Конспект занятия по окружающему миру Тема: «Прошла зима холодная»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Уточнить представления детей о зиме, как о сезоне
Задачи:
1. Обобщить представления детей о зиме, как о наиболее неблагоприятном периоде для жизни растений, животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом; очень мало света, так как день короткий).
2. Выявить умение детей устанавливать связи и закономерности в природе; растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему: медведь-спит, заяц и лось кормятся ветками, белка делает – запасы.
3. Развивать связную речь, умение говорить правильно, используя сравнения, эпитеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_proshla_zima_holodnaya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С «АЛЕНУШКА» С. ПОВАЛИХА
Конспект занятия по окружающему миру
Тема: «Прошла зима холодная»
Воспитатель: Орлова О. П.
с. Повалиха 2023
Цель: Уточнить представления детей о зиме, как о сезоне
Задачи:
1. Обобщить представления детей о зиме, как о наиболее неблагоприятном периоде для жизни растений, животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом; очень мало света, так как день короткий).
2. Выявить умение детей устанавливать связи и закономерности в природе; растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему: медведь-спит, заяц и лось кормятся ветками, белка делает – запасы.
3. Развивать связную речь, умение говорить правильно, используя сравнения, эпитеты.
Оборудование: Календарь погоды за 3 зимних месяца; иллюстрации, репродукции картин «Русская зима» К.Ф.Юона, «Первый снег» А.А.Пластова, Иллюстрации картин «Медвежья берлога», «Ель». Фонограммы классической музыки Чайковского «Времена года». Фишки – снежинки.
Вводная беседа.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель или ребенок читает стихотворение И.Сурикова «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Тихо, непробудно.
Ребята, мы сегодня на занятии будем играть,' отвечать на вопросы, за правильный ответ вы получите фишки- снежинки. В конце занятия посчитаем у кого их больше, тот и у нас самый умный и сообразительный.
- О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении?
- Зима владычица 3-х месяцев, Назовите их?
- Какие же изменения произошли в природе зимой?
- Какая была погода? (рассмотрите календарь природы и погоды за декабрь, январь, февраль);
- отметить самый теплый день, самый холодный?
- Сколько было тёплых дней, холодных?
- Каких птиц мы встречаем чаще всего на кормушке и участке д/с?(см.календарь)
- Почему же птицы ютятся у человеческого жилья? (они в основном всеядны, кроме снегирей, свиристелей синичек (любят семена разл. растений).
- Как изменилось поведение птиц зимой?
- Почему снегири и свиристели прилетают к нам и как их называют? (кочующие)
- Расскажите, как вы заботились о птицах? (рассказы детей)
Птицы будут очень благодарны тем детям, которые о них заботились и самые красивые и весёлые, песенки они споют весной!
- Ребята, посмотрите на эти картины.
- Какие животные здесь нарисованы?
Д/и «Домашние и дикие животные»
- Мы разделили их на диких и домашних, а теперь каждый из вас возьмёт карточку из игры (карточки перевернуты) и расскажите о том:
Как зимовало это животное? Остальные дети слушают и потом добавляют, то о чём не сказали. Постараться выслушать всех детей; сделать вывод: Зима - суровое время года для птиц и животных;
- А как человек может ещё помочь выжить? (лесники подкармливают);
- Кто из ребят знает или вспомнит, у кого из животных зимой появляется потомство? (медведица-февраль).
- А какая из птиц высиживает зимой птенцов? (зимородок)
- Почему человек должен заботиться о братьях наших меньших? (ответы детей)
- Ребята, а почему же так холодно зимой? (солнце светит, но не греет; оно невысоко - посмотреть на календарь солнцестояние).
- Зимой, что длиннее дни или ночи? (дни короткие, ночи длинные).
- Каким же бывает снег зимой и почему? (всё зависит от погоды- тепло -хлопья; холодно - иголки, или крупинки; оттепель-снег с дождём очень мокрый).
- Какие явления наблюдаются зимой? Особенно в январе и феврале? (метели, позёмки, вьюги воют, снегопады, иней; когда оттепель).
- Почему хрустит снег под ногами?
П/и «Ветер и снежинки».
На столе лежат картинки разных рыб.
- Ребята, каких рыб вы знаете? (карась, щука, сом, пескарь, ерш).
- Что же происходит с ними зимой? (опускаются на дно, малоактивны).
- Все ли водоемы замерзают? Почему?
- Что же происходит с растениями и деревьями зимой? (ответы детей: под снегом зимуют корни, семена трав, укрыты снежным одеялом, деревья сбрасывают листья, они спят до весны).
- Какие деревья не сбрасывают листья? (загадки о елке)
- Каким еще словом называют эти деревья? (хвойными, т.к. вместо листьев колючки-хвоинки).
Ребята о ком мы с вами еще не поговорили? Их называют самыми древними и их очень много на нашей планете. Хорошо, они маленькие, некоторые незаметны, а другие похожи на цветы; они ползают, прыгают, летают? Догадались? Это насекомые.
- Что же с ними происходит зимой?
- Почему? (пропадает корм - цветы, растения, холодно).
- Ребята вы многое вспомнили и рассказали о Зимушке - зиме.
Действительно, куда ни посмотришь зимой, все кругом бело. Неужели вся жизнь зимой остановилась? Как вы думаете? Вспомните сказку «Мороз Иванович?» - что прячет он под снежным одеялом? (корни и семена).
- А если посмотреть на ветки деревьев? - (почки спят до тепла).
- Долго длится зима, в наших краях даже больше 3-х месяцев еще и в марте, апреле снег будет лежать. Мудрый народ придумал и дал определение каждому месяцу:
ДЕКАБРЬ - студенец.
ЯНВАРЬ - году начало, зиме середина.
ЯНВАРЬ - крыша зимы.
ФЕВРАЛЬ - ветродуй, вьюговей, бокогрей.
ФЕВРАЛЬ - месяц лютый, спрашивает: как обуты?
Зима бывает тихая и нежная; игривая и шаловливая, а порой злая и ворчливая (метели вьют, вьюги , поземки , бураны)
- И все - таки вам зима нравится?
- Почему?
- Чем она нравится?
- Хорошо, давайте придумаем красивые слова о зиме.
ЗИМА – волшебница
ЗИМА – красавица
ЗИМА - кудесница
- Ребята, а чем вас удивила зима в этом году?
- Что было необычного, что больше всего вам запомнилось?
Подводим итог – у кого больше фишек.
Давайте послушаем еще раз замечательную музыку Чайковского «Зимнее утро», «Зима».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: "прошла зима холодная"
Уточнить и обобщить представления детей о зиме, как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений, животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом; очень мало све...
Конспект занятия по окружающему миру "Птички зимой"
Цель: Дать представление о птицах и кормушке, учить наблюдать за птицами, воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им (кормить). Развитие и обогощение словарного запаса....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Прошла зима холодная»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Прошла зима холодная» Цель: обобщение представлений детей о зиме, как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к ...
План-конспект занятия по окружающему миру "Звери зимой"
план-конспект для ставршей группы...
Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Зимой в лесу».
Конспект занятия по окружающему миру.Тема: «Зимой в лесу».Цели: Уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных зверей зимой. Обобщить знания детей о типичных повадках звер...
Конспект занятия по окружающему миру Зимушка Зима в младшей группе
Цель: рассширить знание детей о времени года Зима.Закрепить понятие,что зимние развлечения характерны только для зимы.Воспитывать любовь к природе.Продолжать учить детей отвечать на вопрос...
Конспект занятия по окружающими миру «Зимушка-зима»
Конспект занятия по окружающими миру «Зимушка-зима» Цели: образовательные: закрепление представлений о зиме и ее приметах, уточнение, расширение и активизация словаря по теме непосредственной деяте...