Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СОЛИ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/konspekt_ood.docx | 384.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» села Новозаведенного»
Конспект ООД
ТЕМА: «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА СОЛИ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1) Организованно - методическая информация
№ | Организованно методическая информация |
Содержание | |
1. | Тема образовательной деятельности | Удивительные свойства соли. | |
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие: познавательно – исследовательская деятельность. | |
3. | Виды деятельности детей | Игровая деятельность: построение занятия в виде работы в ученой лаборатории. | |
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: разъяснение исследования, беседа о свойствах соли, рассказ, показ и обращение к опыту детей. | |
4.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Постановка и решение вопросов проблемного характера. Фиксация результатов наблюдений, экспериментов. | |
5. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие с взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности. Познавательное развитие: получение информации о новых экспериментов, их значении и способах выполнения. | |
5.1 | Словарная работа | Лаборатория, промышленность, косметология, альпинист, поролон. | |
6. | Возрастная группа | Старшая группа (5-6 лет) | |
7. | Цель | Систематизация представлений детей о соли и её свойствах. | |
8. | Задачи | Планируемые результаты | |
8.1 | Формировать представление о свойствах соли. | Сформированы первичных представлений о свойствах соли и ее свойствах. | |
8.2 | Закреплять умение самостоятельно осуществлять практические действия | Испытывает потребность в общении с взрослыми и сверстниками в процессе экспериментальной деятельности, охотно вступает в беседу, делится впечатлениями, наблюдениями, проявляет эмоциональную активность и сопереживания. | |
8.3 | Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования | Проявляет исследовательскую активность в процессе приобретения собственного познавательного опыта, умеет сравнивать, обобщать и делать выводы. | |
8.4 | Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от эксперимент-ия, открывая новое в знакомом. | Самостоятельность выполнения заданий. | |
8.4 | Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни; Способствовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей. | Создание положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуации успеха. | |
9 | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения | Способы преодоления | ||
9.1 | Формулировка выводов в процессе экспериментирования | Напоминание всех высказанных точек зрения, сопровождение в обобщении, наводящие вопросы. | |
10 | Организация среды для проведения образовательной деятельности | Материалы и оборудование: халаты, тарелочки на каждого ребенка, контейнеры с солью, увеличительные стекла, ложечки, стаканы с водой, пипетки; чашки с водой, мешочки с солью и с поролоном, дидактическое пособие «Кольца Луллия», карточки. | |
11 | Подготовка к образовательной деятельности в режимных моментах | Просмотр презентаций о соли, беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. |
2) Примерный ход непосредственно образовательной деятельности взрослого и детей
№ | Этап | Содержание | Примечание | ||
1 | Вводная часть | ||||
1.1 | Введение в тему | Создание проблемной ситуации: Детей приглашают в научную лабораторию, в которой проводят исследования и эксперименты. Детей превращают в ученых и вспоминают правила поведения в лаборатории. | Разговаривать тихо, не трогать без разрешения воспитателя, не пробовать на вкус, работать только на своем рабочим месте, не толкай соседа во время работы, сначала подумай, потом сделай, соблюдать осторожность. Но в пищу - каждому | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Создать ситуацию успеха: дать возможность ребенку почувствовать себя исследователем, первооткрывателям, ощутить успешность, самостоятельность, предоставление выбора, свободы. Мотивирующим фактором становится удовлетворение потребности детей в самостоятельности и притязании на признание. | Сделать для себя новые открытия. | ||
1.3 | Целеполагание | Узнать свойства соли, чтобы рассказать о них товарищам по группе | Получить новые знания путем эксперимен-ия | ||
2 | Основная часть | ||||
2.1 | Ранее приобретенные знания | Загадывание загадок. | |||
2.2 | Добывание (сообщение и принятие) нового знания | Разгадывание загадок. Решение интеллектуальных вопросов. Исследование «Какая соль?» Игра – эксперимент «сказка - загадка». Моделирование, поэтапное определение груза для осликов. | |||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Самостоятельное обсуждение полученных результатов исследования. | |||
3 | Заключительная часть | ||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Где мы сегодня побывали? Кем мы сегодня были? Что вам запомнилось больше всего? | Осознание результативности своей деятельности и своего эмоционального состояния при расстановке альпинистов не соленой горе. |
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня в вашем замечательном детском саду много гостей, оглянитесь… Давайте поздороваемся!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? Тогда
сейчас расскажу вам сказку - загадку, а вы слушайте и
запоминайте.
Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешок с солью, а другой нес мешок с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вам хотелось бы узнать, какой ослик принес груз, и почему только один? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию.
(Показ слайда: научная лаборатория)
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные исследования и эксперименты. А кто работает в лабораториях?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти
исследования.
Воспитатель: Прежде чем пройти в лабораторию, что нам нужно сделать?
Дети: Надеть халаты!
Воспитатель: В этом нам помогут наши гости. Подойдите к ним они
превратят вас в ученых. (воспитатели надевают халаты детям)
Воспитатель: Для начала давайте вспомним правила поведения в
лаборатории.
Дети: - разговаривать тихо
- не трогать без разрешения воспитателя
- не пробовать на вкус
- работать только на своем месте
- соблюдать осторожность
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А вот с каким материалом мы будем экспериментировать, вы наверно уже догадались.
Загадка:
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
На вкус не так уж и вкусна,
Но в пище каждому нужна.
Воспитатель: Правильно это соль.
Воспитатель: Прошу вас занять места за столами и мы будем проводить исследования с солью.
Опыт №1
(тарелочки, соль, контейнеры, ложки, увеличительные стекла, пипетки, стакан с водой)
Воспитатель: Пройдите на свои места.
Воспитатель: Скажите, какого цвета соль?
Дети: Соль белого цвета.
Воспитатель: Какая она на вкус?
Дети: Соль соленая.
Воспитатель: Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте ее.
Имеет ли соль запах?
Дети: Соль не имеет запаха.
Воспитатель: Ребята, насыпьте три ложки соли на свои зеленые тарелочки.
А теперь возьмите лупы и рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?
Дети: Соль похожа на зернышки, кристаллы, крупинки.
(Показ слайда крупинок соли)
Воспитатель: Возьмите пипетки и капните на соль воду.
Что произошло?
Дети: Соль впитала воду.
Воспитатель: А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?
Дети: Соли много, воды мало.
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: Изменился ли цвет воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как вы думаете, какой стал вкус у воды?
Дети: Вкус у воды слал соленый.
Воспитатель: Молодцы!
А теперь давайте сделаем вывод, что мы узнали о соли?
Вывод: соль без запаха, белого цвета, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют? (Показ слайда)
Воспитатель: Приглашаю вас подойти к столу, на котором лежат пособия Кольца Луллия. Подберите картинку использования применения соли людьми и дайте объяснение.
Дети: Солят еду, используют в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине - полоскать нос и горло, чтобы не болеть, в косметологии, в сельском хозяйстве, соль не заменимый помощник зимой в голол
Динамическая пауза
Очень опыты мы любим! Шеей влево, вправо крутим.
Соль полезна для еды
Если, правда, топай ты! Солью промываем рот.
Делай вправо поворот! Также нос, и снова рот.
Влево делай поворот! Медицина здесь уместна.
Мы попрыгаем на месте!
Чтобы сильными и здоровыми стать.
А затем весь мир обнять!
Опыт № 2
(мешочек с солью, поролон, чашки с водой)
Воспитатель: Возьмите мешочек с солью в одну руку, а в другую мешочек с поролоном. Что легче?
Дети: Поролон.
Воспитатель: Значит, какому ослику было легко идти?
Дети: Который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.
Воспитатель: Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду. Что происходит с солью?
Дети: она растворилась.
Воспитатель: А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон?
Дети: Поролон.
Воспитатель: Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему?
Дети: Соль в мешках растворилась.
Воспитатель: Какому ослику было плыть тяжело? Почему?
Дети: Поролон впитал воду.
Воспитатель: Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду?
Дети: Соленую.
Вывод: Соль тяжелее, чем поролон, в воде быстро растворяется, а поролон впитывает воду и становится тяжелее.
Воспитатель: Ребята нам нужно вернуться за столы, и выполнить еще одно очень важное задание. А помогут нам в этом маленькие человечки. Мы с вами выяснили как люди используют соль, но ведь эта удивительная соль еще окружает нас в трех различных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Перед вами карточки с изображением различных объектов. Вам нужно подумать, и определить, в каком виде находится соль в данном объекте: соединить линией объект и человечка.
Рефлексия.
- Где вы сегодня побывали?
- Кем вы сегодня были?
- Что вам запомнилось больше всего?
Самооценка
А теперь подойдите к макету соленой горы и оцените себя вот такими замечательными альпинистами. Если вы узнали сегодня много интересного и легко справились с заданиями, то поставьте своего альпиниста на вершину горы, если вы затруднялись, то ваш альпинист должен стоять на середине пути к вершине. А если вы уже все знали про удивительные свойства соли и ее использование в нашей жизни, тогда ваш альпинист остался у подножья горы, ему эту гору покорять не нужно.
Сегодня вы получаете «Дипломы юных исследователей», и теперь можете самостоятельно объяснить своим родителям, друзьям удивительные свойства соли. Спасибо ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"
В ходе занятия расширяются знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в подготовительной группе "Испытание магнита"
Занятие-эксперимент "Испытание магнита"...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Тема: Строение растений.Цель: используя личностно-ориентированное взаимодействие с детьми, здоровьесберегающие методы и оздоровительные моменты сформулировать у детей представление о строении ра...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»Программные задачи: познакомить детей со свойствами воды; ут...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста по теме "Лёд"
Познакомить детей с качествами и свойствами льда, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности обращения со льдом, воспитывать любознательность, активизировать в речи детей «...
Исследовательские проекты в средней группе ДОО. Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»
Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности «Водица - вода»...