Конспект НОД с элементами экспериментирования на тему "Измерение объема"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект предназначен для детей 5-6 лет, старшего дошкольного возраста. В занятии используются несколько видов детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая . Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира и исследовательских навыков.
Задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать умения обследовать предметы с разных сторон.
Формировать представления детей о мерке как способе измерения объема жидких и сыпучих веществ.
Познакомить детей с простейшими различными объемными мерками с делениями).
Научить способам использования измерительных приборов.
Развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитывать интерес к познанию, любознательность.
Развивать речь, активизировать словарь, обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.
Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_obema.docx | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементарные опыты и игры – экспериментирования на тему «Измерения объема»
в старшей группе.
Цель. Развитие сенсорных способностей ребенка в плане измерения характеристик предметов окружающего мира и исследовательских навыков.
Задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Развивать умения обследовать предметы с разных сторон.
Формировать представления детей о мерке как способе измерения объема жидких и сыпучих веществ.
Познакомить детей с простейшими различными объемными мерками с делениями).
Научить способам использования измерительных приборов.
Развивать умения выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитывать интерес к познанию, любознательность.
Развивать речь, активизировать словарь, обогатить словарный запас новыми словами, обозначающими приборы и единицы измерения.
Развивать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая.
Форма работы: экспериментирование.
Материалы и оборудование.
Мультимедийные средства обучения, фигурка персонажа книги Г. Остера «38 попугаев»- мартышки и попугая для обозначения зоны деятельности, два кувшина разной формы, стакан (условная мерка объема, мерный кувшин, тазики для воды, три тарелки с крупой (не больше пяти ложек в каждой, три пустые тарелки, столовые ложки как условная мерка сыпучих веществ, мелкие игрушки для счета, палочки.
Организация образовательного пространства.
В группе организуется зона для исследовательской деятельности для измерения объема жидкости, объема сыпучих веществ. Зона отмечена фигуркой персонажа книги Г. Остера «38 попугаев»- мартышкой.
Зона организуется на столе, включает фигуру Мартышки, мерный сосуд, кувшины разной формы. И стол с Попугаем на котором есть крупа, столовые ложки, тарелки
Экспериментирование в ЗОНЕ измерения объема.
Объем воды.
Постановка исследовательской задачи.
Ребята, отгадайте загадки.(о удаве, слоне, матрышке и попугае) . Кто помнит, как называется мультфильм с этими героями. Мы уже помогали Удаву и Слоненку. А теперь кто же ждет нашей помощи? ( Мартышка)Что же случилось у нашей Мартышки? Она собралась на речку за водой и не знает, какой кувшин ей взять, в каком она принесет больше воды.
Подходим к столу с сосудами. Воспитатель заполняет до краёв оба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.
- Чем отличаются кувшины? (один – узкий, другой – широкий).
В какой кувшин вошло больше воды?
Не знаем. - А что нужно сделать, чтобы узнать?
Надо измерить.
Выполнение эксперимента.
- Чем измерить? (мерным стаканом).
Объём жидкости измеряют стаканом (условной меркой). Дети наливают воду из кувшина в стакан и считают число стаканов, потом сравнивают результаты.
А как еще можно справиться с заданием?
Можно воспользоваться мерной посудой. Мерной называют посуду, применяемую для измерения объема жидкости. Чтобы отмерить нужный объем жидкости, ее наливают в стакан до тех пор, пока уровень воды не достигнет уровня нужного деления.
Фиксирование результатов эксперимента.
Вывод: хотя кувшины разные по форме, воды в них оказалось поровну, одинаково. И узнали мы об этом, когда измерили воду мерным стаканом и при помощи условной мерки.
Дети должны предложить два варианта решения:
1. Измерение объема жидкости при помощи условной мерки (стакана) последовательным отливанием воды.
2. Измерение объема жидкости при помощи мерной посуды.
Экспериментирование
Объём сыпучих веществ.
Постановка исследовательской задачи.
А как дела у нашего Попугая. Я вижу он приготовил крупу, чтобы покормить птиц. Он хочет знать, сколько птиц он может пригласить к каждой тарелке, если каждая съедает 1столовую ложку крупы?
Выполнение эксперимента.
- Как вы думаете, что для этого надо сделать? (измерить крупу).
- Чем мы будем измерять? (столовой ложкой)
(демонстрация приемов измерения крупы условной меркой)
- В качестве измерения мы будем использовать столовую ложку. Столовая ложка – это условная мерка.
- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.
(Практическое задание – самостоятельное применение детьми приемов измерения)
- Сейчас вы будите самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе.
Фиксирование результатов эксперимента.
Вывод: Объём сыпучих веществ можно измерить с помощью мерной ложки.
Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ).
- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.
Самостоятельное экспериментирование.
Вывод: Мы сегодня с вами убедились, что измерительные приборы помогают нам точно выполнить измерения, и помогли своим друзьям из мультфильма.
Дети самостоятельно экспериментируют в любой зоне. Кроме предложенных вариантов детям предлагается взвесить и сравнить, что им хочется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с элементами экспериментирования.
Занятие направлено на развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Дети по сути своей исследователи, и мы педагоги должны помогать им зна...
Конспект НОД с элементами экспериментирования "Песок и его свойства"
Экспериментирование с предметами неживой природы...
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Металл, его качества и свойства».
Опыты с металлом для детей средней группы....
конспект развлечения с элементами экспериментирования "Мыльные пузыри".
конспект развлечения на улице...
Конспект прогулки с элементами экспериментирования в средней группе «Ветер ветерок».
Правильно организованная и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития детей. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обесп...
конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада
Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....
Конспект НОД с элементами экспериментирования: Такая разная вода
Занятие по данной теме позволяет познакомить детей со свойствами воды, ее агрегатным состоянием и круговоротом воды в природе....