Конспект занятия по ФЦКМ. Тема: « Покормите птиц зимой ». Подготовительная группа.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_ftskm.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФЦКМ. Тема: « Покормите птиц зимой ». Подготовительная группа.
Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
- расширять представления детей о зимующих птицах родного края;
- Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия;
- закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку;
- закреплять умение отгадывать загадки;
- совершенствовать навыки связной речи;
- воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о птицах. Каких птиц вы знаете? Дети: Ответы.
Воспитатель: Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?
Дети: Зимующие. Воспитатель: Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а зимующие – могут? Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь?
Дети: высказывают свои предположения.
Воспитатель: Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь. Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев. Трава увядает. Вода в водоёмах, реках замерзает. Почва покрывается снегом. Тепла становится все меньше и меньше.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию».
1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
Беседа о внешнем виде птиц
- Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).
-Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев) .
-А для чего птицам нужны перья? Все ли перья у птицы одинаковые?
В крыльях маховые перья – помогают во время полёта. В хвосте рулевые перья – направляют полёт Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.
- Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.
- А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой? (ОРНИТОЛОГ)
Дети вспоминают другие общие признаки и отличия птиц. Физкультминутка
Игра «Сова»
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Во все стороны глядит,
Да как полетит!
Дети ходят по кругу, приседают, изображая спящих птиц. "Сова" сидит на стуле в середине стула. Дети разбегаются, а "сова" их догоняет.
Беседа об образе жизни птиц в зимний период
– Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.
Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)
-А что произойдёт, если у нас не будет птиц? Как мы можем помочь птицам зимой, весной?
Дети: повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники,
Воспитатель: Зима – трудное время для птиц. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. Орнитологи утверждают: если не помочь птицам в зимний период, то из десяти синиц до весны доживут только две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди.
-Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему?
Дети: Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.
Воспитатель: Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют!
Ребята, послушайте чем можно кормить птиц: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.
Воспитатель показывает корма и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках. О ком мы с вами сегодня говорили? Вывод.
-Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Не богаты их корма-
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы - Акция "Покормите птиц зимой" подготовительная группа
Акция "Покормите птиц зимой" подготовительная группа...
Опыт работы "Акция - Покормите птиц зимой" подготовительная группа
Акция "Покормите птиц зимой"...
Тематическое планирование на неделю: Покормите птиц зимой (подготовительная группа)
Тематическое планирование на неделю...
ОПЫТ РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Цель акции:- Помочь зимующим в нашем районе птицам пережить холодный периодЗадачи акции:- Познакомить детей с видовым разнообразием птиц, живущих в нашей области – провести познавательную эколог...
Картотека стихотворений, скороговорок, загадок на тему "Покормите птиц зимой"(Подготовительная группа)
Картотека стихотворений, скороговорок, загадок на тему "Покормите птиц зимой"(Подготовительная группа)...
Акция "Покормите птиц зимой" (Подготовительная группа)
Задачи:- расширить представления детей о птицах,об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное вр...
Природоохраняемая акция "Покормите птиц зимой" Подготовительная группа№3 (2023)
В нашем детском саду проводилась акция «Покормите птиц зимой!» Основная цель акции – помочь зимующим птицам пережить холодный период, сохранив тем самым их численность и поддержав ви...