Экскурсия в парк для детей старшего дошкольного возраста «Птицы весной»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Экскурсия в парк  для детей старшего дошкольного возраста «Птицы весной»

 

Цель.  Знакомить с птицами – обитателями парка.

Место проведения экскурсии. Местный парк.

Материал и оборудование. Карточки – определители птиц. Блокноты. Карандаши и ручки.

Предварительная работа. Воспитатель должен заранее пройти по маршруту, отметить в плане маршрута гнездовые участки, составить список наиболее встречающихся птиц, ознакомиться с информацией об их внешнем виде, поведении и голосах, разработать задания и вопросы.

С детьми проводятся занятия, в ходе которых воспитатель рассказывает о птицах, учит определять их по голосам, разъясняет правила поведения в природе.

Родителей надо проинформировать о необходимости подготовить для детей удобную обувь и одежду.

Общие рекомендации. Проводить экскурсию следует с группой детей  из 8 – 10 человек. (При большей численности детей сложно добиться организованности, внимания и тишины.)

Во время экскурсии воспитатель идёт впереди. Дети, следуя за ним, не должны отставать, расходиться в стороны и громко разговаривать. В противном случае птиц можно преждевременно вспугнуть и лишиться возможности их рассмотреть.

Заметив птицу, надо, свернув немного в сторону, молча и неторопливо приблизится к ней. Если воспитатель остановился, вся группа также должна немедленно остановиться. Во время наблюдения воспитатель вполголоса короткими фразами даёт пояснения, обращая внимание на характерные признаки внешнего вида и поведения птицы.

Рекомендации к проведению весенней экскурсии.

Весной и в начале лета жизнь пернатых связана главным образом с размножением, поэтому наблюдать за ними лучше всего рядом с их гнездовыми участками. В эту пору самки и самцы поют и кричат, «демонстрируют» токовые полёты и брачные игры.

Специально планировать наблюдение за поведением тех или иных птиц трудно. Поэтому при подготовке к экскурсии  следует быть готовым к встрече с различными видами пернатых.

Птицы, наиболее часто встречающиеся в парке: голубь, ворона, галка, воробей, синица, скворец, дятел, сорока, щегол.

План проведения экскурсии.

Наиболее благоприятное время для проведения экскурсии – раннее утро (птицы более активны). Перед выходом с территории детского сада проводится беседа, в ходе которой воспитатель сообщает тему экскурсии, её задачи, напоминает правила поведения в природе. Вместе с детьми следует проверить экскурсионное оборудование, познакомить их с экскурсионной картой и заполнить первые пять граф.

 

Экскурсионная карта.

1.Дата

2.Время

3.Погода.

4.Описание маршрута.

5. Наблюдатели (количество и возраст детей)

6.Виды птиц и их количество. (Заполняется по ходу экскурсии)

7.Какой вид птиц был самым многочисленным и самым малочисленным? (Заполняется после экскурсии.)

8.Какие из увиденных птиц занесены в Красную книгу? (Заполняется после экскурсии.)

Если в экскурсии принимают участие родители, воспитатель может распределить участников на пары (взрослый и ребёнок) или подгруппы (взрослый и несколько детей) и предложить им выполнить дополнительные задания.

Задание 1.

      1.Осматривая деревья, постарайтесь заметить гнёзда.

      2. Опишите и зарисуйте любое найденное гнездо (форма, материал, из   которого оно сделано)

      3. Понаблюдайте за жизнью в гнезде. Выясните, каким птицам оно принадлежит.

Задание 2.

       1.Назовите встреченных на экскурсии птиц.

       2.Отметьте особенности птиц, связанные с местом их обитания.

       3.Подготовьте описание птицы по плану: а) внешний вид; б) место обитания; в) особенности приспособления к среде обитания.

Задание 3.

       1.Рассмотрите форму и окраску тела птицы.

       2.Понаблюдайте и опишите её передвижение (особенности полёта)

       3.Определите  тип питания, учитывая строение клюва птицы.

       4. Обратите внимание на пение птицы: на что оно похоже?

Ход экскурсии.

Экскурсия начинается на территории детского сада. По ходу движения воспитатель обращает внимание детей на птиц, встреченных на маршруте, задаёт вопросы, побуждая детей рассказывать о том, что им известно о повадках пернатых, уточнять и дополнять их высказывание.

Воспитатель. С начала марта птицы заметно оживляются. Несмотря на то что ещё не сошёл снег, они уже почувствовали приход весны.

Радуясь оттепели, громко чирикают воробьи. Попробуйте пересчитать воробьёв в этой стайке. Трудно? Почему? (Воробьи постоянно перелетают с места на место.) Обратите внимание: самцы воробьёв отличаются от самок. Самки светло  - коричневые, маленькие , а самцы крупнее, в чёрных шапочках, с чёрными полосками на крыльях.

Серая ворона  - одна из самых распространённых птиц. Вороны – осторожные и наблюдательные птицы. У них хорошее обоняние, слух и зрение, прекрасная память. Вороны легко приручаются. Их даже можно научить говорить отдельные фразы.

Весной вороны создают семьи. Обратите внимание, как самцы громко каркают, вздёргивают крыльями  и раздвигают хвосты, кланяются. Так они стараются привлечь  внимание самок.

А это что за птицы? (Галки) Галки – птицы общительные, их часто можно увидеть летающими вместе с грачами или воронами. В отличии ворон галки не разоряют чужие гнёзда. Они прекрасные охотники и за лето уничтожают большое количество насекомых – вредителей. Весной галки тоже образуют пары. Галок часто можно увидеть на крышах домов, где они подыскивают место для гнезда.

Слышите, как кричат сороки? Громкие стрекочущие звуки эти птицы издают, заметив опасность. Весной сороки  заняты не только строительством гнёзд и выведением птенцов. Эти разбойницы обследуют кустарники и кроны деревьев в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища.

Смотрите, на проталинах в сухой траве пытаются отыскать что – нибудь съедобное скворцы. Они начинают устраивать гнёзда в скворечниках, таская в них пушинки и травинки. Что вы знаете о скворцах? (Ответы детей).

Обратите внимание на клюв этой птицы. Он меняет свой цвет: весной он жёлтого цвета, а к осени он станет чёрным.

Слышите? «Ци – ци –фи, ци – ци – фи». Так поёт большая синица. Первая синичья песня – это призыв весны, и заявление прав на территорию, ведь для гнезда надо выбрать место, где есть материалы для его строительства и корм для будущих птенцов. Эти маленькие яркие птички зимой стараются держаться поближе к человеческому жилью, а весной устраивают гнёзда в дуплах деревьев или других укромных уголках.

Строят гнездо они из тонких веточек, сухих травинок, мха, выстилая его пухом, перьями, клочками шерсти. Посмотрите, как ловко передвигается синица по стволу дерева, обследуя каждую трещинку в коре.

Воспитатель предлагает детям определить по звуку, в каком направлении находится птица, рассмотреть её.

Группа подходит к парку. Воспитатель вместе с детьми записывает в экскурсионную карту названия встреченных птиц и их количество. Предлагает рассказать за какими птицами им понравилось наблюдать больше всего.

Воспитатель. Мы входим в парк. Под кустами и деревьями ещё кое – где лежит снег. Но пернатые знают : весна пришла и пора строить гнёзда.

Слышите громкую дробь? Что за барабанщик прячется в кронах деревьев? (Это стучит дятел) То глухой, то звонкий звук, который дятлы издают, быстро ударяя клювом по стволу дерева, можно слышать круглый год. Но весной дятел барабанит особенно громко и долго. Для чего он стучит по дереву? (Ответы детей) Правильно. У дятла не только крепкий клюв, которым он пробивает кору дерева, но и прекрасный слух. Дятел слышит, как под корой передвигаются насекомые – вредители, и долбит ствол только в том месте, где они прячутся. Обнаруженное насекомое прилипает к длинному языку дятла. Но дятлы питаются не только насекомыми. Они не  прочь полакомиться семенами сосны и ели.

Воспитатель вместе с детьми записывает в экскурсионную карту названия птиц, встреченных в парке, и их количество предлагает рассказать , каких ещё птиц можно увидеть в парке.

Воспитатель. В весеннее время птицы особенно нуждаются в тишине и покое, ведь им надо устроить гнёзда и вывести птенцов. Как можно охранять птиц весной? ( предположения детей.) Правильно. Люди не только строят домики для пернатых. Они изучают птиц и места их обитания, устраивают птичьи заповедники. Вы тоже можете принять участие в работе по охране  птиц. Во время прогулок по парку не шумите. Не трогайте птичьи гнёзда. Берегите птиц. Они не только украшают природу, радуют нас своими песнями, но и спасают деревья от насекомых – вредителей.

Сегодня мы с вами прошли по улице, побывали в парке. Расскажите о своих впечатлениях, закончив высказывания.

Из птиц, которых я увидел, мне особенно понравились …

Больше всего меня удивило…

Я не знал, что…

Я понял, почему…

Мне захотелось больше узнать о…

Во время экскурсии  я почувствовал …

Дети дополняют высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_park.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в парк  для детей старшего дошкольного возраста «Птицы весной»

Цель.  Знакомить с птицами – обитателями парка.

Место проведения экскурсии. Местный парк.

Материал и оборудование. Карточки – определители птиц. Блокноты. Карандаши и ручки.

Предварительная работа. Воспитатель должен заранее пройти по маршруту, отметить в плане маршрута гнездовые участки, составить список наиболее встречающихся птиц, ознакомиться с информацией об их внешнем виде, поведении и голосах, разработать задания и вопросы.

С детьми проводятся занятия, в ходе которых воспитатель рассказывает о птицах, учит определять их по голосам, разъясняет правила поведения в природе.

Родителей надо проинформировать о необходимости подготовить для детей удобную обувь и одежду.

Общие рекомендации. Проводить экскурсию следует с группой детей  из 8 – 10 человек. (При большей численности детей сложно добиться организованности, внимания и тишины.)

Во время экскурсии воспитатель идёт впереди. Дети, следуя за ним, не должны отставать, расходиться в стороны и громко разговаривать. В противном случае птиц можно преждевременно вспугнуть и лишиться возможности их рассмотреть.

Заметив птицу, надо, свернув немного в сторону, молча и неторопливо приблизится к ней. Если воспитатель остановился, вся группа также должна немедленно остановиться. Во время наблюдения воспитатель вполголоса короткими фразами даёт пояснения, обращая внимание на характерные признаки внешнего вида и поведения птицы.

Рекомендации к проведению весенней экскурсии.

Весной и в начале лета жизнь пернатых связана главным образом с размножением, поэтому наблюдать за ними лучше всего рядом с их гнездовыми участками. В эту пору самки и самцы поют и кричат, «демонстрируют» токовые полёты и брачные игры.

Специально планировать наблюдение за поведением тех или иных птиц трудно. Поэтому при подготовке к экскурсии  следует быть готовым к встрече с различными видами пернатых.

Птицы, наиболее часто встречающиеся в парке: голубь, ворона, галка, воробей, синица, скворец, дятел, сорока, щегол.

План проведения экскурсии.

Наиболее благоприятное время для проведения экскурсии – раннее утро (птицы более активны). Перед выходом с территории детского сада проводится беседа, в ходе которой воспитатель сообщает тему экскурсии, её задачи, напоминает правила поведения в природе. Вместе с детьми следует проверить экскурсионное оборудование, познакомить их с экскурсионной картой и заполнить первые пять граф.

Экскурсионная карта.

1.Дата

2.Время

3.Погода.

4.Описание маршрута.

5. Наблюдатели (количество и возраст детей)

6.Виды птиц и их количество. (Заполняется по ходу экскурсии)

7.Какой вид птиц был самым многочисленным и самым малочисленным? (Заполняется после экскурсии.)

8.Какие из увиденных птиц занесены в Красную книгу? (Заполняется после экскурсии.)

Если в экскурсии принимают участие родители, воспитатель может распределить участников на пары (взрослый и ребёнок) или подгруппы (взрослый и несколько детей) и предложить им выполнить дополнительные задания.

Задание 1.

      1.Осматривая деревья, постарайтесь заметить гнёзда.

      2. Опишите и зарисуйте любое найденное гнездо (форма, материал, из   которого оно сделано)

      3. Понаблюдайте за жизнью в гнезде. Выясните, каким птицам оно принадлежит.

Задание 2.

       1.Назовите встреченных на экскурсии птиц.

       2.Отметьте особенности птиц, связанные с местом их обитания.

       3.Подготовьте описание птицы по плану: а) внешний вид; б) место обитания; в) особенности приспособления к среде обитания.

Задание 3.

       1.Рассмотрите форму и окраску тела птицы.

       2.Понаблюдайте и опишите её передвижение (особенности полёта)

       3.Определите  тип питания, учитывая строение клюва птицы.

       4. Обратите внимание на пение птицы: на что оно похоже?

Ход экскурсии.

Экскурсия начинается на территории детского сада. По ходу движения воспитатель обращает внимание детей на птиц, встреченных на маршруте, задаёт вопросы, побуждая детей рассказывать о том, что им известно о повадках пернатых, уточнять и дополнять их высказывание.

Воспитатель. С начала марта птицы заметно оживляются. Несмотря на то что ещё не сошёл снег, они уже почувствовали приход весны.

Радуясь оттепели, громко чирикают воробьи. Попробуйте пересчитать воробьёв в этой стайке. Трудно? Почему? (Воробьи постоянно перелетают с места на место.) Обратите внимание: самцы воробьёв отличаются от самок. Самки светло  - коричневые, маленькие , а самцы крупнее, в чёрных шапочках, с чёрными полосками на крыльях.

Серая ворона  - одна из самых распространённых птиц. Вороны – осторожные и наблюдательные птицы. У них хорошее обоняние, слух и зрение, прекрасная память. Вороны легко приручаются. Их даже можно научить говорить отдельные фразы.

Весной вороны создают семьи. Обратите внимание, как самцы громко каркают, вздёргивают крыльями  и раздвигают хвосты, кланяются. Так они стараются привлечь  внимание самок.

А это что за птицы? (Галки) Галки – птицы общительные, их часто можно увидеть летающими вместе с грачами или воронами. В отличии ворон галки не разоряют чужие гнёзда. Они прекрасные охотники и за лето уничтожают большое количество насекомых – вредителей. Весной галки тоже образуют пары. Галок часто можно увидеть на крышах домов, где они подыскивают место для гнезда.

Слышите, как кричат сороки? Громкие стрекочущие звуки эти птицы издают, заметив опасность. Весной сороки  заняты не только строительством гнёзд и выведением птенцов. Эти разбойницы обследуют кустарники и кроны деревьев в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища.

Смотрите, на проталинах в сухой траве пытаются отыскать что – нибудь съедобное скворцы. Они начинают устраивать гнёзда в скворечниках, таская в них пушинки и травинки. Что вы знаете о скворцах? (Ответы детей).

Обратите внимание на клюв этой птицы. Он меняет свой цвет: весной он жёлтого цвета, а к осени он станет чёрным.

Слышите? «Ци – ци –фи, ци – ци – фи». Так поёт большая синица. Первая синичья песня – это призыв весны, и заявление прав на территорию, ведь для гнезда надо выбрать место, где есть материалы для его строительства и корм для будущих птенцов. Эти маленькие яркие птички зимой стараются держаться поближе к человеческому жилью, а весной устраивают гнёзда в дуплах деревьев или других укромных уголках.

Строят гнездо они из тонких веточек, сухих травинок, мха, выстилая его пухом, перьями, клочками шерсти. Посмотрите, как ловко передвигается синица по стволу дерева, обследуя каждую трещинку в коре.

Воспитатель предлагает детям определить по звуку, в каком направлении находится птица, рассмотреть её.

Группа подходит к парку. Воспитатель вместе с детьми записывает в экскурсионную карту названия встреченных птиц и их количество. Предлагает рассказать за какими птицами им понравилось наблюдать больше всего.

Воспитатель. Мы входим в парк. Под кустами и деревьями ещё кое – где лежит снег. Но пернатые знают : весна пришла и пора строить гнёзда.

Слышите громкую дробь? Что за барабанщик прячется в кронах деревьев? (Это стучит дятел) То глухой, то звонкий звук, который дятлы издают, быстро ударяя клювом по стволу дерева, можно слышать круглый год. Но весной дятел барабанит особенно громко и долго. Для чего он стучит по дереву? (Ответы детей) Правильно. У дятла не только крепкий клюв, которым он пробивает кору дерева, но и прекрасный слух. Дятел слышит, как под корой передвигаются насекомые – вредители, и долбит ствол только в том месте, где они прячутся. Обнаруженное насекомое прилипает к длинному языку дятла. Но дятлы питаются не только насекомыми. Они не  прочь полакомиться семенами сосны и ели.

Воспитатель вместе с детьми записывает в экскурсионную карту названия птиц, встреченных в парке, и их количество предлагает рассказать , каких ещё птиц можно увидеть в парке.

Воспитатель. В весеннее время птицы особенно нуждаются в тишине и покое, ведь им надо устроить гнёзда и вывести птенцов. Как можно охранять птиц весной? ( предположения детей.) Правильно. Люди не только строят домики для пернатых. Они изучают птиц и места их обитания, устраивают птичьи заповедники. Вы тоже можете принять участие в работе по охране  птиц. Во время прогулок по парку не шумите. Не трогайте птичьи гнёзда. Берегите птиц. Они не только украшают природу, радуют нас своими песнями, но и спасают деревья от насекомых – вредителей.

Сегодня мы с вами прошли по улице, побывали в парке. Расскажите о своих впечатлениях, закончив высказывания.

Из птиц, которых я увидел, мне особенно понравились …

Больше всего меня удивило…

Я не знал, что…

Я понял, почему…

Мне захотелось больше узнать о…

Во время экскурсии  я почувствовал …

Дети дополняют высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий весеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста "Встреча Весны и прилёт птиц"

Сценарий весеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста  "Встреча Весны и прилёт птиц"...

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста "Встречаем весну"

Сценарий включает в себя эстафеты: спортивные и шуточные, танцы, загадки....

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Птицы-вестники весны» - авторская разработка.Донской Татьяны Станиславовны музыкального руководителя ГБО СОШ 1355 г. Москва.

Данный сценарий может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями в работе с детьми старших и подготовительных групп.. Дошкольники познакомятся с обычаями русского народа, связанными ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста КВН "Весна шагает по планете" с использованием информационно - коммуникативных технологий

КВН "Весна шагает по планете"Цель:  развитие творческого воображения,  логического мышления и внимания, любознательности; расширение кругозора детей, побуждение к желанию общаться....

Развлечение на День птиц для детей старшего дошкольного возраста «Птицы рядом с нами - о них заботиться должны мы с вами»

Для формирования обобщенных пред ставлений о птицах, развития интере са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспос...

Конспект виртуальной экскурсии – занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».

познакомить детей с видами профессий, показатьзначение трудовой деятельности в жизни человека; вызвать интерес к разнымпрофессиям; сформировать у детей реалистические представления о мотивахи результа...

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»

Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе....