Литературная гостиная . Моя родина - Алтай
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Дополнительное интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи. В ходе которого осуществлялось знакомство детей с малой родиной, поэтами и писателями родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство с малой родиной.126.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17»

                                                     Рисунок1

Конспект занятия

по познавательному развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Литературная гостиная. Моя Родина – Алтай»

Разработчик: Глушкова Елена Владимировна,

                                                                               воспитатель

Бийск, 2022 г.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема занятия «Литературная гостиная. Моя Родина - Алтай»

 Цель: уточнение и закрепление у детей знаний о родном крае, развитие интереса к поэтическим произведениям

Задачи:

Образовательные:

- расширить представления детей о родном крае,

- знать о том, что такое Родина, малая родина;

- обогатить знания детей о литературе родного края; 

 - познакомить с творческой судьбой поэтов и писателей;

Развивающие:

-  уточнять и активизировать словарь по теме: «Наша Родина – Россия», «Наш край родной»;

- развивать эмоциональное восприятие художественного текста; умение выразительно читать стихотворный текст;

- активизировать словарь.

Воспитательные:

- воспитывать осознанное чувство любви к малой родине.

- вызывать эмоциональный отклик;

- воспитывать у детей отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

- просмотр презентаций «Моя Родина - Алтайский край», «Природа Алтайского края», «Животные Алтайского края»

- беседа на тему «Знаменитые люди Алтая»;

- чтение стихов, литературных произведений о родном крае

Материал и оборудование:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- магнитная доска;

- лепбук «Красная книга»;

- стенгазета «Наш Алтай»;

- открытки для детей.



  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались в нашей Литературной гостиной, что бы поговорить о нашей малой Родине.

Расскажите мне о ней. Как называется наша малая Родина? Почему она называется малой?  (ответы детей)

Воспитатель: (на экране идет презентация)

Алтай — это звёздное небо над степью,
Украшенной гладью озёр;
Алтай — облака, уходящие цепью
По склонам синеющих гор;
Бурливые реки и песнь водопада,
Живительный воздух лесов,
Полуденный зной и ночная прохлада,
Цветы как из радужных снов…

.

Основная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Высказывания детей

Максим С.

Вероника В.

Ответы детей

Анисья К.

Вероника Н.

Ульяна О.

Рада С.

Камилла К.

Воспитатель: Родина! Сколько глубокого смысла заложено в это слово. Закройте глаза и произнесите это слово шёпотом, какие картины вы видите?

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан  всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной - местом, где родился и вырос. Наша малая  Родина - Алтайский край - светлые берёзовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, золотые колосья пшеницы, таинственные лесные озёра и овраги, а разве словами можно передать красоту алтайских гор, чего- чего только нет в нашем крае!

Есть на карте России
Величавый Алтай.
Многолик, многогранен
Этот сказочный край.
Снежные вершины — словно до небес,
Горные вершины и могучий лес.
Дух парит крылатый высоко в горах,
Отражаясь в водах, словно в зеркалах.
Водопады, реки песнь свою поют,
А цветы и травы за собой зовут:
Красоту Алтая не пересказать —
Это нужно видеть, сердцем ощущать.

Воспитатель: Это стихотворение написал Худяшов Николай Иванович

Прожив довольно интересную жизнь, повидав много прекрасного на земле, решил написать об этом. Он писал: «Я русский по крови, деревенский по натуре и укладу, и горец по любви и месту, где я родился. А родился я на Алтае. Он для меня всё! Это моя малая Родина»

Май – маральника цветение,
А в июне, по верхам,
Отдан весь для вдохновения
Цвет алтайским огонькам.

На лугах высокогорных
И по склонам всех ложков,
Песнь в душе от восхищенья
От алтайских огоньков!

В Азии – цветенье маков,
А на нашей широте
По логам «жарков» цветение
Не уступит в красоте.

Весь в природе цвет по срокам:
Май – маральник и сирень,
На июнь – нам выпал светлый
Огоньков цветения день.

Воспитатель: это ещё одно, очень красивое произведение Худяшова Николая Ивановича.  О каких цветах говорится в стихотворении? Почему они так называются? Ребята эти цветы занесены в Красную книгу. А что такое Красная книга и почему туда заносят некоторые растения, животных?

Над просторами Алтая
Плещет осень золотая.
Осень красит всё подряд:
Нивы золотом горят,
Горы, рощи и поля,
Вся Алтайская земля.
Щедра осень золотая –
Нивы пОлны урожая.
Богатей и процветай,
Наш родной, любимый край!

Я не знаю другого края,
Где простор и чист, и широк:
Голубые вершины Алтая
Режут ленты новых дорог,
Здесь озёр вековых прохлада
Освежает до самой души.
Что тебе, человек, ещё надо?
Приезжай, любуйся, дыши!!!

Воспитатель: эти замечательные строки написала алтайская поэтесса, Салима Гарьюнг

ФИЗМИНУТКА

Во дворе растёт подсолнух. 
Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу.

Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже.

Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! 
Несколько кругов вперёд, А потом наоборот.

Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место.

Воспитатель: Родной край! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! Можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края.

Наш земляк Василий Климов  написал проникнутые глубоким искренним чувством любви стихи.

Алтай – моя Родина,
 Дожди вперехлест,
 Калина, смородина,
 Шелест берез.
 Дождинки косые,
 Ветра и мороз…
 И эта Россия
Мила мне до слез!

Воспитатель: Василию Климову 65 лет, живет в Алтайском крае около города Бийска. «Очень люблю природу Алтая и его людей» - писал Василий Климов.

Заря над Катунью,
Рассветы над Бией –
Как все это близко,
Как дорого мне!
И счастлив я тем,
Что родился в Сибири,
Живу я в России
На милой алтайской земле!

Воспитатель: В своих стихах Василий Климов воспевал красоту родного края, ее природу, города, деревни, людей. Всю свою любовь, душу. Он вложил в свои произведения. И завершая, сегодня, нашу Литературную гостиную мы послушаем стихотворение Василия Климова «Родина – это Алтай»

Над увалами зори алые,
Зеленеют луга и поля,
И берёзки, как дети малые,
С давних пор у околиц  шумят.
Красотою своей негасимой
Ты пронзаешь мне  сердце  вновь…
Мой Алтай  – ты моя Россия,
Моя вера, надежда, любовь!

СЛАЙД №1, 2

(Природа Алтая»

СЛАЙД №3

Портрет поэта

СЛАЙД №4, 5

Картина с цветами,

Демонстрация Красной книги

СЛАЙД №6

(природа Алтая)

СЛАЙД №7

СЛАЙД №8

Портрет поэта

Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.

Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.

Вращение прямых рук вперёд и назад.
Дети садятся.

СЛАЙД №9

Портрет поэта

СЛАЙД №10

(природа Алтая)

СЛАЙД №11

3. Заключительная часть занятия:

Ответы детей

Дети выполняют задание

Воспитатель: Вот и закрылась наша Литературная гостиная. Мы познакомились с некоторыми стихотворениями поэтов Алтайского края. О чем были эти стихотворения?

Воспитатель: Ребята, мы знаем одно, кто побывал в нашем крае, непременно вернётся ещё раз , чтобы послушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья.

Наш край - это частица большой и прекрасной страны. Забота о крае – это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озёрах будет много рыбы. Всё это – наше с вами богатство.

Рефлексия.

А теперь давайте попутешествуем по нашей малой родине.

Ребята, у нас на доске есть плакат с изображением природы Алтайского края, возьмите магниты – смайлики и прикрепите их туда, где бы вы хотели побывать.

А я вам раздам открытки с достопримечательностями Алтайского края.  Дома с родителями вы еще раз сможете побеседовать о нашей малой родине.

Плакат расположен на магнитной доске

 Звучит песня М. Евдокимова «Мой край»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная гостиная «Родина – это наш поселок Тогур» с использованием ИКТ

Цель: Развить у детей интерес к истории поселка, малой Родине, и дать  возможность ощутить связь со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие Родина.Данный материал могут испол...

Музыкально-литературная гостиная «Моя Родина – Россия»

Цель: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране, закрепить представления о государственном флаге и гербе России через творчество российских поэтов...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА Литературно – музыкальная гостиная «Наша Родина - Россия»

Создание  условий для формирования представлений о России, как многонациональной стране. Формирование в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.Восп...

Конспект литературно-музыкальной гостиной "Моя родина Каргат в стихах и песнях"

Конспект совместной деятельности музыкального руководителя и детей старшей группы на тему «Моя родина Каргат в стихах и песнях»....

Музыкально-литературная гостиная «Если скажут слово Родина»

Цель: Воспитание нравственно- патриотических чувств к Родине, формирование у детей предпосылок любви к своей стране, чувства гордости за нее....

Музыкально-литературная гостиная «Если скажут слово Родина»

Музыкально-литературная гостиная «Если скажут слово Родина»Цель: Воспитание нравственно- патриотических чувств к Родине, формирование у детей предпосылок любви к своей стране, чувства...