богатырей;
Детская поликлиника г.Кызыла;
Государственный лицей;
Министерство внутренних дел;
Самый первый дом г. Кызыла, построенный в 1914 году одноэтажное деревянное здание в котором в 1925 году состоялся первый съезд Тувинского революционного союза молодёжи. Это здание охраняется Государством и является памятником зодчества.
Республиканская библиотека им.А.С.Пушкина;
Площадь Арата, на котором расположен памятник В.И.Ленину, который был построен в 1970 году авторы проекта- скульптор Б.Дюжев и архитекторы А.Заварзин и В.Ровного
Дом Правительства Тывы, в народе его называют «Белый дом», в котором расположены все Министерства Тывы и где работает сам Председатель Правительства Республики Тыва Шолбан Валерьевич Кара-оол.
Здание Верховного Хурала, где заседает парламент Тывы.
Тувинский Музыкально-драматический театр, построенный в 1977 год,а прошлом году отремонтированный. Сейчас он в обновлённом виде принимает зрителей на концерты, спектакли и творческие вечера. Верх здания оформлен национальным орнаментом из дерева.
Напротив театра Фонтанный комплекс. Он был построен в 1984 году, выполнен в стиле народной резьбы талантливыми камнерезами. Разработчики авторы этого проекта С. Когел, Д. Дойбу-хаа, Б. Б. Байынды стали Лауреатами Государственной премии Тувы в области архитектуры и искусства.
Вос: Говорить о нашем городе можно очень много. Здесь есть чем восхищаться и гордиться и удивляться. И каким город будет в будущем, зависит от вас. Любите, держите свой город в чистоте.
3. Подведение итога:
- Что такое Малая Родина?
- Что нового и интересного вы узнали о своем городе?
- Изменилось ли ваше отношение к г. Кызылу?
-Закончить занятие я хочу словами из стихотворения Сергея Пюрбю:
Всем городам любовь дарю,
Но город свой сильней люблю.
- Почему мы должны любить свой город больше всех?
- Потому, что это наша малая Родина!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздничного утренника посвящённого 100-летию города Кызыла, вхождению Тувы в состав России.
Праздничный утренник составлен в связи со столетним юбилея города Кызыла и вхождение Тувы в состав России,в сценарии был включен региональный компонент ,песни о Туве,о городе Кызыле,тувинские национал...
Проект "Мой родной город Кызыл"
Проект содержит презентацию и конспект занятия в средней группе....
"Мой город Кызыл"
Конспект досуга в средней группе по окружающему миру....
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Мой город Кызыл»
Уточнить и закрепить общие представления о родном городе Развивать умения строить постройки, отражая в них свои представления об окружающей действительности города Развивать твор...
«Моя малая Родина- мой город Кызыл»
Воспитание любви к малой Родине. Закрепить знания о родном городе как о частице нашей Родины; развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с достопримечательностями родного города...
Положение о муниципальном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог города Кызыла – 2018»
Положение о муниципальном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства«Педагог-психолог города Кызыла – 2018»...
Конспект интегрированного НОД познание ФЦКМ на тему: "Мой родной город Кызыл - в "Центре Азии"
Методическая разработка конспекта для педагогов и воспитателей ДОУ...