Паспорт проекта "Почему корабли не тонут?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Колмакова Ирина

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ПОЧЕМУ КОРАБЛИ НЕ ТОНУТ?»

 

Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна, воспитатель ОЧУ ПМГ, 2021 – 2022 учебный год.

 

Название проекта: «Почему корабли не тонут?».

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта:  01 – 15 апреля 2022.

Актуальность проекта:

В ходе изучения сравнительных свойств металла и дерева дети установили, что деревянные предметы в воде не тонут, а даже маленький металлический предмет, помещенный воду, утонул.

Дети задались вопросом, а почему тогда большие тяжелые корабли не тонут в воде?

Дети предположили, может быть, корабли имеют особенности строения, которые позволяют им не тонуть? Может, существует сила, которая «поддерживает» корабли, они не тонут?

На все эти вопросы мы с детьми и решили ответить.

Проблема проекта: Путем проведения опытов ответить на вопрос: «Почему корабли не тонут в воде?».

Цель проекта:

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от их формы; установить наличие «поддерживающей» силы, действующей на предметы, погруженные в жидкость.

Задачи:

·              Познакомить детей с законами физики, которые использует человек при создании кораблей (закон Архимеда), ответить на вопрос: почему корабли не тонут в воде.

·              Способствовать развитию опытно-исследовательской деятельности и познавательной активности детей.

·              Развивать логическое мышление, умение рассуждать, высказывать свои предположения, аргументировать свои высказывания.

·              Прививать интерес к познанию окружающего мира.

Прогнозируемый результат

Для детей:

Формирование устойчивого интереса к опытно-исследовательской деятельности.

Развитие познавательного интереса.

Для педагогов:

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.

Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Предполагаемый продукт проекта:

В ходе проведения опытов и изучения познавательной литературы дети смогут ответить на вопрос: «Почему корабли не тонут?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_pochemu_korabli_ne_tonut_21-22.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ПОЧЕМУ КОРАБЛИ НЕ ТОНУТ?»

Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна, воспитатель ОЧУ ПМГ, 2021 – 2022 учебный год.

Название проекта: «Почему корабли не тонут?».

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта:  01 – 15 апреля 2022.

Актуальность проекта:

В ходе изучения сравнительных свойств металла и дерева дети установили, что деревянные предметы в воде не тонут, а даже маленький металлический предмет, помещенный воду, утонул.

Дети задались вопросом, а почему тогда большие тяжелые корабли не тонут в воде?

Дети предположили, может быть, корабли имеют особенности строения, которые позволяют им не тонуть? Может, существует сила, которая «поддерживает» корабли, они не тонут?

На все эти вопросы мы с детьми и решили ответить.

Проблема проекта: Путем проведения опытов ответить на вопрос: «Почему корабли не тонут в воде?».

Цель проекта: 

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от их формы; установить наличие «поддерживающей» силы, действующей на предметы, погруженные в жидкость.

Задачи:

  • Познакомить детей с законами физики, которые использует человек при создании кораблей (закон Архимеда), ответить на вопрос: почему корабли не тонут в воде.
  • Способствовать развитию опытно-исследовательской деятельности и познавательной активности детей.
  • Развивать логическое мышление, умение рассуждать, высказывать свои предположения, аргументировать свои высказывания.
  • Прививать интерес к познанию окружающего мира.

Прогнозируемый результат

Для детей:

Формирование устойчивого интереса к опытно-исследовательской деятельности.

Развитие познавательного интереса.

Для педагогов:

Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.

Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Предполагаемый продукт проекта:

В ходе проведения опытов и изучения познавательной литературы дети смогут ответить на вопрос: «Почему корабли не тонут?».

Этапы реализация проекта:

  1. Подготовительный этап.

Деятельность педагога

Составление плана работы над проектом.

Формулирование проблемы и создание условий, для проведения исследовательской деятельности детей.

Сбор материала необходимого для реализации проекта.

Разработка конспектов занятий, опытов, презентаций по теме проекта.

Организация предметно – развивающей среды.

Подбор материала для проведения опытно-исследовательской деятельности.

Деятельность детей 

Рассматривание книг и энциклопедий о кораблях.

  1. Основной этап.

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

Беседа: «По морям, по волнам» (водный транспорт).

Рассматривание фотоиллюстраций «Водный транспорт», «Парусники», «Какие бывают корабли».

Просмотр видеоматериала.

Сбор и анализ  информации о плавучести тел.

Проведение опытов, экспериментов.

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Узнай по описанию», «Угадай по силуэту».

Речевое развитие

Приобщение к художественной литературе

Изучение познавательной литературы. Поиск ответов на вопросы детей в детских иллюстрированных энциклопедиях.

Организация выставки книг «Водный транспорт».

Работа с Поэтической копилкой «Морские стихи и загадки».

Развитие речи

Работа с трафаретами, дидактические упражнения «Обведи по точкам».

Игры со счетными палочками.

Художественно-эстетическое развитие

НОД (рисование): «По морям, по волнам».

Работа с раскрасками.

Плоскостное конструирование из геометрических фигур по схемам «Корабли».

Игры с тангосами.

Социально-коммуникативное развитие

Общение «Какая команда должна быть на корабле?».

Сюжетно-ролевая игра: «Морское путешествие».

Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе и взаимопомощи.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Коля, Оля и Архимед» (1972).

Практическая часть проекта

Плавучесть корабля зависит от материала.

- Предположим, что все зависит от материала, из которого изготовлен корабль.

Для проверки этого утверждения возьмем предметы стеклянный, деревянный, металлический.

Начнем опускать их в воду.

Пластмассовый предмет не тонет.

Деревянный предмет не тонет.

Металлический предмет утонул.

материал

тонет

не тонет

стекло

+

дерево

+

металл

+

- Но современные корабли сделаны из металла, и при этом они превосходно плавают.

Вывод: Материал, из которого изготовлен корабль, не влияет на его плавучесть.

Выталкивающая сила воды.

- Предположим, если предмет попадает в воду, вода начинает его выталкивать.

1.Для проведения опыта возьмем металлическую крышечку. Опустим ее на поверхность воды, она будет плавать. Появляется сила, которая удерживает нашу крышечку на поверхности, и она не тонет.

2.Наполняем нашу крышечку грузом, она начинает тонуть. Крышечка стала слишком тяжелой, и вода не удерживает ее на поверхности.

Из энциклопедий узнаем, что у воды, как и любой жидкости, есть свойство поддерживать предметы на плаву. Когда какой-нибудь предмет попадает в воду, хочет он того или не хочет, на него начинает действовать выталкивающая из воды сила.

Эта сила толкает предмет вверх. И если она окажется больше веса предмета, например, корабля, то корабль будет держаться на поверхности и не потонет. Но если корабль будет перегружен, он затонет – вес предмета станет больше веса выталкивающей силы.

Оказывается, когда-то древнегреческий ученый Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформировал закон: на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, который известен всем как закон Архимеда.

Вывод: Выталкивающая сила помогает кораблям не тонуть.

Наличие воздуха и плавучесть корабля.

Вспоминаем, что когда дети начинали учиться плавать, то им надевали нарукавники, которые помогали держаться на воде. Нарукавники накачены воздухом, а воздух легче воды.

- Может быть, воздух помогает удерживать и корабль на поверхности?

1.Погружаем в воду футляр от киндер-сюрприза. Он всплыл, внутри него находится воздух.

2.Наполняем футляр солью и вновь погружаем в воду. Футляр с солью утонул.

Соль тяжелее воды, поэтому она утонула. А воздух легче воды и помогает предметам держаться на плаву.

Вывод: Воздух помогает кораблям не тонуть, удерживая их на поверхности воды.

 1.Берем баночку с закрытой крышкой и опускаем ее в воду. Наша баночка не тонет, потому что внутри она заполнена воздухом.

Вот так и с кораблем. Внутри кораблей также находится воздух. Он и не позволяет кораблю утонуть и удерживает его на поверхности воды, поэтому даже большегрузные корабли преспокойно бороздят морские глади.

2.Но, если наш корабль получит пробоину, он начинает тонуть.

Приоткрываем баночку, которая начинает заполняться водой. Баночка начинает тонуть, потому что вода стала вытеснять из нее воздух, наш кораблик стал тяжелее.

Чтобы этого не случилось, та часть корабля, которая находится под водой, надёжно закрыта от любого проникновения воды.

Палубы на корабле закрывают его нутро как хорошие крышки. Поэтому вода не попадает в него, и даже в самый сильный шторм корабль не становится заметно тяжелее.

Все зависит от формы корабля?

- Но может быть, вода удерживает на плаву предметы, даже которые тонут, если им придать определенную форму?

Убедиться в этом, поможет нам пластилин.

1.Возьмем пластилин, слепим шарик и опустим его в воду. Он утонул.

2.Предадим пластилину форму чашечки и опустим ее в воду. Ура! Пластилин в форме чашечки остался на плаву.

Вывод: Так и с кораблями, они тоже имеют свою форму, которая помогает им не тонуть.

  1. Заключительный этап.

В ходе проведения опытов нашли ответ на вопрос: «Почему корабли не тонут?».

Анализ работы по проекту «Почему корабли не тонут?»

Педагоги и дети приняли активное участие в работе над проектом: с большим интересом изучали энциклопедии, знакомились с познавательными фильмами.

В ходе работы над проектом опытно-экспериментальным путем дети нашли ответ на вопрос «Почему корабли не тонут?». Подтвердили или опровергли выдвигаемые ими гипотезы. Расширили знания о свойствах воды, металла, узнали о законе Архимеда.

Работа над проектом способствовала развитию опытно-исследовательской деятельности детей, повышению познавательной активности.

Совместная работа способствовала сплочению детей в дружный коллектив: в совместной деятельности дети учились договариваться друг с другом, распределять роли и функции, помогали друг другу советами и действиями.

Дети и педагоги получили яркие впечатления от работы над проектом.

Литература к проекту «Почему корабли не тонут?»

  1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мазурина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
  2. Всё обо всём. Интерактивная энциклопедия в вопросах и ответах. – М.: Махаон, 2012.
  3. Грэм И. Транспорт / И. Грэм; перевод с англ. М. Гольдовской. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001.
  4. Давыдова О.И., Мацер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  5. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1987.
  6. Кургузов О. По следам Почемучки. – М.: ТОО «Семейный круг», 1996.
  7. Кургузов О.Ф. Большая книга Почемучки. – М.: АСТ, 2013.
  8. Сахарнов С.В. Плывут по морям корабли/С.В. Сахарнов, К.Д. Арон//Едем, плаваем, летаем. – М.: Детская литература, 1993.
  9. Слевин Б. Превращения. Из чего делают привычные вещи?. – СПб.: Питер, 2017.
  10. Энциклопедия для детей. Т.14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001.
  11. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Корабли, корабли, сколько разных посмотри"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по истории возникновения водного транспорта....

«Корабли. Почему корабли плавают?».Закон Архимеда."

История Кораблей.Закон Архимеда.«Плавание тел»...

Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт.

Соцопрос для создания социального паспорта группа. Сам паспорт с пометками о заполнение. Забирайте себе и пользуйтесь с удовольствием!!!...

Презентация " Корабли, корабли, сколько разных посмотри!"

В презентации собраны схемы рисования кораблей....

Паспорт проекта, технологическая карта, презентация проекта на тему "Как появились корабли"

Цель проекта: Создание выставки кораблей в ходе совместной проектной деятельности детей средней группы, родителей и воспитателя.Задачи для детей:выбрать вместе с родителями модель кораблянайти вместе ...

Методическая разработка по теме: «ГЕРОИ И КОРАБЛИ. История кораблей, названных в честь преподобных Святых и героев Куликовской битвы".

     В составе Краснознамённого Тихоокеанского флота ВМФ России есть два больших десантных корабля, носящих имена «Ослябя» и «Пересвет». Чьи же имена нося...