Конспект занятия «Земля- наш дом во вселенной»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Земля- наш дом во вселенной»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_k_dnyu_kosmonavtiki.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Земля- наш дом во вселенной»
Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе.
Задачи:
• Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»
• Ввести понятия «звезды», «планеты», «кометы», «спутники» • Ввести понятие «Вселенная»
• Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
• Воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии.
• Развивать навыки творческого рассказывания.
• Учить четко, кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы.
Активизация словаря: небо, звездное небо; звезда, планета; Солнце, Земля, Луна; созвездия; космос, космический корабль, спутник, космический полет, космонавт, скафандр.
Обогащение словаря: Вселенная, галактика, Млечный Путь; Солнечная система, планеты Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн; искусственный спутник Земли, космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, орбитальная станция; генеральный конструктор Сергей Павлович Королев.
Материал: Разрезные картинки с космическими сюжетами .Карта-схема Солнечной системы, картинка с изображением фаз Луны и лунного пейзажа. Наборы картинок «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Инструменты», «Приборы и механизмы», «Профессии людей», «Материалы», «Интерьеры» .Карта звездного неба или рисунки с изображением созвездий.
Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».
Ход занятия:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, в каком городе мы с вами живем? ( Ответы детей) А где находится город Москва, в какой стране?( Ответы детей) Страна Россия - одна из множества стран на нашей планете Земля. А вы знаете, какая она, наша планета?( Ответы детей) В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды - моря или океана - и считали, что их путешествие закончено: вот он, край Земли, и ничего, кроме воды, дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали свое путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» - задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар. Вот у нас в группе лежат небольшие мячи. Возьмите их. А еще нам понадобятся фломастеры. А теперь представьте, что вы путешественники и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставьте туда кончик фломастера. Теперь ваш путь пойдет все время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Если вы будете аккуратно двигать фломастер в одном направлении, то скоро окажетесь в той же точке, откуда начали свой путь. Вот так и паши путешественники убедились, что земля - это шар. Что же тогда окружает Землю? А окружает ее огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами - звездами, планетами, кометами и метеоритами. Мы с вами сегодня поговорим о том, что такое звезды. Раньше, когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком - небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает ее черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды - это совсем другое. Кто из вас читал или слышал, что такое звезды? ( Ответы детей) Правильно, звезды - это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими? ( Ответы детей) Да потому, что они находятся очень далеко от нас. А какая звезда к нам ближе всего?( Ответы детей) Правильно это наша звезда - Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле. Все звезды очень разные, и по размеру, и по температуре. Они все - огненные шары, одни более горячие, другие - менее. Поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие - белые, чуть менее горячие - голубые, потом желтые и красные. То есть самые яркие звезды на нашем небе - голубые и белые.
Физ.минутка
Раз - два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три – четыре, скоро взлет.(разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет(сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
Самостоятельная работа детей «Сборы в путешествие»
Воспитатель: А теперь представим себе, что мы решили полететь в космос. Для этого нам надо построить космический корабль. Кто будет его строить? ( Ответы детей) Конечно, строители. Вот команда у «желтого стола» и будет строителями космического корабля. Но для того, чтобы начать работу, строителям нужны чертежи. Кто их начертит? ( Ответы детей) Есть такие люди, которые называются конструкторами. Они придумывают, как сделать ракету, чтобы она могла полететь в нужном направлении, чтобы она не разрушилась от перегрузок, чтобы в ней было удобно космонавтам. Команда «красного стола» будет конструкторами. Что еще нам нужно, чтобы ракета отправилась в полет? ( Ответы детей) Нужно оснастить ее всем необходимым. Этим займутся сразу две команды: команда «синего стола» подумает о том, какие приборы нам понадобятся в долгом полете, а команда «зеленого стола» - о том, что необходимо будет людям, космонавтам, для путешествия в космосе. Каждая команда садится за свой стол и решает, что она должна сделать для того, чтобы полет был удачным. В этом вам помогут картинки, разложенные на ваших столах. Отберите нужные и объясните, для чего эти предметы, механизмы, устройства нам понадобятся в полете.
После того как дети в течение недолгого времени (2-3 минуты) совещаются друг с другом, воспитатель приглашает их на общий сбор команды корабля и выслушивает мнения детей. Попутно обсуждается вопрос: люди каких профессий необходимы в команде космического корабля для дальнего полета?
Воспитатель: Какая она, Луна? • Что такое Луна? Как она выглядит? • Как вы думаете, Луна по размерам больше Земли? А она больше Солнца? • Почему же Луна кажется нам гораздо больше звезд? • А вы знаете, как образовались кратеры на Луне?( Ответы детей) (Кратеры - это впадины на поверхности Луны, которые появились в результате столкновения Луны с метеоритами, падающими из космоса.) • Как вы думаете, почему на Земле нет таких кратеров, как на Луне?(Ответы детей) (Землю защищает атмосфера, метеориты просто не долетают до поверхности Земли, они сгорают в атмосфере.) • А вы знаете, почему Луна каждую ночь выглядит по-разному? (Рассказ о фазах Луны. Можно привлечь картинку, на которой показаны эти фазы. Луна светит не собственным, а отраженным светом. Солнечные лучи освещают Луну, и поэтому мы можем видеть ее. Луна вращается вокруг Земли. Случается так, что часть Луны бывает скрыта в тени Земли, тогда Солнце освещает не всю ее поверхность, а только часть. Эту часть, или серп, месяц, мы и видим на ночном небе.)
Воспитатель: Что такое Солнечная система? У нашей звезды - Солнца - есть своя семья. В нее входят 8 планет, которые вращаются вокруг Солнца. Воспитатель: Ребята давайте назовем эти планеты? ( Ответы детей) Правильно Меркурий. Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,Уран, Нептун. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Звезды состоят из раскаленных газов, планеты - из твердых, жидких частиц и газов.) • Какие вы знаете планеты Солнечной системы? • Что вы можете о них рассказать? В этой части занятия используется большая карта с изображением Солнечной системы.
Воспитатель: Звезды - какие они? Рассказ воспитателя о различных звездах и звездных системах. Можно рассказать детям о том, что звезды бывают различной величины и различной яркости, назвать самые яркие звезды нашего ночного неба - Сириус, Альдебаран, Бетельгейзе. Очень большой интерес у детей вызывают рассказы о «черных дырах» - звездах маленького размера, огромной массы и огромной плотности. Эти звезды создают вокруг себя такое поле притяжения, что даже свет не может покинуть поверхность. Поэтому увидеть на звездном небе их невозможно. Все космические тела, попавшие в поле притяжения «черных дыр», рано или поздно притягиваются к ним и падают на их поверхность
Рефлексия:
-И так, ребята, скажите:
- Что нового и интересного вы сегодня узнали?
-Какой праздник мы отмечаем 12 апреля?
-Какая звезда к нам ближе всего?
-Что такое звезды?
-Как называется наша планета?
-Как называется спутник нашей Земли?
-Какие планеты вы еще знаете?
-Молодцы! Всё запомнили на нашем занятии.
-Итак, занятие наше подошло к концу, понравилось оно вам? (Ответы детей)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия " Земля "
Знакомство детей с понятием "глобус", "карта"....
Конспект занятия "Земля - наш общий дом"
Рассказ ханта об истории возникновения планеты....
Конспект занятия "Земля - наш общий дом"
Конспект занятия по формированию целостной картины мира и расширение кругозора через использование ИКТ в образовательном процесс в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»...
Конспект занятия "Земля - наш дом родной"
Даное занятие подводить детей к пониманию "Земля - наш общий дом"; что земля нуждается в постоянной защите и бережном отношении к ней; знакомит с правилами поведения на природе и объясняет - как может...
Конспект занятия " земля в иллюминаторе..."
Конспект НОД в старшей группе « Земля в иллюминаторе….»Цель : дать детям представле...
Конспект занятия подготовительной группы Тема: «Загадочная вселенная» Составила воспитатель первой квалификационной категории Кириллова Светлана Николаевна МБДОУ детский сад «Голубой вагон»
Конспект занятия подготовительной группы Тема: «Загадочная вселенная»Составила воспитатель первой квалификационной категории Кириллова Светлана НиколаевнаМБДОУ детский сад «Голубой в...
Конспект занятия. Понятие космос, космонавт, планеты, вселенная.
Что такое космос? Космос – это всё, что существует за пределами Земли....