"Путешествие по городу Кызыл»
план-конспект занятия (старшая группа)

Петросян Каринэ Николаевна

Сценарий открытого педагогического мероприятия по образовательной области «познавательное развитие», направление:  приобщение к социокультурным ценностям в старшей группе.

Тема: "Путешествие по городу Кызыл»

 

Целевые ориентиры: проявляет инициативность в разных видах деятельности; любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно объяснять поступки людей; интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем?); обладает начальными знаниями о природном, социальном и культурном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dostopremicha_elnosti_goroda_kyzyla.docx205.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рисунок1

Сценарий открытого педагогического мероприятия по образовательной области «познавательное развитие»,

направление:  приобщение к социокультурным ценностям

в старшей группе.

Тема: "Путешествие по городу Кызыл»

                                                  г. Кызыл

Модель занятия

Образовательная область: познавательное развитие

Направление: приобщение к социокультурным ценностям

Возрастная группа: старшая группа

Тема: "Путешествие по городу Кызылу»

Форма проведения: виртуальная экскурсия

Цель: формирование  у детей позиции гражданина своей страны

Задачи:
а) развивающие:
развивать речь, мышление, память

б) образовательные: Дать представление о столице Тувы – городе Кызыле,  о её достопримечательностях, учить видеть причинно – следственные связи, закреплять знания о морских и речных рыбах.

в)воспитательные:
- Воспитывать любовь к городу Кызыл, желание видеть его красивым.
Целевые ориентиры: проявляет инициативность в разных видах деятельности; любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно объяснять поступки людей; интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем?); обладает начальными знаниями о природном, социальном и культурном мире.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие»

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, игровая.

Индивидуальная работа:

-помогать в ходе беседы и игр наводящими вопросами  тем, кто затрудняется с ответом.

Словарная работа:        обогащение словаря - «Урянхай»;

активизация словаря – река Енисей.

Билингвальный компонент:  «столица»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о  Туве, просмотр мультфильма  «Республика Тыва» из серии  «Мульти-Россия», повторение о морских и речных обитателях.    

Формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Форма организации метода: беседа, игровая деятельность,

музыкальная деятельность, двигательная деятельность.

Средства реализации:слайды  о городе Кызыле, его достопримечательностях,  телевизор,  ноутбук;  для игры  «Что лишний»: плоскостные  фигурки морских и речных рыб,  музыкальный инструмент «хомус», трафареты «Центр Азии» по количеству детей, ½ листа бумаги, простые карандаши, образец педагога.

Содержание непосредственно-образовательной деятельности:


1. Мотивационно – побудительный этап

Воспитатель: Дети, мне вчера подарили диск с фильмом.  Очень хочется включить его сейчас, кто хочет со мной его посмотреть, приглашаю. Присаживайтесь поудобнее(показываю фрагмент фильма).

Воспитатель: О какой республике идет речь в фильме?

(этот фильм о республике Тыва). Как вы догадались? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, в какой республике мы живем?

(Мы живём в Республике Тыва).

Воспитатель читает стихотворение:

В республике нашей высокие горы, которых  нет краше

Там песни и танцы на реки похожи,

То плавно, то также быстры,

В них славим Туву мы Республику нашу,

Частицу великой страны.

Воспитатель: Как называется столица нашей республики?

( столица нашей Республики - город Кызыл.)

Воспитатель: Сегодня мне очень хочется погулять по городу Кызылу,  и  вас я тоже хочу пригласить  с собой.  Присоединяйтесь. По пути я вам расскажу о городе.

2.  Организационно-поисковый  этап

Город Кызыл-столица Республики Тыва. Он расположен на берегу реки Енисей. Кызыл - раньше назывался Урянхай, а затем Красный, а по-тувински - Кызыл (показ слайда)

Воспитатель: Что значит слово красный по - тувински?

Воспитатель: Как раньше назывался город Кызыл?

(Урянхайск),(индивидуально спросить несколько детей)

Воспитатель: Дети, где находится город Кызыл?

(Город Кызыл находится на берегу реки Енисей)(слайд)

Воспитатель: Как  по-тувински называют реку Енисей?

(По-тувински называют Улуг-Хем).

Воспитатель: Улуг- Хем – по-русски  - Великая река.

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что сейчас лето. Светит солнце, весело чирикают птицы, люди отдыхают на берегу реки. Вас я тоже приглашаю на берег Улуг- Хема,  подышать речным воздухом  (включить запись шума реки).

(Минута тишины).

Воспитатель: Дети, скажите, какая бывает река?

(Чистая, быстрая, глубокая, прозрачная, грязная, мутная, спокойная, широкая).

Воспитатель: На этой фотографии показан наш Енисей. Какой он? (слайд)

(Енисей могучий, чистый, холодный, широкий,  красивый, великий).

Воспитатель:  Люди, живущие на Енисее, очень любят реку и сочиняют о ней стихи и песни. Вот послушайте стихотворение.

Твои дороги зарождаются

В таинственном звучании степей,

Там, где Бий-Хем и Каа-Хем сливаются

И начинает бег свой Енисей.

Воспитатель: Дети, какими прекрасными словами сказано о Енисее. Чем же ещё богат Енисей? (Рыбами)  

 Да,  молодцы! Тогда я предлагаю вам поиграть в игру, игра называется    «Кто лишний?»

(дети убирают тех рыбок, которые не обитают в Енисее)

Воспитатель:  Дети, а что надо делать, чтобы всегда в реке вода была чистая и светлая?

(Нам надо беречь нашу реку, нашу природу, ничего не бросать в неё).

Воспитатель: Отдохнули на реке Енисей, пойдем дальше (слайд).

А кто из вас узнал это здание? (слайд муздрамтеатра). (Ответы детей).

- Правильно, это музыкально-драматический театр. Как вы думаете, что интересного происходит в нём. (концерты, спектакли, выступают артисты)

Воспитатель: Посмотрите, дети, что это такое, кто знает? (показываю тувинский инструмент хомус) Это тувинский национальный музыкальный инструмент – хомус. Артисты играют на нём разные тувинские мелодии, выступают на концертах, спектаклях. Вот послушайте, как он звучит.

Запись музыки на хомусе.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие (слайд) Это центр города - площадь Арата. На площади Арата проходят праздники.  Как вы думаете, что интересного бывает на этих праздниках? Ответы детей.

Воспитатель:   Давайте представим себе, что мы тоже на празднике и исполним несколько уже знакомых нам танцевальных движений  танца «Табунщики».

Физминутка «Табунщики» (дети выполняют в кругу несколько танцевальных движений под музыку)

Воспитатель:  Молодцы, дети, посмотрите,  кто скажет, что это за памятник? (слайд Центра Азии)

(Это памятник «Центр Азии»)

Воспитатель: Да, это памятник «Центр Азии». Знаете , где находится, этот памятник?   Он расположен у слияния двух рек Каа- Хема и Бии-хема где рождается Енисей.  А вы были здесь? (ответы детей)

Воспитатель: Наши глаза устали немного, давайте сделаем гимнастику для глаз

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево).

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо).

Воспитатель: Я предлагаю вам сначала почитать стихотворение, пословицы  о Родине, а затем  нарисовать этот самый главный памятник «Центр Азии» с помощью вот этого трафарета (показ на доске, уточнить расположение листа бумаги).

Рисование  (трафаретами (под музыку))

Воспитатель: Молодцы, дети, вот и закончилось наше путешествие по городу Кызылу.  Вернёмся назад в наш детский сад.

3.  Рефлексивно-корригирующий этап

По какому городу сегодня мы путешествовали? Какие здания видели? На какой реке находится город Кызыл? Как надо беречь город, реку?  Мне очень понравилось наше путешествие.  А раскрашивать ваши рисунки вы будете после того как поспите и вечером подарите своим родителям и расскажете, где находится памятник «Центр Азии».

Самоанализ  открытого педагогического мероприятия по образовательной области «познавательное развитие»

направление:  приобщение к социокультурным ценностям

в старшей группе.

Тема: "Путешествие по городу Кызылу»

Цель: формирование  у детей позиции гражданина своей страны

Задачи:

а) развивающие: развивать речь, мышление, память

б) образовательные: Дать представление о столице Тувы – городе Кызыле,  о её достопримечательностях, учить видеть причинно – следственные связи, закреплять знания о морских и речных рыбах.

в)воспитательные:

- Воспитывать любовь к городу Кызылу, желание видеть его красивым.

Целевые ориентиры: проявляет инициативность в разных видах деятельности; любознательность, задает вопросы, пытается самостоятельно объяснять поступки людей; интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем?); обладает начальными знаниями о природном, социальном и культурном мире.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие»

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, игровая.

Составлена по возрасту детей в  предварительной работе рассматривали иллюстрации о  Туве, просмотр мультфильма  «Республика Тыва» из серии  «Мульти-Россия», повторение о морских и речных обитателях. А также учили пословицы и стишки  о Родине.

Формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная.Для реализации использовала различные принципы: (наглядность, систематичность, доступность, последовательность, индивидуальный подход).А  также слайды  о городе Кызыле, его достопримечательностях,  проектор, экран,  ноутбук;  для игры «Что лишний»: плоскостные  фигурки морских и речных рыб, магнитная доска,  ватман с липучками;  музыкальный инструмент «хомус», трафареты «Центр Азии» .

Использовала инновационные здоровье сберегающие технологии – гимнастика для глаз«Лучик солнца» и минуту тишины. Чтобы вызвать интерес детей использовала виртуальную экскурсию.

 Образовательная деятельность способствовала повышению игровой мотивации обучения, речевого, творческого развития, познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне я думаю поставленные цель и задачи реализованны.

Использовала  литературы:

Н.И. Деменкова «Окружающий мир.Хурээлел»,Приобщение ребенка к социальному миру, Республика в Центре Азии-Тыва/ под редакцией Даржай А.А.

НОД в старшей группе по Познавательному развитию

На тему «Моя малая Родина- мой город Кызыл»

Цели: Воспитание любви к малой Родине. Закрепить знания о родном городе как о частице нашей Родины; развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с достопримечательностями родного города; активизировать мышление, воображение, любознательность, самостоятельность; развивать в ребенке умение видеть красоту родного города и готовность ее сохранять; выявить знания детей о городе Кызыле; слушать песню «Кызыл своей мы Родиной зовем».

Методические приемы: Объявление темы, прослушивание гимна Тувы, просмотрфлага. Беседа с детьми (вопросы), ответы детей. Использование слайдов в презентации о достопримечательностях города, памятников, художественное слово.

Словарная работа: Столица, достопримечательности, памятники, малая Родина.

Материал: Проектор, магнитофон, фотографии достопримечательных мест г.Кызыла (развешаны на доске), рисунки и поделки детей и родителей на тему: «Моя малая Родина- мой город Кызыл»

Предварительная работа:

1.Экскурции к памятникам архитектуры родного города и в краеведческий музей.

2. Беседы о городе; об известных людях.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Большая Родина начинается с малой: это семья, города, где мы родились и живем.

Обойдя хоть сто дорог,

Обогни планету,

Невелик наш городок,

А дороже нету!

( Звучит гимн Республики Тыва, дети внимательно слушают)

Воспитатель: Это звучит гимн нашей республики. А как называется наша республика? (Тыва) (выставляется флаг республики)

Воспитатель: А как называется столица нашей республики? (Кызыл)

- Что означает слово «Кызыл» в переводе? ( Красный)

- Какие главные улицы вы знаете? ( Ленина, Кочетова, Тувинских добровольцев, Дружба)

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашему городу. А какие интересные, красивые места в нашем городе вы знаете?

Дети: Музей, Театр, Хурээ, парк, спорткомплекс и т.д.

2. Путешествие по городу Кызылу.

Воспитатель: В нашем городе есть много достопримечательностей, красивых памятников.

И наше путешествие начнем с просмотра на проекторе «Моя малая Родина- мой Кызыл»

(Воспитатель на каждом слайде знакомит детей достопримечательностями и памятниками города)

 Обратите внимание на гору «Догээ» – (ежегодно выпускники  г. Кызыла восходят на вершину г. Догээ) , а также на замки развешенные на ограждении. Их оставляют молодожёны во время церемонии своей свадьбы в знак крепкой любви.

Достопримечательности города

           Обелиск Центр Азии.

Самая главная достопримечательность г. Кызыла – это обелиск   «Центр Азии» - он является символом Республики Тыва. Символизирует географический центр  Азии - континента Евразии. Внешний вид обелиска представляет собой двухметровое мраморное основание, на котором расположен земной шар, от которого в небо поднимается 10 метровый трёхгранный шпиль. На постаменте на трёх языках   ( русском, тувинском, английском) золотыми буквами написано: «Центр Азии»

            Памятник монумент сооружён 1964 году к 50-летию создания города Кызыл и к 20-ой годовщине вхождения Тувинской Народной республики        в состав СССР, т. е. нашей республики в состав России. Авторы проекта художник В. Ф. Дёмин и архитекторы В .И. Бажин и В. П. Ветчинов.

            .

Самая старая из улиц г. Кызыла - улица Красных партизан, названа в честь боя, который произошёл в августе 1919 года между партизанской армией под командованием А. Д. Кравченко и П. Е. Щетинкина и белогвардейским отрядом есаула Болотова. Бой завершился разгромом белогвардейцев.

            37 погибших партизан участников Белоцарского боя   были похоронены   в трёх братских могилах с воинскими почестями на берегу Улуг - Хема. На месте их захоронения в 1954 году был воздвигнут памятный обелиск. Автор – скульптор И. И. Шейдевант. Высокий монумент увенчан красной звездой.    На лицевой стороне барельеф конного всадника на фоне красного знамени.  На плите: «Вечная память красным партизанам, героически погибшим за дело социалистической революции».

Улица Щетинкина – Кравченко

Первая школа города. На улице Щетинкина – Кравченко д.54 расположена самая первая школа, построенная в 1915 году. На боковом фасаде здания висят две мемориальные доски, которые свидетельствуют, что здесь учились Герой Советского Союза Михаил Бухтуев и Герой России Сергей Кужугетович Шойгу.

           Филармония. На этой улице расположена    бывший музыкально – драматический театр. Отсюда в 1943 году состоялись проводы на фронт тувинских добровольцев. 20 мая – добровольцев танкистов и 20 сентября – добровольческого кавалерийского эскадрона.     

           Дом народного творчества, где находятся Министерство культуры и кино, Международный центр «Хоомей», филиал Восточно- Сибирской государственной академии  культуры искусств (Улан – Удэ) и зрительный зал  на 300 мест.  

            На этой улице расположены  дома бывшей партийной номенклатуры, престижные гостиницы «Одуген», молодёжные кафе «Хаан-клуб».

           Шаманская клиника «Девять небес». На этой улице находится ул. Красных партизан 18 - Шаманская клиника «Тосдээр», в переводе «Девять небес». Здесь расположеныоваа  с многочисленными ленточками – чалама.   Люди идут на приём к семи шаманам.

           Дом Салчак Тока. В доме № 11 по ул. Красных партизан жил Салчак Тока,  видный партийный государственный деятель, писатель, написавший автобиографическую трилогию «Слово Арата». Он жил в этом доме с 1929 по 1973 год. Его произведение было переведено на 23 языка и удостоено Сталинской премии. Сейчас там находится художественная школа Нади Рушевой.

           Памятник «Непокорённый» установлен жертвам политических репрессий. За памятником в доме №5 по ул. Комсомольской размещается Музей истории политических репрессий. Автор – скульптор ОндарТоварищтайЧадамбаевич- скульптор, заслуженный художник России. Закончил скульптурный  факультет Московского государственного художественного института им. В. Л. Сурикова. Он автор «Кадарчы», установленный у городского аэропорта, автор бюста С. К. Тока в сквере возле театра, бюсты героев Советского Союза Ч. Л. Хомушку, М. А. Бухтуева, Т. Б. Кечил-оола.

           Стадион «Хуреш», спортивный комплекс и стадион «5-летия Тувы» находятся вблизи друг от друга и с каждым годом они становятся краше, от того, что их благоустраивают и ремонтируют в современном стиле.     

Буддийский храм Цеченлинг освящён 09 декабря 1999 году (12 лет)его святейшеством БогдоГэгэном IX. Храм был построен в течение всего 20 месяцев – 1 год и 8 месяцев. Архитектор Фа Че Ир. Свой вклад в строительство храма внёс министр МЧС Сергей Шойгу. На 1 этаже находится резиденция представителей Далай- Ламы XIV, на втором молельный зал.

           Памятник участникам Великой Отечественной войны. Находится  в небольшом скверике у парка культуры и отдыха имени Николая Гастелло. Авторы скульптуры Ю Д. Деева и Ю. С. Кондратенко, архитектор В. Д. Деев.  Он был установлен 08 мая 1975 года к 30-летнему юбилею Дня Победы и был реставрирован к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне  и  дополнительно установлены стелы с именами воинов погибших в Великой Отечественной войне.

            Для увековечения памяти о совместном участии советского и тувинского народов в Великой Отечественной войне, в память о воинах земляках , павших в боях против фашистких захватчиков установлены бронзовые бюсты Героев Советского Союза Ч. Н. Хомушку – танкисту, М. А. Бухтуеву, Т. Б. Кечил – оолу. Автор-скульптор ОндарТоварищтайЧадамбаевич.

Улица Ленина

Расположены школы №2 и №7 г. Кызыла,

Кызылское училище искусств им.А.Б.Чыргал-оола,

Аграрный университет,

Бывшее здание республиканского краеведческого музея богатырей;

Детская поликлиника г.Кызыла;

Государственный лицей;

Министерство внутренних дел;

Самый первый дом г. Кызыла, построенный в 1914 году одноэтажное деревянное здание в котором в 1925 году состоялся  первый съезд Тувинского революционного союза молодёжи.                   Это здание охраняется Государством и является памятником зодчества.

Республиканская библиотека им.А.С.Пушкина;

Площадь Арата, на котором  расположен памятник В.И.Ленину, который был построен в 1970 году авторы проекта- скульптор Б.Дюжев и архитекторы А.Заварзин и   В.Ровного

Дом Правительства Тывы, в народе его называют «Белый дом»,  в котором расположены все Министерства Тывы и где работает сам Председатель Правительства Республики Тыва Шолбан Валерьевич Кара-оол.

Здание Верховного Хурала, где заседает парламент Тывы.

Тувинский Музыкально-драматический театр, построенный в 1977 год,а прошлом году отремонтированный. Сейчас он в обновлённом виде принимает зрителей на концерты, спектакли и творческие вечера. Верх здания оформлен национальным орнаментом из дерева.

Напротив театра Фонтанный комплекс. Он был построен в 1984 году, выполнен в стиле народной резьбы талантливыми камнерезами. Разработчики авторы этого проекта С. Когел,  Д. Дойбу-хаа, Б. Б. Байынды стали Лауреатами Государственной премии Тувы в области архитектуры и искусства.

Вос: Говорить о нашем городе можно очень много. Здесь есть чем восхищаться и гордиться и удивляться. И каким город будет в будущем, зависит от вас. Любите, держите свой город в чистоте.

3. Подведение итога:

- Что такое Малая Родина?

- Что нового и интересного вы узнали о своем городе?

- Изменилось ли ваше отношение к г. Кызылу?

-Закончить занятие я хочу словами из стихотворения Сергея Пюрбю:

Всем городам любовь дарю,

Но город свой сильней люблю.

- Почему мы должны любить свой город больше всех?

- Потому, что это наша малая Родина!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздничного утренника посвящённого 100-летию города Кызыла, вхождению Тувы в состав России.

Праздничный утренник составлен в связи со столетним юбилея города Кызыла и вхождение Тувы в состав России,в сценарии был включен региональный компонент ,песни о Туве,о городе Кызыле,тувинские национал...

Проект "Мой родной город Кызыл"

Проект содержит презентацию и конспект занятия в средней группе....

"Мой город Кызыл"

Конспект досуга в средней группе по окружающему миру....

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Мой город Кызыл»

Уточнить и закрепить общие представления о родном городе Развивать  умения строить  постройки, отражая в них свои представления об окружающей действительности города Развивать твор...

«Моя малая Родина- мой город Кызыл»

Воспитание  любви к малой Родине. Закрепить знания о родном городе как о частице нашей Родины; развивать интерес и стремление изучать и знакомиться с достопримечательностями  родного города...

Положение о муниципальном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог города Кызыла – 2018»

Положение о муниципальном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства«Педагог-психолог города Кызыла – 2018»...

Конспект интегрированного НОД познание ФЦКМ на тему: "Мой родной город Кызыл - в "Центре Азии"

Методическая разработка конспекта для педагогов и воспитателей ДОУ...