НОД по нравственно-патриотическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Минина Галина Александровна

«Семейные обычаи на Руси»

для детей группы общеразвивающей направленности 3-4 лет

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад№18 «Ласточка»

НОД по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «Семейные обычаи на Руси»

для детей группы общеразвивающей направленности 3-4 лет

Автор: Минина Г.А., воспитатель первой квалификационной категории

г.Камень-на-Оби

2022 год

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.

Расширить кругозор словарный запас детей.

Развивающие задачи.

 Развивать познавательную активность детей в процессе формирования

представлений о старинных семейных обычаях.

Воспитательные задачи.

1. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы.

Ход занятия

Дети и воспитатель под русскую народную музыку входят в групповую комнату.

Воспитатель : Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Дети встают в круг, говорят друг другу приветственные слова с поклоном.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие!

Воспитатель : Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами. (Воспитатель с детьми, кружаться вокруг себя, проговаривая слова:

«Кручусь, верчусь, в прошлом окажусь!»

Воспитатель : Вот мы и оказались в старине. Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья. Давайте нарядимся по старинному (одевают платки, кепки)

Воспитатель : Мы красиво нарядились,

                          Вкруг себя оборотились.

                          Вышли дружно поиграть –

                          Себя людям показать!

Давайте присядем. Как у нас в избе чисто, половички постелены. А сколько здесь интересных вещей и предметов. Сегодня я вам расскажу о некоторых предметах, для чего они нужны, что они значили для людей. Достает из сундука и приговаривает.

Жила одна семья.

Оставила в наследство нам большой сундук добра.

Его сейчас откроем и поведём рассказ,

Как жили наши предки всего лишь век назад.

Вот старинные кувшины. Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день, Кушай кашу кому не лень.

 Ребята, а какие каши готовят вам мамы.(ответы детей)

Вот во главе стола - большой начальник:

Зеркально блещут медные бока,

На голове - пыхтит с заваркой чайник,

Внутри - воды кипящая река.

Случайно не задень его руками:

Уж очень он горяч- русский самовар.

Ребята, а как сейчас греют воду для чая.(ответы детей)

Воспитатель : А после вкусного чая вся семья любила поиграть, давайте и мы с вами поиграем.

«1,2,3,4,5 –

Все бегите в круг вставать!

Поиграем, порезвимся

И со скукой мы простимся!»

 Игра «Колпачок»

 правил игры: в игре будут водящий и играющие. Водящий садится на корточки в центре круга. Для выбора водящего произнося считалочку:  

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Играющие образуют круг, держась за руки. Играющие ходят вокруг водящего, взявшись за руки, и поют:

«Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает танцевать. Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!»

Водящий выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами.

Воспитатель : Ух, и повеселились мы. Ребята, а почему у нас в избе так тепло? (Ответы детей) Конечно, посмотрите, какая у нас печь стоит. На Руси печки строили каждый по-своему. Кто как желал. Посмотрите какие печки были. И с полочками, и с лавочками, и с лежанками, на которых спали. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, как на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду. Вечером, после тяжёлого трудового дня, вся семья собиралась возле печи. Рассказывали разные сказки, прибаутки, потешки. Давайте и мы присядем у нашей печи, погреемся, полюбуемся на огонек. (Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.) 

Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают:

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Почему мы так ласково печке говорим?

Ответы детей.

Воспитатель :

 А как сейчас готовят еду (ответы детей)

 Воспитатель : Ребята, пора нам возвращаться в наше время. Давайте встанем в кружок и произнесём волшебные слова. (Воспитатель с детьми, начинают крутиться, поворачиваясь вокруг себя. «Кручусь, верчусь, в настоящем окажусь!»

Вам было интересно?

- С какими предметами познакомились?

- Что нового и интересного вы узнали?

- О чём вы дома расскажете родителям?

Дети я желаю вам никогда не забывать своих традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...