Конспект НОД с элементами экспериментирования на тему "Измерение объема"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Ольга Викторовна

Конспект предназначен для детей 5-6 лет, старшего дошкольного возраста. В занятии используются несколько видов детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая . Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира и исследовательских навыков.

Задачи.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать умения обследовать предметы с разных сторон.

Формировать представления детей о мерке как способе измерения объема жидких и сыпучих веществ.

  Познакомить детей с простейшими различными  объемными мерками с делениями).

Научить способам использования измерительных приборов.

Развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию, любознательность.

Развивать речь, активизировать словарь, обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.

Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_obema.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Элементарные опыты и игры – экспериментирования на тему  «Измерения объема»

                                            в старшей группе.

Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира и исследовательских навыков.

Задачи.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать умения обследовать предметы с разных сторон.

Формировать представления детей о мерке как способе измерения объема жидких и сыпучих веществ.

      Познакомить детей с простейшими различными  объемными мерками с делениями).

Научить способам использования измерительных приборов.

Развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию, любознательность.

Развивать речь, активизировать словарь, обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.

Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.

Форма работы: экспериментирование.

Материалы и оборудование.

Мультимедийные средства обучения, фигурка персонажа  книги Г. Остера «38 попугаев»- мартышки и попугая  для обозначения зоны деятельности, два кувшина разной формы, стакан (условная мерка объема, мерный кувшин, тазики для воды, три тарелки с крупой (не больше пяти ложек в каждой, три пустые тарелки, столовые ложки как условная мерка сыпучих веществ, мелкие игрушки для счета, палочки.

Организация образовательного пространства.

В группе организуется зона для исследовательской деятельности для  измерения объема жидкости, объема сыпучих веществ. Зона отмечена фигуркой персонажа книги Г. Остера «38 попугаев»- мартышкой.

Зона организуется на столе, включает фигуру Мартышки, мерный сосуд, кувшины разной формы. И стол с Попугаем на котором  есть крупа, столовые ложки, тарелки

Экспериментирование в ЗОНЕ измерения объема.

Объем воды.

Постановка исследовательской задачи.

Ребята, отгадайте загадки.(о удаве, слоне, матрышке и попугае) . Кто помнит, как называется мультфильм с этими героями. Мы уже помогали Удаву и Слоненку. А теперь кто же ждет нашей помощи? ( Мартышка)Что же случилось у нашей Мартышки? Она собралась на речку за водой и не знает, какой кувшин ей взять, в каком она принесет больше воды.

Подходим к столу с сосудами. Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.

- Чем отличаются кувшины? (один – узкий, другой – широкий).

В какой кувшин вошло больше воды?

Не знаем. - А что нужно сделать, чтобы узнать?

Надо измерить.

Выполнение эксперимента.

- Чем измерить? (мерным стаканом).

Объём жидкости измеряют стаканом (условной меркой). Дети наливают воду из кувшина в стакан и считают число стаканов, потом сравнивают результаты.

А как еще можно справиться с заданием?

Можно воспользоваться мерной посудой. Мерной называют посуду, применяемую для измерения объема жидкости. Чтобы отмерить нужный объем жидкости, ее наливают в стакан до тех пор, пока уровень воды не достигнет уровня нужного деления.

Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод: хотя кувшины разные по форме, воды в них оказалось поровну, одинаково. И узнали мы об этом, когда измерили воду мерным стаканом и при помощи условной мерки.

Дети должны предложить два варианта решения:

1. Измерение объема жидкости при помощи условной мерки (стакана) последовательным отливанием воды.

2. Измерение объема жидкости при помощи мерной посуды.

Экспериментирование

Объём сыпучих веществ.

Постановка исследовательской задачи.

А как дела у нашего Попугая. Я вижу он приготовил крупу, чтобы покормить птиц. Он хочет знать, сколько птиц он может пригласить к каждой тарелке, если каждая съедает 1столовую ложку крупы?

Выполнение эксперимента.

- Как вы думаете, что для этого надо сделать? (измерить крупу).

- Чем мы будем измерять? (столовой ложкой)

(демонстрация приемов измерения крупы условной меркой)

- В качестве измерения мы будем использовать столовую ложку. Столовая ложка – это условная мерка.

- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.

(Практическое задание – самостоятельное применение детьми приемов измерения)

- Сейчас вы будите самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе.

Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод: Объём сыпучих веществ можно измерить с помощью мерной ложки.

Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ).

- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.

Самостоятельное экспериментирование.

Вывод: Мы сегодня с вами убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнить измерения, и помогли своим друзьям из мультфильма.

Дети самостоятельно экспериментируют в любой зоне. Кроме предложенных вариантов детям предлагается взвесить и сравнить, что им хочется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами экспериментирования.

Занятие направлено на развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Дети по сути своей исследователи, и мы педагоги должны помогать им зна...

Конспект НОД с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"

Экспериментирование с предметами неживой природы...

Конспект прогулки с элементами экспериментирования в средней группе «Ветер ветерок».

Правильно организованная и продуманная прогулка помогает осуществлять    задачи всестороннего развития детей. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обесп...

конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....

Конспект НОД с элементами экспериментирования: Такая разная вода

Занятие по данной теме позволяет познакомить детей со свойствами воды, ее агрегатным состоянием и круговоротом воды в природе....