Конспект НОД в форме заочной и очной экскурсии «Старые здания с новыми именами»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД по познавательному развитию детей об истории родного города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 26.81 КБ |
starye_zdaniya.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в форме заочной и очной экскурсии
Возрастная группа: подготовительная
Тема НОД: «Старые здания с новыми именами»
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: создать условия для формирования представлений об истории родного города посредством знакомства с историческими архитектурными зданиями города.
Задачи:
Знакомить детей с историей архитектурных строений прошедших столетий, их владельцами в прошлом и настоящем; формировать умение видеть красоту построек; обогащать словарный запас терминами (арка, паркет, свод, гостиная ит. д.)
Развивать эмоционально — эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту, величие зданий; развивать зрительное внимание, память, умение строить полные, содержательные предложения.
Воспитывать чувство гордости за родной город, бережное отношение к историческим архитектурным памятникам города.
Виды деятельности: поисково-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: изготовление продукта детского творчества (рисунок «Я сохраню в памяти»), ситуативное общение.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Предварительная работа: заучивание стихотворений о малой родине.
Ход НОД
Вводная часть
Дети играют в группе. Раздается стук в дверь. Воспитатель просит детей открыть дверь. В купеческом костюме в группу входит гость. Дети собираются возле воспитателя и вежливо приветствуют гостя.
В. Здравствуйте дорогой гость. Проходите, устраивайтесь поудобнее (гостю предлагается стул). Кто Вы?
Т. Т. Я купец Тит Терентьевич Червов.
Воспитатель обращается к детям. Ребята я, кажется, поняла, что это за гость. Это очень известный человек из прошлого. Он жил в нашем городе в прошлом столетии. Но как он попал к нам?
Т. Т. Я и сам не знаю, как сюда попал. Вроде мой город, но все так изменилось. Где мне искать свой дом?
В. Что же теперь делать, ребята? Надо помочь Титу Терентьевичу. А как мы можем помочь ему?
Д. Найти его дом и проводить его туда.
В. Хорошая идея. У нас в садике есть альбом с фотографиями зданий того периода, когда жил Тит Терентьевич. Мы его сейчас ему покажем, может он среди строений найдет свой дом.
Дети соглашаются с воспитателем и рассаживаются на стульчики перед экраном.
Основная часть
Слайд 1
Т. Т. Так это дом купца Филиппа Афанасьевича Степанова на Большеузенской улице. Он с семьей занимал верхний этаж, а нижний сдавал властям под полицейский участок. В 1907 году штат полиции состоял из 30 городовых и полицейского надзирателя.
Слайд 2
В. Да, Тит Терентьевич, Вы правы. А в 1918 году дом Ф. А. Степанова поступил в распоряжение Совета, там расположился штаб Красной гвардии. В годы гражданской войны оно было обстреляно белоказаками, и мы можем видеть выбоины от снарядов. Позже в этом здании размещалась городская библиотека. В настоящее время здесь распологаются служба судебных приставов, офисы и магазин.
Слайд 3
Т. Т. А это дом Помельцова. Он в 1865 году первые этажи сдавал уездному земству.
Слайд 4
В. А во время великой отечественной войны в здании располагался госпиталь. В послевоенные годы Райисполком. А сейчас там находится администрация города Новоузенск. Здание много раз меняло планировку.
Слайд 5
Т. Т. Так это гимназия, женская. Девицы там обучались, учительствовали опосля.
Слайд 6
В. И тут Вы не ошиблись. В этом здании, как и во все времена, учатся дети. Лишь в последние военные годы в этом здание располагались казармы для военных. Теперь это общеобразовательная школа.
Слайд 7
Т. Т. Реальное училище, точно оно. В реальном училище обучались мальчики. Им там давалось общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний, то есть потребности торговли и промышленности. Местные государственные крестьяне выступили с инициативой открыть в городе приходское училище и обязались содержать его совместно с Новоузенскими купцами и мещанами.
Слайд 8
В. Все верно. Но в ранние советские годы реальное училище было закрыто, а комплекс зданий передан существовавшему в то время педагогическому училищу. В Великую Отечественную войну в зданиях размещались госпиталь и детский дом имени Красного Октября, принимавший эвакуированных с оккупированного запада детей. На его базе 14 сентября 1959 года была создана школа-интернат, которая просуществовала до августа 2011 года. К сожалению в данное время здание пустует.
Слайд 9
Т. Т. Вот, вот это моя мельница, что стоит на берегу реки Большой Узень. Я её построил в 1912 году. Ох наша мука продавалась по всей России и не только еще и за рубеж поставлялась. Какие урожаи собирали наши хлеборобы, а природа какой красы, одни степи чего стоят.
В. Не могу с Вами не согласиться. Талантливые люди по сей день воспевают свою Родину. Вот и наши дети тоже знакомы со стихами местных поэтов хвалящих наши степные дали. Послушайте, Тит Терентьевич
Дети рассказывают стихи о родной местности.
Татьяна Данилова
«Родная сторонушка»
Ой, сторонушка родная!
Твои нивы и поля
Без начала и без края
С детства полюбила я.
Здесь я с самого рожденья,
Здесь росла, училась я.
Здесь в счастливые мгновенья
Я сидела у ручья.
Её голос мелодичный,
Не сравнить то мне ни с чем.
Разве только с трелью птичьей,
Улетевший в даль затем.
Где бы ни была, я знаю,
Для меня лишь ты одна.
Несравненная степная
И родная сторона.
Нина Подолян
«Милый сердцу уголок»
Милый сердцу уголок,
Сторона родная.
Не степным просторам здесь
Ни конца, ни края.
Утром солнышко поля
Светом заливает.
Блики капелек росы
На траве играют.
Над рекой туман встает
Рукавом мохнатым.
Хорошо в краю родном
Взрослым и ребятам!
Манят чистая река,
Степь и ветер вольный.
Милый сердцу уголок,
Нет тебя раздольней!
Галины Карпунина
«Родные места»
Мне нравятся поля глухие,
Что трудно взором охватить.
И травы жухлые степные.
Все это трудно не любить.
И птичий гомон предрассветный,
Что часто будит на заре.
И солнца лучик незаметный,
Что утром в окна светит мне.
Я воздух свежий упоенно
Вдыхаю, словно в первый раз.
Места родные незабвенны.
Мне не забыть во веки вас.
Т.Т. Да, красиво описывают нашу Родину поэты, но ведь так оно и есть. Да , а что же теперь стало с моей мельницей?
В. Все эти годы с момента постройки и до недавнего времени мельница выполняла свои функции. Но сейчас это здание пустует, а руководство нашей области занесло это здание в ряд с исторически важными объектами. Поэтому вернуться на свою мельницу у Вас, Тит Терентьевич, не получится.
Т.Т. А как же мне тогда быть?
В. Мы обязательно, что то придумаем, в беде мы вас не оставим. Правда ребята? Дети соглашаются с воспитателем.
Воспитатель обращается к детям. Ребята Тит Терентьевич совсем расстроился нам надо его как то развлечь. Может, мы предложим ему прогуляться по современному городу, а по дороге придумаем, как ему помочь.
Дети соглашаются и вместе с гостем собираются на прогулку.
В маршруте прогулки встречаются исторические здания. Дети рассказывают Титу Терентьевичу, что находится в этом здании сейчас. Воспитатель дополняет рассказы детей.
Первое здание на маршруте «Полиция города»
В. Новоузенская уездная милиция была организована 1 ноября 1917 г. и расположилась в доме купца Шутарева на ул. Екатерининской (ныне Пролетарская), где и находится по сей день. В 2011 году в рамках реформы милиция была переименована в полицию.
Второе здание на маршруте «Редакция газеты «Новая степь»».
В. По улице Николаевской (Советская, д. 7) проживал купец второй гильдии Иван Африканович Кругляков, державший в 1900 году бакалейные и мануфактурные лавки. Позже дом был национализирован, в нем размещались союз красных фронтовиков, потом - медицинская школа. Сейчас здесь располагается редакция газеты "Новая степь" и типография. Здание хорошо сохранилось.
Воспитатель предлагает рассмотреть здание редакции и соседний дом современной постройки.
Дети находят общее и различия между зданиями
Старый дом | Современный дом |
Различия | |
Верхняя часть окон закруглена | Окна прямоугольные |
Узкие окна | Широкие окна |
Деревянные рамы | Пластиковые окна |
На стенах выемки, рельефы | Стены ровные |
Крыша с башенками | Крыша ровная с наклоном |
Два этажа в доме | Четыре этажа в доме |
Сходства | |
Кирпичные стены | |
Застекленные окна | |
Металлическая кровля |
Воспитатель предлагает детям войти в здание и рассмотреть здание изнутри. В процессе движения воспитатель обращает внимание детей на очень высокий свод потолков, арки на входах в комнаты, высокие двери.
В. Ребята посмотрите как раньше выполнялись постройки. Потолки в домах были высокими, это придавало дому величие. Лишь богатые семьи могли позволить себе подобные дома. Очень часто дома прошлого столетия украшались арками. Это дверной проем с закругленной верхней частью. Потолки украшались лепниной – это объемный орнамент. Верхняя часть окон закруглялась, как и дверные проемы.
Третье здание на маршруте «Музей»
В. Здание построено предположительно в 1902 году, имеет интересный архитектурный облик, выделяясь двумя куполами на крыше. По воспоминаниям старожилов, до 1910 года в этом здании располагалась татарская школа, а потом приёмный покой земской больницы. В 1940-е годы здесь размещался районный комитет ВЛКСМ и районный Дом пионеров. В годы Великой Отечественной войны действовал учебный пункт по подготовке медицинских сестёр. В 1967 году краеведческому музею был передан нижний этаж, а в 1974 году - всё здание.
В. Ребята, давайте зайдем в музей и попросим помощи у историков, ведь они каждый свой день проживают рядом с различными историческими событиями.
Дети обращаются к работникам музея за помощью, излагая суть проблемы.
Д. К нам в гости пришел Тит Терентьевич Червов. Как попал к нам из прошлого он не знает, и куда ему теперь идти тоже. Мы хотим ему помочь, но не знаем как.
Работники музея предлагают Титу Терентьевичу остаться жить в музее. – Тит Терентьевич гость из прошлого, а значит, он сможет рассказать нам о событиях прошлого. Мы музейные работники будем очень рады восполнить имеющиеся пробелы в истории.
Дети интересуются согласен ли Тит Терентьевич статься в музее. он соглашается.
Рефлексия
В. Ребята вам понравилась сегодняшняя прогулка? Кто гулял вместе с нами, помните? Что нового вы узнали из нашей прогулки? В чем разница между домами прошлого и современного мира?
Дети отвечают на вопросы.
В. Молодцы ребята. Теперь нам надо попрощаться с Титом Терентьевичем и музейными работниками и возвращаться в детский сад.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые технологии строительства зданий
В рамках программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья происходит возведение и ввод в эксплуатацию новых энергоэффективных зданий. Технология строительства каркасных домов и мног...
Игра- радость движения ( сборник материалов Международной заочной научно- практической конференции «Перспективные формы, методы и приемы организации учебно- воспитательного процесса: из опыта работы»)
Методическая разработка «Игра - радость движения»» предусматривает приобщение детей к традициям чувашского народа через чувашские подвижные игры. В содержание игрового занятия ...
Конспект НОД "Заочное путешествие по Новому Уренгою" в старшей группе
В данном материале предсавлен опыт работы по ознакомлению дошкольников с родным городом...
Сценарий открытия нового здания детского сада 2016 г. «Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка «Дорогою добра» На экране слайды со снимками помещений нового детского сада. В музыкальный зал входит ведущий с группой детей. Взрослый (один из
Сценарий открытия нового здания детского сада 2016 г.«Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка «Дорогою добра»На экране слайды со снимками помещений нового д...
Конспект родительского собрания (в форме круглого стола) «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы», старшая группа
Цель:- ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи:1. Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми.2. Развивать интерес к ...
2018г Региональный конкурс "Умейка" (заочное) номинация "Видео творчество" Танец на новый год "Рыбки" награждается Старшая групп
Музыкальный руководитель: Магомедова Оксана Изамутдиновна...
Родительское собрание в форме предновогоднего развлечения для детей и родителей «Новый Год в кругу семьи»
Родительское собрание в форме предновогоднего развлечения для детей и родителей «Новый Год в кругу семьи»Автор: Иванова Елена ГенадьевнаЦели: Создание новогоднего праздничного настроения. ...