Как жили первобытные люди?
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Образовательное событие в подготовительной к школе группе, расширяющее представление детей о жизни первобытных людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
os_kak_zhili_pervobytnye_lyuli.docx | 806.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Как жили первобытные люди?
Образовательное событие
Это образовательное событие зародилось из известного всем мультфильма «Маша и медведь», серия №48 «Пещерный медведь».
На утреннем круге в подготовительной к школе группе один из детей рассказал, что посмотрел несколько серий мультипликационного фильма «Маша и медведь», особенно ему понравилась серия, в которой мишка создал машину времени и они с Машей ненадолго попали в Каменный век, в пещеру, где жил доисторический пещерный медведь, похожий на мишку и первобытная дикая девочка, похожая на Машу. Ребята наперебой стали рассказывать о том, что тоже смотрели эту серию, им известно, что на машине времени можно переместиться в прошлое и будущее время, другие стали рассказывать о мамонтах, которые очень похожи на слонов, о саблезубых тиграх и первобытных людях, у которых ничего не было. Кто-то из ребят стал возражать, что у древних людей были лук и стрелы, они охотились, другие утверждали, что первые люди делали ямы-ловушки. В ходе дальнейшего обсуждения появились и другие вопросы:
-Что ели первобытные люди?
-Где жили?
-Как появились предметы быта, возникли ремёсла?
-Как и на кого охотились?
-Какая была одежда у людей Каменного века?
-Почему время появления первых людей называется каменным веком?
К концу беседы стало понятно, что именно дети знают и что хотят узнать.
«Поймать» детский интерес – большая удача для педагога! Но поймать мало, его надо развить.
В заключении я спросила: - Как и где ещё можно узнать о жизни первобытных людей?
Самым популярным ответом было предложение – посмотреть в компьютере, менее популярный – в телевизоре, и в энциклопедии.
Особенность событийного планирования в том, что в его основе не перечень планируемых мероприятий, а вопросы, возникшие в результате анализа ситуации в группе, поэтому, все вопросы, возникшие в ходе обсуждения были занесены в таблицу, имеющую три столбца: «Что знаем?», «Что хотим узнать?», «Как и где это можно узнать?».
Таблица была вывешена на доску в группе, так как многие из наших воспитанников уже читают. Ввиду того, что тема образовательного события достаточна обширная, мы разделили её на четыре образовательные ситуации:
1- «Где жили первобытные люди?»
2-«Чем питались первобытные люди?»
3- «Как появились ремёсла и искусство?»
4-«Какую одежду носили первобытные люди?»
Вечером, подводя итоги уходящего дня, в беседе речь вновь зашла о первобытных людях. Несколько ребят предложили принести завтра в сад и показать свои энциклопедии, в которых рассказывается о том, как жили первобытные люди. На следующее утро в течение утреннего круга наши воспитанники с неподдельным интересом разглядывали иллюстрации, читали заголовки в энциклопедиях. Больше всего наших подготовишек поразили пещеры и хижины людей каменного века,
Артемий и Семён, принёсшие книги-энциклопедии, стали убеждать своих товарищей, что построить хижину из веток и прутьев, накрыв её шкурами несложно. Я, как педагог решила поддержать инициативу детей и предложила изготовить макеты «Пещера первобытных людей» и «Хижины людей каменного века», ребятам идея понравилась, в ходе обсуждения решили разделиться на две подгруппы: первая изготавливает макет пещеры, вторая – макет с хижинами.
Сложно коротко рассказать о том, с каким интересом и удовольствием дети собирали природный материал для макетов, как клеили, красили, лепили, раскрашивали, устанавливали, как день за днём они придумывали и привносили в работу что-то новое, придуманное самостоятельное, к тому же, за это время мы всей группой посмотрели м/ф «Кошка, которая гуляла сама по себе» по сказке Р. Киплинга и «Мама для мамонтёнка», подробно познакомились с материалами в энциклопедиях по данной теме, всё это день за днём находило отражение в их рисунках.
Словом, когда макеты были готовы, даже нам, воспитателям, стало немного грустно, но ненадолго. Пополнив предметно-пространственную среду макетами, выставкой книг и детских работ, мы с девочками и мальчиками переключились на следующую образовательную ситуацию «Чем питались первобытные люди?».
Завязкой послужила ситуативная беседа о машине времени, в ходе которой воспитатель выразил уверенность в том, что если попасть на машине времени в каменный век современному человеку, то ему пришлось бы очень трудно без соответствующих запасов и предметов-помощников, в ходе обсуждения был поставлен главный вопрос: – Чем питались первобытные люди?
Решено было обратиться снова к книгам и интернету. Познакомились с книгами Д. Эрвильна «Приключения доисторического мальчика» М. Шпаши «Прирученный огонь», Н. Харриса «Первобытные люди» и рассказами: Е.Пермяк «От костра до котла» и Р.Подольный «Как человек огонь приручил».
Больше всего нашим воспитанниками понравились сцены охоты и рыбалки, это стало частыми сюжетами для игр, вместо копий, топоров и острог использовались гимнастические палки, роль мамонта, носорога или кабана отводилась мячам-хопам, рыбами, птицами могли стать мешочки с различными наполнителями, кегли, кольца с лентами изображали моллюсков, кальмаров, осьминогов, рыб.
Апофеозом игры всегда становились посиделки у костра – обруч с лентами. Итогом данной образовательной ситуации стала интеллект-карта, выполненная детьми с незначительной помощью воспитателя.
Переход к новой образовательной ситуации «Что одевали первобытные люди?» был инициирован введённым персонажем – первобытной девочкой Фоей, которая появилась благодаря машине времени на экране ноутбука. Она рассказала и показала ребятам, какую одежду носят в её каменном веке, итоговым продуктом стала книжка-самоделка, изготовленная по инициативе детей - «Одежда первобытных людей». Книгу показали Фойе. Ей очень понравились рисунки, а надписи из букв она приняла за орнамент, ведь наших букв она не знает и читать не умеет. В её племени письма-сообщения это рисунки: сцены охоты, постройки хижины и многое другое, так же девочка из Каменного века рассказала, что она умеет лепить из глины посуду и украшает её, расчерчивая сырую глину палочкой или раскрашивая её пучком шерсти.
Мы предложили своим воспитанникам попробовать себя в роли первобытных художников и создать свои изображения-письмена на камнях. Итоговым продуктом четвёртой образовательной ситуации стала выставка детских работ.
Во время образовательного события в развивающей предметно-пространственной среде появились изменения, поддерживающие атмосферу образовательного события: хижина, мобили «Мамонты», выставки рисунков, книг и репродукций, макеты, таблицы, интеллект-карта.
Всё это, безусловно, помогает дошкольникам лучше прочувствовать, понять, запомнить, активизирует познавательную деятельность и способствует поддержанию интереса к теме образовательного события.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изодеятельности «Как жили первобытные люди»
Цель:знакомство детей с доисторической эпохой неолита на занятии по изодеятельности.Задачи: 1) Дать детям знания об образе жизни древних первобытных людей. Как они добывали себе еду, одевались, о...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож
Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...
"Жили- были ручки, жили- были ножки"
Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности. Именно координационные способности существенно влияют на формирование умств...
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию "Как жили первобытные люди" в подготовительной группе...
Конспект НОД "Как жили первобытные люди"
Конспект НОД в подготовительной группе по познавательной области на тему: «Как жили первобытные люди»Цель: становление положительного отношения к результатам труда человека.Задачи:— ...
Финансовая грамотность в ДОУ. Конспект занятия в старшей группе на тему: «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности.»
Формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....
Как жили первобытные люди
Цель:знакомство детей с доисторической эпохой неолита на занятии по изодеятельности.Задачи: 1) Дать детям знания об образе жизни древних первобытных людей. Как они добывали себе еду, одевались, о...