Весна пришла
проект по окружающему миру (средняя группа)

Прохорова Надежда Николаевна

проект в младше-средней группе  :"Весна пришла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mlade_sredney_gruppe_vesna.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в младше-средней группе

             «Весна-красна пришла к нам в гости»

 

Сроки реализации: с 05.03.23 – 23.03.23г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Участники проекта: дети младше- средней группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3-5 лет.

Цель проекта: закрепить знания детей о весенних изменениях в  живой и неживой природе, развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение к пробуждающейся природе. Сформировать у детей интерес к окружающему миру, любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи проекта:

Образовательные:

• Познакомить детей с явлениями природы.

Развивающие:

• Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.

• Развивать коммуникативные навыки, память, внимание.

Воспитательные:

• Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.

Актуальность проекта:

Тема проекта формирует у дошкольников представления о весне; общение ребенка с миром природы; развивает у детей любознательности, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат:

• Расширение знаний о природе весной.

• Развитие творческого потенциала семьи.

• Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста.

Формы реализации проекта:

• Занятия.

• Беседы.

• Наблюдения.

• Досуговая деятельность.

• Игровая деятельность.

• Исследовательская деятельность.

• Продуктивная деятельность детей.

• Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Разработка и накопление методических материалов.

• Создание развивающей среды.

• Подбор художественной литературы по теме.

• Разработка мероприятий.

II этап – Реализация проекта.

Работа с детьми:

- Беседа « К нам весна шагает теплыми шагами», загадки

Тает снежок, Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна.)

Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца. (Скворечник.)

Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и
маленький. (Подснежник.)

Висит за окошком кулек ледяной, Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек.)

Зимой лежал,
Весной побежал. (Снег.)

Желтые, пушистые,
Шарики душистые.
Подарю я маме,
Посмотрите сами. (Мимоза.)

- Рассмотрение иллюстраций на тему «Весна».

- Наблюдение на прогулке (за снегом, сосульками).

- Ознакомление с миром природы «Весна». Учить сравнивать весну и осень, описывать времена года.

- Пальчиковая игра « Шаловливые сосульки».

- Подвижная игра «Ручейки и озера».

Просмотр презентаций с детьми : « В гости к хозяйке Луга», « В гости к хозяйке Леса», « В гости к хозяйке водоема»

 Примерный сценарий НОД с детьми средней группы по теме: « Весна пришла, зимний сон прогнала».

Цель: создание благоприятных условий, способствующих развитию представлений о времени года весна посредством составления предложений.

Задачи:

корреционно-обучающая: Расширить словаря по лексической теме; Формировать навык обобщения; Формировать навыки употребления существительных в форме ед. и мн.числа;

Учить составлять распространенные предложения с помощью педагога.

Учить отвечать на вопросы полным предложением.

корреционно-развивающая: развивать память, внимание, общую и мелкую моторику; развитие координации речи с движением

воспитательная: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе и друг другу.

Образовательная среда:

характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

предметно-практическая среда: предметные картинки, сюжетные картинки

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты: дети будут иметь представление о приметах весны, дети будут образовывать формы мн. числа имен существительных, согласовывать существительные с прилагательными.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Содержание деятельности

 

Совместная деятельность педагога с детьми

Мотивационно-побудительный

Организационный момент
выбрать только те  картинки, которые относятся к весне

Основной

Введение в тему. Беседа.
- Какое время года изображено на картинках?
Почему?
- Какие приметы весны еще вы знаете?

Работа с мнемотаблицей. Составление рассказа по мнемотаблицам
Игра «Что делает?»
- Подбери как можно больше слов-действий.
Солнце – греет, светит, встает, садится…
Снег - …
Сосульки - …
Игра «Один – много»
Одна сосулька – много сосулек
Один ручей – много ручьев
Одна птица – много птиц
Физминутка под музыку: « Подснежники просыпаются»
Пальчиковая гимнастика
ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ
Шаловливые сосульки 
(Складываем ручки щепоткой и острым концом показываем вниз по очереди каждой рукой.)
Сели на карниз. 
(Садимся на корточки.)
Шаловливые сосульки 
(Так же.)
Посмотрели вниз. 
(Наклоняем голову.)
Посмотрели чем заняться? 
(Пожимаем плечами)
Стали каплями кидаться. 
(Взмахиваем кистями рук одновременно.)
Целый день идет трезвон:
Дили-дили, дили-дон! 
(Взмахиваем кистями рук по оче
Игра «Солнечные лучики»
Иллюстрация с изображением весны.

Воспитатель объясняет, что солнце весной греет сильно,

его лучи будят природу от зимнего сна.
Показывая на предметы на картинке, спрашиваем
-Куда упал Лучик?
Лучик упал на деревья.
Лучик упал на крышу дома.

Рефлексивный

9. Итог. Закрепление. Поощрение.

Исследовательская деятельность

- Таяние снега.

- Наблюдения за распусканием почек на веточках.

- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», « Снегурочка» , учить слушать, оценивать поступки героев.

- Просмотр иллюстраций по теме.

- Подготовка консультации для родителей «Одеваемся по сезону».

- Рисование красками «Первоцветы».

- Беседа «Перелетные птицы».

- Чтение стихотворения «К нам пришла весна».

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.

- Подвижные  игры «Воробышки и кот», « Медведь и пчелы»,

 « Мотыльки»

- Дидактические игры «Гнездовья птиц», « Когда  это бывает?», « Кто где живет?», «Узнай по описанию», « Птички», «Насекомые»

- Наблюдение на прогулке:  за птицами

- лепка из пластилина «Птички невелички»

- чтение художественной литературы сказка «Пернатые друзья*».

- слушание аудиозаписи «Пение птиц»

- Малоподвижная игра «Найди пару».

- Рисование перелетные птицы «Ласточка», учить рисовать с образца, раскрашивать красками.

- Дидактические игры «Найди одинаковых птиц».

Примерный сценарий НОД с детьми средней группы

по теме: « Перелетные птицы»

Цель: создание условий для активизации и актуализации словаря по теме, для формирования грамматического строя речи и развития связной речи посредством составления предложений.

Задачи:

- Коррекционно-обучающая: закрепить понятие «перелетные птицы»; уточнить и расширить словарь по теме; учить употреблять существительные в предложном падеже; приставочные глаголы; закрепить умение составлять простое предложение с предлогом В.

- Коррекционно-развивающая: развивать внимание, мышление и мелкую моторику.

- Воспитательная: воспитывать навыки организованного поведения на занятии, умение слушать вопросы логопеда и отвечать на них.

Образовательная среда:

- Характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

- Средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

- Предметно-практическая среда: предметные картинки с изображением перелетных птиц и их жилищ, контурные изображения грача, ласточки и скворца, геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник, маленький круг) для каждого ребенка.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Планируемые результаты: дети будут составлять предложения о перелетных птицах.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Содержание деятельности

 

Совместная деятельность педагога с детьми

Мотивационно-побудительный

1. Орг.момент
Какое время года наступило? Как мы узнаем, что наступила весна? (
Дети называют приметы весны.) Работа с мнемотаблицей
- Одна из весенних примет – возвращение из теплых краев перелетных птиц. Игра с мячом. У кого мяч, тот называет перелетную птицу (
Грач, скворец, ласточка, утка, гусь, лебедь, цапля, аист, журавль.)

Основной

Беседа
- Посмотрите презентацию» Перелетные птицы»
- Сегодня на занятии мы поговорим о перелетных птицах.
- Почему этих птиц называют перелетными?
- Где они живут?
- Посмотрите на 
грача. Весной грач вьет гнездо из веточек и соломы. Грачиха откладывает в гнезде яйца, из которых потом вылупляются птенцы ... грачата.
- Посмотрите на 
ласточку. Ласточка лепит свое гнездо из травы и глины около жилья человека под крышами домов. В гнезде ласточка тоже откладывает яйца.
- Посмотрите на 
скворца. Скворец сам гнезда не вьет, не лепит. Он селится в домике, который ему строит человек. Как называется домик скворца? (Скворечник).

Одновременно с рассказом о птицах логопед показывает картинки с изображением жилищ перелетных птиц.

- Ребята, скажите, какая птица никогда не вьет гнезда для птенцов? (Кукушка.)
Игра «Кто где живет?»
На доске - картинки с изображением жилища птиц (гнездо грача на дереве, гнездо ласточки под крышей дома, скворечник).
Детям раздаются контурные изображения перелетных птиц. Каждый ребенок помещает фигурку птицы около соответствующей картинки с изображением жилища. Поместив птицу, ребенок должен составить предложение, например
: Скворец живет в скворечнике. Грач живет в гнезде на дереве. Ласточка живет в гнезде под крышей дома.
Физминутка «Ласточки летели»:

Ласточки летели,
Все люди глядели

Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Ласточки садились,
Все люди дивились.

Приседают, сложив руки за спиной.

Сели, посидели,

Делают ритмичные наклоны головой вперед.

Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели.

Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

Пальчиковая гимнастика "Ласточка"

Ласточка, ласточка, милая касаточка,
Ты где была, ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу!
Весну-красну!

На каждую строчку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных.

Игра «Один - много» (С мячом.)

Один скворец – много скворцов
Один грач – много грачей

Игра «Скажи какой? Какая?»

Грач черный
Ласточка быстрая

Игра «Собери картинку»

(Дети складывают разрезные картинки.)

Рефлексивный

9. Итог. Закрепление. Поощрение.

- Беседа «Животные весной».

- Физкультминутка. «Белочки»

Белки прыгают по веткам.

Прыг да скок, прыг да скок!

Забираются нередко

Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

Будем в классики играть

Будем в классики играть,

На одной ноге скакать.

А теперь ещё немножко

На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)

- Загадки:

Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это — хитрая. (Лисица.)

Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый. (Волк.)

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это. (Ёж.)

Лапки у него и уши

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик —

Любит есть морковку. (Зайчик.)

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его. (Медведь.)

- Чтение русской народной сказки «Теремок», обсуждение.

- наблюдение на прогулке за солнцем, небом.

- Дидактическая игра «Где, чей хвост».

- Аппликация отрывная « медвежонок », учить аккуратно пользоваться клеем и учиться рвать бумагу и ровно наклеивать.

 Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми средней группы по лексической теме «Хватит звери вам скучать, уж весну пора встречать»

Цель: Создание условий для формирования лексико-грамматических категорий и связной речи посредством составления рассказа-описания.

Коррекционно-образовательные цели:

Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные.

Образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, родительного падежа со значением отсутствия;

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие умения составлять рассказ-описание по схеме.

Развитие памяти, внимания, логического мышления.

Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Развитие фонематического слуха, различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком.

Воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, активности.

Воспитание бережного отношения к природе.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности:

совместная деятельность учителя-логопеда и детей.

- средства обучения и воспитания:

наглядные, словесные, практические.

- предметно- практическая среда:

письмо в конверте, игрушки (белка, лиса, заяц, медведь, еж), «чудесный мешочек» с угощением для животных, схема, мяч.

Планируемые результаты:

У детей расширятся и уточнятся представления о диких животных. Дети научатся образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

употреблять существительные в форме творительного падежа, родительного падежа; составлять рассказ-описание по схеме. ∙     

    Чтение художественной литературы:

Я. Аким «Села на лавочку первая бабочка», Н. Сладков «Медведь и солнце», РНС «Как весна зиму поборола», Г. Скребицкий «Художник – весна», В. Бианки «Весна», В. Сутеев «Как зима кончилась», К. Паустовский «Стальное колечко».

         Рассматривание книг, иллюстраций, картин, альбомов о весне, первоцветах, животных, птицах, деятельности человека в весенний период.

         Чтение стихотворений:

В. Берестов «Воробушки», В. Орлов «Веснушки», Т. Дмитриев «Весна пришла», Н. Гончаров «Весной», Е. Баратынский «Весна – весна».

         Загадывание загадок, чтение пословиц, поговорок, приметы о весне, разбор мнемотаблиц.

         Сюжетно-ролевые игры «Столовая для птиц», «Больница для животных», «Сажаем цветы».

         Наблюдение за прорастанием листочков веточек вербы, каштана, березы.

         Консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье», «Весна идет, весне дорогу!», «Чем же занять ребенка на прогулке весной?»

Продуктивная деятельность:

1. Раскрашивание «Весна», «Первоцветы».

2.Пластилинография «Первоцветы», «Весенний лес».

Работа воспитателя с родителями:

1. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс во взаимодействии с воспитателем.

2. Научить детей отслеживать изменения в природе. Учить делать выводы.

3. Изучить соответствующую литературу.

Работа родителей с детьми:

Чтение художественной литературы, наблюдения, беседы, прогулки.

Продукт совместной деятельности:

1. Выставка детских работ.

2. Коллективная работа «Весенний лес».

 Результаты проекта:

1. У детей сформировались знания о весне, ее признаках.

2. Сформировалось понятие «живая» и «неживая природа».

3. Проект расширил кругозор детей, их родителей, помог выстроить взаимодействие и сотрудничество семьи и ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пришла весна - пришла Победа!

Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...

Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»

Конкурс    чтецов  на   военную  тему:  « Пришла   весна-  пришла  Победа»   Ведущий:     Праздник  Побед...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна - пришла Победа"

Сценарий конкурс чтецов для детей старшего дошкольного возраста, проводимого в рамках проекта "Чтобы помнили..."...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна, пришла Победа!"

Цель: воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, уважение к старшему поколению, формирование представлений о Великой Отечественной войне, о её значении в истории нашей страны и всег...

Организация игровой программы «Пришла весна, пришла, красна»

Основными целями в организации игровой программы должно быть создание праздничного настроения, сплочение коллектива, развитие внимания, тренировка памяти.Основными задачами в организации игровой прогр...

Смотр-конкурс "Пришла весна - пришла победа!" Муниципальный уровень 2015г.

Поздравляем участников городского  смотра-конкурса чтецов - воспитанников МДОУ "Пришла весна - пришла Победа!". Наши воспитанники и музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна Дмитриевн...