Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Дети дошкольного возраста очень любопытны и любознательны
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое – это развитие личности. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Одним из ведущим видом деятельности является детское экспериментирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 343.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность
Воспитатель:
Кирсанова В.К
Перспективное планирование
опытно – экспериментальной деятельности
в старшей группе
Неделя | Название опыта | Цель опыта | Проведение опыта |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | «Откуда берётся песок» | Закрепить представления детей о песке | Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
|
2 | «Из чего состоит песок» | Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка. Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. | |
3 | «Лепим из песка» | Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить. | Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается. |
4 | «Мокрый песок принимает любую нужную форму» | Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. | |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Какие бывают камни? | Сформировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам. | Рассматривание камней через лупу (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.) Определение характера поверхности (гладкие, шершавые, пористые, плотные и т. д. Камни по цвету и форме бывают разные. Камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. |
2 | Твердый камень. | Сформировать представление о твердости камня. | Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Вывод: Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Вывод: Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно, потому что камешки твердые, а пластилин мягкий. |
3 | Тонет – не тонет | Сформировать представление о свойствах камня. | Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее. |
4 | Рисующие камни | Сформировать представление о свойствах камня. | Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем рисовать лучше? Почему? Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый. |
НОЯБРЬ | |||
1 | Воздух – невидимка | Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью | Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. |
2 | Воздух есть внутри пустых предметов | Помочь определить, что воздух занимает место. | Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух. |
3 | Воздух легче воды | Доказать, что воздух легче воды | Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды, поэтому игрушки не тонут. |
4 | Кораблики | Показать, что ветер – это движение воздуха. | Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Что притягивает ся? | Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы. | Подготовим предметы и игрушки из разных материалов: пластмасса, железо, стекло, резина, бумага и пр. По очереди подносим к магниту разные предметы и проверяем, что притягивается, а что нет. Вывод: не все предметы притягиваются. Притягивается только железо! |
2 | Как достать скрепки из воды, не замочив руки? | Показать свойство магнита – действовать на расстоянии. | Берем мисочку с водой. Опускаем в мисочку несколько скрепок. Берем магнит, подносим к поверхности воды, не касаясь воды. Наблюдаем, как скрепки “выпрыгивают” из воды и прилипают к нашему магниту. Вывод: Магнит притягивает железные скрепки. |
3 | Скрепочная веревка | Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам. | Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку. Не касаясь магнита, к 1-ой скрепке аккуратно прикладываем 2-ую скрепку. Обнаруживаем, что она не падает! Ко 2-ой скрепке прикладываем 3-ью… Получается забавная скрепочная лестница… Проверьте, сколько скрепок у вас получится соединить друг с другом таким образом? А если магнит убрать? Да, наша скрепочная веревочка рассыпется… Но! Попробуйте поднести 1-ую скрепку с другим.. они притянутся!..Вывод: наша 1-ая скрепка, побывав в магнитном поле магнита, сама стала магнитом.. |
4 | Шарик-магнит | Наглядно продемонстрировать существование статического электричества | Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана. Вывод: шарик наэлектризовался и притягивает к себе другие предметы. |
ЯНВАРЬ | |||
1 | Откуда берётся иней? | Выявление механизма образования инея. | Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней. Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней. |
2 | Нужен ли растениям снег? | Доказать, что снег сохраняет тепло. | Берем две ёмкости с водой. Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время. В первой ёмкости вода не замерзла, а во второй – замерзла. Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло. |
3 | Снег и лёд – это тоже вода | Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды. | Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают. Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении. |
4 | Таяние льда в воде | Показать взаимосвязь количества и качества от размера | Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Имеет ли вода форму? | Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). | В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов. Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. |
2 | Вкус воды | Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. | |
3 | Запах воды | Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Вывод: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено. | |
4 | Цвет воды. | Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь? Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено. | |
МАРТ | |||
1 | Соль растворяется в воде | Познакомить детей со свойствами соли. | В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода? Вывод: Она растворилась. |
2 | Соль выпаривается и кристаллизуется | В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли. Вывод: Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках. | |
3 | Что растворяется в воде? | Показать, что не всё растворяется в воде. | Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности. Вывод: сахар и соль растворяются в воде. |
4 | Сортировка | Выяснить – возможно ли разделить перемешанные перец и соль? | Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него соль и перец. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Вывод: соль не электризуется. |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Живая вода | Познакомить детей с животворным свойством воды. | Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни. Вывод: Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. |
2 | Для чего корешки? | Показать, что растения питаются через корни. | Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению ( корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой ( воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. Вывод: Корешок растения всасывает воду. |
3 | Как питаются растения? | Показать сокодвижение в стебле растения. | Налить воду подкрашенную пищевым красителем в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден. Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета. |
4 | На свету и в темноте | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел) Вывод: свет необходим для роста и развития растений. |
МАЙ | |||
1 | Свет и тень | Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. | Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра. |
2 | Таинственные стекла | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки). |
3 | Знакомство с лупой | Познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением. | 1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло. |
4 | Солнечные зайчики | Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков. | Поймать луч света зеркалом и блестящими предметами, и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой. Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.) |
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста
«Какой бывает вода?»
Программные задачи
- Показать детям где, в каком виде существует вода в окружающей среде
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды
- Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни
- Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу
- Воспитывать бережное отношение к воде
Предварительная работа
- Предметные картинки с сюжетами использования воды (моря, реки, озера и т.д.)
- Чтение стихотворения Н.Рипсовой «Вы слыхали о воде?».
- Схема круговорота воды в природе
- Работа с сюжетными картинками по теме «Кому нужна вода?»
Оборудование и материалы
Прозрачные стаканчики с водой и молоком, палочки для коктейля, кусочки льда, термос с горячей водой, зеркало, акварельные краски, кисти, салфетки.
Методы и приемы
- Наглядные методы и приемы (игровой прием),
- словесные методы и приемы (беседа, рассказ воспитателя, указания и пояснения в процессе занятия, подведение итога, стихотворение)
- экспериментирование, сюрпризный момент
Индивидуальная работа
С детьми робкими, имеющими низкий уровень освоения знаний по ознакомлению с окружающим миром, использование игровых упражнений для закрепления материала.
Ход занятия
Сегодня мы с вами находимся не в групповой комнате, а в «лаборатории». Мы ученые - «исследователи воды». Исследовать мы будем обычную воду. Когда я произнесу слово «вода», объясните, что вы представляете при слове «вода» (ответы детей)
Получается, что она бывает очень разной. Вода как волшебница может превращаться. Она может быстро, быстро выбежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная! А чтобы убедиться в этом, мы проведем с вами опыты с водой. Итак, приступаем к исследованию.
Опыт 1. Вода - прозрачная
Перед детьми 2 стакана - один с водой, другой с молоком. В оба стакана положить соломинки для коктейля. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стакане с молоком - нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Творческое задание: Подумайте, что случится, если вода в реке станет белой, как молоко. Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (ответы детей).
Опыт 2. У воды нет вкуса
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убеждённо говорят, что вода очень вкусная. Для сравнения дать попробовать молоко или сок.
Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие говорит: «Какая вкусная вода»; хотя на самом деле вкуса ее не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек пить не может. Мы пьем пресную воду. Вывод: вода не имеет вкуса
Опыт 3. У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет? (или совсем не пахнет).
Вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, что бы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 4. Вода не имеет цвета.
У каждого ребенка стаканчик с чистой водой. Размешаем в стакане с водой краски разных цветов. Получилась вода разного цвета. Почему?
Краски в воде растворились, и вода стала цветной.
Вывод: Одни вещества в воде растворяются, а другие нет.
Опыт 5. Вода жидкая, может течь.
Даю детям 2 стаканчика - один с водой, другой - пустой. Предлагаю аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла - бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить их стакана в стакан, и мы говорим, что он … (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель … (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Вывод: вода жидкая, течет.
Опыт 6. Пар - это тоже вода.
У меня термос с кипятком. Вода кипит при 100°С. Открываю крышку, чтобы дети увидели пар. Пар - это тоже вода. Попробуем это доказать. Поместим над паром стекло (зеркало), через некоторое время на нем выступят капельки воды, посмотрим. Даю потрогать. Пар превращается опять в воду.
Вывод: пар - это тоже вода
Опыт 7. Лед - твердая вода.
Кубики изо льда или сосульки.
Перед каждым ребенком тарелочка со льдом. Наблюдение за таянием льда. Он превращается в воду.
Вывод: лед - это тоже вода
Опыт 8. Вода не имеет формы.
Рассмотрим кубик льда. Какой он формы? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком, пока не растает. А жидкая вода?
Нальем в сосуды разной формы, на поверхность стола. Что произойдет? Вода принимает форму того сосуда, в котором находится, а на ровном месте растекается лужицей.
Кубик льда при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Вывод: жидкая вода не имеет формы.
Опыт 9. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет»
В один стакан с водой насыпаем немного песка и ложечкой перемешиваем содержимое. В другой стакан добавляем сахар, перемешиваем. Предлагаю сравнить, растворились ли в воде песок, сахар и краски.
Ребята давайте подумаем и скажем, где вода самая чистая и прозрачная? (В водопроводных трубах и в бутылках, которые продаются в магазине.) Где грязная вода? (В лужах, в реках, в озерах.) Почему? Из каких источников можно пить воду.
Вывод: в воде некоторые вещества могут растворяться, придавая ей вкус и цвет, а некоторые нет.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Появляется Волшебница воды:
Здравствуйте, ребята! Ну, наконец-то, я добралась к вам. Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день. Мне так понравилось приглашение, которое вы мне прислали. А это что такое? (подходит к выставке рисунков детей и просит объяснить, что они нарисовали) Благодарит за интересные рассказы о себе (воде)
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
- Я капелька: В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает
- Я капелька: Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей
- Я капелька: На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае
Воспитатель: Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Волшебница воды: Без меня вам не умыться,
Не наестся, не напиться!
Воспитатель: Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Волшебница воды: Вы меня в пруду найдете, И в сыром лесном болоте!
Воспитатель: Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
Волшебница воды снова отправиться сейчас в свое путешествие, но прежде она хочет подарить вам подарки. (Выносит цветные льдинки и раздает детям).
Дидактическая игра «Все о воде»
Цель: закрепить знания о свойствах воды через элементарные опыты, уметь находить зачитанные воспитателем опыты на картинках, уметь делать выводы.
а) воспитатель зачитывает опыт, ребенок выполняет задание, делает вывод.
б) ребенок слушает описание опыта, находит нужную картинку и закрывает ее соответствующей цветной карточкой.
Дидактическая игра «Как поймать воздух»
Цель: закрепить знания о свойствах воздуха, уметь делать выводы, элементарные опыты, учить читать опыты по картинке.
а) «читать» опыты по картинке
б) выполнять опыт по опорным карточкам
в) выбрать из предложенных картинок те, которые отражают опыты с воздухом; объяснить их.
Дидактическая игра «Учебная конфета»
Цель: закреплять свойства воды: принимать форму сосуда, в который она налита, со свойством разбавлять соки, принимать их цвет, учить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти, придавать им фантастический характер.
а) вспоминая содержание сказки, дети находят на картинке сосуды разного цвета и называют предметы, которые они обозначают: зеленый- география, розовый - история, белый - грамматика и т.д.
б) пофантазировать, какие еще могут быть конфеты, каким цветом их обозначить
в) изготовление учебных конфет - дети добавляют в кипяченую воду предложенные соки: малиновый, облепиховый, черничный и др. в сосуды разной формы и дают им название
г) выпив ложечку какой-нибудь конфеты, дети демонстрируют ее действие (математика - считают до 10, литература - читают стихи, музыкальная - поют песенку и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...